Глава 4 рыцарский кодекс
Содержание:
Вооружение, тактика
В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.
Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.
Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.
Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.
Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.
Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).
Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.
В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).
Оружие и тактика средневековых рыцарей
Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.
С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.
В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.
В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.
Честная и нечестная война
Для индийской военной философии присуще очень четко разделять способы ведения войны на дхарма-юддху и кута-юддху. Дхарма-юддха — это такая война, которая ведется согласно принципам индуистского учения в целом, война «по закону». Дхарма — это и есть закон в самом широком смысле, закон рода, закон мироздания.
Кута-юддха — соответственно, «нечестная» война. В ней допустимо использовать военные хитрости, в том числе любой степени подлости, проявлять повышенную жестокость и т.п.
Никто, конечно, не мог принудить царя воевать исключительно по принципам дхарма-юддхи, но они считались правилами хорошего тона. Если какому-то радже удавалось захватить чужую страну методом дхарма-юддхи, он становился абсолютно легитимным ее правителем. Все было честно, вышли в чисто поле, подрались в открытую — а там уж кому как повезет — кому в Рай (Сваргу по-местному), кому на трон…))
Если же царь захватывал чужой трон, воюя по-подлому, кута-юддхой, это могло спровоцировать в дальнейшем восстание кшатриев покоренной страны, а также вело к неизбежным дипломатическим проблемам. Грубо говоря, соседние цари такую победу не признавали, могли объединиться и совместными усилиями накостылять «беспредельщику».
Все как у чисто конкретных пацанов, однако…))
Принципы честной войны по-индийски
Даются в версии, опубликованной В. Р. Рамачандрой Дикшитаром, индологом, профессором истории и археологии Мадрасского университета.
Итак:
1. Воин в доспехах не имеет права сражаться с бездоспешным.
2. Один человек может атаковать только одного человека. Нападения группой на одну боевую единицу противника запрещены (есть исключения — об этом ниже).
3. Если противник получает ранение, бой следует прекратить, добивать преднамеренно нельзя.
4. Всадник не может вступать в схватку с бойцом на колеснице. В широком смысле — допустимы схватки только равного с равным.
5. Запрещено использовать зазубренные или отравленные стрелы.
6. Нельзя убивать того, у кого нет сыновей.
7. Запрещено атаковать воина, у которого сломано оружие (в т.ч. лопнула тетива лука) или вышла из строя колесница.
8. Нельзя убивать того, кто просит пощады, говоря «Я твой» и складывает руки в знак поражения (либо держит во рту соломинку — это знак просьбы о пощаде). Но можно захватить его в плен.
9. Раджа может сражаться только с другим раджой (правда, ничего не сказано о запрете для обычных воинов атаковать раджу — прим. РР).
10. Если на поле боя выходил брахман (мудрец, жрец) и призывал остановить бой, сражение должно было остановиться.
11. Тот, кто бежит с поля боя — трус и негодяй.
12. Запрещено оплакивать воина, погибшего в честном бою, даже его матери. Он уже в Сварге, и ему там лучше, чем здесь.
13. Некомбатанты (старики, дети, женщины) неприкосновенны.
14. Бегущего с поля боя противника нельзя преследовать.
15. Нельзя атаковать воина сонного, очевидно уставшего, того, на ком расползаются доспехи, а также любого некомбатанта. Неприкосновенен человек, вышедший из чужого лагеря за едой или водой, даже если он вражеский воин. Неприкосновенны стражники у ворот крепости, если они не нападают на штурмующих в открытую.
16. Допускается «замена» недостающих серьезных боевых единиц менее ценными. Слона могут атаковать 3-5 всадников, либо 15 пехотинцев. Драться с всадником имеют право 3 пеших воина.
17. Нельзя целенаправленно резать вражеский скот, особенно коров.
18. Нельзя трогать забравшегося на дерево либо на гору, чтоб лучше видеть, а также военного музыканта или евнуха.
19. Нельзя нападать на зрителей, которые пришли поглазеть на битву (да, и такое бывало).
20. Запрещено разорять чужие посевы, сады и храмы, а также причинять любой вред земледельцам.
21. С военнопленными следует обращаться гуманно. Нельзя пытать, нельзя мучить, нельзя обращать в рабство навечно. Женщинам, как правило, предлагали вступить в законный брак с пленившими их воинами (этот вид брака именовался ракшаса), мужчин-кшатриев держали в невольниках год, потом отпускали. Женщин, если они не хотели замуж за завоевателей, полагалось отпускать тоже.
Таковы основные правила ведения «справедливой войны» в древнеиндийском обществе. Они, к слову говоря, очень похожи на правила «боевки» на полигонных ролевых играх и фестивалях. Прямо счел бы, что оттуда и списано, если б не знал правды )))
Вот так индусы и воевали между собой — пока не приходил внешний противник из-за моря или Хайберского перевала, который этих правил не знал, а если и знал, то чихать на них хотел…
А жаль. Хорошие правила в общем-то — при условии, что их выполняют все воюющие стороны.
Галерея
Эпизоды
Весь список | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Обряд посвящения
Эдмунд Блэр Лейтон. «Акколада» (1901)
Основная статья: Акколада (церемония)
Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.
Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого. Сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.
Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.
Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечом, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.
Текст кодекса
Dragon Age II
Рыцарь-капитан Каллен — один из немногих храмовников ферелденского Круга Магов, кто выжил в случившейся там катастрофе, когда безумный маг крови Ульдред захватил башню, наполнив ее демонами и одержимыми. Каллена схватили, пытали и заставляли смотреть, как убивали его товарищей-храмовников. Это испытание потрясло Каллена. Выжив, он пришел к мнению, что даже храмовники не до конца понимают, насколько опасны маги. Когда Каллен вернулся к своим обязанностям, стало ясно, что он не постоит ни перед чем, чтобы утвердить повсюду гегемонию Церкви. Его фанатизм обеспокоил рыцаря-командора Грегора, решившего, что неразумно заставлять Каллена присматривать за теми, кого он считает повинными в своих мучениях.
Грегор отправил Каллена в Киркволл под начало рыцаря-командора Мередит. В Каллене Мередит нашла единомышленника. Из всего ее окружения лишь он видел ужасную силу магов своими глазами, и Мередит считала, что этот храмовник сможет повлиять на своих товарищей. Неудивительно, что Каллен быстро продвигался по службе, пока не стал рыцарем-капитаном и первым заместителем Мередит.
- Страж была магом
С некоторых пор по Казематам бродит слух, будто бы рыцарь-капитан Каллен когда-то был влюблен в юную магессу из ферелденского Круга. Впоследствии эта магесса пошла в Серые Стражи и прославилась как Героиня Ферелдена. Каллену этот слух, похоже, не по душе, хотя никто не знает, сожалеет ли он о потере, страдает из-за безответности чувства, стесняется любви к магессе или все сразу.
Рыцарь-командор Мередит утверждает, что слух лжив, и наказывает каждого, кто его перескажет.
Dragon Age: Инквизиция
-
«Что бы вы ни слышали о киркволлском восстании, все было гораздо хуже; позвольте избавить вас от подробностей. Остатки киркволлских храмовников в течение последних лет находились под моим командованием. Мы как могли помогали восстанавливать город и поддерживать некую видимость порядка, но больше я этим заниматься не смогу. Со мной связалась Искательница Пентагаст. Желая прекратить войну между магами и храмовниками, она набирает людей и предлагает мне заняться военными нуждами своего коллектива. Если Конклав пройдет благополучно, в нас не будет нужды; если же нет, мы будем наготове. Я решил принять предложение Искательницы Пентагаст. Круги распущены. Мне больше нечем помочь Ордену храмовников, а он ничем не поможет мне. Создатель указал мне другой путь, и я должен следовать им.»— Выдержка из письма Каллена в Южный предел.
-
««Дорогая Мия! Я до сих пор жив. Твой любящий брат Каллен».Нет, честное слово: неужели так трудно написать три фразы? Мы думали, ты погиб. Снова. Не будь Инквизиция у всех на устах, мы бы так и не услышали, что ее славный командир выжил в Убежище.Последнее время рассказывают много странного о храмовниках. Хорошо, что ты от них ушел. Я думала, ты подал в отставку, потому что вступил в Инквизицию, но дело было не только в этом, да? Глупо просить тебя беречь себя, но ты уж попытайся, пожалуйста.»— Твоя любящая сестра (видишь, как просто?)Мия
-
«Каллен!Очень обрадовалась твоему письму. Кажется, тебе там хорошо. Я даже… (зачёркнуто) …не обращай внимания. Надеюсь, и правда всё хорошо. Кстати, об этом…Эвелин/Эллана? Не Инквизитор? Не её милость Вестница Андрасте? Слишком короткое было то письмо.»— С любовью,Мия
-
«Мия!Напишу подробнее, когда время будет. Не тяни клещами.»— Каллен
Культ Прекрасной Дамы
Культ Прекрасной Дамы расцвел вместе с рыцарством. Никакой рыцарь не мог избежать поклонения женщине. В честь своей дамы рыцари одерживали победы и слагали песни, подымали подаренные ей вещи на стяги, обязательно носили ее цвета. Идеальный рыцарь честен, смел, набожен, умен, скромен, щедр и непременно влюблен.
Рыцарь не стремился к разделенной любви, Прекрасная Дама – это недоступный идеал. Часто в дамы сердца выбирали супругу своего сюзерена или королеву страны. Собственный брак не избавлял от необходимости служения, сделать же предметом обожания свою жену считалось дурным тоном.
При выборе дамы сердца редко руководствовались истинными привязанностями. Добиться расположения знатной и красивой женщины считалось очень лестным и служило репутации самого рыцаря, тешило его самолюбие.
Выбрав даму сердца, рыцарь никогда не бежал тут же признаваться ей в любви. Сперва он должен был страдать втайне и молча. Через некоторое время рыцарь решался на признание, но все еще не считался рыцарем своей дамы. С этого момента он начинал совершать подвиги и одерживать победы в ее честь, присылать к ее ногам поверженным им врагов. Все это делалось до тех пор, пока подвигов, по мнению дамы, не набиралось достаточно, и она не принимала поклонника в свои рыцари.
Процесс «принятия» в целом напоминал принесение вассальной присяги. Примерные речевые формулы для рыцаря: «называю дамой своего сердца», «обещаю и клянусь честью хранить верность, совершать подвиги во имя», «я, недостойный, прошу принять Вас мое скромное служение» и т.п. Чем больше поэтических наименований дамы – тем лучше. Основное условие – верность избраннице. Дама же не брала на себя никаких обязательств, обещала в ответ лишь благоволение и милость. Эти отношения, хотя и должны были быть тайной, никогда не скрывали. Если дама замужем, обычно муж давал свое согласие на принятие рыцаря в ряды рыцарей своей жены.
В знак своего расположения дама могла подарить рыцарю цветок, платок или рукав платья. Предметы одежды дамы можно (и нужно) было использовать в качестве знамени в сражениях.
От дамы же требовалась утонченность, обходительность, чуткость, интерес к поэзии. Вне зависимости от истинных чувств дамы, ей следовало всегда соответствовать этому образу – нежному, кроткому и отзывчивому. Однако часто красавицы, почувствовав свою власть, могли требовать от рыцарей невероятных подвигов в свою честь, от требования отправиться на Восток сражаться с неверными до желания получить диковинного зверя или вещицу. Примеры неразумных пожеланий: получить зверя-саламандру, выстроить в три дня на море дом из слоновой кости, перенести в свою страну гору, на которой сидел Адам и т.п.
История рыцарстваПравить
Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с
Дама помогает рыцарю надеть доспехи.
переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.
Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля.
Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.
Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео
«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.
далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.
В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.
Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.
После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.
Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.
Литература
- Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
- Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
- Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
- Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
- Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
- Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
- Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
- Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
- Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
- Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
- Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
- Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
- Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
- Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
- Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
- Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
- Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
- Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
- Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
- Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
- Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
- Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
- Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
- Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
- Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
- Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
- Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
- Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
- Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
- Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
- Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
- Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
- Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.
Посвящение в рыцари
Взыскующему рыцарского звания надлежит обратиться с просьбой к государю или сеньору (или любому славному рыцарю) с тем, чтобы он назначил день и время посвящения. Хорошо если это будет праздник, мирный договор, перемирие или свадьба.
Посвящаемый должен исповедаться и причаститься, после чего провести некоторое время в молчании, уединении и молитве. Перед тем он передает свой меч и шлем своим восприемникам, которые выбираются им либо назначаются ему также из числа людей рыцарского достоинства.
По окончании уединенной молитвы к нему приближаются восприемники и подносят ему воды, чтобы он омыл руки и лицо, после чего ведут в храм или на открытое место.
Его ожидают там государь или сеньор вместе с епископом или служителем иного ранга. Посвящаемый опускается на колено.
После того священник благословляет меч, возлагаю на него руки со следующей молитвой:
Благослови, Господь, меч сей, дабы раб Твой был отныне защитником церквей, вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов креста Христова и веры христианской. И помни, что святые завоевали царства не мечом, а верой».
После того сеньор произносит:
Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой – соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них.
После того ему подносят Писание и посвящаемый отвечает:
Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство.
После того сеньор или государь касается его правого плеча, левого плеча и склоненной головы своим мечом и обнимает, епископ или иной священнослужитель подносит ему меч, а восприемники подают ему шлем и щит.
Если есть дама, желающая высказать ему свое благоволение, то она может повязать ему свой шарф или платок.
После того все родственники и друзья посвящаемого подходят, чтобы принести поздравления.
В случае же, если подобный торжественный ритуал невозможен, будь то среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, или в проломе взятого приступом города, то в таком случае надлежит опустить все церемонии. Посвящаемый опускается на колено перед сеньором и творит краткую молитву, после чего сеньор касается мечом его склоненной головы, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и Св. Мартина жалую тебя в рыцари». Затем поднимает его с колен и обнимает, после чего посвященный в правах не уступает рыцарям, принесшим обет по всем законам и порядкам мирного времени.