Глава 2. древняя русь
Содержание:
- И пираты, и кочевники
- Смутное время
- Славянская теория
- Предисловие
- Общая характеристика 2-го столетия
- Киев – Третий Рим
- Кто и как писал историю нашей страны
- Великий Новгород
- Удельная русь. От сильного государства к периоду удельных княжеств
- Вера
- Скандинавы в народе: руны и имена
- Владимир св. Равноапостольный (980–1015)
- Этнонимы
- Так где Русь?
- Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси
И пираты, и кочевники
Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.
Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.
Смутное время
(смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
Смутное время или смута — название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I, который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову. Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий, неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.
Царствование Бориса Годунова
Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.
Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
В Польше ( в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I. Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.
Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова. Начинается правление царской династии Романовых.
Славянская теория
Название Руси часто связывают с названием одного из племён восточных славян – росов (или русов). Считается, что селились они в вдоль течения реки Рось, которая является одним из притоков Днепра. Но многие исследователи считают эту теорию притянутой за уши, а само существование славянского племени с таким названием, по их мнению, сомнительно. Во-первых, на самом деле тогда река имела название с «ъ» в корне, то есть «Ръсь», а во-вторых, возникло это предположение при Советском союзе, когда старались всячески оспорить нормандскую теорию. Поэтому многие утверждения сомнительны. К ним стоит отнести и то, что русов так прозвали из-за их русого цвета волос.
Та самая река Рось
Более правдоподобным можно считать мнение Ломоносова, который считал, что народ русов (или росов) имеет связь с балтийскими пруссами (тоже славян). Да и археологические находки свидетельствуют о связи балтийских славян с северным населением Древней Руси.
Предисловие
Что остается в нашей памяти от прошлого? Вспомним свою собственную жизнь: исторические события, которые от нас не зависят, но порой кардинально меняют нашу жизнь; даты, которые памятны всему человечеству или которые помним только мы и наши близкие, и, наконец, люди. Одни где-то высоко от нас, но они решают нашу судьбу, другие всегда рядом с нами, а сколько еще случайных встреч, порой роковых или символических. По большому счету, история состоит из историй отдельных людей, которые переплетаются в пеструю ткань истории города, народа, государства, мира. История заключается в непрерывном движении и вечной смене событий, дат, людей. Подобно волнам прибоя, события истории, рождаемые как морские волны в неведомой толще океана, идут непрерывной вереницей – одно за другим, одно за другим. Они набегают на берег, где стоим мы, беззащитные и слабые перед их силой, и думаем: «Только бы это не девятый вал, только бы не волна-убийца цунами, которая сметет нас с берега!» Войны, репрессии, реформы, правления добрых и злых правителей, эпидемии, урожайные и голодные годы, землетрясения, битвы, а потом снова войны, репрессии, реформы, правления, эпидемии – и так непрерывно, как волны, одна за другой.
Мне кажется, что выделение этих трех позиций – событий, дат и людей – поможет отойти от принятого в учебниках и пособиях скучного, однообразного и порой даже занудного линейного изложения российской истории
Это придаст рассказу об истории нашей страны от Рюрика до Путина то естественное разнообразие, которое всегда присутствует в нашей жизни и которое позволит перенести внимание с крупного, судьбоносного события, явления, процесса на интересную, важную дату, на историческую личность или группу людей. Конечно, восприятие индивидуально, и кому-то из читателей могут показаться произвольными мои градации
Однако я исходил из своих многолетних исследований и размышлений над историей нашей страны и из того, что в изучении истории порой нужно «перебегать от телескопа к микроскопу» – видеть звездное небо и ничтожный по размеру микроб. Я старался писать просто, но не примитивно, стремился охватить важнейшие события и даты, но не превратить при этом историю в каталог или хронологическую таблицу. Я считаю, что людям всегда интересны люди, и поэтому ни один период не обходится без новеллы о конкретном человеке. Но и здесь я не хотел создать подобие биографического словаря – их и так издается много. Под рубрикой «Люди» я стремился показать человека на переломе его жизни, в самые важные моменты истории или оценить его роль в грандиозных событиях его эпохи. И старался не забывать (насколько позволяло определенное не мною пространство книги) об интересных фактах, мелочах (в которых, как известно, кроется дьявол), по возможности старался коснуться спорных вопросов, слухов и сплетен, которые всегда, как шлейф, тянутся за событиями, датами и людьми. В конце книги я поместил довольно подробную хронологическую таблицу, которая поможет читателю восполнить что-то пропущенное мной, связать ниточку разорвавшихся событий, найти какой-то факт, имя или дату. И тогда, стоя на берегу океана времени, мы сможем иногда, не глядя на приближающиеся волны, не считая их, поднять глаза и спокойно обозреть, как писал Пушкин, «грядущего волнуемое море», утешаясь мыслью, что не мы первые и не мы последние стоим на этом берегу…
Е. Анисимов Санкт-Петербург, 2006
Общая характеристика 2-го столетия
Братья великого князя получают в управление отдельные части (уделы) государства, из которых особенно значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное), Черниговское, Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское. Несмотря на это деление, русская земля еще считается единою. Ярослав мудрый раздвигает ее границы до реки Роси (приток Днепра). При Владимире святом на Руси распространяется христианство, а вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Во главе русской церкви становится киевский митрополит, подчинявшийся патриарху цареградскому. Представители церкви, большей частью греки, принесли с собой не только новую религию, но и новые государственные понятия (о правах и обязанностях князя и подданных) и новое просвещение. Князья действовали согласно с церковью. Они строили храмы, поощряли монастыри, заводили школьное обучение. Из монастырей самый известный Киево-Печерский, основанный святым Антонием и устроенный святым Феодосием. В это время является и древний русский историк, записывавший события по годам, летописец монах Нестор и многие другие древние русские писатели того времени, главным образом проповедники. Печатных книг еще не было, а все переписывалось, и самое переписывание считалось богоугодным. Таким образом общий уклад жизни устанавливается под влиянием византийским, хотя народная жизнь и отвлекается от прямого пути постоянной борьбой между собой правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от набегов соседей. Важнейшие особенности этого столетия: Начало развития письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними племенами, от которой, по выражению «слова о полку Игоря» — «стогнет русская земля»
Также важной особенностью было начало развития идеи любви и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под покровом церкви
Киев – Третий Рим
Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке
Кто и как писал историю нашей страны
Придворные историки, в том числе и Карамзин, писали историю государства, историю власти, но не историю Руси. Церковные летописцы – свою. И никто не пытался написать историю народа. Она сохранилась лиш в устных преданиях и сказках. К сожалению, под видом борьбы с язычеством были уничтожены многочисленные свидетельства и памятники культуры народа. В дошедших до нас древних источниках дохристианская история Руси освещена очень скупо.
Как будто из небытия выскакивают какие-то племена древлян, полян, кривичей, которые из-за дикости своей и неспособности к самостоятельному развитию решили призвать варягов, которые, как утверждает нормандская теория, чужого скандинавского племени. С них и началась государственность Российская, со столицей в Новгороде, а Позже – в Киеве. И в царское, и в советское время существовал негласный запрет на языческую Российскую историю.
Заодно с русскими своей истории были лишены десятки других славянских и тюркских народностей, населявших огромное пространство империи. В последние годы многочисленные археологические изыскание приподняли завесу над славной историей наших предков, некогда населявших просторы Евразии. Последние раскопки на Южном Урале, в Аркаиме, повергли в шок ученую общественность.
И что же откопали?
Оказывается, еще во времена пирамид и английского Стоунхенджа на территории России была высочайшая цивилизация с развитыми ремеслами, плавкой металла, знанием астрономии и высоким искусством. Это настоящий переворот в устоявшихся представлениях о том, что вся индоевропейская цивилизация пришла к нам из Азии и Средиземноморья. Возможно, колыбель ее именно на просторах Сибири, у берегов Ледовитого океана.
Древние римляне – потомки славян. История народа – это фундамент его будущего. Какова история – таков и народ.
Великий Новгород
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Фотография: Марина Зезелина / фотобанк «Лори»
862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.
Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.
Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.
Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.
Удельная русь. От сильного государства к периоду удельных княжеств
Период междоусобиц или феодальной раздробленности начинается в 1132 году, сразу же после смерти Мстислава Великого и длиться почти 4века. За это время в стране произошли сильные изменения, которые касаются и территориальных вопросов, и политического устройства, и быта, и культуры. Но самая большая беда – это внешние враги. Удельные княжества не смогли противостоять монгольскому игу, поэтому Русь на многие года оказалась под его гнетом.
Но сама раздробленность имела не только отрицательную сторону, но и положительную.
- К негативным следует отнести, конечно, ослабление перед внешним врагом, отсутсвие единой оборонительной системы, слабую центральную власть и внутренние междоусобицы.
- К положительным – рост городов, развитие ремесел, торговли, стабилизация политической ситуации, культурные достижения.
Кроме того, несмотря на раздробленность, княжества сумели сохранить единую религию, правовые нормы, язык, общую культуру и историю.
Как видим, раздробленность имеет неоднозначное явление. Разделение на уделы прошла вся Русь, но в последствии, что вполне объяснимо историческими процессами, было вновь создано единое государство, главная задача которого состояла в обеспечении безопасности и защите от врагов.
После распада Киевской Руси появилось 14 княжеств. Самыми большими и влиятельными оказались:
- Новгородское
- Владимиро-Суздальское
- Галицко-Волынское.
Историки считают, что Удельная Русь было уникальным явлением того времени, которое дало толчок к дальнейшему развитию.
Вера
Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.
Крещение Полоцка
Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.
Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.
Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.
Скандинавы в народе: руны и имена
Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.
В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.
В Скандинавии же того времени славяне встречались реже, но и обратное влияние славян на скандинавов тоже ощущалось. Так, знаменитое шведское имя Сванте, которое можно встретить у Астрид Линдгрен в «Карлсоне», — это не что иное, как усеченное Свантепулькер, то есть славянское имя Святополк, которое попало в шведский язык, пообтесалось и обзавелось своей краткой формой (как Юра от Георгия). Сейчас это одно из самых распространенных шведских имен. Славянское происхождение имеет, возможно, распространенное в Скандинавии имя Густав (из славянского Гостислав). Дании от Руси достались такие имена, как Бурис и Вальдемар (последнее активно используется до сих пор).
Крещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век
Владимир св. Равноапостольный (980–1015)
Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
Этнонимы
Руський люд, руський, руский, руськый — этноним, который обозначает население Киевской Руси. Представителя народа Русь в единственном числе называли русин («роусинъ» графически, в силу унаследованного способа передачи от греческой графики на письме буквы ), одного жителя Руси называли «руский» или «руський». Несмотря на то, что из содержания русско-византийского соглашения 911 года (договора Вещего Олега) не совсем ясно, русью назывались все жители Руси, либо лишь варяги-русь, русско-византийское соглашение 944 года (Игоря Рюриковича) позволяет сделать вывод, что Русь относится «ко всем людиям Руское земли».
Фрагмент договора греков с Игорем от 944 г. (согласно датировке ПВЛ- 945 г.):
аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому |
В этом случае «грьчин» используется в значении «византиец», грек; а вот значение слова «русинъ» точно не известно: был это «представитель народа Русь», а, может, «житель Руси».
Уже в наиболее ранних вариантах «Русской правды», дошедших до нас, Русь и славяне стали полностью равноправными:
Убьёт муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него. |
Слова «русин» и «славянин» становятся синонимами (или вместо «русин» употребляется «горожанин») лишь в более поздних редакциях, кроме того, появляются, к примеру, за княжеского тивуна штрафы в 80 гривен.
В тексте немецко-смоленского договора XIII века «Роусин» обозначает «русский воин»:
Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе, |
Так где Русь?
По-видимому, Русь в раннем средневековье — это земли примерно от Москвы на севере до Воронежа на юге, от Днепра на западе до Мурома и Рязани на востоке. Что же здесь странного? Ведь это и теперь самая настоящая Россия, ее центр. Россия всегда называлась Россией; это вполне естественно и нормально…
Совпадение этнонима русь на западе и востоке в таком случае, оказывается не случайным: оно указывает на генетическое родство. Венды-вятичи-русские пришли в Центральную Россию в 7-8 вв. из междуречья Эльбы-Одера-Вислы. Сюда переместился центр цивилизации, но какая-то ее часть, уже ослабленная этим перемещением еще оставалась на западе в течение средних веков, еще прикрывала с запада новую общность, зревшую на востоке, пока окончательно не погибла в 12 в.
Вендская цивилизация подошла к концу — ее энергия перетекла на Восток. Началась история новой России.
Из книги Васильевой Н.И «Русь и варяги»
Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси
Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.
Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.
1 / 5
Осебергский корабль. Раскопки. 1904–1905 годы
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Viking Ship Museum, Norway
2 / 5
Осебергский корабль. Раскопки. 1904–1905 годы
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Viking Ship Museum, Norway
3 / 5
Осебергский корабль. Раскопки. 1904–1905 годы
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Wikimedia Commons
4 / 5
Осебергский корабль. Реставрация. IX век
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Jacob Reidar Brun / National Library of Norway
5 / 5
Осебергский корабль. Реставрация. IX век
Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.
Jacob Reidar Brun / National Library of Norway