Корабельный устав вмф рф (2001)/глава 18

Корабельная артиллерия

Все военные корабли имеют на вооружении различные виды боевых орудий. Огромное значение для развития ВМФ любой страны имели пушки. Первые корабельные пушки появились еще в 14 веке, однако в течение следующих 200 лет артиллерию практически не использовали. И только в конце 16 века они стали важным элементом морских сражений. Родоначальницей такого оружия на борту судна считается Англия.

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Предпосылки создания корабельной артиллерии

Тактика корабельных сражений до 16 века неизменно включало в себя ближний бой и абордаж (вооружение древних кораблей). Основной способ уничтожить вражеский корабль – уничтожить команду. Перебраться на вражеский корабль в атаке можно было 2 основными способами:

  1. Когда корабль таранил противника носовым тараном, для нанесения большего время кораблю и команде;
  2. Когда хотели нанести меньше, вредя кораблю, использовали специальные сходни (корвус) и тросы, когда корабли ровнялись бортами.

В первом случае, когда необходимо именно вывести из строя боевую единицу противника. На носу корабля устанавливали небольшие орудия. Которые в момент тарана выстреливали ядрами или картечью. Разрывая борта корабля пушечное ядро создавало множество опасных «заноз» до нескольких метров в длину. Картечь в свою очередь была выгода против групп моряков. Во втором случае, целью было захват груза и самого корабля с меньшими повреждениями. В таких случаях чаще использовали стрелков и снайперов.

Носовые пушки использовались при таране

Гладкоствольные орудия

Постоянные войны за новые территории вынуждали производить все более мощное вооружение для боевых кораблей. Сначала использовали каменные снаряды. Со временем появились чугунные, значительно более тяжелые, ядра для пушек. Для наибольшего поражения их запускали даже в раскаленном виде. В этом случае появлялось больше шансов на возгорание вражеской цели. Можно было за более короткое время уничтожить больше судов противника и уберечь свою команду.

Для использования подобных снарядов необходимо было создавать новые виды артиллерии. Так появлялись различные виды гладкоствольных пушек, обеспечивающие возможность дальней стрельбы и использования разнообразного заряда. При этом точность попадания оставляла желать лучшего. Более того, потопить деревянный корабль было практически невозможно. Постоянные из дерева они могли оставаться на плаву даже с сильными повреждениями.

Бомбарда

Предшественниками корабельных пушек выступали бомбарды. Их применяли в 14-16 веках. В этот период еще невозможно было работать с литым железом, градус плавления которого в 1,5 раза больше, чем у бронзы или меди. Поэтому данное оружие изготавливали из кованых железных пластин, их крепили к деревянной цилиндрической форме. Снаружи конструкция была зафиксирована металлическими обручами. Размеры такого оружия в первое время были небольшими – вес ядра не превышал 2,5 кг. В те годы не существовало какой-либо стандартизации вооружения, поэтому все последующие, более крупные, орудия также называли бомбардами. Так, некоторые из них достигали вес в 15 тонн. Общая длина крупного образца могла составлять 4 метра. Камора – задняя часть оружия, в которую закладывали порох, у первых экземпляров бомбард была съемной.

Бомбарда

Орудия со сменой казенной частью

Развитие металлургии позволило изготавливать литые бомбарды из чугуна. Они были более надежными при эксплуатации, проще в обслуживании. Самой известной бомбардой, хоть и не корабельной, является знаменитая Царь-пушка.

Кулеврина

Одним из самых известных сражений средневековья считается морской бой между Испанией и Англией в конце 16 века. Испанская армада в те годы считалась самой мощной военной силой в мире. В 1588 году к проливу Ла-Манш подошло 75 военных кораблей и 57 транспортных судов Испании. На борту размещалось 19 000 солдат. Король Филипп II хотел захватить британский остров. На тот момент королева Елизавета не имела сильной армии, но она отправила им навстречу немногочисленный флот, который имел на борту корабельные пушки.

Длинноствольная бронзовая пушка – кулеврина, которую также называют змея, могла поразить цель на расстоянии до 1000 метров. Скорость полета снаряда для средневековья была запредельно высокой – около 400 метров в секунду. Англичане считали, что длинный ствол поможет оптимизировать траекторию полета. Кулеврины застали испанцев врасплох, после чего они повернули свои корабли в обратную сторону. Однако трагедия случилась позже. В результате Гольфстрима – сильнейшем течении, о котором на тот момент не было известно испанцам, аркада потеряла более 40 кораблей.

Корабельные пушки 19 века – бомбические орудия

Улучшение технологий и изобретение гранулированного пороха. Давало возможность строить пушки более точные и мощные. Но это была уже необходимость, а не просто следствие технического прогресса. Появление первых кораблей, чей корпус обшит металлическими пластинами ниже ватерлинии, начал менять прежние представление о войне в море.

Улучшая непотопляемость параллельно с огневой мощью, корабли были хорошо защищены в ближнем бою. Век абордажных сражений уже прошёл и целью сражений были уже сами корабли. Простые ядра уже не могли нанести серьёзный вред кораблю. Это привело к созданию орудий, которые стреляли фугасными снарядами и бомбами. Их называли – бомбические пушки.

Сама конструкция гладкоствольной пушки была изменена, загрузка снаряда теперь осуществлялась с казенной части ствола. Теперь уже не надо было откатывать ствол для закладки картуза (пороха) и снаряда. При весе орудия в несколько тонн это сильно выматывало команду. Такие орудия могли отсылать снаряды на 4км.

В конце века на флоте появились суда чей корпус был изготовлен только из металла. Для повреждения подводной части судна начали применять торпеды.

Гонка вооружений привела к тому что моряки попросту не могли справиться с новыми орудиями. Увеличение дальности полёта снаряда сильно затрудняло прицеливание. Были проведены боевые испытания крупных калибров до 15 дюймов (381 мм) – такая артиллерия была очень дорогая в производстве и имела очень короткий срок службы.

Особенности

16″/50 артустановка Mark 7 американского линкора «Нью-Джерси»

Использование корабельной артиллерии происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идёт по движущимся целям. Эти особенности корабельной артиллерии потребовали создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий.
Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции артиллерии сухопутных войск, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров (пушки).

Кормовая башня линкора «Ямато» во время его постройки.

Наибольший калибр (18″) имели орудия японских сверхлинкоров «Мусаси» и «Ямато».

С развитием ракет из-за сравнительно малой дальности и точности стрельбы корабельные артиллерийские установки стали применяться для решения вспомогательных задач, когда применение ракет было нецелесообразно, например, для предотвращения прорыва морской блокады, уничтожения вспомогательных судов, обстрела побережья. К XXI веку осталось мало артиллерийских систем крупного калибра, а установки среднего калибра имели малое поражающее действие и небольшую дальность стрельбы.

С перестройкой флотов с перспектив ведения боевых действий в открытом океане на проведение операций в прибрежных районах значение корабельной артиллерии в качестве средства поражения наземных целей снова выросло. При этом установки меньшего калибра стали применяться не только в системе ближней ПВО и ПРО, но и для уничтожения катеров.

Основные тактические свойства корабельной артиллерии:

Достоинства:

  • возможность применения как по морским, так и по береговым и воздушным целям;
  • скорострельность;
  • длительность стрельбы;
  • высокая скорость реагирования;
  • почти полное отсутствие мертвых зон (артиллерия способна бить прямой наводкой);
  • сравнительная дешевизна артиллерийских снарядов;
  • возможность иметь очень большой бортовой боекомплект;

отрицательные

  • довольно большая масса артиллерийских установок, из-за чего крупнокалиберные орудия может нести только корабли довольно большого водоизмещения;
  • ограниченная живучесть ствола;
  • сравнительно малая максимальная дальность эффективной стрельбы (до 40—45 км у лучших существующих крупнокалиберных артсистем);

Использование корабельной артиллерии на суше

Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос. Лебяжье)

В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу.

Артиллерия эпохи парусного флота не имела стационарных установок на борту корабля и с лёгкостью могла быть перемещена на постоянные или временные береговые укрепления, чем часто пользовались. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе

Корабельное орудие на Историческом бульваре в Севастополе

Та же практика продолжилась и после появления артиллерии современного типа, хотя теперь она и была сопряжена с определёнными сложностями ввиду всё более узкой специализации морских орудий. Запертые в Порт-Артуре корабли русского флота постепенно разоружались, а их орудия устанавливались на береговых и сухопутных укреплениях.

Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.[источник не указан 1254 дня]

Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Карл», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.

Разработанная в Германии на базе корабельного орудия 105 мм пушка (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) на шасси танка Т-100 была основой экспериментальной самоходки СУ-100-Y. На базе корабельного орудия Б-34 была разработана пушка Д-10С, которая устанавливалась на самоходке СУ-100.

Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск. Также большую роль сыграли корабельные артустановки на железнодорожных транспортерах калибра от 130-мм до 356-мм. Большое количество орудий большой и особой мощности в береговой обороне морских крепостей СССР были или демонтированы со списанных или погибших кораблей или являлись их аналогами, созданными для нужд БОХР,

При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.

Приборы управления стрельбой

Каждому из калибров артустановок соответствуют свои приборы управления стрельбой. Системы управления стрельбой должны обеспечивать стрельбу с одинаковой точностью при любых метеорологических условиях и в любое время суток по морским, береговым и воздушным целям.

Приборы управления стрельбой состоят из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок.
Приборы управления стрельбой могут располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями.

По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой делятся на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учётом баллистических и метеорологических поправок) и упрощённые (с учётом только части поправок и данных).

Основные приборы системы управления стрельбой

  • Приборы обнаружения и целеуказания — для обнаружения и первичного определения координат цели (дальности, скорости, курсового угла). К этой группе приборов относят радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы.
  • Приборы наблюдения и определения текущих координат — для наблюдения за целью и непрерывного определения её точных координат с целью расчёта данных для стрельбы. К этой группе приборов относят радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов.
  • Приборы выработки данных стрельбы — для непрерывной выработки полных углов наведения и величины установки взрывателя для универсальных и зенитных установок.
  • Приборы наводки — располагаются в башенных боевых отделениях артустановок.
  • Приборы цепи стрельбы — для проверки готовности установок к стрельбе, замыкания цепи стрельбы и производства залпа.

Корабельные орудия 17 века появление «Классической пушки».

Первоначально все артиллерийские орудия называли бомбардами, а потом пушками. Однако в 16 веке, после появления возможности литья чугуна и, как следствие, развития корабельного вооружения, необходимо было каким-то образом классифицировать все установки. Так, было принято считать пушками артиллерийское устройство, длинна ствола которого была 10 футов. Такой размер был выбран не случайно, в Англии 17 века, бытовало мнение что длинна ствола орудия имеет прямое отношение к дальности полета снаряда. Однако это оказалось верно, только в теории. Черный порох, который использовали в то время, имел небольшую скорость возгорания, это значило, что снаряд получал ускорение только в небольшой части ствола орудия. Вычислив оптимальную длину ствола, создали орудие, которое было не слишком большим и тяжелым и имело оптимальный показатель использования порохового заряда.

При этом появлялась возможность осуществить прицельную стрельбу – заряд получал четкую траекторию полета. Вооружение, имеющее меньшую длину ствола назывались мортирой, гаубицей и прочие. Их траектория полета не была строго определенной, запуск ядра осуществлялся вверх – навесная стрельба.

До 17 века артиллерийские установки для морских и сухопутных сражений ничем не отличались. Но с увеличением морских сражений на кораблях появлялись дополнительные элементы для работы с артиллерией. На боевых суднах пушки привязывались мощным тросом, служащим для удержания корабельного орудия при откате, а также устанавливались на колеса. При помощи их устройство возвращали на исходную позицию. Для сокращения откатов устанавливался винград – выступающая часть задней части пушки.

Моряки начинают изучать баллистику – анализ движения снаряда, от чего зависит скорость и траектория полета. Боеприпасы представляли собой чугунные ядра, картечь и разрывные или зажигательные снаряды.

Все чаще при оценке орудия уделялось внимание скорость прицеливании, простота и удобство зарядки, надежность. Во время морских боев корабеле выпускали друг в друга десятки тонн ядер

Знаки различия ВМФ Военно-Морского Флота. 1941-1945 годов

  • Знаки различия военнослужащих ВМФ  Военно-Морского Флота.
  •  1941-1945 годов.

К началу войны военнослужащие ВМФ носили знаки различия, установленные в конце 1935 с дополнениями и изменениями, принятыми в 1937, 1939 и 1940.
Военнослужащие ВМФ носили знаки различия на рукавах в виде нашивок из галуна, над которыми нашивалась звезда; старший краснофлотец – только красную звезду с золотой окантовкой, а краснофлотец – красную звезду. У специалистов младшего начальствующего и рядового состава кроме знаков различия были также знаки по специальностям, которые нашивались на левом рукаве шинели, бушлата и фланелевой рубахи. Сверхсрочнослужащие ВМФ носили на левом рукаве остриём вниз золотые шевроны: за 5 лет сверхсрочной службы и выше – 1 шеврон, за 10 лет и выше – 2 шеврона, за 15 лет и выше – 3 шеврона.
В июне 1942 народным комиссаром ВМФ установлена для рядового состава, удостоенного гвардейского звания, особая гвардейская лента к фуражкам-бескозыркам. С октября 1942 в связи с введением единоначалия и упразднением института военных комиссаров в Советской Армии и ВМФ для зам.командиров по политической части и для всех остальных политработников были установлены общие для всех командиров Советской Армии и ВМФ воинские звания и знаки различия. В ноябре 1942 для старшего командного и инженерно-командного состава корабельной службы была введена золочёная металлическая окантовка в виде выпуклого изображения дубовых листьев на козырьке фуражки (орнамент).
Указами Президиума ВС СССР от 15 февраля 1943 для личного состава ВМФ учреждены новые знаки различия – погоны. В ВМФ при введении погон нарукавные знаки различия были сохранены только на мундире, тужурке и синем кителе для высшего, старшего и среднего командного состава корабельной и инженерно-корабельной служб. Младшему командному и рядовому составу, а также курсантам военно-морских училищ кроме погон были введены погончики на рубахи. Военнослужащим ВМФ, которым присвоена общеармейская форма одежды, устанавливались те же погоны, что и для соответствующих частей Советской Армии. В октябре 1943 для воспитанников нахимовского военного училища введены знаки различия – погоны и погончики. Воспитанники с 6-го класса обучения носили нарукавные знаки различия по классам обучения – угольники из сукна красного цвета.

К знакам различия военнослужащих также относились канты, лампасы, эмблемы, кокарды и звёзды на головных уборах, шитьё на мундирах и головных уборах.

Знаки различия ВМФ Военно-Морского Флота.  1941-1945 годов.
Нарукавные знаки и погоны.
1941 — 1942 год 1943 — 1945 год
Форма одежды: Парадная Нашивки
Звание: Матрос
Звание: Старший Матрос
Флот: Тихоокеанский
Звание: Старшина 2-й статьи
Флот: Черноморский
Звание: Старшина 1-й статьи
Флот: Северный
Флот: Балтийский
Звание: Мичман
Звание: Младший лейтенант
Звание: Лейтенант
Звание: Старший Лейтенант
 Военюрист
Звание: Капитан-лейтенант
Военврач 3-го ранга
Звание: Капитан 3-го ранга
 береговая оборона инженер корабельной службы
Звание: Капитан 2-го ранга
авиация ВМФ
Звание: Капитан 1-го ранга
инженер корабельной службы
Звание: Контр-адмирал
 Дивизионный комиссар  инженер корабельной службы
Звание: Вице-адмирал
Звание: Адмирал
Звание: Адмирал флота
Звание: Главный Адмирал флота
 Этого завания до 1943 года не было.
Звание: Адмирал Советского Союза
Этого завания до 1943 года не было.
  1. Погончики матросов и старшин
  2. Матрос
Нарукавные лычки матросов сверхсрочной службы Бескозырка
Старшина 2-й статьи  Каждая лычка — 5 лет сверхсрочной службы. Гвардейская ленточка для бескозырки.
Нарукавные шевроны матросов

Нагрудные знаки моряков ВМФ

Нагрудный знак «Отличник ВМФ» Нагрудный знак «За боевое траление» Нагрудный знак «Отличный подводник» Нагрудный знак «Отличный торпедист»
Атрибуты командного состава ВМФ
Нагрудный знак  «Командир подводной лодки» Военно-морской офицерский кортик. Фуражка адмирала.
Форма одежды рядового состава ВМФ
Форма одежды командного состава ВМФ

Классификация

Британская универсальная 4.5″/55 артустановка Mark 8 на фрегате т. 23 HMS Northumberland, г.

Советская зенитная артустановка калибра 25 мм 2М-3М все ещё состоит на вооружении нескольких кораблей ВМФ России.

По назначению

  • Главный калибрruen (исторический) — для применения по надводным целям, то есть для решения основного предназначения корабля. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Потерял свою актуальность с развитием ракетного оружия
  • Противоминная артиллерия (историческая)
  • Артиллерийские системы противокатерной обороны
  • Универсальная артиллерия — применяется по морским, береговым и воздушным целям. Основной вид современной корабельной артиллерии. Главной задачей универсальной артиллерии являются воздушные цели, а второстепенной — морские и береговые.
  • Зенитная артиллерия — применяется по воздушным целям. Зенитная артиллерия ранее делилась на крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 — 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм).

В современном понятии зенитная — это малокалиберная зенитная артиллерия, то есть скорострельные автоматы 20-30 мм (на вооружении некоторых государств остались 40-мм установки). Средний и малый калибр ушли в универсальную артиллерию, а орудия калибром более 152 мм не производятся.

Реактивная артиллерия — установки неуправляемого ракетного оружия.

По калибру

с 1860 до 1946 года
  • Крупный калибр — 240 мм и более.
  • Средний калибр — от 100 до 190 мм.
  • Малый калибр — менее 100 мм.
с 1946 года
  • Крупный калибр — 180 мм и более.
  • Средний калибр — от 100 до 179 мм.
  • Малый калибр — менее 100 мм.

По виду артиллерийских установок

Башенного типа — орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки.

Боевые отделения защищены замкнутой бронёй, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию. Начиная с 1980-х гг все артустановки, производимые для кораблей ВМФ СССР, только башенные.

  • Палубно-башенного типа — часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). До середины 1950-х годов были обычны в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии на эсминцах и в качестве универсальной артиллерии на крейсерах и линкорах. Боевое отделение защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной бронёй, является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы. Сегодня несколько типов кораблей имеют зенитные артустановки этого типа.
  • Палубного типа (открытая артиллерия) — орудие и обслуживающие его системы полностью раздельны. Не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имеют небольшие габариты и массу. В современном ВМФ России остался единственный образец артиллерии этого типа — салютная пушка 21-К.

По способу стрельбы

  • Автоматические установки — процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требует непосредственного участия человека.
  • Полуавтоматические установки — в таких необходимо участие в процессе стрельбы артиллерийского расчета (обычно только на заряжании, выстреле и перезарядке, а остальные операции автоматизированы).
  • Неавтоматические установки — заряжание, выстрел, подача боезапаса, перезарядка и наводка производится при помощи механизмов подачи и заряжания, непосредственно приводимых в действие человеком.

Общие положения[править]

1. В корабельный состав Военно-Морского Флота входят боевые корабли, корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения. В боевой состав Военно-Морского флота входят только боевые корабли.

2. Корабли и суда Военно-Морского Флота, а также их летательные и подводные аппараты, катера и шлюпки являются федеральной собственностью Российской Федерации и, где бы они ни находились, подчиняются только законам Российской Федерации.

Ни одно иностранное государство не имеет права вмешиваться в жизнь корабля (судна) Военно-Морского Флота. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Командиры и весь личный состав кораблей (судов) Военно-Морского Флота в своих взаимоотношениях с иностранными кораблями и властями в любых обстоятельствах должны действовать с достоинством и сообразно интересами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обязательствами Российской Федерации по международным договорам, законодательством Российской Федерации и Руководством по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями.

4. Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения — на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги.

В Военно-Морском Флоте установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота.

5. Каждый корабль Военно-Морского Флота решает боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями, авиацией ВМФ, сухопутными и береговыми войсками ВМФ, а также с воинскими частями других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Настоящий Устав распространяется на все корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также на корабли специального назначения, суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими. Требования Корабельного устава Военно-Морского Флота обязательны для всех экипажей кораблей, в том числе и для размещенных на берегу, а также для всех лиц, временно пребывающих на корабле.

Организация службы на судах Военно-Морского Флота, укомплектованных гражданским персоналом, определяется Уставом службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота.

7. Общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними, вопросы дисциплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Знаки различия по воинским званиям

Погон курсанта

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1010 для военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации были введены погоны двух типов:

  • шестиугольные с трапециевидным верхним краем из галуна золотистого цвета или в цвет одежды (съёмные и нашивные) — парадные и повседневные, для всех категорий военнослужащих, а также полевые — для высших офицеров;
  • пятиугольные с треугольным верхним краем из материала в цвет одежды — полевые, для всех, кроме высших офицеров, категорий военнослужащих.

Также для курсантов, старшин, сержантов и матросов ВМФ, морских частей пограничных органов и морских частей внутренних войск МВД введены прямоугольные погончики из материала в цвет одежды для некоторых форм обмундирования.

В 1997 году Маршалам Советского Союза, маршалам родов войск, генералам армии и адмиралам флота, уволенным с военной службы до мая 1994 года, было разрешено носить погоны образца, действовавшего до 1994 года. Этим же указом были изменены знаки различия для состоящих на службе генералов армии и адмиралов флота — вместо одной большой звезды и малой звезды в венке введены 4 малых звезды.

На полевое обмундирование были введены прямоугольные погончики-муфты из материала в цвет одежды, надеваемые на пятиугольные полевые погоны. На погончиках-муфтах располагаются знаки различия по званиям.

В 2010 году вместо нашивных шестиугольных погон с трапециевидным верхним краем введены, для некоторых форм парадного и повседневного обмундирования, нашивные четырёхугольные погоны со скошенным верхним краем. Съёмные погоны оставлены шестиугольными с трапециевидным верхним краем. Полевые погоны для высших офицеров, вместо погон образца 1994 года, введены такие же, как и для прочих категорий военнослужащих.

В 2013 году генералам армии и адмиралам флота на погоны возвращены знаки различия, действовавшие до 1997 года (звезда в обрамлении венка на погоны генералов армии официально возвращена в 2014 году).

Солдаты и матросы

Рядовые и матросы на погонах не имеют никаких знаков различия. Ефрейторы и старшие матросы имеют одну горизонтальную лычку.

Сержанты и старшины

Имеют знаки различия в виде матерчатых галунов — лычек. Расцветки лычек:

  • Полевая форма — защитного цвета;
  • Повседневная и парадная форма — жёлтого цвета;

Прапорщики и мичманы

Имеют знаки различия в виде маленьких звёздочек, расположенных вертикально. Погоны схожи с офицерскими, но без просветов и могут иметь канты.

Призывной и контрактный состав (кроме ВМФ)
Солдаты и матросы Сержанты и старшины Прапорщики и мичманы
Погоны кповседневнойформе одежды
Звание → Рядовой Ефрейтор Младшийсержант Сержант Старшийсержант Старшина Прапорщик Старшийпрапорщик
Погоны кполевойформе одежды
Призывной и контрактный состав ВМФ
Погоны кповседневнойформе одежды
Звание → Матрос Старшийматрос Старшина2 статьи Старшина1 статьи Главныйстаршина Главныйкорабельныйстаршина Мичман Старшиймичман

Офицеры

Младший офицерский состав

Одна вертикально расположенная полоска — просвет. Звёздочки металлические, маленькие (13 мм). На полевых погонах просвета нет.

Старший офицерский состав

Два просвета и бо́льшие по размеру металлические звёздочки (20 мм). На полевых погонах просвета нет.

Высший офицерский состав
  • Вертикально расположенные вышитые звёздочки большего размера (22 мм), просветов нет.
  • Генерал армии, адмирал флота — одна большая вышитая звезда диаметром 40 мм (с 22 февраля 2013 года); над ней расположена вышитая звезда, обрамлённая венком (цвет звезды соответствует роду службы, диаметр венка 35 мм).
  • Маршал Российской Федерации — одна большая вышитая звезда диаметром 40 мм, на фоне радиально расходящихся серебряных лучей, образующих пятиугольник; над звездой — вышитый герб России (без геральдического щита) диаметром 40 мм.
Офицерский состав (кроме ВМФ)
Младшие офицеры Старшие офицеры Высшие офицеры
Погоны к

повседневной
форме одежды
(для сухопутных
войск и служб)

Погоны к

повседневной
форме одежды
(для ВКС и ВДВ)

Звание → Мл. лейтенант Лейтенант Ст. лейтенант Капитан Майор Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии Маршал
Российской
Федерации
Погоны к

полевой
форме одежды

Офицерский состав ВМФ
Младшие офицеры Старшие офицеры Высшие офицеры
Погоны кповседневнойформе одежды
Звание → Мл. лейтенант Лейтенант Ст. лейтенант Капитан-лейтенант Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота
Нарукавные знаки различия

Корабельные пушки 18 века – Коронада

Боевые корабли в 18 веке уже имели большое количество пушек. Их вес и размер не отличались от установок 17 века. Однако было создано несколько усовершенствований:

  • Поджог пороха осуществлялся уже не с помощью фитиля – вместо него был установлен кремниевый замок;
  • Пушки располагались не только на палубе, их устанавливали по всему судну: нижние и верхние палубы, нос, корма. Самые тяжелые установки находились в нижней части корабля.
  • Для больших орудий, как и раньше, использовалась лафета с колесами. Но теперь для них сделаны специальные направляющие, по которым колеса откатывались при выстреле из пушки и возвращались обратно.
  • В 17 веке ядра летели не более 200 метров. Теперь снаряд преодолевал 1000 метров.
  • Улучшилось качество пороха. Кроме того, оно уже было расфасовано в виде картузов или патронов.
  • Появляются новые виды снарядов – книппели, разрывные бомбы, гранаты.

Также в конце 18 века появляется новый вид артиллерийского оружия – каронада. Которые хоть и имели слабый заряд и низкую скорость ядра, но могли быстро перезаряжаться, что имело ключевое значение в ближнем бою. Коронадная пушка использовали против экипажа и такелажа корабля противника. Вообще скорость перезарядки пушка достигала 90 секунд, при среднем показателе 3-5 минут.

Коронада

Корабль “Виктория”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector