Глава 1 славяне в раннем средневековье

Древнее население России: народы Боспорского царства

Северное Причерноморье начало развитие в пятом веке до нашей эры. Здесь образовалось единственное крупное рабовладельческое государство под названием Боспор – современная Керчь. Крупное политическое образование просуществовало всего 9 веков, после чего в четвертом веке до нашей эры было уничтожено гуннами.

Ассимилированные с греками народы Северного Причерноморья постепенно расселились по территории Керченского полуострова, низовьям Дона. Заняли они и Таманский полуостров. Активное развитие народов отмечалось в восточной части государства, из союза племён постепенно выделялись знать и аристократия, которые взаимодействовали с богатыми представителями греческого населения.

Первым толчком к разрушению государственности послужило восстание рабов под предводительством Савмака. В этот период Древняя Русь был наполнена разрозненностью и восстаниями. Постепенно Причерноморье было полностью захвачено гетами и сарматами, а впоследствии практически полностью уничтожено.

Формирование богатой русской истории современной России происходило не только под влиянием народов, проживающих на территории Центрального региона. Также существенное воздействие оказали представители других национальностей. На сегодняшний день невозможно совершенно точно определить, являлись ли славяне самостоятельно развивавшимся народом или же на их становление повлиял кто-либо извне. Именно этот вопрос призвана разрешить современная историческая наука.

Загадка имени или почему мы стали славянами?

Название «славяне» впервые появляется у византийских авторов (Иордан, Прокопий Кесарийский, «Стратегикон»). Именно от них оно попало в европейские языки.

В славянских источниках данный термин стал общеупотребимым в раннем Средневековье («Повесть временных лет»). Однако этимология слова «славяне» до сих пор вызывает у исследователей серьезные споры. Существует несколько гипотез происхождения этого названия:

  • От «слова». Это означает, что «славяне» – «люди, которые пользуются словами», то есть, говорят понятным языком. Так они отличаются от «немых» немцев, не владеющих нормальной речью, «чужих»;
  • В основе названия лежит индоевропейское «s-lau̯-os», что означает «народ»;
  • От «слава» («славные»). Однако данная форма слова с буквой «а» в корне появилась гораздо позже, уже в Средневековье;
  • Наши предки получили свое имя от древнего обозначения реки Днепр – Славутич, Славута, Славница;
  • Американский славист Лант считает, что название «славяне» можно интерпретировать, как «племя под предводительством Словена».

Языковед Бодуэн де Куртенэ на рубеже XIX и XX столетий выдвинул гипотезу, причем весьма для нас обидную. Он считал, что название «славяне» появилось у римлян, регулярно захватывавших на восточных границах империи множество рабов, половина имени которых оканчивалась на «слав»: Мирослав, Владислав, Ярослав и т. д. Окончание это, по мнению историка, римляне превратили в нарицательное название невольника (по латыни «раб» – «sclavas»), а позже так стали называть целый народ. От римлян оно затем было усвоено и самими славянами.

Древляне, наивные удальцы

Восточнее миролюбивых полян, на современной Житомирщине и части Киевской области жило племя древлян, «зверински» и даже по «скотски» (по летописным образам Нестора). Древляне, согласно самоназванию жили в лесах, окруженные реками и болотами, которые защищали их от недружелюбных, более сильных соседей. По отношению к слабым они проявляли определённую агрессивность.

В конце IX века древлян покорил князь Олег, они не только согласились платить дань, но и послали своих воинов в походы киевского князя. После смерти Вещего Олега, попытка древлян освободиться от дани Киеву обернулась только ухудшением условий при Игоре, которого они попросту жестоко убили.

Его жена, княгиня Ольга, не менее свирепо отомстила за смерть мужа. Легенда о страшной мести общеизвестна. Однако, та же княгиня, «отведя душу», установила уроки – твёрдо установленный размер дани с древлян и других данников. Согласившись на эти «уроки» древляне навсегда признали свою зависимость от Киева.

«Звероподобные» вятичи

В рассказах современников особой дикостью и воинственностью отличались вятичи. Предания этого племени славили своим родоначальником Вятко, былинного вождя, приведшего свой род в Волжско-Окское междуречье. По тем же былинам, племя разрослось и освоило огромную территорию окрест, как ареал своего обитания.

Внешне вятичи не сильно выделялись в глазах иноземцев по строению лица, цвету волос и глаз от других восточных славян. Впрочем, есть мнение, что у вятичей вполне могут быть не славянские этнические корни. Гипотетически можно увидеть родство вятичей с финно-угорскими племенами или даже вандалами — германским племенным союзом.

Вятичи были отличными охотниками и рыболовами, храбрыми и умелыми воинами. При всём этом они занимались собирательством, скотоводством и подсечным земледелием. Описывая племя вятичей, известный автор «Повести временных лет» Нестор-летописец отмечал, что вятичи жили в лесах и нрава были «зверинского».

Они дольше других славянских племён противились христианству. Сохраняя свои языческие традиции, они постоянно стремились на волю из-под «ярма» Новгородской и Киевской княжеской власти.

Когда к власти в Киеве пришел Святослав Игоревич, будущий победитель хазар, вятичам пришлось умерить свой воинственный пыл. Они покорились князю-воину. Но после того как князь Святослав погиб, вятичи снова вышли из повиновения. Его сыну, Владимиру Святому снова пришлось снова покорять непослушных вятичей. Полностью и окончательно вятичи влились в Древнерусское государство только при Владимире Мономахе в XI веке.

Волна кельтской экспансии с запада (волохи и бастарны)

Летописи упоминают о влахах (др.-рус. волохи) — кельтских племенах, дошедших до Руси.
Об этом свидетельствует и топонимика — область Галиция на западе Украины.
Что интересно, в некоторых славянских языках влахами называют также итальянцев.

Западноевропейские (сначала римские) исторические свидетельства упоминают бастарнов,
появившихся рядом со страной даков и гетов .
Затем они дошли до низовий Дуная и проникли на Днестр и даже Днепр.
самая распространённая версия, что бастарны были кельтами.
Возможно, влахи и бастарны — один народ.

Бастарны

Впервые о бастарнах упомянул Помпей Трог в 233-229 гг. до н.э.
Из его текста, правда, не ясно, где происходили отмеченные им «передвижения» бастарнов.
Сообщения, оставленные Деметрием из Каллатиса, Титом Ливием, Павлом Орозием, Аппианом и Страбоном,
позволяют точнее локализовать различные группы бастарнов в Северном Причерноморье во II – I вв. до н.э.:
от устья Дуная и Восточного Прикарпатья до Днепра.

Согласно письменным источникам, их локализация в некоторой степени изменяется на рубеже эр.
Тацит, Плиний, а позже Птолемей и другие размещали бастарнов в Северном Прикарпатье.

Древние авторы этнически отождествляли бастарнов с кельтами, германцами, фракийцами и даже сарматами.

Имеются параллели между поянешты-лукашевской и зарубинецкой культурами и бастарнами II – I вв. до н.э..
Обе культуры своим обликом резко отличаются от местных культур, при этом находят прямые аналоги в культурах
междуречья Эльбы и Одера [в этой теперь восточной Германии
через 1000 лет будут жить полабские славяне, ныне почти все онемеченные].

Памятники поянешты-лукашевской культуры исчезают в середине I в. до н.э., вероятно,
из-за восточной кампании гетского царя Буребисты.
Лишь несколько памятников этой культуры (в Буковине и Среднем Поднестровье)
продолжили существовать в I в. н.э. (Бернашовка, Великая Слободка, Рудь).

Зарубинецкая культура прекратила своё развитие приблизительно в середине I в. н.э.
Её падение объясняется деятельностью сарматов, которые проникли в лесостепь Украины.
Под влиянием таких обстоятельств зарубинецкая культура трансформировалась в постзарубинецкую,
расположившуюся вне пределов прежнего ареала
(в Подесенье, в Брянских лесах, в бассейнах левых притоков Днепра – Сейма и Ловати, на Смоленщине и в верховьях Ловати).

Вероятнее всего, северо-восточную часть этого нового культурного образования бастарнов информаторы Плиния и Тацита
позже назвали венедами.

В то же время часть зарубинецкого населения двинулось на запад, в район Верхнего Поднестровья и Западного Побужья,
где сформировалась зубрецкая группа памятников. Именно эта группа, просуществовавшая до III в. н.э., может быть связана
с «поздними бастарнами», упомянутыми в эпитафии Плавтия Сильвана, а позже среди участников готских походов 248 и 269 годов.

Дальнейшее вынужденное переселение 100 тысяч бастарнов (280 год) на территорию Римской Империи, возможно,
не исчерпало демографический потенциал «великого народа», и оставшиеся бастарны приняли участие
в сложном процессе этногенеза раннесредневековых народов, в первую очередь, славян.

Славяне

Славяне составляют этническую группу, которая живет в основном в странах Восточной Европы. Ядро славянских народов находилось до 6-го века к северу от Карпат. Славяне представляют собой старую группу центральной ветви индоевропейской семьи, населявшей Северную и Восточную Европу.

В первом веке Плиний Старший и Тацит называли их “Венети” (или Венето). Они жили на территориях древних скифов и сарматов. После падения Римской империи и ухода нескольких германских племен из областей, которые они оккупировали для продвижения на юг, различные общины, составляющие эту этническую группу, перемещались по всему европейскому континенту. Народы преобладанием славянской этнической принадлежности: русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, сербы, поляки, болгары и проч.

Начиная с седьмого века славянские племена образовали несколько королевств, среди которых древнейшая – Великая Моравия, основанная на реке Морава в современной Чешской Республике. Позже «страны Чешской Короны» или Польша стали одними из самых могущественных королевств в этом регионе. После принятия христианства, государство Киевская Русь стало одним из самых больших и могущественных стран европейского континента, вплоть до периода междоусобиц и монгольского иго.

Восточные беглецы и обманщики

Авары пришли к византийцам с видом повелителей многочисленных народов и как равный с равным, попросили об услуге – дать им земли в пределах империи, в обмен на их охрану.Что они в состоянии это сделать, авары доказали еще до сановнего визита. Сначала они пришли в Восточную Европу из заволжских степей и все кочевники, не раз угрожавшие самому Константинополю, расступились перед ними и не посмели возразить. Затем, взяв в союзники аланов, вероятно родственных им, авары напали и разгромили булгарские племена, часть которых враждовала с Византией, а другая часть нанималась ими для защиты от первых. С таким послужным списком, авары были вправе претендовать на согласие императора. Однако тот воздержался от выполнения всех условий, как опытный дипломат, но предложил аварам жить рядом с границами и охранять их за некоторую плату.

Авары также не отказались сразу, однако быстро включили в свои ряды и побежденных булгар-врагов Византии, и других булгар-наемников Византии, а далее начали завоевывать славянские и германские племена востока Европы. Второе посольство авар в Византию сначала долго ожидало аудиенции, затем права покинуть империю, а затем их повели самой дальней дорогой, где поджидали наемные убийцы. Каган Баян понял все и не стал делать заявлений или взывать к правосудию, он просто собрал всех своих вассалов в единый кулак. После чего, огромная армия из славянской пехоты, небольших отрядов гепидов, конные орды булгар и авар отправились прямо на Константинополь!

Терпя поражения, откупаясь, отбрасывая от стен врага, Византия отбивалась от атак Аварского каганата, в то же время оставалось неясным, а кто собственно такие эти авары и откуда у них такая хватка в войне и дипломатии!? Ведь в Европу пришли всего 20 тысяч всадников, почти без женщин, а за полвека они создали себе вторую по территории и военной мощи империю! Неплохо знающие восточные народы, вплоть до серов-производящих шелк (скорее всего это уйгуры, а не китайцы), византийцы терялись в догадках, где скрывалось это племя ранее.

Булгарский хан Курбат с чашей из черепа врага

Ответ поступил откуда не ждали

В Константинополь пришли посланники тюркского каганата, которые искали союзника на западе, а заодно разведывали ситуацию, чтобы позже вторгнуться в Крым Эскиль Кюль-Эркин сообщил императору удивительные вещи! Дескать авары вовсе на авары, а рабы тюрок, которые после продолжительной войны и восстания вырвались из объятий губительной мести его царя и прибежали в Европу. Они взяли себе имя некогда прославленного народа, чем напугали и заставили отступить кочевников степи, но был это обман. На самом деле, это жалкие беглецы, которых следует выдать тюркам ибо те не остановятся пока не найдут их!

То есть авары в Европе это осколок какого-то разгромленного тюрками племени, уцелевшие в горниле истребительной войны и жаждущие спасения! Поэтому их всего 20 тысяч и они почти не имеют женщин, поэтому они просят поселится в пределах империи, на которую не посмеют напасть тюрки. А победы над кочевниками обусловлены не только их военным мастерством, но и присвоением себе имени «авар», которые когда-то в прошлом были победителями аланов и булгар.

Подивившись перипетиям судьбы авар, византийцы решили почтить тюрок ответными дарами. Но уже во время ответного визита к тюркам, византийцы получили крайне неприязненный прием, по неясным причинам. Возможно, каган тюрок понял, что византийцы – лукавы и коварны, а авары значительно усилились в Европе и раздосадовано сообщил:

СевеÑÑне â данники ÑазаÑ

ÐÑоживавÑее на ÐевобеÑежÑе ÐнепÑа, племенное ÑообÑеÑÑво ÑевеÑÑн в полиÑиÑеÑком ÑазвиÑии бÑло оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ñоже на ÑоÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð´ÑевлÑн. ÐÑÑоÑики, ÑеконÑÑÑÑиÑÑÑ ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÑопиÑÑев, пÑиÑли к вÑводÑ, ÑÑо ÑÑи воÑÑоÑнÑе ÑлавÑне ÑоÑÑанÑли ÑÐ²Ð¾Ñ Ð°Ð²ÑÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ Ð²Â ÑоÑÑаве ÐÑевнеÑÑÑÑкого гоÑÑдаÑÑÑва вплоÑÑ Ð´Ð¾Â Ð¿ÐµÑвой ÑÑеÑи 11 века, а заÑем ÑÑали ÑдÑом «ÑевеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»Ñ» и ЧеÑниговÑкого кнÑжеÑÑва в ÑаÑÑноÑÑи.


ÐиÑоÑное колÑÑо â ÑкÑаÑение, изгоÑовленное ÑевеÑÑнами. (Wikimedia Commons)

Ðо пÑиÑода Ðлега на ÑÑи ÑеÑÑиÑоÑии ÑевеÑÑне плаÑили Ð´Ð°Ð½Ñ Ð¥Ð°Ð·Ð°ÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÐºÐ°Ð³Ð°Ð½Ð°ÑÑ. Ðлег оÑвободил иÑ оÑ Ñакой обÑÐ·Ñ Ð¸Â Ð¿Ñедложил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð°ÑиÑÑ, пÑиÑÑм обÑзаÑелÑÑÑва пеÑед Ðиевом, наложеннÑе Ðлегом на ÑевеÑÑн, бÑли знаÑиÑелÑно легÑе, Ñем аналогиÑнÑе дÑевлÑнÑкие. ЧÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ кнÑÐ³Ð¸Ð½Ñ ÐлÑга ÑаÑпÑоÑÑÑанила на ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ ÑоÑз полÑдÑе, однако, по вÑей видимоÑÑи, акÑивно в полиÑиÑеÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑаниÑнÑÑ Ð¿Ð»ÐµÐ¼Ñн не вмеÑивалаÑÑ.

Во что верили и кому молились наши предки?

На самом деле, мы знаем очень мало о религиозной жизни праславянских племен, их обрядах и ритуалах. Первые сведения об этом датируются VI столетием — временем, когда наши предки вышли к границам Византии. Верования восточных славян содержат значительный индоевропейский пласт, поэтому многие боги древних славян (Ярило, Перун, Велес) имеют своих «близнецов» у других народов-ариев.

Наши предки были язычниками. Особенностями такой идеологии является вера в одушевленность окружающего мира, в потусторонние силы, постоянно влияющие на жизнь человека, а также культ умерших. Древние славяне поклонялись целому пантеону сверхъестественных существ, каждый из которых «отвечал» за ту или иную сторону бытия. Например, Перун являлся богом грозы и молнии. У восточных славян он также считался покровителем княжеской дружины. Велес был правителем потустороннего мира, а Стрибог – божеством Неба-Отца.

Большое влияние на мифологию и религиозные убеждения наших предков оказали кельты и иранские племена – ближайшие соседи славян. Ученые считают, что Дажьбог и Макошь позаимствованы из кельтского пантеона (Дагда и Маха), а Хорс и Семаргл – из иранского. Но самое интересное, что и слово «бог» было перенято у скифов и заменило исконно славянское «див».

Жрецы играли важную роль в жизни древних славян

Кроме общеславянских богов, существовали и племенные божества, значение которых увеличивалось по мере разделения общности. О них мы практически ничего не знаем. Очень плохо изучены аспекты веры славян западной группы. Точно известно, что западные славяне поклонялись Перуну и Велесу, однако сказать больше об их религиозных взглядах и мифологии ученые пока не могут.

У наших предков был культ поклонения скульптурным изображениям богов – идолам. Об этом свидетельствуют письменные источники и многочисленные археологические находки. Таких идолов изготавливали как из дерева, так и из камня. Например, князь Владимир – будущий креститель Руси – поставил в Киеве деревянного идола Перуна, украшенного серебром и золотом. Храмов в виде помещений не было, идолы устанавливались на открытых площадках – капищах, где и проводились обряды древних славян.

Не совсем понятна и роль жречества в славянском обществе. У южных славян, которые находились под сильным византийским влиянием и очень рано приняли христианство, оно, вероятно, было минимальным. У западных славян этот институт имел большой вес, оказывая порой влияние даже на принятие политических и военных решений. У восточных славян жрецы также были – древнерусские источники называют их волхвами, кудесниками, ведунами, чародейниками,но, скорее всего, это сословие находилось только на этапе формирования, который был прерван принятием христианства. Они занимались знахарством, гаданиями, бытовой магией.

Древнейшая история славянских племен: первые государства

Ранняя история славян известна ученым плохо, и этому есть объективные причины: письменных источников предки не оставили, а археологических материалов недостаточно. Тем более что период рождения нашей нации приходится на Великое переселение народов – время полной сумятицы и неразберихи в восточной части Евразии.

Небольшие поселения древних славян

От Иордана нам известно о Антском союзе – первой империи славян, предшественнике древнерусского государства, которая объединяла славянские и балтские племена. В конце VI века началось нашествие авар, которые сумели покорить обширные территории и основать каганат. Под его властью оказались и многие славянские племена. Воспоминания об аварском нашествии были настолько яркими, что сохранялись в народной памяти столетиями, и даже нашли свое отображение в «Повести временных лет» уже в XII веке. Однако при этом славяне стали неотъемлемой частью каганата и, видимо, значительное их количество отправилось вместе с аварами в Паннонию. Окончательно с исторической сцены анты сошли гораздо позже, считается, что их общность распалась уже во время легендарного князя Кия – основателя Киева.

Историки считают, что в VI веке славяне вышли к берегам Черного и Балтийского моря, в VI-VIII столетиях началась колонизация славянами Восточных Альп, где до того жили германцы и другие племена. Уже к VIII веку славяне заселили Балканский полуостров и достигли берегов Ладоги. В это же время началось образование славянских государств: в VII столетии возникло Болгарское царство и государство словаков Само, в VIII веке – государство сербов Рашка и черногорцев – Дукля, появилось самостоятельное хорватское княжество. IX столетие – это время становления Великоморавской державы, в которую вошли чешские земли, а также первого государственного образования восточных славян – Киевской Руси. В это же период начинает складываться польское государство.

Предки восточных славян в многоэтнических племенных союзах

Предки восточных славян по мнению различных историков могли входить в союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия.

  • Венеты (энеты, венеды) — гипотетическое объединение древнеевропейцев (предков славян и других народов) в I тыс. до. н. э. — начале I тыс. в Центральной Европе (р. Висла, южное побережье Балтийского моря) и славяне (венеты, венеды). Этноним в соответствующей географической привязке упоминается древнегреческими (Гесиод) и древнеримскими авторами (Плиний, Птолемей, Тацит), сопоставляется археологами, в частности В. В. Седовым, с рядом археологических культур: лужицкой, пшеворской и пр. В первой половине I тысячелетия венедами называют «многочисленных» предков славян, расселившихся на просторах Центральной и Восточной Европы, от которых произошли славянские племена, в частности, склавины и анты (известие Иордана, VI в.). «Повесть временных лет» сохранила предание о западном происхождении радимичей и вятичей («от ляхов»), а название вятичей может восходить к этнониму венетов (хазарский царь Иосиф называет вятичей в своём письме именем «В-н-н-тит»).
  • Сколоты («скифы-пахари») — союз четырёх скифских племён VII—IV веков до н. э., в который по мнению Б. А. Рыбакова, входили предки восточных славян. Сколоты, в свою очередь, входили в более сложную племенную организацию, подчинявшуюся вместе с другими восточноевропейскими племенами скифам-кочевникам. Геродот упоминает договоры между племенами Скифии для совместной защиты при описании скифо-персидской войны г. до н. э. В период с III в. до н. э. потомки «сколотов» (носители зарубинецкой археологической культуры) находились в союзнических или зависимых отношениях с сарматами, вытеснивших скифов из Причерноморских степей. Носители зарубинецкой культуры рассматриваются как многоэтническое балто-славнякое население и как одни из предков восточных славян, в частности, как предки северян. «Повесть временных лет», рассказывая о племенах восточных славян, упоминает, что греки называли славян, в частности тиверцев и уличей, «Великая Скифь». По мнению В. В. Седова названия антов и племён хорватов, сербов и северян (северо) имеют иранское (скифо-сарматское) происхождение.
  • «Держава Германариха» — объединение восточноевропейских племён под властью готов в III—IV веках в Северном Причерноморье, в которое входила и часть предков восточных славян (венеты — возможно, предки антов). Иордан пишет: «Эти , как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племён, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов . Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха». Археологически сопоставляется с черняховской культурой. В «Слове о полку Игореве» (XII в.) упоминаются песни причерноморских готов, в которых говорится о «времени Бусовом», возможно, речь идёт о столкновении готов и антов в 375 году, в результате которого погиб антский князь Бож. Отмечается возможно славянская основа имён готских вождей Ведуко (III в.) и Витимира (IV в.). Историки считают, что название племени дулебов имеет германское происхождение.
  • «Гуннская империя» Аттилы — объединение племён Центральной и Восточной Европы IV—V веков под властью гуннов, в которое входили и предки славян: анты и дунайские славяне. Славянское население «империи» Аттилы представляло собой оседлое земледельческое население и воинов. Распад империи стимулировал миграцию славян и образование союзов склавинов, венедов и антов. «Повесть временных лет» передаёт легенду о борьбе полянского князя Кия с населением берегов Дуная. Очень популярна точка зрения о тюркском (гуннском) происхождение имени Кия и города Киева. Предполагается, что в «Слове о полку Игореве» имя гуннов передаётся этнонимом «хинове».

Также историками предлагались версии о вхождении предков славян в союзы роксолан (гипотетические «росы» и аланы; «росомоны» Иордана) и дако-гетов, однако популярностью эти теории не пользуются.

Характер перечисленных объединений племён изучен плохо, а участие в них предков восточных славян в качестве племенных субъектов носит гипотетический характер.

ÐÑивиÑи â дÑевнеÑÑÑÑкие ÑÑдоÑÑÑоиÑели

ЭÑо племенное обÑединение ÑоÑедÑÑвовало Ñ илÑменÑкими Ñловенами и занимало огÑомнÑе ÑеÑÑиÑоÑии: ÑÐ°Ð¹Ð¾Ð½Ñ Ð³Ð¾Ñодов СмоленÑк, ÐолоÑк и ÐÑков. СовÑеменнÑе иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо ÑÑÐ¾Ñ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ ÑоÑз воÑÑоÑнÑÑ ÑлавÑн не обладал «племеннÑм ÑенÑÑом», как Ñловене или дÑевлÑне. ÐÑоме Ñого, кÑивиÑи оÑÐµÐ½Ñ ÑеÑно взаимодейÑÑвовали Ñ балÑÑкими племенами и Ñкандинавами. РполÑÐ·Ñ ÑÑого говоÑÑÑ Ð¸Ñ кÑÑганнÑе заÑоÑонениÑ, вÑкоÑе поÑле пÑинÑÑÐ¸Ñ ÑÑиÑÑианÑÑва поÑÑепенно иÑÑезаÑÑие.

Ðомимо ÑÑого, о ÑеÑном взаимодейÑÑвии кÑивиÑей и иÑ балÑÑÐºÐ¸Ñ ÑоÑедей говоÑÐ¸Ñ Ð¸Â Ð¸Ñ ÑÑноним. Ðо одной из гипоÑез, Ñлово «кÑивиÑи» пÑоизоÑло оÑÂ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑовного балÑÑкого жÑеÑа â ÐÑиве. Ðолее Ñого, в ÑовÑеменном лаÑÑÑÑком ÑзÑке ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ Â«ÐºÑеви», а РоÑÑÐ¸Ñ Ð²Â Ñелом â «ÐÑевиÑ».


ÐзобÑажение ÐÑиве на ÐамÑÑнике Ð¡Ð²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð²Â Ð Ð¸Ð³Ðµ. (Wikimedia Commons)

ÐÑивиÑи ÑпоминаÑÑÑÑ Ð¸Â Ð²Â ÑоÑинениÑÑ Ð²Ð¸Ð·Ð°Ð½ÑийÑкого импеÑаÑоÑа ÐонÑÑанÑина ÐагÑÑноÑодного. Так, Ð±ÐµÐ·Ð¸Ð»ÐµÐ²Ñ Ð¿Ð¸Ñал, ÑÑо лодки, на коÑоÑÑÑ ÑлавÑнÑкие и ваÑÑжÑкие дÑÑÐ¶Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñодили к ÑÑенам ÐонÑÑанÑинополÑ, бÑли поÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÑÑими племенами. РÑÑÑкие же леÑопиÑи ÑвÑзÑвали кÑивиÑей Ñ полоÑким кнÑжеÑким домом, поÑÑоÑнно вÑаждовавÑим Ñ киевÑкими и новгоÑодÑкими кнÑзÑÑми. ЭÑи племена ÑпоминаÑÑÑÑ Ð²Â Ð´ÑевнеÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¿Ð»Ð¾ÑÑ Ð´Ð¾Â ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ 12 века.

Так кто же вы, авары?

Суммируя все данные, более вероятен следующий вывод: Авары – ираноязычный народ, близкие родичи, или даже потомки скифов. Они жили постоянно или в последние века в предгорьях Алтая и Тянь-Шаня, где тесно контактировали с тюрками, переняв у них (или подарив напротив ) термины, особенности произношения, способы ведения степного конного боя. При этом авары постоянно выступают союзниками других ираноязычных народов: эфталитов, алан, Персии при ее войнах с Византией, что косвенно может указывать на их общее происхождение и простоту коммуникации. В ходе контактов, верхушка авар смешивалась с тюркскими и монгольскими племенами, что дало им несколько отличающийся от основной массы авар антропологический тип. По мере усиления тюркского каганата, в ходе какой-то ожесточенной борьбы, авары резко сократили свою численность и вынуждены были бежать в Европу, где отточенные веками навыки боевых действий в изобилующей сильными племенами степи, оказались на голову эффективнее, чем у местных жителей.

Можно допустить, что ядро авар, вышедших с Алтая могли быть монголоидами или тюрками, а затем они пополнили свою численность племенами говорившими на иранских наречиях, которые тотально доминировали. А затем, испытывающие дефицит женщин авары, фактически наполовину стали состоять из потомков смешанных браков со славянками. Поэтому, мы не видим монголоидной примеси у славян, не видим существенного влияния тюркских языков на раннеславянские, поэтому византийцы и франки, да и славяне, описывают авар в довольно позитивном ключе, как людей высоких и красивых, по европейским нормам. И поэтому они без следа растворились в местных аборигенах, после разгрома каганта франками.

Или авары могут быть тохарами-индоевропейским народом, одним из первых ушедших в самостоятельное плавание и живших в Таримском бассейне. Знаменитые таримские мумии, демонстрируют как раз тип крайней высокорослых европеоидов, северного типа, который отмечается и у авар.

P.S. Несмотря на горячее желание некоторых лиц, записать авар в предки нынешних аварцев в Дагестане, эти народы не имеют абсолютно ничего общего.

Предварительный просмотр:

ТЕСТ «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»

1.К восточнославянским народам относятся

1) поляки               2)сербы3) чехи                  4) русские

2.К славянам относятся

1) чудь         2)зыряне         3) волыняне4) адыги

3.Неславянское племя

I) мурома         2)поляне         3) волыняне4) тиверцы

4.Племенной союз новгородских словен сложился

1)  в среднем течении Днепра2)  на берегах о.Ильмень и р.Волхов3)  на берегах р.Ока4)  в верховьях р.Волга

5. Основная отрасль хозяйства восточных славян в VI— VII вв.

1)  бортничество    2)  кочевое скотоводство3)  посредническая торговля4)  подсечно-огневое земледелие

6. Главным божеством языческого пантеона восточных славян не являлся

1)Даждьбог              2) Вий3) Перун                   4) Велес

7.Главным городом полян был

1) Новгород                        2) Чернигов3) Киев          4) Смоленск

8.Зачатки государственности раньше других прояви лись у

1) древлян                 2) кривичей3) вятичей                 4) полян и новгородских словен

9.Военный вождь у восточнославянских племен назы вался

1) старейшиной                  2) старостой3) князем                           4) дружинником

10.Одним из первоначальных центров формирования древнерусского государства был

1) Смоленск         2) Полоцк3) Новгород              4) Ростов

11.Теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами, называется

1) славянофильской           2) норманнской3) западнической               4) антинорманнской

12.Объединение двух центров древнерусской государ ственности произошло в

1)860 г.                   2) 862 г.3)882 г.                 4) 911 г.

13.В 862 г. в Новгороде стал править

I) Игорь                     2) Рюрик3) Олег                4) Аскольд

14.Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Обычаи и религия славян

Все  эти  племена  имели  свои  обычаи,  и  законы  своих отцов, и предания, и каждое  —  свой нрав. Поляне имеют   обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами   воими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями и  деверями  великую  стыдливость  имеют;  имеют  и  брачный  обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на  следующий день приносят  за нее – что дают. А древляне жили  звериным  обычаем,  жили  по-скотски:  убивали  друг  друга,  ели  все  не  чистое,  и  браков  у  них  не  бывало,  но  умыкали  девиц  у

воды.  А  радимичи,  вятичи  и  северяне  имели  обычай  общий:  жили в лесу, как и все звери, ели все не чистое и срамословили  при  отцах  и  при  снохах,  и  браков  у  них  небывало,  но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на  пляски  и  на  всякие  бесовские  песни,  и  здесь  умыкали  себе  жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если  кто  умирал,  то  устраивали  по  нем  тризну,  а  затем  делали  большую  колоду,  и  возлагали  на  эту  колоду  мертвеца,  и    сжигали,  а  после  собрав  кости,  вкладывали  их  в  небольшой   сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще  вятичи.  Этого  же  обычая  держались  и  кривичи,  и  прочие  язычники,  не  знающие  закона  Божьего,  но  сами  себе      устанавливающие законы.

Повесть временных лет.

Вопросы:

1.  Были  ли  законы  и  обычаи  восточнославянских  племенных союзов одинаковы? Как Вы думаете, почему?

2.  При  описании  обычаев  и  нравов  полян  автор  ПВЛ  приводит  традиции  явно христианские.  Как  Вы  можете  это  объяснить?

3.  Что  общего  и  каковы  различия  в  обычаях  остальных  перечисленных славянских племенных союзов?

4.  Какие  особенности  погребального  обряда  восточных славян (в  частности  вятичей)  зафиксированы  автором  ПВЛ,  а  какие опущены? Как Вы думаете почему?

Мнение археологов

В могильниках авар представлены захоронения иранского образца, с богатым вооружением, нередко вместе с конем. Предметы авары отличаются очень высоким мастерством и демонстрируют узнаваемые черты скифо-сибирского стиля: грифоны, сцены терзаний, типичную для скифов стилизацию.Вооружение авар также типично для скифо-сарматского мира: композитный короткий лук, колчан-горит, но вместо акинака, нечто переходное между мечом и саблей, меч-палаш, а также две пики средней длины с кожаными ремешками для ношения за спиной. Эти факты могут указывать как на прямое родство между скифами и аварами, так и на обычный культурный обмен народов степи. Но это резко отличает авар от тюрок! Тюрки предпочитали пеший бой, отрядом копьеносцев или вооруженных алебардами солдат, конница тюрок реже использовала луки.

Образование первых государств

Появление бедных и богатых, усиление власти князей стали условиями для возникновения у славян государств. Необходимо было защищаться и от внешней опасности. Из степей на славянские земли часто нападали кочевники. Византия стремилась подчинить себе южных славян, а грозным противником западных славян выступало Франкское государство.

В начале VII в. на востоке Балканского полуострова возник славянский союз Семь родов (или Семь племен). В конце этого же века его подчинили себе кочевники-болгары. Они пришли из далеких восточных степей. Кочевники-болгары перешли к оседлой жизни, усвоили язык и культуру местного славянского населения и вскоре слились с ним. По названию этих кочевников часть южных славян стала именоваться болгарами. В 681 г. болгары нанесли поражение Византии. Эта дата считается началом Первого Болгарского царства.

В 864 г. болгары первыми среди славян приняли христианство из Византии.

В VII в. в разгар борьбы с кочевниками-аварами несколько славянских племен в среднем течении Дуная объединились в одно княжество во главе с купцом по имени Само. Были разгромлены не только кочевники, но и могущественные франки, которые тоже хотели подчинить это княжество. Но после смерти Само союз славянских племен распался.

В IX в. на территории современной Чехии существовала Великоморавская держава. Ее правители смогли отстоять независимость в борьбе с франками. Однако к началу X в. Великая Моравия пала под ударами пришедших с востока кочевников-венгров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector