«адмирал лазарев», атомный крейсер: история и характеристики

Служба

Вступил в строй Тихоокеанского флота 31 октября 1984 года.

С 21 августа по 22 ноября 1985 года совершил переход из Североморска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и в порты Вьетнама.

До сентября 1987 года командиром корабля был капитан 1-го ранга Евгений Григорьевич Здесенко. Он пользовался огромным уважением как военного руководства, так и команды личного состава[источник не указан 2913 дней]. В момент перевода Здесенко Е. Г. и его схода с корабля, вопреки запрету нового командования, были приведены в действие все существующие звуковые устройства, а также большая часть механически вращающихся антенн. Весь личный состав срочной службы вышел на левый борт и прощался со своим командиром.

Новым командиром корабля был назначен капитан 1-го ранга М. Щербаков.

22 апреля 1992 года ТАРКР «Фрунзе» переименован в «Адмирал Лазарев».

В 1990-х годах корабль был небоеспособен, вследствие чего его законсервировали и вывели из боевого состава флота, оставив на хранении в бухте Абрек.

В 1999 году в связи с отсутствием средств на ремонт его готовили к утилизации. К июню 2000 года были найдены небольшие средства для поддержания корабля в законсервированном состоянии, но для прохождения полного ремонта на региональных судоремонтных предприятиях в то время требовалось от 2 до 7 миллиардов рублей.

6 декабря 2002 года на законсервированном крейсере стоящем в Фокино возник пожар — загорелся один из нежилых кубриков. Спустя четыре часа огонь был локализован и потушен.

В 2004 году корабль поставлен в центр судоремонта «Звезда» в городе Большой Камень, где были выгружены атомные энергетические установки и продлён срок нахождения корабля в законсервированном состоянии. В 2005 году корабль вернулся на отстой в Залив Стрелок.

В связи с невозможностью осуществления перезагрузки активной зоны реактора в ЦС «Звезда» предназначался для утилизации. Косвенно это подтверждается планами по передаче Тихоокеанскому флоту крейсера «Адмирал Нахимов» после завершения его ремонта. Однако, по сообщениям прессы, появившимся в 2011 году, модернизация крейсера всё-таки планируется.

По состоянию на 17 декабря 2014 года корабелы 30-го судоремонтного завода Тихоокеанского флота завершили очередной доковый ремонт атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В 2015 году в связи с изменением морской доктрины принято решение сохранить и возродить корабль для будущей службы в дальней океанской зоне[источник не указан 1689 дней]. Но позже появилась информация, что корабль будет утилизирован.

По состоянию на ноябрь 2016 дальнейшая судьба корабля не определена. Вопрос находится в компетенции главного командования ВМФ.

18 апреля 2019 года «Известия» со ссылкой на источники в министерстве обороны сообщили что крейсер планируется утилизировать до 2021 года.

Решение о модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера Тихоокеанского флота (ТОФ) «Адмирал Лазарев» проекта 1144 шифр «Орлан» до сих пор не принято из-за отсутствия средств на эти работы, в то же время утилизацию специалисты считают нецелесообразной.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

Usable Keys[edit | edit source]

Icon Key Name Loot Used in Quest
Weather station safe key
The key to the closed premises of the sanatorium
Health resort warehouse safe key
Key to store safe
Gas station safe key
Cottage back entrance key
Cottage safe key
SMW car key
Health resort utility room key
Health resort management office safe key
Health resort room 321 safe key
Office 104 West wing key
Office 112 West wing key
West wing room 203 key
West wing room 205 key
West wing room 207 key
West wing room 216 key
West wing room 218 key
West wing room 219 key
West wing room 220 key
West wing room 221 key
West wing room 222 key
West wing room 301 key
West wing room 303 key
West wing room 306 key
West wing room 309 key
West wing room 323 key
West wing room 325 key
Office 107 East wing key
Office 108 East wing key
East wing room 205 key
East wing room 206 key
East wing room 209 key
East wing room 213 key
East wing room 216 key
East wing room 222 key
East wing room 226 key
East wing room 306 key
East wing room 308 key
East wing room 310 key
East wing room 313 key
East wing room 314 key
East wing room 316 key
East wing room 322 key
East wing room 328 key
Key to HEP station storage

Table Legendedit | edit source

Icon Meaning
Safe
Medcase/Medbag SMU06
PC block
Grenade box
Drawer
Cash register
Wooden ammo box
Wooden crate
Weapon box (4×4)
Weapon box (5×2)
Weapon box (5×5)
Weapon box (6×3)
Jacket
Sport bag
Toolbox
Loose Valuables (Golden neck chain, Physical bitcoin, Figurines, etc)
Loose Currency
Loose Loot (Meds, Weapon mods, Provisions, etc)
Standing Weapons Rack

Увековечивание памяти М. П. Лазарева

  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
  • В 1867 году в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву (снесён в 1928 году, планируется к восстановлению).
  • в 1978 году в Николаеве на «Аллее адмиралов»установлен Памятник русскому флотоводцу и мореплавателю, первооткрывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, военному губернатору Николаева и Севастополя, адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
  • В 1996 году в Севастополе в эдикуле здания был установлен бронзовый бюст адмиралу (архитектор Н. Н. Гуров и скульпторы Г. А. Лысенко и Э. В. Лысенко).
  • Имя адмирала М. П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.
  • 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
  • В Новороссийске сооружён памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено ещё трём крупным кораблям отечественного ВМФ: лёгкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; лёгкому крейсеру проекта 68-бис; тяжёлому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
  • В 2004 году во Владимире на стене дома по адресу ул. Большая Московская, д. 26, где Михаил Петрович Лазарев родился и жил с 1788 по 1797 годы, установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова
  • В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолётов Airbus A320 «М. Лазарев»
  • В 2017 году открытие фонтана-памятника в честь 950 города Азова. Изображён адмирал Лазарев.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст М. П. Лазарева.
  • 14 января 2020 года ЦБ РФ выпустил в обращение серебряную монету номиналом 3 рубля «200-летие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым»

В географических объектах

В честь Лазарева названы:

  • Лазаревское и Лазаревский район города Сочи;
  • посёлок городского типа Лазарев в Хабаровском крае;
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
  • мысы:

    • в проливе Невельского;
    • в Севастополе;
    • на острове Унимак (Аляска);
  • риф рядом с мысом на острове Унимак;
  • река на острове Унимак;
  • бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;
  • остров (ныне исчез) в Аральском море;
  • горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;
  • море, бухта, берег, шельфовый ледник, жёлоб и подводная гора в Антарктике.
  • Многочисленные улицы, площади и переулки в населённых пунктах бывшего СССР:
    • улицы Адмирала Лазарева в Запорожье, Липецке, Москве, Николаеве и Одессе;
    • улицы Лазарева в Воронеже, Минске, Сочи и Томске;
    • Лазаревские улицы в Новороссийске и Севастополе; ранее такое же название носили также улицы в Новороссийске (ныне ул. Конституции) и Феодосии (ныне ул. Куйбышева);
    • площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
    • набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
    • Лазаревский переулок в Кронштадте.
  • Мосты в Санкт-Петербурге и Сочи.
  • Скверы в Севастополе, Владимире и Феодосии.

Три кругосветки Михаила Лазарева

Окончание Отечественной войны 1812 года знаменовало для лейтенанта Михаила Лазарева начало совершенно иного этапа его флотской карьеры — исследовательского. В 1813 году он получает под командование только что построенный фрегат Русско-американской компании «Суворов» и отправляется на нем во второе в истории русского флота кругосветное путешествие. Целью экспедиции Лазарева была Русская Америка. Покинувший кронштадтский рейд 9 октября 1813 года «Суворов» должен был доставить туда необходимые колонистам припасы, что и было сделано в ноябре 1814 года, а 15 июля 1816 года корабль вернулся в Кронштадт.

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.

Успех этого плавания предопределил новое назначение молодого способного офицера: он стал командиром шлюпа «Мирный», назначенного в первую русскую антарктическую экспедицию. Правда, до выхода в это плавание Михаилу Лазареву пришлось немало потрудиться, чтобы приспособить бывший ледоходный транспорт «Ладога» к плаванию в высоких южных широтах. Корабль оснастили двойной обшивкой и обитой медными листами подводной частью, а сосновые элементы конструкции и управления по требованию капитана заменили более крепкими дубовыми. 16 июля 1819 года «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» под командованием капитана II ранга Фаддея Беллинсгаузена вышел в историческое плавание, в ходе которого 26 января 1820 года и был открыт шестой континент — Антарктида. Домой оба корабля вернулись только 5 августа 1821 года, обойдя вокруг света, проведя сто дней во льдах, четырежды достигнув антарктических берегов и составив подробные карты ранее открытых мест. Кстати, этими картами моряки всего мира пользовались еще целое столетие.

Такое достижение не могло остаться невознагражденным. По итогам антарктической экспедиции лейтенант Михаил Лазарев был пожалован званием капитана II ранга, прыгнув через один флотский чин, что было редкостью. А через два года командир фрегата «Крейсер» кавторанг Лазарев ушел в свое третье кругосветное путешествие — и снова к берегам Русской Америки, которую нужно было обезопасить от активно действовавших контрабандистов. Вместе с «Крейсером» в 1822-1825 годах вокруг света обошел и шлюп «Ладога», которым командовал капитан-лейтенант Андрей Лазарев. Завершив труднейший поход и получив в награду звание капитана I ранга, Михаил Лазарев настоял на награждении всех без исключения членов своего экипажа — не только офицеров, но и матросов, что было исключительным случаем.

Портрет вице-адмирала Михаила Лазарева работы художника Ивана Айвазовского, 1839 год

Впрочем, для самого Михаила Лазарева в таком отношении к матросам не было ничего исключительного. Пройдя жесткую школу британского флота и хорошо зная, как относятся к младшим чинам многие морские офицеры в России, Лазарев делал все, чтобы матросская служба под его командованием не была каторгой. Такое же отношение он прививал и своим ученикам — будущим флотоводцам Павлу Нахимову, Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову, Евфимию Путятину. Уважительно обращаться с матросами Лазарев требовал ото всех офицеров, служивших под его началом, и чем выше он поднимался по карьерной лестнице, тем больше низших флотских чинов могли рассчитывать на его заступничество.

Собор, упокоивший своего создателя

Среди новых севастопольских построек был и храм Святого Равноапостольного князя Владимира: его командующий Черноморским флотом видел не просто как еще один собор, которых не хватало городу, но как главный военно-морской храм. И только скорая смерть от рака желудка не позволила адмиралу Михаилу Лазареву увидеть, как воплотится в жизнь его замысел. Но именно этот собор стал местом упокоения праха легендарного флотоводца.

Болезнь стала проявлять себя в середине 1840-х годов, но Лазарев до последнего сопротивлялся ей и не оставлял своего поста. Дошло до того, что император Николай I, узнавший об этом, лично выделил адмиралу 2000 рублей серебром на лечение, специально оговорив, что не требует вообще никакого отчета за эту сумму, предложил ему всерьез заняться своим здоровьем. На лечение Лазарев отправился в Европу в сопровождении своей жены, дочери, лейб-медика и помощника капитана I ранга Владимира Истомина, но успел доехать только до Австрии и 23 (11 по ст. ст.) апреля 1851 года умер в Вене. Там адмирал и был похоронен в церкви российского посольства, причем в последний путь его провожали с воинскими почестями под гром салюта из 36 пушечных выстрелов.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Позднее по просьбе вдовы Лазарева его прах, несмотря на то, что австрийские законы этого не допускали, был отправлен в Россию. 2 мая 1851 года гроб с останками адмирала погрузили на пароход «Силач» и доставили в устье Дуная, откуда его с почестями перенесли на пароход «Владимир», который пришел в Севастополь утром 5 мая. А на следующий день прах Михаила Лазарева упокоился в склепе в основании Владимирского собора. Позже собор стал главной усыпальницей знаменитых черноморских адмиралов — Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.

Конструкция

Стандартное водоизмещение 7170 т, нормальное — 7700 т и полное — 8800 т (фактическое полное водоизмещение «Кирова» 9436, «Ворошилова» — 9550 тонн), наибольшая длина — 191 м, ширина без брони — 17,56, высота борта на миделе — 10,1, осадка при нормальном водоизмещении — 5,27 м. Корпус имел полубачную архитектуру и разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. С 61 по 224 шпангоуты дно было двойным. Конструктивная противоминная защита проектом не предусматривалась.

Вооружение

Вооружение крейсера составляли девять 180-мм орудий Б-1-П в трёх башнях МК-3-180, расположенных в диаметральной плоскости (носовые одна над другой), шесть 100-мм универсальных орудий Б-34БМ в палубных установках, шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета ДШК, два трёхтрубных торпедных аппарата 39-Ю калибра 533 мм, два гидросамолёта-разведчика КОР-1 с катапультой типа «Хенкель», 164 якорных мины образца 1912 года или 100 якорных мин КБ-1, 2 бомбомёта БМБ-1 с боезапасом в 20 больших и 30 малых глубинных бомб.

Крейсер «Ворошилов»

Во время Великой Отечественной войны было решено усилить зенитное вооружение. 45-мм полуавтоматы были заменены 10-15 37-мм автоматами 70К, число пулемётов ДШК было доведено до 12.

Управление огнём артиллерии ГК осуществлялось системой ПУС «Молния», которая включала центральный автомат стрельбы, визиры центральной наводки, три 6-метровых стереодальномера ДМ-6 (в КДП на фок-мачте) и по одному такому же дальномеру в каждой башне главного калибра.

Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой МПУАЗО «Горизонт», состоявшей из стабилизированных по углу крена постов наводки с 3-метровыми дальномерами типа ДМ-3.

Зенитная артиллерия ближнего боя специальной системы управления огнём не имела. Целеуказание осуществлялось командирами батарей.

Средства обнаружения подводных лодок состояли из шумопеленгаторной станции «Арктур». Радиовооружение системы «Блокада-2» включало 5 передатчиков, 17 приёмников и 2 радиостанции. Маскировку обеспечивали паронефтяная дымоаппаратура ДА-1, химическая — ДА-2 и запас дымовых шашек.

Бронирование

Бортовой броневой пояс шириной 3,4 метра, длиной 121 метр и толщиной 50 мм. Бронирование траверсов, барбетов и палубы — 50 мм; крыша и лоб башен ГК — 70 мм, боковые и задние стенки башен ГК — 50 мм; стенки боевой рубки — 150 мм, крыша боевой рубки — 50 мм; рулевое и румпельное отделения — 30 мм; посты наводки торпедных аппаратов — 14 мм; КДП главного калибра — 8 мм; стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий — 7 мм. Броня гомогенная.

Силовая установка

Главная энергетическая установка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л. с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) с тремя турбинами переднего и двумя турбинами заднего хода каждый и шести водотрубных котлов типа Ярроу-Норман с параметрами пара 325 °C, 24,7 атм, тепловой коэффициент полезного действия котлов — 72 %. Электрооборудование корабля работало на постоянном токе напряжением 230 В и снабжалось электроэнергией от четырёх турбогенераторов и двух дизель-генераторов мощностью по 165 кВт каждый. На стоянке турбогенераторы питались паром от двух вспомогательных котлов, помещённых в кормовой надстройке. На «Киров»: турбогенераторы фирмы «Франко-Този», дизель-генератор фирмы «Ансальдо» и
дизель-генератор 8-Л4 завода «Красный дизель» — все мощностью по 165 кВт каждый. На «Ворошилове»: четыре турбогенератора ПСТ 44/23, два дизель-генератора «Элип».

Нормальный запас топлива составлял 640 тонн, полный — 1280 тонн мазута.
Скорость хода при водоизмещении 7700 т — 37 узлов, дальность плавания экономическим ходом (18 уз.) — 3000 миль.

Экипаж

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Для того, чтобы уложиться в требования технического задания по водоизмещению пришлось отказаться от кормовой группы артиллерийских постов орудий главного калибра и запасных торпед, уменьшить боезапас 100-мм пушек, облегчить конструкцию фок-мачты. В виде эксперимента кормовую ходовую рубку, ряд второстепенных переборок и выгородок, сходных и вентиляционных шахт выполнили из дюралюминия. Тем не менее, испытания головного корабля выявили 890-тонную перегрузку.

Description[edit | edit source]

Shoreline is a large area located on the coastal outskirts of Tarkov, next to the city’s port. The area’s geography features tracts of undulating woodland, large open fields, jagged cliffs, a swamp and a long stretch of shoreline. Significant man made points of interest include a partially abandoned village, a modern residential development, a boating facility, a gas station, a weather station, a cellular communications tower and the focal point of the map, the Azure Coast Health Resort. This luxury compound consists of three multi-storey buildings and was once used as temporary accommodation by members of TerraGroup and its associated divisions as they prepared for the evacuation of Tarkov Port. When operational, the resort draws power from a nearby hydroelectric plant.

Здравствуй, Антарктида!

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.

Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.

Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.

В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО.
  • При входе в Кольский залив, произошла поломка редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА № 1), когда ККСФ Громов лично схватился за ручки телеграфа на ходовом мостике, и дал полный реверс. Входили на ГТЗА№2 , носовой отсоединили от валопровода по звукоизолирующей муфте. В ПД-50 разрезали днище и выгрузили двухсоттонный планетарный редуктор на стапель и отправили его в ремонт на Кировский завод. После ремонта разрезку в ПД-50 повторили, загрузили редуктор, выполнили его центровку по меткам и оптике.
  • 7 апреля 1989 г., после срочного приказа идти к месту аварии К-278 «Комсомолец», дал максимально возможный ход в 33,5 узлов (больше чем на испытаниях) при 100% мощности АППУ.
  • В 1990 году «Киров» был возвращён с БС2 по причине выявленной газовой не плотности первого контура носового аппарата КН-3 и устранена по приходу у 7 причала. В остальной части корабль был исправен, но был выведен в резерв 2-й категории из-за отсутствия средств.
  • В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота, а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации.
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении «Киров» не принято.
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планировался не позднее 2020 года.
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:

Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В. Р., Секретарь совета – Б. П.Ответ: Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера.
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ.
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) должны выгрузить на ЦС «Звёздочка» за счёт средств Италии.

Наваринская битва

Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя «Азов» серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа «Азова» признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.

К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. «Азов» имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: «Я понятия не имею, как я вышел живым». За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж «Азова» получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.

Семья

Екатерина Тимофеевна на портрете Р. К. Шведе (1844)

Жена (с 1835) — Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит (1812—1877), дочь архангельского вице-губернатора Тимофея Ефремовича Фан-дер-Флита (1775—1843) от брака его с Татьяной Фёдоровной Сухотиной (1776—1854). В молодости в Екатерину Тимофеевну был влюблён Нестор Кукольник и воспел её под именем «Леноры». Из-за своей нерешительности Кукольник не успел сделать предложения, несмотря на взаимность со стороны Екатерины Тимофеевны. В 1835 году она была выдана замуж за Лазарева. В 1845 году основала женское благотворительное общество, в 1873 году преобразованное в Николаевское благотворительное общество. Состояла обер-гофмейстериной при великой княгине Александре Иосифовне. Похоронена в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В браке имели детей:

  • Татьяна Михайловна (1836—1916), фрейлина, интимная подруга принцессы Марии Баденской; в 1885 году была награждена орденом Св. Екатерины 2 степени. В неё был влюблён прусский генерал Герман Тресков, просил руки, но получил отказ. С тех пор в течение 25 лет ежегодно до самой своей смерти в день, когда он сделал предложение, Тресков посылал ей букет фиалок.
  • Михаил Михайлович (1839—1908)
  • Пётр Михайлович (1843—1845)
  • Анна Михайловна (1845—1893), фрейлина, с 1871 года замужем за шталмейстером Н. А. Скалоном (1832—1903).
  • Александра Михайловна (1848—1853)
  • Пётр Михайлович (1850—1919), сенатор.

Описание конструкции

Крейсер на стоянке

Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.

Компоновка

Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов. Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная. Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.

Водоизмещение и габариты

Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:

  • длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Носовая и кормовая часть

Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.

Броня и противоторпедная защита

Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.

https://youtube.com/watch?v=TVJM_b9WNEA

Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.

Для борьбы с подводными лодками помимо собственной защиты имеется три вертолета Ка-27. Их система позволяет взлетать в любую погоду, обнаруживать и следовать за подводной лодкой на расстоянии до 200 км от крейсера, а также сбрасывать противолодочные бомбы с гидроакустической системой наведения.

Экипаж

Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.

Корабли проекта 1144

ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.

Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.

ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2018 году передан Северному флоту.

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.

Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector