Глава 1 возникновение духовно-рыцарских орденов

Деньги делают деньги

Великодушие и альтруизм, конечно же, являются самыми прекрасными человеческими качествами. Однако давным-давно отмечено, что деньги мотивируют людей приумножать свое состояние, а значит делать деньги. Этого не смогли избежать и рыцари-храмовники. Будучи образованными людьми, заступники пилигримов стали все более заниматься, в первую очередь, финансовой деятельностью. Сказались данные неограниченные права вместе с полной бесконтрольностью.

Понемногу у новоиспеченных ростовщиков появились должники, которые были и королями, и герцогами, и простолюдинами. Рыцари-храмовники раскрутили свою бурную финансовую деятельность по всему европейскому континенту. Денежными потоками начала наполняться казна ордена. Так они стали обогащаться просто на глазах.

Список орденов[править | править код]

Эмблема Название Год основания Территория Год роспуска Страна Примечания
Тау (Орден защитников христианских святынь) Тоскана Священная Римская империя Орден появился для защиты христианских паломников на пути из Рима к Святой земле
Орден госпитальеров Палестина Старейший рыцарский орден. В настоящее время существует как Мальтийский орден.
Орден Святого Гроба Господня Иерусалим Рыцарский орден Иерусалимского королевства. Ныне существует под управлением папы Римского.
Вифлеемский орден Вифлеем Рим находился под управлением Латинского Патриарха Иерусалима
Орден Тамплиеров Святая земля 1312 Королевство Франция Один из старейших военно-рыцарских орденов. В результате обвинений братьев ордена в ереси после казни Великого магистра орден был упразднён. Большая часть братьев и рыцарей ордена перешли в другие военно-монашеские ордены. Тамплиеры Португалии в 1319 году основали собственный Орден Христа со схожими функциями и целями, что и у тамплиеров.
Орден Монреаль Королевство Арагон Королевство Арагон вошёл в состав Ордена тамплиеров на Пиренейском полуострове для продолжения Реконкисты.
Орден Крыла Святого Михаила Королевство Португалия Орден учреждён первым королём Португалии (ныне династический орден дома Браганса)
Орден Алькантара Королевство Леон Королевство Испания Восстановлен в 1875 году королём Альфонсом XII.
Орден Калатрава Королевство Кастилия Королевство Испания Национализирован Испанской короной в 1838 году.
Орден Сантьяго Сантьяго-де-Компостела Морские походы ордена привели к возникновению Латинской Америки
Орден Монжуа (Монтегаудио) Ашкелон Королевство Арагон После гибели государств крестоносцев в Леванте присоединён к Ордену Калатрава.
Орден каноников Святого Духа Монпелье Королевство Франция В году стал частью ордена госпитальеров святого Лазаря Иерусалимского.
Орден Ависа Королевство Португалия Первая Португальская республика В году восстановлен в качестве государственной награды за военные заслуги.
Орден Святого Лазаря Ближний Восток Военный орден до 1244 года. Ныне существует как благотворительная организация под патронажем греко-католической церкви.
Тевтонский орден Акко Распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Восстановлен в как монашеский. Существует.
Орден Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы Акко Орден основан для английских рыцарей королём Ричардом. Современное положение Ордена Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы определяется Уставом 1936 года.
Орден Сан-Хорхе де Альфама Королевство Арагон Королевство Арагон В году вошел в состав Ордена Монтесы.
Орден меченосцев Рига Ливония В году вошёл в состав Тевтонского ордена как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена.
Добринский орден Польша Государство Тевтонского ордена Вошёл в состав Тевтонского ордена.
Орден Монтесы Королевство Арагон Королевство Испания Вся собственность ордена была национализирована.
Орден Христа Королевство Португалия Первая Португальская республика Правопреемник тамплиеров на территории Португалии. В году восстановлен в качестве сугубо гражданского ордена.
Орден Святого Георгия Королевство Венгрия орден угас в начале XV века Первый светский орден Европы
Орден Дракона Королевство Венгрия Империя Габсбургов Орден из 24 кавалеров, включая правящего монарха
Орден Святого Маврикия Савойя Рыцарский орден Савойской династии
Орден Святой Марии Вифлеемской Лемнос 1479 Неаполь С прекратил функционировать в качестве целостной военной организации.
Орден Святого Михаила Королевство Франция 1790 Королевство Франция Орден французских пэров
Военный орден Святого Стефана Великое герцогство Тосканское Сардинское королевство Придворный рыцарский орден
Орден Святого Духа Королевство Франция Французская Республика Орден французского королевского двора

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии — Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы – еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.

Монархические ордены

Главами были монархи тех или иных государств.

  1. Орден Святого Георгия, основанный Карлом I Венгерским в /26
  2. , основанный Альфонсо XI Кастильским прибл. в
  3. Орден Меча, основанный кипрским королём Пьером де Лузиньяном ()
  4. Орден Подвязки, основанный Эдуардом III прибл. в
  5. , основанный Людовиком I Анжуйским, королём Неаполя (1352)
  6. , основанный королём Франции Иоанном II Добрым в
  7. Орден Золотой Застёжки, основанный императором Карлом IV
  8. , основанный графом Амадеем VI Савойским в
  9. , основанный бретонским герцогом Жаном VI де Монфором в
  10. Орден Дракона, основанный королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в
  11. Орден Золотого руна, основанный герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в
  12. , Бретань, 1448
  13. Орден волка (фр. ordre du Loup), основанный графами Эно (Геннегау) в XV веке
  14. Орден святого Михаила, основанный королём Франции Людовиком XI в .

Основанные после эпохи Средних Веков:

  1. Орден Святого Стефана Великомученика в Тоскане ()
  2. Орден Святого Духа во Франции ()
  3. , Мантуя ()
  4. Орден Данеброг в Дании. Орден был учреждён в 1671 году королём Дании Кристианом V
  5. Орден Хохлиеры(фр. de hohlierz) основан Сергием Блаженным ()
  6. Орден Чертополоха в Шотландии ()
  7. Орден Святого Людовика Франция ()
  8. орден Святого Иштвана, Венгерское королевство ()
  9. Орден Святого Патрика, Ирландия в составе Британии ()
  10. Орден Святого Иосифа, Вюрцбург ()
  11. Мальтийский орден в Ватикане, Италии. Основан купцом, монархи лишь иногда возглавляли его, чаще были членами ордена.[источник не указан 1505 дней]

Монархические ордены, перешедшие в разряд наград:

  1. Австрийская ветвь Ордена Золотого Руна
  2. Орден Святого Духа
  3. Орден Князя Даниила I, Черногория
  4. Орден Святого Петра Цетинского
  5. , Бавария
  6. Орден Короны Румынии
  7. Орден Кароля I
  8. Орден Непорочного зачатия Девы Марии Вилла-Викозской
  9. Орден Крыла Святого Михаила
  10. Священный военный константиновский орден Святого Георгия
  11. Орден Орла Грузии и Плащаницы

Гости и наемники ордена храма

Говоря о структуре орденской организации, нужно еще раз отметить, что она была крайне сложной и вряд ли столь же стройной, какой видится по документам.
Помимо непосредственно рыцарей-монахов – сержантов – в Ордене со временем появилась категория братьев-ремесленников.

Вокруг Ордена формируется круг так называемых донатов (благотворителей, от лат.”do” – давать). Непостоянной составляющей братства являлись “гости” – рыцари, давшие обет определенный срок сражаться бок о бок с тамплиерами или собиравшиеся вступить в Орден впоследствии.

Источник – Нет сведенийВыложил – Мэлфис К.

Тамплиеры (храмовники)

История Ордена тамплиеров является самой интригующей, покрытой многими тайнами и до сих пор изучается исследователями всего мира. За сокровищами ордена ведется настоящая охота.

Орден Храма был создан в 1119 г. из рыцарей, участвовавших в первом крестовом походе и решивших остаться в Палестине. Главная задача рыцарей заключалась в охране путей следования паломников. Рыцари вступающие в Орден Храма давали обет безбрачия, но при этом не становились монахами. Поначалу это был самый бедный орден, его воинам не хватало даже лошадей. Этот период отмечен на печати магистра Ордена, изображающей двух рыцарей на одной лошади.

Рыцари ордена пользовались благорасположением короля Иерусалима и епископа Иерусалимского. Магистр Ордена был направлен в Европу для сбора сил и средств для второго крестового похода. В 1128 г. он выступает на церковном соборе в Труа (Франция). 

С этого времени улучшается благосостояние Ордена. Папа римский подчиняет орден напрямую себе. Храмовники начинают приобретать политический вес не только в Палестине, но и в Европе, открывая свои подразделения в Испании, Франции, Англии. Орден Храма, наряду с Орденом госпитальеров становится самым многочисленным в Палестине. Воины ордена неоднократно участвовали в битвах с войсками мусульман. В это же время окрепло финансовое могущество Ордена. 

После того, как в 1291 г. тамплиеры покинули Палестину, орден свою штаб-квартиру разместил во Франции. Политическая деятельность Ордена стала неугодна французским монархам, кроме того их привлекали финансы Ордена. В 1307 г., убедив римского папу в необходимости ликвидации Ордена, король Франции Филипп IVотдал приказ об аресте руководства и членов Ордена во Франции. Затем папа Климент Vнаправил послания другим европейским монархам с призывом арестовывать тамплиеров, а их имущество конфисковать в пользу короны. В 1314 г. Орден прекратил свое существование. 

«Похвала новому рыцарству»

Поначалу католическая церковь с недоверием относилась к рыцарям, ведущим монашеский образ жизни, которые считали вооруженную борьбу службой Господу. Однако вскоре у рыцарей нашелся влиятельный заступник, духовный предводитель ордена цистерианцев Бернар Клервоский, который написал в их защиту трактат «Похвала новому рыцарству». Бернар считал главным преимуществом новых рыцарей соединение физической и духовной борьбы. Мирские войны – от лукавого, однако борьба, происходящая как на поле боя, так и в душе во имя Христа, должна была быть справедливой. Обет, который налагали на себя монахи, подчеркивал отказ рыцарей от тщетности мирской жизни, начиная с роскошных одеяний и заканчивая личной гигиеной. Труды Бернара стали оправданием существования как рыцарей-тамплиеров, так и всех остальных возникших позднее духовно-рыцарских орденов.


Рыцари Тевтонского ордена в большом сражении между войском Господа и войском зла (из рукописи 14 века).


Тамплиеры.

Бернар Клервоский сравнивает простых рыцарей с рыцарями ордена

Что же это за чудовищная ошибка, о рыцари, и что за неуемное стремление, заставляющее вас сражаться с таким упорством и размахом, и все это лишь ради смерти и греха! Вы покрываете шелком своих коней, и чем только не украшаете вы доспехи свои. Вы раскрашиваете щиты и седла, украшаете шпоры и удила золотом, серебром и драгоценными камнями. А затем, в блеске всего этого великолепия бросаетесь навстречу гибели в яростном гневе и с безрассудной храбростью

Что это? Амуниция воина или, может быть, это более походит на женские безделушки? Вы думаете, что мечи ваших врагов будут отражены вашим золотом? Вы думаете, что они пощадят ваши драгоценности или не смогут пронзить ваши шелка? Как вы, должно быть, знаете по собственному опыту, более всего необходимые воину три вещи: он должен оградить себя силой, проницательностью и осторожностью. Он должен быть свободен в движениях и иметь возможность быстро обнажить свой меч

Тогда зачем вы заслоняете взор свой локонами, похожими на женские, зачем одеваетесь в длинные, стесняющие движения туники, пряча свои нежные холеные руки в просторных и неудобных рукавах? Но прежде всего, не смотря на всю вашу броню, незащищенной остается ваша совесть, ибо вы решились пойти на такое опасное дело по столь несерьезному и пустому поводу. Что же служит причиной войн и раздоров между вами, помимо необоснованных вспышек гнева, жажды пустой славы или страстного стремления обладать земными благами? Поистине не защищен тот, кто убивает или погибает из-за подобных причин.

А теперь в качестве примера или по крайней мере для того, чтобы устыдить тех наших рыцарей, мы вкратце опишем жизнь и добродетели рыцарей Христа. Прежде всего, они всегда дисциплинированны и умеют повиноваться. Они приходят и уходят по приказу своего начальника. Носят они то, что он им дает, и не осмеливаются думать о том, чтобы надеть что-либо или питаться чем-либо из какого-либо другого источника. Так избегают они всякого излишества в одежде и в пище и довольствуются лишь самым необходимым. Они живут как братья в веселом и воздержанном содружестве, без жен и детей. Можно сказать, что у множества одно сердце и одна душа. Они никогда не проводят время в безделии и праздности и не бродят без цели. Но в тех редких случаях, когда они не на службе, стараются отработать свой хлеб починкой своих изношенных доспехов и порванной одежды, либо просто наводя порядок. Среди них нет различия между личностями, а разница скорее определяется достоинствами рыцаря нежели благородством крови. А шутов, магов, бардов, трубадуров и участников ристалищ и турниров они презирают и отвергают как различные проявления мирской суеты, тщеславия и нездорового обмана. Они коротко остригают волосы. Поистине они редко моют голову и никогда не делают причесок, довольствуясь тем, что непричесанные, покрыты пылью и несут на себе отметины солнца и доспехов. Когда близится час сражения, они внутренне вооружают себя верою, а внешне – стальною броней, а не украшают себя золотом, ибо задача их – устрашить врага, а не разжечь в нем чувство алчности.

Вот это поистине рыцарь без страха, защищенный со всех сторон, потому что душа его защищена броней веры, тогда как тело защищено броней из стали. Так он вооружен вдвойне, и не страшен ему ни дьявол, ни человек. Радостно и с верою стоит он за Христа. Но с еще большей радостью предпочел бы он раствориться во Христе и пребывать с ним.

  • В чем Бернар видит главные преимущества орденских рыцарей по сравнению с обычными?
  • Чего должны опасаться светские рыцари, когда они погибают в бою?

Литература

  • Акунов Вольфганг. История военно-монашеских орденов Европы. — М.: Вече, 2012. — 468 с. — ISBN 978-5-9533-5706-7
  • Акунов Вольфганг. История Тевтонского ордена. — М.: Вече, 2012. — 336 с. — Серия «История орденов и тайных обществ».
  • Андреев А., Шумов С. Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — 320 с. — Серия «Тайные секты и ордена».
  • Богдан Анри. Тевтонские рыцари / Пер. с франц. А. И. Вишневского. — СПб.: Евразия, 2008. — 304 с. — Серия «Историческая библиотека».
  • Бокман Хартмут. Немецкий Орден. Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 2004. — 280 с. — ISBN 5-86218-450-3
  • Виганд из Марбурга. Новая Прусская хроника / Пер. с лат. Н. Н. Малишевского. — М.: Русская панорама, 2014. — 256 с. — Серия «Mediaevalia».
  • Винклер, П. П. Орден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с. — Серия «Источники истории».
  • Гусев И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. — Минск: Харвест, 2007. — 240 с.: ил.
  • Гусев И. Е. История орденов Средневековья. — Минск: Харвест, 2007. — 432 с.
  • Дьячук И. А., Богатырев В. Н., Пензиев М. В. Военно-духовные ордена. — СПб.: Реноме, 2010. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-904045-91-3
  • Жарков С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. — Брест: Академия, 2005. — 142 с. — ISBN 985-6750-82-2
  • Жарков С. В. Рыцарские ордена в бою. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — 448 с. — Серия «Война. Огнём и мечом».
  • Гусев И. Е. История рыцарства и крестовых походов. — Минск: Харвест, 2010. — 240 с.: ил. — ISBN 978-985-16-8754-7
  • Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».
  • Машке Эрих. Немецкий орден. Государство Немецкого Ордена. Портреты великих магистров. — СПб.: Евразия, 2003. — 256 с. — Серия «Clio».
  • Моррисон Сесиль. Крестоносцы. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. — 176 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0217-1, 978-5-7777-0217-3
  • Николь Дэвид. Крестоносцы. История ордена Госпитальеров. 1100—1565 гг. / Пер. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 216 с. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-38487-7
  • Перну Режин. Крестоносцы. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. — Серия «Clio».
  • Пётр из Дусбурга. Хроника Земли Прусской / Пер. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 1997. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6 / 5862182586
  • Печников Б. А. Рыцари церкви — кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. — М.: Политиздат, 1991. — 352 с. ил.
  • Урбан Вильям. Тевтонский орден. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-044178-5
  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Основание ордена тамплиеров

Продолжался весь этот беспредел в течение практически двадцатилетнего периода, пока однажды в 1118 году по пыльным палестинским дорогам не прошел небольшой отряд с благородными рыцарями. Именно он и приступил к защите пилигримов от грабителей и всякого сброда. Занимались они своим делом от всего сердца не за страх, а за совесть. К грабителям рыцари относились беспощадно, а для верующих прокладывали безопасную дорогу по святым местам.

Возглавлялась эта небольшая рыцарская команда человеком, которого звали Гуго де Пейн. Это был выходец из древней французской дворянской династии, которая в свое время верой и правдой служила своему государству. В пятнадцатилетнем возрасте Гуго был посвящен в рыцари. С того момента юноша вступил в касту профессиональных воинов – французских рыцарей. Молодому мужчине посчастливилось стать участником крестового похода и освобождения Иерусалима.

Должностные лица ордена

Окончательно структура Ордена оформилась при шестом Магистре Бертране де Бланфоре (1156—1159). В ней первоначально присутствовали четыре высших должностных лица: Великий магистр, Великий сенешаль, Смотритель одежд и Великий маршал.

Великий магистр являлся главой Ордена, обладая огромной властью, несколько ограниченной совещательным органом — Генеральным капитулом. Именно этот верховный совет Ордена избирал магистра, который, как правило, занимал пост пожизненно.
Глава Ордена имел свиту, состоявшую из двух доверенных рыцарей, оруженосца, писца и капеллана. Всегда сопровождали его два мальчика-посыльных, пять боевых коней были наготове.
После смерти Бертрана де Бланфора, Великого магистра редко избирали из числа опытных воинов: на вакантный пост, скорее стали приглашать представителей влиятельных и знатных фамилий.

Великий сенешаль являлся, по сути, заместителем магистра, хотя формально отвечал только за снабжение и быт Ордена. В походе, если он был общим, перед круглым шатром сенешаля водружался стяг тамплиеров – знаменитый gonfanon baussant (“пегое знамя”).
Полотнище было окрашено в два цвета: черный и белый. Черный означал готовность к смерти и непримиримость к врагам веры, а белый – чистоту и любовь к Богу. На знамени Ордена часто помещался девиз рыцарей: “Non nobis, Domine!” (Не нам, Господи!), означавший стремление сражаться не во имя земных почестей, но во славу Божию.

Великий маршал также имел отношение к знамени. Будучи командующим орденским войском, он обязан был нести его во время боя, ведя воинов за собой. За экипировку рыцарей отвечалСмотритель одежд.

В сороковые годы XII столетия организационная система Ордена усложнилась в связи с ростом численности братства и расширением территориальных владений.
Земли Ордена были разбиты на провинции. Те, в свою очередь, составили две группы: провинции на Западе и в Святой Земле. Сред и первых наиболее крупными являлись: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия и Венгрия. Во главе провинций стояли командоры, очень скоро переименованные в магистров.

В каждой провинции имелся и капитул, выполнявший совещательную и судебную функции. Низшими подразделениями были командорства, во главе которых стояли командоры или лейтенанты, назначенные провинциальным магистром и его капитулом.
В Палестине важнейшими командорствами являлись Иерусалимское, Триполийское и Антиохийское

В силу своей стратегической важности они подчинялись непосредственно Великому магистру.
Все дороги Святой Земли были разделены на отрезки длиной в один дневной переход. Каждый из них заканчивался укрепленным фортом – орденским замком под началом коменданта – шателена, которому подчинялся гарнизон в сорок или восемьдесят человек

В Святой Земле из-за недостатка собственных воинов Орден брал на службу наемников. На местный манер их называли “туркополами”. Наемники действовали в качестве отдельного подразделения, возглавляемого тамплиером, носившим звание “туркопелье”.

Вся эта сеть командорств, замков, укрепленных фортов имела центр в Иерусалиме вплоть до его потери христианами. Сюда стекалась большая часть всех доходов Ордена, отсюда рассылались приказы в провинции и командорства.

Бесспорно, что такую громоздкую машину, какой являлся Орден, необходимо было строго контролировать.
Фискальные и кураторские функции в XIII в. были возложены на Генерального досмотрщика, который подчинялся только Великому магистру. Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель, из которого раздавалась милостыня, и булла (печать).

На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них – магистерской – изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес.
С потерей владений в Святой Земле штаб-квартира Великого магистра переместилась на остров Кипр, а следующее перемещение – в Париж – стало последним и окончилось трагически.

Возникновение рыцарских орденов

Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду Крестовых походов – это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения Крестовых походов родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» — буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников (крестоносцев) на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Это интересно!

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Рыцари Колючки

Рыцари Колючки — рыцарский орден, стоящий на защите города . У ордена есть резиденция недалеко от городских ворот. На гербе ордена изображён меч, обвитый колючкой. Известно, что колючка также является символом семьи Индарис. Каждый член ордена имеет особый медальон и стальной щит, украшенный их гербом.

Орден был основан в 431 году Третьей эры сыном графа Анделя Индариса, Фарвилом Индарисом. Городская стража относилась к ордену с недоверием, а жители города и вовсе считали, что все его члены являются лишь собутыльниками Фарвила, изредка выполняющими хоть какие-то поручения.

В 433 году Третьей эры редгард по имени Пайк узнал о странном портале, который появился в Нибенейском заливе. Почувствовав в нём угрозу, он решил заняться расследованием. Портал, открытый Шеогоратом, вёл на Дрожащие острова. Пройдя через него, Пайк начал исследовать этот дивный план. Поскольку со временем он не сошёл с ума, Пайк поселился в деревне Хэйл. Здесь он встретил свою любовь, а потому решил остаться навсегда. Пайк попросил Чемпиона Сиродила найти медальон рыцарей Колючки, предложив ему в качестве награды свой зачарованный стальной щит.

Во время рядом с резиденцией ордена открылись врата Обливиона. Граф Андел Индарис поручил Чемпиону Сиродила войти в них и спасти Фарвила и других рыцарей, которые самонадеянно пошли на штурм врат. Чемпион провёл Фарвила и рыцаря по имени Бремман Сеньян в цитадель, где они избавились от сигильского камня, тем самым закрыв врата. В последствии Фарвел сделал Чемпиона почётным рыцарем ордена, а произошедшие события были опубликованы в специальном издании Вороного курьера. К концу Третьей эры в ордене осталось всего четыре рыцаря: Фарвил, Бремман, Чемпион и рыцарь по имени Джейред Мечник, который остался в живых только потому, что не зашёл во врата вместе с остальными.

Превращение монашеского ордена в рыцарский

Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых поход прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом

И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых

История духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Колоссальное состояние позволяло орденам скупать лучшие земли по всей Европе. Как доказательство могущества тамплиеры, например, чеканили собственные деньги, свободно ходившие по всей Европе. Монеты были из серебра и золота, и появилось их так много, что тамплиерам приписывали алхимические открытия, например, добычу золота из свинца…

Эта организация смогла просуществовать довольно долго. В далёком 1118 году девять французских рыцарей под предводительством Гюга де Пайена и Жофруа де Сен-Оме остались защищать дорогу к Иерусалиму от Средиземного моря после первого крестового похода. Прежде всего, христианских паломников от разбойников и грабителей. От короля Иерусалима Болдуина они получили резиденцию, именем которой впоследствии и стали называться — замок Тампль, построенный на месте древнего храма Соломона. У этого Ордена несколько названий:

  • Орден бедных рыцарей (или братьев) Иерусалимского Храма (или Храма Соломона).
  • Орден храмовников.
  • Орден тамплиеров.

Орден Святого Лазаря

Возник в Палестине. Поначалу это cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.

«Cвятой Лазарь» принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году. А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии, которая произошла 17 октября. Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.

В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка – тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности — то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов – эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Это интересно!

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector