Маршал устинов (ракетный крейсер)

История[править]

  • 1978 год, 5 октября — заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов».
  • 1982 год, 25 февраля — спущен на воду.
  • 1986 год, 15 сентября — вступил в строй.
  • 1986 год, 5 ноября — включён в состав Северного флота.
  • С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 21-29 июля 1989 год — нанес официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США)
  • 16-20 июля 1991 года — нанес визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США)
  • 1993 год 30 июня — 5 июля — нанес визит в Галифакс (Канада).
  • С 1994 года по 17 декабря 1997 года — плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.
  • Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.
  • Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота
  • 2001 год январь — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка;
  • 21 февраля 2001 года — над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.
  • С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.
  • 17 июля 2008 год — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».
  • С июля 2011 года находится на капитальном ремонте на судоремонтном заводе «Звёздочка». Так же в этом году появилась информация о переводе крейсера на Тихоокеанский флот.
  • 1 декабря 2014 года официальный представитель судоремонтного завода «Звёздочка» Евгений Гладышев заявил что в третьем квартале 2015 года корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний. В четвёртом квартале корабль будет передан военно-морскому флоту.
  • В декабре 2015 года источники в ОСК (Объединённой судостроительной корпорации) сообщили об очередном отложении сроков передачи крейсера флоту. Сообщалось также, что большая часть запланированных работ к настоящему моменту уже выполнена и корабль проходит швартовые испытания. Выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года, однако, сроки могут быть вновь отодвинуты в большую сторону из-за проблем с поставкой корабельного оборудования на предприятие.

«Демонстрация военной мощи России»

Российский военный эксперт Александр Гольц в комментарии Крым.Реалии назвал прошедшие учения у берегов Севастополя «демонстрацией военной мощи России».

«Это демонстрация способности российского флота создать мощную группировку – а там было до 30 боевых кораблей – и способности вести боевые действия как раз в Черном море, которое волей-неволей превращается в район военного противостояния НАТО и России. Это было довольно масштабное мероприятие с пусками крылатых ракет «Калибр», пуском гиперзвуковой ракеты «Кинжал», – сказал он.

Александр Гольц

При этом Александр Гольц не считает участие российского президента в учениях экстраординарным событием.

«Путин регулярно участвует в военных маневрах. Он очень любит красоваться на фоне кораблей, самолетов, танков. Это закономерно: когда у страны нет больших успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, военная мощь – это то, чем руководство страны предлагает россиянам гордиться», – подчеркнул военный эксперт.

Личная жизнь

Как и в работе, в семье у маршала все было упорядочено и налажено. Супруга Дмитрия Федоровича – Таисия Алексеевна – хранительница домашнего уюта и надежного тыла. Она родила мужу двоих детей – сына и дочь.

Дмитрий Устинов и его сын Николай

Первенец Николай Устинов родился в 1931 году. Рэм, так звали Устинова-младшего в детстве, пошел стопами отца и работал на оборонную промышленность страны. Он стал основоположником и руководителем научной школы, разработавшей первую лазерную технику, написал сотню научных работ.

Дочь Вера родилась через 9 лет после появления сына и выбрала иную сферу применения сил: Вера Устинова – Заслуженная артистка РСФСР, пела в Государственном хоре им. А. В. Свешникова, потом преподавала вокал в консерватории.

Курс на Североморск!

Трудность проведения работ заключалась в том, что северодвинским специалистам пришлось заново восстанавливать конструкторскую и техническую документацию, пропавшую в украинском Николаеве.

Первые два года корабль обслуживался на твердом стапельном основании. Подверглись коренной реконструкции водоотливная, осушительная и противопожарная системы крейсера, винторулевые механизмы, важные энергетические узлы. Тщательно обследован, восстановлен и окрашен корпус. Спуск на воду был выполнен летом 2013 года, и работы продолжились. Проведена глубокая модернизация всего комплекса радиоэлектронного оборудования, дефектовка и ремонт главного магистрального кабеля.

В конце декабря прошлого года после успешных морских испытаний в порт приписки отбыл обновленный крейсер «Маршал Устинов». Модернизация и ремонт ожидает и других «Атлантов». Специалисты «Звездочки» уверяют, что полученный опыт и наработанные технологии позволят значительно сократить сроки ремонта.

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза (27.10.1978);
  • дважды Герой Социалистического Труда (03.06.1942, 17.06.1961);
  • одиннадцать орденов Ленина (08.02.1939, 03.06.1942, 05.08.1944, 08.12.1951, 20.04.1956, 21.12.1957, 29.10.1958, 29.10.1968, 02.12.1971, 27.10.1978, 28.10.1983);
  • орден Суворова I степени (16.09.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.11.1944);
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии (20.04.1982);
  • лауреат Сталинской премии I степени (16.12.1953);
  • лауреат Государственной премии СССР (05.02.1983).
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Военная служба и политика

В июне 1941-го Устинова назначили руководить Наркоматом вооружения на место арестованного Бориса Ванникова. По словам сына Лаврентия Берии – Серго – выбор в пользу Устинова сделал отец. В июле Ванникова освободили, и он стал заместителем и правой рукой Дмитрия Федоровича. Вместе они приложили немало усилий для эвакуации заводов и промышленных предприятий страны в тыл.

Дмитрий Устинов с иностранной делегацией

Главная задача, которую поставили перед наркомом – наладить производство вооружения. Дмитрий Устинов стал во главе плеяды советских инженеров и конструкторов и в кооперации с руководителями военных заводов трудился над бесперебойной поставкой боеприпасов на передовую.

В 1945-м заместитель Устинова побывал в Германии, в институте Рабе, где специалисты из СССР изучали оставшуюся от нацистов ракетную технику. После ознакомления с результатами поездки руководство страны задумалось о создании советской ракетной отрасли.

Маршал Дмитрий Устинов

В середине марта 1946-го Дмитрия Устинова назначили на должность министра вооружения. Открывшиеся возможности позволили воплотить планы о строительстве своих ракет в жизнь. За 7 лет на посту министра Устинов проделал колоссальную работу в отрасли ракетостроения. В подчинении министерства обороны появилось 7-е управление, задача которого – развитие ракетного проекта.

Весной 1953 года Дмитрия Устинова перевели руководить другим ведомством – министерством оборонной промышленности, которое он возглавлял до конца 1957-го. Заслуга маршала – разработанная уникальная система противовоздушной обороны столицы и модернизированный оборонный комплекс страны. Военная наука и боевая готовность Советского Союза при Устинове выросли в разы.

Дмитрий Устинов и Константин Черненко

С декабря 1957 по март 1963 года Устинов возглавлял Комиссию Президиума Совмина, которая курировала вопросы военно-промышленного комплекса. Следующие два года Дмитрий Федорович – заместитель председателя Совета Министров страны.

Окружение Дмитрия Федоровича говорило о невероятной трудоспособности чиновника: на сон ему хватало 3-4 часов в сутки, и в таком режиме он жил десятилетиями. Эту привычку Устинов выработал при генералиссимусе, работавшем по ночам. С инспекцией он мог приехать на завод в 10 часов вечера, потом до 4 утра обсуждать увиденное и разрабатывать стратегию на совещании. При этом сохранял живость мысли и вникал во все мелочи.

Леонид Брежнев и Дмитрий Устинов

Весной 1976-го Дмитрий Устинов возглавил оборонное министерство Советского Союза и трудился на должности до конца жизни.

Маршал входил в «малое» Политбюро ЦК – так называли неофициальное ядро старых и влиятельных членов комитета во главе с генсеком Леонидом Брежневым. «Малое» Политбюро и принимало важнейшие стратегические решения в политике и жизни страны, которые потом голосовались на официальном заседании.

Информация о голосовании Дмитрия Устинова по вопросу ввода войск СССР в Афганистан противоречивая. По одним источникам, министр проголосовал вместе с Брежневым и Юрием Андроповым за ввод, по другим – выступил против операции.

Когда говорят о доктрине Устинова, имеют в виду перенос акцента из создания мощных бронетанковых сил на разработку оперативно-тактического ядерного оружия. В соответствии с доктриной ракеты средней дальности заменили на новейшие «Пионер».

Детство и юность

Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.

В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.

Дмитрий Устинов

В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.

Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).

Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.

Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости

В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.

В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.

В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.

Дмитрий Устинов в молодости

Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.

Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.

Киновоплощения

  • Андрей Попов в художественном фильме «Укрощение огня», СССР, 1972 год.
  • Борис Гусаков в киноэпопее «Битва за Москву» (чеш. Boj o Moskvu; нем. Schlacht um Moskau; вьетн. Cuộc chiến ở Moskva), СССР, 1985 год.
  • Юрий Стосков в художественном фильме «Серые волки», Россия, 1993 год.
  • Алексей Михайлов в сериале «Красная площадь», 2004 год.
  • Владимир Меньшов в сериале «Брежнев», Россия, 2005 год.
  • Олег Треповский в сериале » «Кедр» пронзает небо, Россия, 2011 год.
  • Андрей Лебедев в сериале «Петля Нестерова», Россия, 2015 год.
  • Александр Кузнецов в сериале «Главный», Россия, 2015 год.
  • Петр Журавлев в сериале Обгоняя время, Россия, 2019 год.

История «Атлантов»

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как «Адмирал флота Лобов«. В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры «Москва» и «Варяг» несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый — «Украина», при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Память

Почтовая марка СССР, ,  (ЦФА  #6001; Sc #5714)

Бюст Устинова Д. Ф. в Сквере Победы в Ижевске

Бюст Устинова Д. Ф. в национальном музее им. К. Герда в Ижевске

  • В связи с кончиной Устинова был объявлен официальный траур, его похороны демонстрировались по Центральному телевидению — редкость для лиц, не являвшихся руководителями партии и правительства. Он стал последним, чей прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену (за два с лишним месяца до последних похорон у Кремлёвской стены — К. У. Черненко).
  • В 1984 году город Ижевск был переименован в Устинов; необычным стало переименование столицы автономной республики (ранее в честь Брежнева и Андропова были переименованы лишь районные центры — Набережные Челны и Рыбинск соответственно). Это переименование было воспринято горожанами резко отрицательно, и уже 19 июня 1987 года Ижевску было возвращено прежнее название. Затем было принято решение назвать в честь Д. Ф. Устинова вновь образованный район Ижевска, что и было закреплено постановлением Президиума Верховного Совета УАССР от 13 июня 1987 года и указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1987 года — Устиновский район. 1 июля 1987 года состоялась первая сессия народных депутатов Устиновского райсовета. Официальный день рождения района — 1 июля 1987 года. В городе установлен бюст Устинова.
  • Тогда же имя Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова было присвоено Ленинградскому механическому институту. В настоящее время вуз (Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова), претерпев изменения в названии, по-прежнему носит имя Д. Ф. Устинова, но без упоминания воинского звания.
  • В 1985 году в честь Устинова переименовали Осенний бульвар в Москве, который стал улицей Маршала Устинова, но в 1990 году ему вернули прежнее название.
  • Ульяновский авиационно-промышленный комплекс (УАПК) носил в советское время имя Д. Ф. Устинова. В 1992 году УАПК им. Д. Ф. Устинова был преобразован в акционерное общество (АО) «Авиастар».
  • На родине Устинова — в Самаре — в его честь назван сквер в исторической части города; в сквере установлен бюст Устинова.
  • В Санкт-Петербурге в его честь названа улица в микрорайоне Рыбацкое.
  • В состав Северного флота входит ракетный крейсер «Маршал Устинов».
  • В 2012 году в Коврове принято решение о наименовании улицы в одном из микрорайонов города. В городе установлен бюст Устинова.
  • В 2014 году в Самаре в его честь названа улица в микрорайоне Крутые Ключи (улица Маршала Устинова).

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

«Безногий» флагман

Казалось бы, безоблачное будущее «Москве» было гарантировано. Но у любой медали, как известно, две стороны. Интенсивное использование корабля не самым лучшим образом сказалось на техническом состоянии флагмана ЧФ. 

Особенно досталось главной энергетической установке крейсера. Если называть вещи своими именами, то после несения боевой службы у берегов Сирии «Москва» практически осталась без «ног». Кораблю настоятельно требовался, как минимум, серьезный ремонт, а как максимум — еще и модернизация. 

Ситуация осложнялась сразу несколькими факторами.

Во-первых, только-только закончились капитальный ремонт и модернизация однотипного с «Москвой» крейсера «Маршал Устинов». Тот простоял на судоремонтном заводе «Звездочка» с июля 2011 года по декабрь 2016 года. Сразу после этого «потянуть» столь же длительные и затратные работы на еще одном «Атланте» ни ВМФ, ни ОПК России оказались не готовы. 

Во-вторых, восстановление боеспособности «Москвы» силами севастопольского судоремонта представлялось командованию ВМФ проблематичным. При этом не меньше вопросов вызывала способность «обезноженного» крейсера добраться из Черного моря в Северодвинск, где «Москвой» могла бы заняться «Звездочка».

В-третьих, по слухам, сами черноморцы не горели желанием расставаться с пусть и не ходовым, но единственным в составе ЧФ кораблем 1-го ранга. 

В-четвертых, «Москва», как мы помним, являлась головным кораблем проекта 1164, то есть самым изношенным из введенной в строй тройки «Атлантов». Это обстоятельство заметно усиливало сомнения в рациональности не только модернизации, но и возвращения крейсера в ходовое состояние. 

Вот так и получилось, что флагман Черноморского флота надолго завис у причала в севастопольской бухте. С прогулочных катеров, снующих мимо «Москвы», туристы иногда наблюдали на палубе крейсера следы вялотекущих ремонтных работ. 

Раз в год буксиры оттаскивали «парализованный» флагман от причальной стенки и ставили его на «парадные» бочки по случаю Дня ВМФ России. Затем те же буксиры возвращали «Москву» к знакомому севастопольскому причалу, и крейсер вновь погружался в дрему. До следующего парада. 

В феврале 2017 года в СМИ прошла информация, что «Москва» должна была в 2018 году все же покинуть Севастополь и уйти в Северодвинск. Мол, принципиальное решение по этому поводу уже принято, проходит этап согласования технических характеристик и параметров контракта, который до конца года намерены заключить Объединенная судостроительная корпорация и Минобороны. Однако позже появились сообщения о том, что крейсер планируется за три года отремонтировать и модернизировать в Севастополе силами 13-го судоремонтного завода ЧФ.

Так или иначе, но 2019 год «Москва» встретила по-прежнему в неходовом состоянии. При этом споры о дальнейшей судьбе флагмана ЧФ продолжались. Чем дольше «Москва» не выходила в море, тем громче раздавались голоса скептиков, считавших, что «крейсер свое отплавал», а потому дальнейший курс корабля лежит исключительно в точку утилизации. В Севастополе даже появлялись инициативные группы, пытавшиеся ходатайствовать о превращении «Москвы» в корабль-музей. 

Украинские СМИ тоже не остались в стороне. Они радостно подбадривали себя и своих читателей заголовками «У России безнадежно сломалась «Москва», «Флагман Черноморского флота умирает в порту Севастополя» и так далее.

Неудачи «Маршала Устинова» на Босфоре

Тем временем у «Маршала Устинова» началась череда неудач. По сообщениям, крейсер дважды не смог причалить к пристани и дважды возвращался на якорную стоянку в Мраморном море.

По сообщениям, крейсер не смог причалить «из-за сильного ветра». В то же время российский эксперт, редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко сообщил Крым.Реалии, что, по словам моряков, которые часто проходят Босфор, в тот день ветер был не настолько сильным, чтобы доставить проблемы крейсеру

Войтенко обратил внимание на видео, опубликованное очевидцами, которое, по его словам, свидетельствует о том, что проблема была, «скорее всего, с рулевым механизмом»

Михаил Войтенко в комментарии Крым.Реалии назвал инцидент с неудачной швартовкой российского крейсера «конфузом» и выразил недоумение по поводу того, что об этом практически не пишут российские СМИ, хотя ранее российские издания неоднократно публиковали информацию об этом крейсере как о «мощнейшем российском корабле».

При этом эксперт допустил: поначалу предполагалось, что в Стамбуле президент Турции вместе с Путиным посетит «Маршал Устинов» и что крейсер будет находиться у берегов Сирии во время визита российского президента в Дамаск. Однако инциденты со швартовкой нарушили эти планы.

«Я не завидую «Маршалу Устинову», вплоть до последнего матроса, если это так. Но похоже, что так и есть, а иначе почему все молчат? Конечно, конфуз очень неприятный. Его так все воспевают, а он элементарно не смог пришвартоваться», – сказал Михаил Войтенко.

После стоянки в районе Мода в Мраморном море «Маршал Устинов» поднял якорь и направился к Черному морю, переправившись через Босфор во второй половине дня 8 января.

«С военно-морской точки зрения, это скандал»

На фоне отчетов об «успешно проведенных» учениях у берегов Севастополя о ситуации с поломкой российского крейсера «Маршал Устинов» российские СМИ практически не пишут, хотя журналисты вряд ли могли обойти вниманием один из главных российских ракетных крейсеров, на котором был оборудован штаб для наблюдения Путина за ходом военных учений. Главный редактор украинского информационного агентства Black Sea News Андрей Клименко в комментарии Крым.Реалии высказал предположение, что неудачи экипажа привели к тому, что Путин был вынужден возвращаться из Турции в Севастополь самолетом, хотя первоначально мог планироваться морской переход

«Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана. Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко.

Президент России Владимир Путин (л) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (п) в Стамбуле, 8 января 2020 года

Эксперт напомнил, что «Маршал Устинов» дважды предпринимал безуспешные попытки причалить к берегу.

«Крейсер сначала пытались поставить к причалу прямо у дворца Долмабахче в Босфоре. Он там чуть не спилил носом набережную и потом ушел в Мраморное море. На следующий день его пытались поставить к парадному причалу мыса Сарайбурну – там военный причал, куда обычно становятся иностранные военные корабли. Но и туда не смогли. Конечно, это выглядит – особенно с точки зрения турок – просто смешно, потому что к тем причалам становятся океанские лайнеры по триста метров в длину. С военно-морской точки зрения, это скандал», – рассказал Крым.Реалии Клименко.

Андрей Клименко

По его мнению, инцидент мог привести к смене планов российского руководства.

«Моя версия такова: командир крейсера «получил по шапке» и корабль пошел в Севастополь сам. Понятно, что после таких инцидентов, о которых, несомненно, доложили главнокомандующему, для его охраны стало ясно, что рисковать нельзя, раз они в Босфоре такой ляп дважды допустили. Поэтому Путин улетел самолетом. Крейсер пошел сам, ход у него быстрый, и сегодня утром он взял Путина на борт и вышел пострелять в море», – сказал Андрей Клименко.

Примечания

  1. . Дата обращения 20 марта 2013.
  2. Черток Б. Е.. // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, . — Т. 1. Ракеты и люди.
  3.  документа Постановление СМ СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения» в Викитеке
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 апреля 2013.
  5. . Сайт «Герои страны».
  6. Игорь Ленский. . STOPSTAMP.RU. Дата обращения 30 сентября 2015.
  7. Святослав Рыбас. Громыко. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 439. — 444-445 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03477-8.
  8. О. А. Гриневский. От Брежнева до Горбачёва. — М., 2004. — С. 52—53.
  9. Яковлев Н. Д. Об артиллерии и немного о себе. — М.: Воениздат, 1981. — С. 81—82.
  10.  (недоступная ссылка). ЦГА УР. Дата обращения 24 апреля 2010.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector