Ракетный подводный крейсер стратегического назначения
Содержание:
История
Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей.
В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли.
C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.
Мостик
Эффект бесшумности
РПКСН «Князь Владимир» стал первым кораблём усовершенствованного проекта 955А «Борей-А» атомных подводных лодок четвёртого поколения, спущенным на воду. Как и стоящие на вооружении ВМФ субмарины проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий», а также «Александр Невский» и «Владимир Мономах», — крейсер «Князь Владимир» был сконструирован в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург), а создавался в Северодвинске, на верфях АО «ПО «Севмаш». Корабль был спущен на воду в ноябре 2017 года.
Помимо крейсера «Князь Владимир» в Северодвинске сейчас строятся ещё четыре подводных ракетоносца проекта 955А («Борей-А»): «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».
Предполагается, что атомные подлодки проекта «Борей» и «Борей-А» заменят в перспективе подводные атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин», а также ракетоносцы проекта 941 «Акула».
- Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар»
Новые субмарины призваны стать элементом ядерной триады России и будут нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным боезарядом Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). «Бореи» способны осуществлять пуск МБР даже из-под ледяного покрова Арктики
Для этого атомоходу не нужно проламывать ледяную толщу — это важное отличие от подводных крейсеров проекта 667, несущих на борту ракеты Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер»
Каждая ракета имеет десять ядерных головных частей при радиусе действия 8000 км и круговом вероятном отклонении 250—300 м. Кроме того, МБР «Булава» способны преодолевать системы ПРО вероятного противника.
Одним из важных преимуществ подлодок проекта «Борей» является их малозаметность для противника. Низкий уровень шума обеспечивается благодаря применению специальных звукопоглощающих материалов. Также конструкторам удалось оснастить крейсер более совершенными средствами связи, обнаружения, были улучшены такие показатели, как обитаемость экипажа и живучесть самой лодки.
«Что касается максимальной подводной скорости, рабочей и предельной глубин погружения, то эти показатели примерно одинаковы для всех подлодок серии 955, включая лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Но крейсер 955А отличается значительно меньшей шумностью. Он может развивать высокую скорость, не боясь, что его обнаружат. Сегодня российский подводный флот выходит на такой уровень шумности, при котором подлодки будет очень сложно засекать возможному противнику», — пояснил эксперт.
Также по теме
«Потаённые суда»: как начиналась история подводного флота России
Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. 19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных…
Похожей точки зрения придерживается военный обозреватель Виктор Баранец.
«Конструкторам удалось добиться в случае с крейсером «Князь Владимир» минимальной шумности. Это чрезвычайно важный фактор: если противник первый обнаружит лодку, то у него будет больше шансов уничтожить её. Также у этого крейсера достаточно серьёзные система управления, вооружение: установлено 16 баллистических ракет морского базирования. Плюс главное достоинство подводного крейсера «Князь Владимир» — гидроакустическая система слежения, с помощью которой можно видеть и слышать противника», — подчеркнул эксперт в комментарии RT.
Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. тонн, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), рабочая глубина погружения — до 400 м, предельная глубина — 480 м, автономность — 90—100 суток. Судно способно нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет.
По сравнению с субмаринами более ранних модификаций, «Князь Владимир» получил обновлённый внешний вид и более обтекаемую форму корпуса.
«Всё лучшее, что есть сегодня в российском военно-морском секторе, собрано в подлодке «Князь Владимир». У крейсера хорошие ходовые качества, он способен погружаться на глубину порядка 500 м, на что способна далеко не каждая подводная лодка», — подчеркнул Виктор Баранец.
Характеристика Борея
Инсектицид Борей в своем составе содержит два активных вещества – имидаклоприд — его концентрация составляет 150 г на 1 литр и лямбда-цигалотрин — 50 г на 1 л инсектицида. Эти два компонента действуют по-разному, но вместе они губительно действуют на насекомых-паразитов. Например, имидаклоприд проявляет системную трансламинарную активность.
Вещество через зеленую часть и корни проникает в растения, распространяется по паренхиме и передвигается по ксилеме. Второе активное вещество -лямбда-цигалотрин не проникает в растения, а остается на поверхности обрабатываемых культур.
Поражение насекомых наступает как в процессе опрыскивания, так и в ходе поедания обработанных растений, в том числе и находящихся внутри растений. Это актуально для борьбы со скрытноживущими насекомыми, например, со стеблевыми пилильщиками на зерновых культурах, а также с фитофагами, которые питаются на нижней стороне листьев и на других частях растений, куда рабочий раствор инсектицида может не попасть. Через несколько минут после обработки вредители перестают питаться и в течение суток погибают.
Препаративной формой инсектицида Борей является концентрат суспензии.
История создания
Д. А. Медведев на фоне подводной лодки «Юрий Долгорукий»
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В .А. Здорнова. «Борей» создавался, чтобы заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). По финансовым соображениям при строительстве первых трёх кораблей использовались заделы по недостроенным и утилизированным АПЛ проекта 971 «Щука-Б».
Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).
По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.
В 2008 году, на фоне неудачных запусков «Булавы», отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.
9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку проекта составила 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели отличаются ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет дополнительно улучшена обитаемость экипажа и живучесть.
7 ноября 2017 года начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Валерий Герасимов заявил о начале работ по созданию атомных подводных крейсеров с улучшенными характеристиками проекта «Борей-Б», однако впоследствии от этих планов отказались. В 2018 году СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороне сообщали о возможном расширении состава серии в государственной программе вооружений, включая варианты строительства по обновлённому проекту 955Б «Борей-Б», увеличение серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Однако, официальных заявлений министерства обороны РФ по поводу увеличения серии строящихся АПЛ РПКСН сделано не было.
В апреле 2019 года было опубликовано решение о прекращении закладки кораблей типа «Борей-А». Однако, в июне 2019 года на форуме «Армия-2019» было объявлено о подписании контракта Министерства обороны РФ и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на строительство ещё 2 подлодок этого типа в дополнение к уже заложенным, то есть всего в составе ВМФ будет 3 АПЛ 955 «Борей» и 7 АПЛ 955А «Борей-А».
По данным СМИ на 21 февраля 2020 года, принято решение подписать в августе 2020 года на форуме «Армия-2020» контракт на постройку для флота еще 2 подводных ракетоносцев 955А «Борей-А». По условиям контракта закладка обоих кораблей состоится на верфи «Севмаш» в 2021 году, они будут построены в рамках действующей госпрограммы вооружения до 2027 года. Таким образом, общее число АПЛ проекта 955 «Борей» (3 АПЛ) и 955А «Борей-А» (9 АПЛ) в составе ВМФ России может возрасти до 12 единиц.
Представители
Тактический номер | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Окончание последнего ремонта |
---|---|---|---|---|---|
К-51 «Верхотурье» | 379 | 23.02. | 07.03. | 29.12. | 30.12. |
К-84 «Екатеринбург» | 380 | 17.02. | 17.03. | 30.12. | 19.12. |
К-64 (БС-64 «Подмосковье») | 381 | 18.12. | 02.02. | 23.12. | 26.12.Переоборудована по проекту 09787 в носительподводных лодок специального назначения |
К-114 «Тула» | 382 | 22.02. | 22.01. | 30.10. | 09.01. |
К-117 «Брянск» | 383 | 20.04. | 08.02. | 30.09. | Проходит средний ремонт на ЦС «Звёздочка» |
К-18 «Карелия» | 384 | 07.02. | 02.02. | 10.10. | 22.01. |
К-407 «Новомосковск» | 385 | 14.07. | 27.11. | 01.12. | 27.07. |
Современное состояние
По состоянию на 2019 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».
БС-64 была переоборудована в носитель ГС. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.
Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2020 год, переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.
Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Перспективы
В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.
Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».
В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.
Аварии и навигационные происшествия
- К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
- К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
- К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
- К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
- К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
- К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
- К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
- К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
- К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
- К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
- К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
- Из письма подводника:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной. - 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».
Литература и источники
Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7.
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8.
Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.»Севмаш» завершил испытания модернизированной подлодки»Дмитрий Донской» вернулся в Северодвинск»Дмитрий Донской» и «Северодвинск» вышли в море»Булаву» проверят с подводного крейсера «Дмитрий Донской»На самой большой подлодке в мире открылся музей «Куликово поле»К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»
Достоинства и недостатки
Чтобы понять истинные масштабы проекта АПЛ типа «Борей», нужно сравнить его вооружение с аналогичными характеристиками современных подводных лодок стран НАТО. Для наглядности в таблицу включены параметры самой мощного в истории военного флота подводного ракетоносца – подлодки проекта 941 «Акула»:
Параметр |
941 «Акула»
(СССР) |
955 «Борей» (РФ) |
«Огайо»
(США» |
«Вэнгард» (Велико-британия) | «Триум-фатор» (Франция) |
Сроки постройки серии | 1976-1989 | 1996-2020 | 1976-1997 | 1986-2001 | 1989-2009 |
Число единиц в серии | 6 | 3 | 18 | 4 | 4 |
Водоизмещение, надв./подв., т | 23200
48000 |
14720
24000 |
16746
18750 |
15130
15900 |
12640
14335 |
Кол-во и тип баллистических ракет | 20
Р-39 |
16
Булава |
24 ТрайдентII | 16
ТрайдентII |
16
М45 |
Дальность стрельбы, км | 9300 | 9300 | 7400-11300 | 7400-11300 | 6000 |
Забрасываемый вес, кг | 2550 | 1150 | 2800-н/д | 2800-н/д | н/д |
Несмотря на то, что по суммарной мощности залп ракетного крейсера заметно уступает американским «Огайо», российская атомная подводная лодка Борей имеет ряд бесспорных достоинств:
- Высокая степень скрытности при подходе к стратегическим объектам вероятного противника;
- Ведение залповой стрельбы крылатыми и баллистическими ракетами;
- Возможность установки на ракеты различных электронных блоков подавления систем ПРО вероятного противника;
- Перспектива повышения боевых характеристик баллистической ракеты «Булава» (дальность и забрасываемый вес). С учётом имеющейся информации о проектировании ракетного отсека на 20 пусковых установок для лодок «Борей Б», боевая мощь российских ракетоносцев должна значительно вырасти.
Флагман российского флота на боевом дежурстве
Для улучшения технических характеристик подлодки Борей необходимо еще до закладки новых крейсеров провести большую работу.
Недостатки лодок серий 955 и 955А:
- Небольшое количество свободного места внутри прочного корпуса. В связи с этим планируется отказаться от установки транспортно-пусковых контейнеров;
- Отсутствие рабочего пространства в жилых каютах офицерского состава;
- Несистемные сбои в работе электронных систем управления. Недостатки в функционировании комплекса управления при проведении испытательных ракетных стрельб БРПЛ Р-30 «Булава» в целом устранены.
Оценить прекрасные боевые качества РПКСН «Борей» можно своими глазами. Об истории проектирования, постройки и введения в строй ракетоносцев проекта 955 смотреть здесь:
Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»
У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению — «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».
«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.
Предшественники «Акул» — подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США — в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.
3—4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.
941 «Акула» | 667БДРМ «Дельфин» | 955 «Борей» | «Огайо» | «Вэнгард» | «Триумфан» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Годы постройки | 1976-1989 | 1981-1992 | 1996-2020 (План) | 1976-1997 | 1966-2001 | 1989-2009 |
Годы службы | 1981-Наше время | 1984-Наше время | 2013-Наше время | 1993-Наше время | 1997-Наше время | 1981-Наше время |
Построено | 6 (1 в строю, 2 в резерве) | 7 (5 в строю, 2 в ремонте) | 3 (2 в строю, 8 планируется) | 18 (14 в строю) | 4 | 4 |
Водоизмещение (тонн): надводное, подводное | 23200, 48000 | 11740, 18200 | 14720, 24000 | 16746, 18750 | 15130, 15900 | 12640, 14335 |
Число ракет | 20 Р-39(«Булава» по проекту 941УМ) | 16 Р-29РМУ2 | 16 «Булава» | 24 Трайдент II | 16 Трайдент II | 16 М45 |
Забрасываемый вес (кг), дальность (км) | 2550, 8250 | 2800, 8300 | 1150, 8000 | 2800, 7400 | 2800, 7400 | 1300, 6000 |
О судостроительном «донорстве»
Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.
Преимущества Борей
Ознакомьтесь также с этими статьями
-
Мобильные зерносушилки
-
Мотокультиватор Нева МК-100
-
Комбайн Нива СК 5
-
Комбайн Енисей 950
- два действующих вещества, различные по механизму действия
- сочетание быстроты и продолжительности действия
- тройное действие – контактное, кишечное и системное
- уничтожение скрытноживущих вредителей
- эффективность против популяций вредителей, устойчивых к пиретроидам и ФОС
- устойчивость к интенсивным солнечным лучам и жаре.
Механизм действия инсектицида
Действующие вещества инсектицида, как у препарата Кораген, работают по-разному, поэтому их комбинация в одной препаративной форме приводит к высокой эффективности. Имидаклоприд обладает системной трансламинарной активностью, проникает в растения через листья, стебли и корни, распределяется по паренхиме и передвигается по ксилеме. Лямбда-цигалотрин остается снаружи на обрабатываемой поверхности растений. Борей быстро подавляет передачу сигналов через центральную нервную системы вредителей. Насекомые поражаются как при опрыскивании, так и при питании на обработанном растении и внутри него
Это особенно важно для уничтожения скрытоживущих вредителей, таких, как стеблевые пилильщики на зерновых культурах, а также фитофагов, которые питаются на нижней стороне листьев и на других частях растений, на которые рабочий раствор инсектицида может не попасть
Фото инсектицида Борей
Скорость и симптомы воздействия
Спустя несколько минут после поступления препарата в организм вредителей они перестают питаться и погибают в течение 24 часов.
Особенности применения
Борей уничтожает популяции вредителей устойчивых к пиретроидам и фосфорорганическим соединениям. Препарат сочетает быстроту действия (так называемый «нокдаун»-эффект) с продолжительным периодом защитного действия. Он сохраняет высокую инсектицидную активность в жаркую погоду и при длительном воздействии интенсивных солнечных лучей. Качество обработки сравнимо с гербецидом Титус.
Инструкция по применению инсектицида Борей
Против вредителей всходов, например, хлебных крестоцветных, свекловичных блошек и других, посевы культур опрыскивают Бореем по всходам, против остальных видов вредных насекомых – в период вегетации культур, когда на поле появились вредители, в количестве, превышающем экономический порог вредности. При обработке участков, заселенных саранчовыми, опрыскивание проводят в период развития личинок. Препарат можно использовать 1-2 раза за сезон. Срок ожидания на зерновых культурах – 28 дней, на горохе, томате, моркови и капусте – 30 дней, на яблоне, картофеле и свекле – 20 дней, на рапсе – 38, на луке — 25, на винограднике – 10 дней, на пастбищах – не регламентируется.
Приготовление рабочего раствора
Рабочую жидкость нужно готовить непосредственно перед опрыскиванием на специально оборудованных заправочных узлах. В резервуар заправочного узла залить половину нужного количества воды, включить механизм перемешивания, добавить рассчитанное и отмеренное количество препарата и продолжить заполнение бака опрыскивателя с одновременным перемешиванием. Полученную рабочую жидкость подать в бак опрыскивателя. В отдельных случаях, при отсутствии специальных средств приготовления и заправки рабочую жидкость можно приготовить непосредственно в баке опрыскивателя. При этом бак наполовину заливают водой, затем при включенной мешалке в него залить необходимое количество препарата и далее добавить воду до требуемого объема.
Нормы расхода инсектицида Борей
Культура, объект | Вредитель | Норма расхода препарата, л/га |
Пшеница | клоп-вредная черепашка, тли, хлебные жуки, пшеничный трипс, хлебные блошки, | 0,08-0,1 |
0,1(А) | ||
Ячмень | Пьявица, шведские мухи, стеблевые пилильщики, пшеничный трипс, тли | 0,08-0,1 |
Рапс | Крестцовые блошки, рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик, скрытохоботник | 0,08-0,1 |
Свекла сахарная | свекловичные блошки, долгоносики, тли, луговой мотылек | 0,1-0,12 |
Пастбища, участки, заселенные саранчовыми, дикая растительность | Саранчовые | 0,1-0,15 |
0,1(А) | ||
Горох, горох овощной | Гороховая зерновка, гороховая плодожорка, тля | 0,12-0,15 |
Картофель, томат | Колорадский жук | 0,08-0,12 |
Лук | Луковые мухи | 0,2-0,25 |
Морковь | Морковная муха | 0,2 |
Морковная листоблошка | 0,12-0,14 | |
Капуста | Капустная совка, капустная и реповые белянки, капустная моль, крестцовые блошки, капустная тля | 0,1-0,14 |
Яблоня | Плодожорки, листовертки | 0,3 |
Виноград | Листовертки | 0,3 |
Подводные лодки с баллистическими ракетами
Основная статья: ПЛАРБ
Страна-разработчик | Тип ПЛ | Год | Количество | Водоизмещение н/п, т | Длина/ширина/осадка, м | Тип энергетической установки, л.с. | Скорость надводная/подводная, узлов | Комплекс / БРПЛ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | 1955 | 6 | 1830/2600 | 90,5/7,5/5 | 4000ЭД 5400 | 17/15 | 2 ПУ Р-11ФМ | |
СССР | проект 629(629А) | 1959(1963) | 23(14) | 2820/3553 | 98,9/8,2/7,5 | ДЭУ 6000ЭД 5600 | 15,5/12,5 | комплекс Д2 — 3 ПУ Р-13комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21 |
СССР | проект 658(658М) | 1960(1963) | 8(6) | 4030/5300 | 114,0/9,2/7,5 | АЭУ 35000 | 15/26 | комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21комплекс Д5 — 3 ПУ Р-27 |
СССР/ Россия | проект 667А — тип «Навага» | 1967 | 34 | 7766/11500 | 128,0/11,7/7,9 | АЭУ 40000 | 15/27 | комплекс Д5 — 16 ПУ Р-27пр.667У — комплекс Д5У — 16 ПУ Р-27Упр.667АМ — комплекс Д11 — 16 ПУ Р-31 |
СССР/ Россия | проект 667Б — тип «Мурена» | 1972 | 18 | 8900/13700 | 139,0/11,7/8,4 | АЭУ 40000 | 16/26 | комплекс Д9 — 12 ПУ Р-29 |
СССР/ Россия | проект 667БД — тип «Мурена-М» | 1975 | 4 | 10500/15750 | 155,0/11,7/8,6 | АЭУ 40000 | 15/25 | комплекс Д9Д — 16 ПУ Р-29Д |
СССР/ Россия | проект 667БДР — тип «Кальмар» | 1976 | 14 | 10600/16000 | 155,0/11,7/8,7 | АЭУ 40000 | 14/24 | комплекс Д9Р — 16 ПУ Р-29Р |
СССР/ Россия | проект 667БДРМ — тип «Дельфин» | 1984 | 7 | 11740/18200 | 167,0/11,7/8,8 | АЭУ 40000 | 14/24 | комплекс Д9РМ — 16 ПУ Р-29РМ |
СССР/ Россия | проект 941 — тип «Акула» | 1981 | 6 | 23200/48000 | 172,0/23,3/11,0 | АЭУ 100000 | 12/25 | комплекс Д19 — 20 ПУ Р-39 или |
Россия | проект 955(955А) — тип «Борей» | 2013 | 3(5) | 14720?/24000 | 170,0?/13,5/10 | АЭУ 50000? | 15?/29? | комплекс Д30 — 16 ПУ Р-30 «Булава» |
США | класс «Джордж Вашингтон» | 1959 | 5 | 5959/6709 | 116,3/9,9/6,7 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А1 |
США | класс «Этэн Аллен» | 1961 | 5 | ?/7900 | 125,1/9,9/6,7 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А2 |
США | класс «Лафайет» | 1963 | 9 | 7250/8250 | 129,6/10,0/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А2 |
США | класс «Джеймс Мэдисон» | 1964 | 10 | 7250/8250 | 129,6/10,06/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А3 |
США | класс «Бенджамин Франклин» | 1965 | 12 | 7250/8250 | 129,6/10,06/9,6 | АЭУ 15000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис А3 |
США | класс «Огайо» | 1976 | 18 | 16746/18750 | 170,7/12,8/11,1 | АЭУ 70000 | 17/25 | 24 ПУ Трайдент I С-4 (первые 8 лодок)24 ПУ Трайдент II D-5 |
Великобритания | класс «Резолюшн» | 1967 | 4 | 7500/8400 | 130/10/9,2 | АЭУ 25000 | 20/25 | 16 ПУ Поларис A3 |
Великобритания | класс «Вэнгард» | 1993 | 4 | ?/15900 | 149,9/12,8/12 | АЭУ 41500 | 20/25 | 16 ПУ Трайдент II D-5 |
Франция | класс «Редутабль» | 1971 | 6 | 8087/8913 | 128,7/10,6/10 | АЭУ 16000 | ?/25 | 16 ПУ М1, M2, M20 или M4 |
Франция | класс «Триумфан» | 1997 | 4 | 12640/14335 | 138/12,5/10,6 | АЭУ 150002 турбины 27500 | ?/25 | 16 ПУ М51 |
Китай | тип 092 «Ся» | 1981 | 1 | 6500/8000 | 120/10/8 | АЭУ 780002 турбины 24000 | 12/22 | 12 ПУ Цзюйлан-1 |
Китай | 094 «Цзинь» | 2004 | 6 | 9000/11500 | 140/13/? | АЭУ 120000 | ?/26 | 12 ПУ Цзюйлан-2 |
Индия | «Арихант» | 2015 | 1(6) | 6000/? | 112/11/10 | АЭУ 111000 | 15/24 | 12 ПУ K-15 Sagarika |