Киевская русь и половцы

Объединение русских князей для отпора половцам

 Лишь в 1101 г. князья южнорусских земель помирились между собой и уже на следующий год «умыслиша дерзнути на половце и пойти в земли их». Весной 1103 г. Владимир Мономах приехал к Святополку в Долобск и убедил его выступить в поход до начала полевых работ, когда половецкие кони после зимовки ещё не успели набраться сил и не способны уйти от погони.

 

                                                                   Владимир Мономах с князьями

Объединённое войско семи русских князей в лодьях и на конях по берегу Днепра двигалось до порогов, откуда повернуло в глубь степи. Узнав о движении противника, половцы выслали дозор — «сторожу», но русская разведка «устерегла» и уничтожила её, что позволило русским полководцам в полной мере использовать внезапность. Не готовые к бою половцы при виде русских обратились в бегство, несмотря на своё огромное численное превосходство. При преследовании под русскими мечами погибло двадцать ханов. В руки победителей попала огромная добыча: пленники, стада, кибитки, оружие. Было освобождено множество русских пленных. Одной из двух основных половецких группировок был нанесён тяжёлый удар.

Но в 1107 г. Боняк, сохранивший свои силы, осадил Лубен. Сюда же подошли и войска других ханов. Русскому войску, в состав которого на этот раз входили и черниговцы, вновь удалось застигнуть врага врасплох. 12 августа, внезапно появившись перед половецким лагерем, русские с боевым кличем устремились в атаку. Не пытаясь оказать сопротивление, половцы бежали.

После такого разгрома война переместилась на территорию противника — в степь, но предварительно в его ряды был внесён раскол. Зимой Владимир Мономах и Олег Святославич съездили к хану Аепе и, заключив с ним мир, породнились, женив своих сыновей Юрия и Святослава на его дочерях. В начале зимы 1109 г. воевода Мономаха Дмитр Иворович дошёл до самого Дона и там захватил «тысячу веж» — половецких кибиток, чем расстроил военные планы половцев на лето.

Второй большой поход на половцев, душой и организатором которого снова стал Владимир Мономах, был предпринят весной 1111 г. Воины выступили ещё по снегу. Пехота до реки Хорол ехала в санях. Далее шли на юго-восток, «минуя многие реки». Спустя четыре недели русское войско вышло к Донцу, облачилось в доспехи и отслужило молебен, после чего направилось к столице половцев — Шаруканю. Жители города не решились сопротивляться и вышли с дарами. Находившиеся здесь русские пленники были освобождены. Днём позже был сожжён половецкий город Сугров, после чего русское войско двинулось в обратный путь, со всех сторон окружённое усиливавшимися половецкими отрядами. 24 марта половцы заступили путь русским, но были отброшены. Решающая битва произошла в марте на берегу небольшой реки Сальницы. В тяжёлом сражении полки Мономаха прорвали половецкое окружение, дав возможность русскому войску благополучно уйти. Были захвачены пленные. Половцы не преследовали русских, признав свою неудачу. К участию в этом походе, самом значительном из всех совершённых им, Владимир Всеволодович привлёк множество духовенства, придав ему характер крестового, и добился своего. Слава о победе Мономаха дошла «даже и до Рима».

                  Древнерусская крепость Любеч времён борьбы с половцами. Реконструкция археологов.

Однако силы половцев еще далеко не были сломлены. В 1113 г., узнав о смерти Святополка, Аепа и Боняк сразу же попытались проверить на прочность русскую границу, осадив крепость Вырь, но, получив сведения о подходе переяславского войска, сразу же бежали — сказывался психологический перелом в войне, достигнутый во время похода 1111 г.

В 1113—1125 гг., когда в Киеве княжил Владимир Мономах, борьба с половцами проходила исключительно на их территории. Последовавшие один за другим победоносные походы окончательно сломили сопротивление кочевников. В 1116 г. войско под командованием Ярополка Владимировича — постоянного участника отцовских походов и признанного военачальника — разгромило кочевья донских половцев, взяв три их города и приведя множество пленников.

Рухнуло половецкое господство в степях. Началось восстание подвластных кипчакам племён. Два дня и две ночи жестоко «секлись» с ними у Дона торки и печенеги, после чего, отбившись, отошли. В 1120 г. Ярополк ходил с войском далеко за Дон, но никого не встретил. Степи были пусты. Половцы перекочевали на Северный Кавказ, в Абхазию, к Каспию.

Спокойно жилось в те годы русскому пахарю. Отодвинулась на юг русская граница. Поэтому летописец одной из главных заслуг Владимира Мономаха считал то, что он «наипаче же бе страшен поганым» — его более, чем кого-либо из русских князей, боялись язычники-половцы.

Культурный вклад

«Поучение детям»

Владимир Мономах был не только выдающимся полководцем, но и первым князем-писателем. Кроме письма к двоюродному брату Олегу Святославичу, до настоящего времени дошло т.н. «Поучение Владимира Мономаха» — первая светская проповедь, в которой князь обращается к своим наследникам.

Нравственность Мономах видит в основы человеческой личности. Он поучает своих детей о необходимости помогать нищим, не губить христианских душ, быть верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать.

Далее поучение продолжается воспоминанием о походах Мономаха против полочан, вятичей, поляков и половцев, а также описание его юности и охоте на разных диких зверей.

Обложка «Поучение» Владимира Мономаха

Редакция «Повести Временных Лет»

По версии Шахматова, первую редакцию Повести временных лет Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. В 1116 году Владимир Мономах поручил Сильвестру, игумену Выдубицкого монастыря, создать 2-ю редакция «Повести временных лет», затем в 1118 для переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича — 3-я. Согласно предположению ряда учёных (Алешковский М. Х. и др.), в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвёртый раз отредактировал текст «Повести временных лет».

Именно эта редакция летописи дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года и стала одним из основных исторических документов, рассказывающих о Древнерусском государстве.

Какой расы были половцы (кипчаки)

Существуют многочисленные споры о монголоидности половцев, пожалуй, единственным существенным аргументом ученых в пользу этой версии является, половецкие изваяния каменных скульптур «каменные бабы» разбросанных по Великой Степи, чьи лица похожи на представителей монголоидной расы. Я подчеркиваю слово «похожи». Все остальные аргументы говорят об обратном. Половцы были европеоидным народом, со светлыми или рыжими волосами и голубыми глазами. О чем говорит и само название «половцы». Этому вторит арабский географ и историк 14 века Аль-Омари, он пишет, монголы, захватившие Половецкую степь, и кипчаки принадлежат к разным расам, он описывает их как белокурых и рыжеволосых. Так же есть упоминание о кипчаках из китайских источников, они описаны голубоглазыми и «красноволосыми» (рыжеволосые).

Каменная скульптура половцев, краснодарский музей

«Суюн» — этногеномико-исторический проект с 2012 по 2014 год протестировал среди различных народов ряд представителей кипчатских кланов. В результате удалось установить этническое происхождение потомков кипчаков, связав их с гаплогруппой R1a. Как известно по исследованиям профессора Клесова гаплогруппа R1a восходит к ариям, переходит к скифам, аланам, половцам, славянам. По всей видимости, из восточных скифов выделились кипчаки. Здесь важный момент – половцы были тюркоязычные, и здесь вопрос кто первый перешел на тюркский язык, восточные скифы или непосредственно кипчаки. Ну, и, конечно, вопрос, почему это произошло.

Князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, имел супругу половчанки и, предположительно, его мать была половчанка

Семья и личная жизнь

Всего Владимир Мономах был женат три раза. Первой его супругой стала английская принцесса в изгнании Гита Уэссекская. Затем, после её смерти, Мономах женился на Ефимии, предположительно гречанке, а когда умерла и она — взял в жены неизвестную по имени дочь половецкого хана.

Дети

Первый брак, с Гитой:

Второй брак, с Ефимией:

Агафья

Роман

Андрей Добрый

  • Юрий Долгорукий
  • Вячеслав
  • Ярополк
  • Мстислав Великий

Киевская Русь после Владимира Мономаха

Узнав о смерти князя Владимира Всеволодовича, в Переяславль немедленно съехались его сыновья и киевские бояре. Они и перевезли тело князя в Киев. Место для погребения давно было выбрано им — в кафедральном Софийском соборе, рядом с телом его отца, великого князя Киевского Всеволода Ярославича, и брата, переяславского князя Ростислава.

Своим сыновьям князь Владимир Всеволодович оставил сильную державу. После его смерти киевский престол занял его сын Мстислав, и это, казалось бы, ни у кого не вызывало возражений. Но то была лишь видимость сохранения прежнего порядка. В действительности же изменения были, и существенные. Прямая зависимость всех представителей династии Мономаховичей от Киева со смертью самого Владимира Мономаха прекращалась, ибо в основе этой зависимости лежали не столько политические, сколько семейные принципы, прежде всего сыновье подчинение отцовской власти.

Уже во время правления Мстислава вновь начали разгораться междоусобицы, которые лишь усилились при Ярополке Владимировиче, а с началом правления Вячеслава Владимировича и включением в борьбу за власть Юрия Долгорукого феодальная раздробленность стала необратима.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Владимира Мономаха оставила более чем значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы множество картин, фильмов и памятников, посвященных князю. Кроме того, в честь князя была названа атомная подводная лодка стратегического назначения К-551.

Княжение в Киеве

В 1125 году Владимир Мономах умер и Мстислав унаследовал великое княжение, что не вызвало недовольства среди других князей — он всегда был вторым после отца в ратных делах и успел заслужить уважение родственников.

В 1125—1126 годах Мстислав вместе с Васильковичами теребовльскими поддерживал Ростислава перемышльского против его брата, с помощью венгров пытавшегося завладеть Перемышлем, а затем оборонявшегося в Звенигороде.

В 1127 году открылась перед Мстиславом первая возможность расширения владений из-за борьбы за власть в Чернигове.

Коронация Мстислава.Литография А. Б. Чорикова

Женатый на его дочери новгород-северский князь Всеволод Ольгович выгнал из Чернигова своего дядю Ярослава Святославича, а затем призвал на помощь 7000 половцев во главе с ханами Оселуком и Осташем. Мстислав же, хотя и выступил с Ярополком против Всеволода в соответствии со своим крестным целованием Ярославу, не восстановил статус-кво. Курск с Посемьем отошёл Мстиславу (там он посадил сына Изяслава), а Муром с Рязанью обособился от Чернигова под властью Ярослава и его потомков.

Подчинение Полоцкого княжества

В том же 1127 году Мстислав совершил первый поход на Полоцкое княжество, которым управлял тогда Давыд Всеславич.

Летопись не указывает причин полоцкого похода, но история конфликта Мономаха и его сыновей с минскими и полоцкими князьями изобиловала поводом к очередной войне.

Вторжение было запланировано одновременно с нескольких направлений:

  • Туровский, волынский, городенский и клецкий отряды осадили Изяславль.
  • Чернигово-северские отряды были направлены под Стрежев.
  • Киевский воевода Иван Вышатич с чёрными клобуками к Борисову.
  • Смоленский отряд под Друцк.

Изяслав Мстиславич пришёл под Лагожск на день раньше намеченного, захватил в плен Брячислава Давыдовича и присоединился к группе, осаждавшей Изяславль.

Затем в Полоцкую землю вошло и новгородское войско во главе с Всеволодом Мстиславичем. Видя, что княжество приходит в упадок, Полоцкое Вече решило изгнать Давыда и принять другого сына Всеслава Чародея — Рогволода. Делегация знатных жителей Полоцка привезла Рогволода к Мстиславу и убедили утвердить его на полоцком престоле вопреки праву старшинства. Давыд был вынужден уехать в Изяславль. Вероятно, Рогволод признал верховную власть Киева.

В 1128 году Рогволод умер, и в Полоцке снова сел отказавшийся от мирных отношений Давыд.

В 1129 году Мстислав узнал о грядущем нападении кочевников-половцев во главе с ханом Боняком и направил, среди прочих князей, письмо к Давыду Всеславичу, требуя от него помощи в защите границ Руси. В ответ Мстислав получил следующее послание:

Вернувшись из похода на кочевников, которых удалось отогнать за Волгу и Яик (Урал), Мстислав послал своих воевод на Полоцк. Они захватили почти всех полоцких князей, а само Полоцкое княжество было присоединено Мстиславом — сюда был переведён на княжение его сын Изяслав.

В 1130 году над состоялся «княжеский суд» после которого пленных полоцких князей вместе с их ближайшими родственниками на трех ладьях отправили в Константинополь, где согласно летописям они поступили на службу к византийскому императору и воевали против сарацин.

Прочие походы

В том же 1130 году Мстислав провел успешный поход на Литву — было захвачено множество пленников.

В 1131 году, взяв кроме своих сыновей еще и Олеговичей, Мстислав вновь пошел на Литву. Не желая вступать в открытый конфликт литовцы сожгли свои дома и скрылись в родных лесах. Захватив скот и некоторых жителей, объединенные под знаменами Мстислава войска растянулись в длинную линию — этим и воспользовались литовцы, нападая из лесов они истребили многих отставших от основных сил.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. Разводили крупный рогатый скот, овец, и даже верблюдов. Но главным богатством кочевника являлась конечно же лошадь. Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако с ростом численности насущной задачей стал переход к более рациональному, сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Внешняя политика — войны и походы

Начав свою военно-политическую карьеру в 1076 году, когда князь Владимир вместе со своим двоюродным братом Олегом Святославичем совершили поход в Чехию, в дальнейшем Мономах занимался преимущественно защитой юго-восточных границ Киевской Руси от постоянных набегов племён кочевников-половцев.

Князь ещё до начала своего правления в Киеве периодически заключал с ними перемирие и даже использовал в походах против других князей, но в основном противостоял половецкой угрозе военным путем.

Внешняя политика Владимира Мономаха — карта

Война с Византией

В 1116 году, когда половецкая угроза была уже не так актуальна, Мономах снарядил большое войско для помощи Лже-Диогену II в его претензиях на Византийский престол. Ранее, еще в 1104 Владимир признал самозванца «законным царевичем» и выдал за него свою дочь Марию.

При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц-сарацинов, посланных византийским императором Алексеем I.

Владимир продолжил войну в интересах своего внука и сына Лжедиогена II — Василия, организовал новый поход, затем ещё один, но не преуспел.

В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II — Алексея.

Карта с направлением похода войск Мономаха на Византию

Значение борьбы руси с половцами

В результате полуторавекового вооружённого противостояния Руси и кипчаков русская оборона перемолола военные ресурсы этого кочевого народа, бывшего в середине XI в. не менее опасным, чем гунны, авары или венгры. Это лишило половцев возможности вторгнуться на Балканы, в Центральную Европу или в пределы Византийской империи.

В начале XX в. украинский историк В.Г. Ляскоронский писал: «Походы русских в степь велись главным образом в силу давней, путём долгого опыта осознанной необходимости активных действий против степняков». Он же отметил различия в походах Мономашичей и Ольговичей. Если князья Киева и Переяславля действовали в общерусских интересах, то походы чернигово-северских князей совершались лишь ради наживы и мимолётной славы. У Ольговичей были свои, особые отношения с донецкими половцами, и даже воевать с ними они предпочитали «по-свойски», чтобы ни в чём не попасть под киевское влияние.

12.

Огромное значение имело то, что на русскую службу привлекались мелкие племена и отдельные роды кочевников. Они получили общее название «чёрные клобуки» и обычно верно служили Руси, охраняя её границы от своих воинственных сородичей. Как считают некоторые историки, их служба также отразилась в некоторых поздних былинах, а приёмы боя этих кочевников обогатили русское военное искусство.

Многих жертв стоила Руси борьба с половцами. От постоянных набегов обезлюдели огромные пространства плодородных лесостепных окраин. Местами даже в городах оставались лишь те же служилые кочевники — «псари да половцы». По подсчётам историка П.В. Голубовского, с 1061 по 1210 г. кипчаки совершили 46 значительных походов на Русь, из них 19 — на Переяславское княжество, 12 — на Поросье, 7 — на Северскую землю, по 4 — на Киев и Рязань. Количество же мелких нападений не поддаётся учёту. Половцы серьёзно подорвали русскую торговлю с Византией и странами Востока. Однако, не создав настоящего государства, они были не в состоянии покорить Русь и лишь грабили её.

Борьба с этими кочевниками, длившаяся полтора столетия, оказала значительное влияние на историю средневековой Руси. Известный современный историк В. В. Каргалов считает, что многие явления и периоды русского средневековья нельзя рассматривать, не учитывая «половецкий фактор». Массовый исход населения из Приднепровья и всей Южной Руси на север во многом предопределил будущее разделение древнерусской народности на русских и украинцев.

Борьба с кочевниками надолго сохраняла единство Киевской державы, «реанимировав» её при Мономахе. Даже ход обособления русских земель во многом зависел от того, насколько они были защищены от угрозы с юга.

Судьба половцев, которые с XIII в. начали вести оседлый образ жизни и принимать христианство, похожа на судьбу других кочевников, вторгавшихся в причерноморские степи. Новая волна завоевателей — монголо-татар — поглотила их. Они попытались противостоять общему врагу вместе с русскими, но были разгромлены. Уцелевшие половцы вошли в состав монголо-татарских орд, при этом были истреблены все, кто оказывал сопротивление.

http://www.russian-chronicle.ru/drevnaya-rus/borba-rusi-s-polovcami.html — link

Личная жизнь

Мстислав был женат дважды: первый раз на шведской принцессе Христине Ингесдоттер в 1095 году, второй раз в 1122 году (сразу после смерти Христины) на дочери новгородского посадника Любаве. Первая супруга родила Мстиславу 10 детей, вторая лишь троих.

У Татищева упоминаются жизненно-бытовые подробности из жизни Мстислава, из которых можно сделать вывод, что князь придерживался достаточно свободных взглядов как на собственную верность, так и на верность своих жен:

Культурный вклад

В 1103 году по указанию Мстислава была заложена церковь Благовещения на Городище, в 1113 год — Николо-Дворищенский Собор Новгорода.

Не позднее 1117 года в Новгороде по заказу князя Мстислава было создано так называемое «Мстиславово Евангелие»

Мстиславово евангелие (Евангелие апракос). Новгород (из церкви Благовещения на Городище). Начало 12 века (до 1117 года). Писец Алекса и златописец Жаден. На миниатюре — евангелист Иоанн с Прохором. Заставка и инициал — «византийского стила». Переписано по заказу новгородского князя Мстислава Владимировича (1076-1132). Видимо, в 1125-32 гг. уже великим князем киевским Мстислав заказал для него в Константинополе оклад, который не сохранился. В 1551 году по приказу Ивана Грозного переплет был перемонтирован.

Также, упоминается об создании 3-й редакции «Повести Временных Лет» по приказу Мстислава Владимировича, в 1118 году.

Некоторые исторические факты

Тюркское имя кипчак – это самоназвание и в русских летописях не упоминается. Имя этнонима «кипчак» впервые упомянуто в надписи, выбитой на каменном столбе примерно в середине 8-го века. Столб найден в Центральной Монголии и в литературе известен как «Селенгинский камень». Отрывок на камне говорит:

Византийские и западноевропейские источники называют кипчаков «куманами», русские – половцами. Название происходит от старорусского слова «половый», т.е. «желтоватый, желто-белый». В современном русском, чешском и польском языках слова: «половый, plowy и plavy» имеют одинаковое значение «соломенный цвет». Более того, в армянских и немецких источниках половцы также обозначаются как «светлые», «соломенно-жёлтые», «бледно-желтые» используя называния (хардеш и фальб). Тюркские племена называли половцев «сары-кипчак» — желтые кипчаки.

Половцы, по сути, не были однородным народом они состояли из различных орд, среди них основными были: приднепровские, бугоднестровские, донские, лукоморские, крымские, предкавказские и т.д. Основная масса половцев исповедовала свою религию – тенгрианство, но, несмотря на это, в начале 13 века, ввиду тесных связей с Русью, половецкая знать повсеместно принимает христианство, о чем говорят имена некоторых половецких ханов, например, Юрий Кончакович. В отличие от остальных кочевых племен, половцы не были только кочевниками скотоводами, частью они были оседлыми и даже стопроцентно городскими жителями. В их владениях располагалось ряд крупных городов: в низовьях Волги, на Таманском полуострове, в Крыму и т.д. Некоторые половцы имели деревянные дома, обрабатывали землю и вели оседлое хозяйство.

Половцы, картина

Казалось у кипчакской империи светлое будущее, но с приходом армии Чингисхана над этносом нависла угроза полного уничтожения. Восточные кипчаки, приняв ислам, ассимилировали малочисленные монгольские племена, передав им свой язык и приняв решающее участие в этногенезе таких современных народов как: татары, башкиры, крымские татары, казахи, кумыки, ногайцы, сибирские татары, киргизы и т.д. Западные кипчаки, приняв христианство, ушли в Европу и Русь. Другая часть ушла на Кавказ, приняв участие в этногенезе карачаевцев.

Кратко о внутренней политике

Внутренняя политика Владимира Мономаха может быть условно разделена на два этапа: период до начала его княжения в Киеве и после.

Первый период был преимущественно сосредоточен на объединении родственников-князей против внешнего врага — половцев, а также на подавлении восстаний и усмирении особенно упорствующих в междоусобицах князей.

Участие в междоусобицах и съезды князей

В 1093 году умер княживший в Киеве отец Владимира — Всеволод Ярославич. Не желая новых распрей, Мономах уступил княжение своему двоюродному брату Святополку Изяславичу.

Однако, противником Мономаха стал его двоюродный брат Олег Святославич, лишённый отцовского наследства в виде Черниговского княжества еще во времена правления Изяслава Ярославича. Несмотря на победу над Олегом в ходе междоусобицы 1094-1097 года Мономах во время Любечского съезда в 1097 году признал его притязания и отказался от черниговских территорий. Желая предотвратить дальнейшие распри князья на этом съезде провозгласили новый принцип правления «каждый да наследует землю отца» и обязались защищать друг друга от нарушителя клятвы.

Почти сразу после съезда, по обвинению в сговоре с Мономахом, людьми Святополка Изяславича и Давыда Игоревича был ослеплён князь Василёк Ростиславич. В этой войне, за западные области, князь военного участия не принимал, но выступал в качестве третьей стороны, требуя в 1098 году на съезде в Городце исполнения ранее заключенных договоренностей, а также участвовал в вынесении решения о судьбе виновного в междоусобице Давыда Игоревича на съезде в Уветичах в 1100 году.

Карта отражающая направления походов касающихся внутренней политики

После того как ситуация стабилизировалась, князь Владимир в 1103 году на съезде у Долобска убедил Святополка Изяславича провести совместных поход против половцев, который положил начало перенесению театра боевых действий на территории кочевников, что в результате вынудило их покинуть юго-восточные границы Руси.

В дальнейшем, уже после начала своего великого княжения, у Мономаха были конфликты с минским князем Глебом Всеславичем и княжившим на Волыни племянником Ярославом Святополчичем. В результате первый был заточён в Киеве, где и умер, а второй бежал в Польшу и несколько лет спустя пал под стенами Владимира-Волынского во время попытки вернуть город под свой контроль.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей».

Призвание на княжение во время бунта в Киеве
издание Устава Владимира Мономаха

В 1113 году умер киевский князь Святополк Изяславич. За время своего правления он нажил себе множество врагов, в том числе среди простых людей, поэтому сразу после его смерти в городе вспыхнул бунт.

Восставшие громили дворы ближайших людей князя и ростовщиков-иудеев, которые грабительскими займами в 200-300% разоряли низшие слои населения, заставляя для выплаты долгов продаваться в рабство.

Под угрозой разорения бунтовщиками монастырей Мономах согласился приехать в Киев и принять бразды правления. Усмирять бунт нужно было решая сложившуюся ситуацию, поэтому князь не только выгнал наиболее зарвавшихся иудеев-ростовщиков, но и решил провести масштабную экономическую реформу.

Под руководством князя был разработан Устав Владимира Мономаха, ставший основной экономической реформы. Он серьезно ограничивал возможности ростовщиков и вводил понятие форс-мажорных обстоятельств для купцов, которые потеряли товар купленный в долг не по своей вине. Кроме того, «Устав» содержал более четкие определения перехода в холопство (рабство) и кроме разрешённых в уставе условий, попытки закабаления свободных людей пресекались, что позволило снизить социальное напряжение в обществе.

Изгнание иудеев из Киева по приказу Владимира МономахаФранцузская гравюраОсновные положения устава

Жестокие наемники в междоусобных войнах

На момент первой встречи с Всеволодом Ярославичем половчане еще не собирались противостоять русским княжествам. Перед ними стояла другая задача — воевать на своих территориях с представителями местных степных народов. Но во второй половине XI века ситуация изменилась. Кипчаки больше не собирались оставаться «добрыми соседями» и все чаще совершали внезапные набеги на южную Русь. Они опустошали земли, уводили с собой пленных, отбирали у жителей скот и имущество.Основная сила половцев заключалась в ударной коннице и использовании новейшего оснащения. Например, в их арсенале было «жидкое пламя», которое они, скорее всего, позаимствовали у китайцев еще во время своего обитания на Алтае.Пока на Руси сохранялась централизованная власть, набеги носили сезонный характер, а между князьями и степняками держался хрупкий нейтралитет. Соседи поддерживали торговые связи, жители приграничных территорий общались между собой, были популярны браки русских правителей с дочерьми половецких ханов.В 1073 году распался союз трех сыновей Ярослава Мудрого — Святослав и Всеволод заподозрили Изяслава в заговоре и желании «самовластия», что стало началом продолжительной смуты на Руси. Такая ситуация сыграла в пользу кипчаков. Они не вставали ни на чью сторону, но охотно сотрудничали с теми, кто предлагал им выгодные условия. Сначала половцы просто наблюдали за «перетягиванием» власти, продолжая совершать разовые набеги. Затем русские князья стали привлекать кипчаков в качестве военной поддержки в междоусобных войнах.Князь Олег Святославич был первым, кто привел воинствующих степняков на русские территории, чтобы задействовать их в междоусобице. В дальнейшем такое сотрудничество стало популярной практикой.Олег Святославич разрешил половцам жечь захваченные города, забирая себе все награбленное, за что получил прозвище — Гориславич. С помощью кочевников он изгнал из Чернигова Владимира Мономаха и захватил Муром, свергнув оттуда Изяслава Владимировича. Перед русскими князьями появилась реальная угроза потери собственных территорий.

Размышления и итоги

В современных умах бытует мнение о половцах, как о диких ордах, которые то и дело, что грабили русские земли в бесконечных набегах. Да, летопись указывает на череду набегов степняков на русское пограничье, особенно тяжело было в 90-е годы 11 века, когда половцы доходили до Киева. Но здесь надо учитывать, что эти годы были пиком княжеских усобиц, и зачастую в борьбе за власть сами русские князья приводили половецкие орды. О чем пишет автор «Слово о полку Игореве», горько упрекая князей. И все же, наши предки чувствовали общую связь и вовсе не считали друг друга врагами, да воевали, но по меркам средневековья не так уж и много. Так по Лаврентьевской летописи оказывается, за 180 лет половцы нападали на Русь 12 раз, русские на половцев 12 раз, а совместных русско-половецких походов в междоусобных войнах было 30.

Конфликтный период между половцами у Русью было достаточно короткий меньше полувека, опять таки по меркам средневековья, это очень короткий период. После вокняжения Владимира Мономаха в отношениях с половцами было положено новое начало и до вторжения монголов не было никаких конфликтов. Более того началась эпоха междинастических связей русских князей и половецких принцесс. Кроме того, процесс сближения шел и на границе степи увеличивая количество смешанных браков среди простого населения. Вероятно, именно в это момент в русский язык вошло большое количество тюркских слов.

Подведу итог, половцы – это тюркоязычный народ, который по крови был родным братом славянскому народу, а по внешнему виду, вообще не отличимый от славян. Очень много моментов я опустил в этой статье, это: о казачестве; о половецких принцессах, коих было большое количество; о множестве известных князей имевших мам и бабушек из половчанок; об известных половецких потомках в истории России; о подробном разборе ДНК; про обман антрополога Герасимова при реконструкции облика князя Боголюбского и т.д. Думаю, в будущем я напишу про это.

Реконструкция князя Андрея Боголюбского антрополога Герасимовым с монголоидными чертами, так как его мать была половчанкой, признана современными экспертами криминалистами фальшивкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector