Пðµñ€ð²ð°ñ ñ€ðµñð¿ñƒð±ð»ð¸ðºð° ð²ð¾ ð¤ñ€ð°ð½ñ†ð¸ð¸

Упрочнение республики и роль рабочего класса в ее защите

После разгрома Коммуны во Франции свирепствовала реакция. Монархическое большинство Нерабочего класса Национального собрания стремилось восстановить монархию. Реакцию поддерживала католическая церковь. В начале 70-х годов президентом был избран ярый сторонник реставрации монархии маршал Мак-Магон, один из виновников седанской катастрофы. С его помощью монархистско-клерикальные круги надеялись осуществить свои планы.

Хотя поражение Парижской коммуны ослабило рабочее движение, однако французский народ — рабочий класс, крестьяне, интеллигенция, мелкая буржуазия и широкие слои средней буржуазии — не хотел монархии. Возникло мощное сопротивление проискам монархистов. Наиболее дальновидные представители реакции понимали, что попытки реставрации монархии грозят повторением страшного для буржуазии дня 18 марта. Поэтому они предпочитали установить республику, но с таким политическим режимом, который на практике походил бы на монархию.

Монархистам противостояла в Национальном собрании партия буржуазных республиканцев, вождями которой были Гамбетта, Клемансо и другие. В 1875 г. после нескончаемых прений Национальное собрание наконец приняло конституцию, по которой Франция становилась республикой. Эта конституция действовала до 1940 г., т. е. до капитуляции Франции перед Гитлером. Народ, и прежде всего рабочий класс, не позволил реакционерам восстановить монархию во Франции.

Конституция 1875 г. предусматривала учреждение двух палат:

  1. палаты депутатов и
  2. сената.

В конституционном законе говорилось, что палата депутатов избирается всеобщим голосованием. На деле было не так. Женщины не имели избирательных прав. Не имело их и почти все коренное население французских колоний. Кроме того, в избирательные списки вносились только лица, проживающие в данной местности не менее шести месяцев. Плохо обеспеченные пролетарии, нередко вынужденные переезжать с места на место в поисках работы, часто оказывались лишенными избирательных прав.

Выборы были неравными. Так, например, избирательный округ в буржуазных кварталах Парижа с менее чем 8 тыс. избирателей и избирательный округ в предместьях Парижа, в основном населенный рабочими, с 50 тыс. избирателей посылали оба по одному депутату. Голос одного буржуазного избирателя, таким образом, приравнивался примерно к 6 голосам рабочих избирателей.

Сенаторы выбирались органами местного самоуправления, в которых руководящую роль играли капиталисты, деревенские

богатеи и духовенство. Сенат обычно бывал по своему составу реакционнее палаты депутатов. Между тем роль сената в политической жизни Франции была велика, так как всякий закон, принятый палатой депутатов, еще подлежал утверждению сената.

Министров назначал президент республики. Однако ответственность министры несли перед парламентом, а не перед президентом. Президент избирался на совместном заседании обеих палат.

Очень велика была во Франции роль чиновников. Органы местного самоуправления (муниципалитеты), избиравшиеся населением, находились под строгим надзором чиновников. Префект департамента, назначенный министром внутренних дел, мог отменить любое решение муниципалитета.

Таким образом, конституция 1875 г, установила во Франции парламентарную республику. Это была так называемая Третья французская республика. Несмотря на антидемократический характер конституции, провозглашение республики и провал планов реставрации монархии были успехом рабочего класса.

Республика открыла перед ним возможности «достичь такой степени личной и общественной свободы, которая позволила бы основать рабочую печать, проводить агитацию на собраниях и организовать самостоятельную политическую партию; кроме того, сохранение республики избавило бы его от необходимости вновь вести особую борьбу за ее завоевание в будущем» (К. Маркс иФ. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 140).

  • Национальным гимном Франции стала «Марсельеза», под звуки которой французы сражались за свою свободу в годы бур жуазной революции XVIII в.
  • 14 июля — день падения Бастилии — был признан днем национального праздника Франции.

Примечание: Первая республика существовала во Франции с 1792 по 1804 г.. вторая — с 1848 по 1852 г.

Образование колониальной империи

Во время борьбы с монархистами буржуазные республиканцы надавали народным массам не мало обещаний. Придя к власти, они и не думали их выполнять. Республиканцы отказались уничтожить сенат, отказались они и от введения прогрессивного подоходного налога. Осуществление других обещанных реформ откладывалось до «подходящего момента». Таким образом, с приходом республиканцев к власти сразу же обнаружилось их классовое лицо: они показали себя представителями интересов крупной буржуазии.

В поисках новых мест для наиболее выгодного размещения избыточных капиталов республиканское правительство стало на путь колониальных захватов.

  1. В 1881 г. был захвачен Тунис.
  2. В 1883 г. французские войска захватили Аннам (Центральный Вьетнам) и вторглись в Тонкий (Северный Вьетнам).
  3. Началась война с Китаем, который считал Вьетнам своим вассалом. Война оказалась нелегкой и затяжной, потребовала больших расходов и посылки все новых и новых подкреплений. Весной 1885 г. французские войска потерпели в Северном Вьетнаме тяжелое поражение. Все же французской военщине удалось принудить Китай признать французский протекторат над Тонкином. Но и это не означало прекращения военных действий, так как вьетнамские патриоты не сложили оружия. Только к концу 90-х годов после жестокой колониальной войны весь Вьетнам был порабощен Францией.
  4. В 1894 г. началась война за остров Мадагаскар, длившаяся два года. В 1896 г. остров был аннексирован Францией. Но упорное сопротивление мальгашского народа продолжалось еще в течение нескольких лет.
  5. Крупные захваты были произведены Францией в Западной Африке.

К началу XX в. Франция владела большой территорией в Африке, Индокитае, рядом островов в Океании и в Вест-Индии. Образовалась огромная колониальная империя. Одни только африканские владения Франции по размерам территории в 17 раз превышали собственно Францию.

Рост франко-германских противоречий. Подготовка Франции к мировой войне

В конце XIX- начале XX в. французские империалисты в своей колониальной политике сталкивались не только с Англией, но и с Германией. Подготовка Германский монополистический капитал проявлял большой интерес к Марокко, французские колонизаторы в свою очередь зарились на его богатства. Они рассматривали Марокко как естественное продолжение давно захваченного ими Алжира.

Поделив с английскими империалистами по соглашению 1904 г. сферы влияния в колониальных и зависимых странах, французские империалисты стали укрепляться в Марокко. Они повели усиленную подготовку к войне с Германией. Началось быстрое перевооружение армии, строились укрепления. Подготовка к войне шла под лозунгом реванша за поражение 1870 г., за возвращение Эльзаса и Лотарингии.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ- ФРАНКО-РУССКИЙ СОЮЗ (Военная конвенция 5(17) августа 1892 года)

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

  • 1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.
  • 2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам. 3.
  • Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе.
  • 4. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.
  • Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны имж или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
  • 5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
  • 6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
  • 7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете…

«Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917)», М., 1952, стр. 281-282.

Даты для запоминания

  1. 1875 — Принятие конституции Третьей республики.
  2. 1893 — Заключение франко-русского союза.
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФРАНЦИИ 1870-1890
  • -> РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА >

Пятая республика во Франции (1958 г. — наши дни)

Падение Четвертой республики

К 1957 г. назрел кризис власти, вызванный отсутствием политического согласия, непоследовательностью правительства в осуществлении планов социально-экономического развития страны (неспособность противостоять усилению монополизма, интенсификация труда), а также косностью в решении колониальных проблем, что выразилось в поражении во Вьетнаме в 1946—1954 гг. и потере всего Индокитая, Марокко и Туниса, затяжная война в Алжире (в 1954—1962 гг.) вверг Францию в омут неразрешимых проблем и поставил перед реальной угрозой гражданской войны.

Противники Конституции 1946 г. сплотились вокруг генерала Ш. де Голля, возглавлявшего в то время алжирский экспедиционный корпус. Де Голль получил от парламента неограниченные полномочия на создание проекта новой конституции Франции.

Конституция Франции 1958 г.

Эта Конституция, закрепившая основы жесткой президентской республики, принцип существования которой сформулирован как «правление народа, народом и для народа», резко сузила права парламента и наделила обширными полномочиями президента и премьер-министра.

Конституция была направлена прежде всего на стабилизацию политической системы четким разделением и уравнением властей между собой.

Первоначально президент как гарант равновесия властей избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. стал избираться путем референдума. Будучи юридически неответственным в своей деятельности перед народом и парламентом, он на весь семилетний срок наделялся широкими полномочиями, в числе которых:

  • подписание и обнародование законов; передача законопроекта в Конституционный суд;
  • предложение о вынесении законопроекта на референдум;
  • принятие актов, не требующих одобрения парламента;
  • роспуск нижней палаты парламента;
  • принятие решения о применении чрезвычайных мер для обеспечения независимости государства, целостности его территории или выполнения им международных обязательств;
  • назначение главы правительства и членов кабинета министров, принятие их отставки;
  • руководство вооруженными силами и др.

Правительство определяет и осуществляет «политику нации», распоряжается администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр несет ответственность за оборону страны, обеспечение исполнения законов, издает акты в порядке регламентарной власти, назначает на военные и гражданские должности.

Парламент республики в настоящее время играет относительно небольшую роль среди иных высших органов государственной власти. Он состоит из практически равноправных Национального собрания и Сената, в котором представлены интересы французских территорий.

В полномочия палат парламента входит принятие законов, объявление войны, установление срока осадного положения и др. Вместе с тем, полномочия парламента всячески ограничиваются прерогативами президента и правительства. Однако в противовес этому парламенту дано право контроля за деятельностью правительства с возможностью вынесения вотума недоверия («резолюция порицания»).

Для контроля за правильностью процедуры избрания президента, депутатов и сенаторов, проведения референдума был создан Конституционный совет. В его состав входят девять членов, три из которых назначаются президентом, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената. Конституционный совет избирается на девять лет, но каждые три года обновляется на 1/3. Бывшие президенты республики входят в него пожизненно.

Гарантом независимости судебной власти является президент. При нем действует Высший совет магистратуры, возглавляемый министром юстиции. Высший совет магистратуры осуществляет высший надзор за судьями и прокурорами. По его инициативе или заключению назначаются кандидатуры членов судов высшей инстанции и чиновники прокуратуры; он выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей и прокуроров.

показать содержание

Падение Третьей республики во Франции

Государственность Франции в 1910—1930-х гг.

В ХХ в. Франция вступила Третьей республикой. В результате Первой мировой войны Франция, с 1904 г. входившая в так называемую «Антанту», получила обратно от Германии отторгнутые в 1871 г. промышленно развитые Эльзас и Лотарингию и значительную денежную репарацию. Кроме того, к своим немалым «заморским» владениям она добавила основные немецкие колонии в Африке. Однако война тяжело отразилась на французах: 1,5 млн убитых, масса разрушений, внешний долг Соединенным Штатам составил 4 млрд долл., сюда же можно прибавить и потерю капитала в России, вернуть который не удалось участием в оккупационных и интервенционных экспедициях в Советскую Россию. Революционный кризис удавалось сдерживать до 1919 г. чрезвычайными мерами военного времени. Однако вскоре по непрекращающимся требованиям рабочих пришлось пойти на введение восьмичасового рабочего дня.

В 1924 г. последовало признание и установление дипломатических отношений с СССР, а с 1935 г. вступил в действие Договор о союзе и взаимопомощи между Францией и Советским Собзом.

Период после Первой мировой войной и до Второй мировой войны характеризуется усилением влияния кабинета министров, особенно власти главы кабинета, концентрацией капиталов в руках 200 групп, становлением политических партий: радикал-социалисты (средняя и мелкая буржуазия), социалистическая партия Франции, компартия, фашистские объединения.

В 1934 г. фашистская организация «Боевые кресты» попыталась захватить власть в Париже, и угроза фашизма сплотила левые силы.

В 1936 г. между коммунистами, социалистами и радикалами было заключено соглашение о создании единого антифашистского Народного фронта.

Получив большинство голосов в парламенте, Народный фронт сформировал правительство, которое провело ряд кардинальных реформ. Был распущен ряд наиболее одиозных профашистских организаций, проведена национализация железных дорог и некоторых оборонных отраслей, несколько увеличена заработная плата, повышено пособие по безработице, установлена 40-часовая рабочая неделя, организованы общественные работы и др. Однако уже в 1937 г. под давлением и бойкотом монополий правительство Народного фронта было вынуждено уйти в отставку.

Новое правительство сразу встало на путь реакции и политики уступок Германии:

  • репрессии против левых сил — закрытие газет, новых партий и организаций отобрание мандатов у депутатов-коммунистов и запрет компартии (1938), роспуск профсоюзов;
  • подписание Мюнхенского соглашения 1938 г. в части положений о разделе Чехословакии и неоказании помощи республиканской Испании;
  • заключение франко-германского договора о ненападении (1938 г.).

Франция во Второй мировой войне

Франция обладала одной из сильнейших армий в Европе. 3 сентября 1939 г., после нападения Германии на Польшу, она объявила войну Германии, но последняя некоторое время не обращала на это особого внимания. Однако уже весной 1940 г. фашистские войска за пять дней, практически не встречая особого противодействия, маршем прошли всю страну и захватили Париж. На следующий год уже вся страна принадлежала гитлеровцам.

Так Третья республика прекратила свое существование. Прогитлеровское марионеточное правительство переехало в г. Виши. Однако в это время в Англии создается второе правительство — эмигрантское, во главе с генералом де Голлем (Комитет «Сражающаяся Франция»). Комитет активно сотрудничал с движением Сопротивления, организованным левыми силами во Франции. В 1942 г. движение Сопротивления и комитет «Сражающаяся Франция» объединились в Национальный фронт.

После освобождения Франции союзническими войсками в 1944 г. между политическими сторонами начинаются переговоры о программе действий. Усиление позиций социалистов и коммунистов в годы войны и Сопротивления выдвинуло их на первое место во Временном правительстве, которое возглавил генерал де Голль. В ходе постоккупационных мероприятий проводится чистка государственного и муниципального аппарата от изменников, национализация главных отраслей и т.д.

Государственный строй Четвертой республики (1946—1957)

Вопрос о будущем государственном строе был решен референдумом 1946 г., на котором была принята новая Конституция Франции. По форме правления страна стала парламентской республикой.

Конституция 1946 г. начиналась Декларацией 1789 г., которая включала следующие дополнения: право на организацию профсоюзов, запретом дискриминации по признакам расы, вероисповедания, политическим убеждениям, равноправие женщин, положения об ограничении монополий, о бесплатном светском образовании.

Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Национальное собрание, избираемое на основе всеобщего и прямого избирательного права на пять лет, решало вопросы войны и мира, принятия бюджета и законов страны, ратифицировало международные договоры. Совет республики, избираемый на шесть лет коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, мог только вносить рекомендации к законопроектам, налагать вето на них.

Исполнительная власть принадлежала правительству — Совету министров, ответственному только перед Национальным собранием. При вынесении большинством Национального собрания вотума недоверия или в случае провала своего законопроекта оно должно было уходить в отставку. Однако если Национальное собрание дважды за 18 месяцев отправляло правительство в отставку, то Совет министров мог просить Президента республики о роспуске верхней палаты парламента и назначении новых выборов. Председатель Совета министров обеспечивал реализацию законов, осуществлял руководство вооруженными силами и национальной обороной.

Президент также относился к высшим органам исполнительной власти. Он избирался парламентом на семь лет с правом переизбрания на следующий срок и наделялся правом контрассигнатуры (не отвечал за неудачи правительства). Вместе с тем его полномочия были существенно ограничены в пользу парламента, в котором, по сути, главенствовал председатель Национального собрания.

Высшей судебной инстанцией являлся избираемый Национальным собранием Высший совет магистратуры с Президентом республики в качестве его председателя. Совет магистратуры занимался вопросами назначения и отстранения судей, являлся для них дисциплинарной инстанцией.

Правительство обратило свое внимание к социальным нуждам населения. Прежде всего была проведенная национализация некоторых, важнейших в общенациональном плане, промышленных предприятий (заводы «Рено»), для трудящихся установлена 40-часовая рабочая неделя, введены в действие акты о страховании работников на случай инвалидности и болезни, о коллективных договорах, повышена зарплата рабочим, устранена дискриминация оплаты женского труда

Однако к 1947 г. коммунисты и социалисты в основном были удалены из правительства. Принимается Закон «О защите республики и свободе труда», направленный против профсоюзных деятелей, пикетчиков и стачечных комитетов.

Парижская коммуна

Правительство Тьера, ссылаясь на окончание войны, прекратило платить содержание национальным гвардейцам и издало приказ об их разоружении, отменило отсрочку за внесение квартирной платы, запретило демократические газеты и начало аресты в Национальной гвардии. Это привело к стихийному восстанию 18 марта 1871 г., в результате которого к власти в Париже пришел Центральный комитет Национальной гвардии. Правительство Тьера перебралось в Версаль. После столичных событий восстания взорвались в Лионе, Тулузе, Марселе и других городах.

26 марта 1871 г. были проведены выборы в Совет Парижской коммуны — орган власти восставших. Было избрано 86 депутатов, которые начали работать в девяти комиссиях: военной, внутренних дел и общественной безопасности, внешних отношений, судебной, финансовой, труда и обмена, питания, образования и общественных служб. Высшим органом была исполнительная комиссия, в состав которой вошло по одному человеку от каждой из девяти комиссий. На базе этой комиссии 7 мая было создан Комитет общественного спасения.


Баррикады Парижской коммуны 1871 г.

На следующий день после своего провозглашения Коммуна объявила отмены всех приказов версальского правительства. Была введена выборность всех должностей, увеличен минимальный размер зарплаты мелким служащим и ее максимум.

За период 18-28 марта 1871 г. было снято осадное положение в Париже, отменены военные суды, части постоянной армии распущены, ликвидирована полиция. Охрана общественного порядка была возложена на отряды Национальной гвардии.


Мэрия Парижа после пожара 1871 года

В Декларации к французскому народу, опубликованной 19 апреля 1871 года, Совет Коммуны отстаивал право на автономное (самостоятельное, независимое) управление Парижа и считала, что такая автономия должна распространяться на все местности Франции. Принципом свободного коммунального управления Декларация признавала постоянное участие граждан в делах Коммуны, а потому она беспокоилась о реальном пользования правом собраний и печати. Таким образом, Парижская коммуна была административной единицей (коммуной), в которой было реализовано принцип самоуправления народа.

Будучи социалистами по своим взглядам, коммунары насаждали социалистическую идеологию среди населения. Они верили, что их действия «обновят мир», именно Франция проторит человечеству путь к светлому будущему. Поэтому неудивительно, что в деятельности Коммуны активно участвовало много иностранных революционеров, например венгерский рабочий Лео Франкель, поляк Ярослав Домбровский и другие.

Впоследствии с помощью верных правительству воинских частей Тьер разгромил восстание в Лионе, Марселе, Тулузе. Ему помог Бисмарк: он вернул часть военнопленных, что позволило увеличить регулярные войска до 130 тыс. На очереди был Париж. 2 апреля версальцами было начато наступление на столицу, в мае войска окружили ее с трех сторон, а 21 мая ворвались в город. Развернулись ожесточенные бои на улицах и площадях.


Падение Вандомской колонны 1871 г.

Войдя в город, правительственные войска совершили так называемую «кровавый неделю» (21-28 мая). Коммунаров вытесняли с каждой баррикады, улицы, дома. Чтобы остановить продвижение версальцев, восставшие начали поджигать здания. В результате возникших пожаров, сгорели городская ратуша, министерство финансов, много других общественных и частных помещений. Жестокость одних порождала подобные действия со стороны других. Успех правительственных частей сопровождался безжалостным уничтожением восставших.


Баррикада после ее захвата правительственной армией во время «кровавого недели»

Версальцы расстреливали всех пленных, в том числе женщин и детей. Более двадцати трибуналов днем ​​и ночью выносили обвинительные приговоры. Число жертв превысило 100 тыс. Под впечатлением от пережитого летом 1871 года, член Совета Коммуны Э. Потье написал стихотворение «Интернационал», который вскоре стал гимном социалистов. Парижская коммуна, просуществовавшая 72 дня, завершила почти столетие французских революций, которое начала Французская революция 1789-1799 гг. Она еще раз доказала необходимость политического компромисса между правительством и народом.

Президентская власть при Четвертой и Пятой республиках

После завершения Второй мировой войны вновь собранное Учредительное собрание приняло новый проект Конституции, который 13 октября 1946 года был вынесен на всенародный референдум. Формально это означало установления во Франции парламентско-президентской республики, в которой полномочия президента страны носили декларативный, представительский характер. Первым послевоенным президентом страны в 1947 году стал Жюль-Венсан Ориоль, представляющий французскую социалистическую партию.

Через семь лет, в 1954 году на пост президента избирается Жюль-Гюстав-Рене Коти — представитель мелкой буржуазии и независимых крестьянских демократов. При нем на ведущие роли во французской политике выдвигается герой и ветеран Второй мировой войны, лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль. В 1958 году возглавляемое им правительство выставило на очередной референдум проект новой Конституции, в которой президентская ветвь власти становилась во Франции главной. С принятием новой конституции закончилась Четвертая республика, наступила эпоха Пятой республики.

Шарль де Голль

Президент председательствует на заседании Кабинета Министров, принимает указы, подписывает правительственные ордонансы и декреты, осуществляет назначение на государственные должности. Как верховный главнокомандующий, президент Франции несет на себе всю ответственность за суверенитет французского государства и боеспособность вооруженных сил Французской Республики. При де Голле меняется принцип избрания президента. Его теперь избирают не в стенах парламента. Эту функцию выполняла коллегия выборщиков, представлявших все департаменты страны.

Де Голль в Алжире

18-й президент страны генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль — самая яркая персона этого периода — занимал высокий пост в 1959 — 1969 годах. Это ему первому из всех послевоенных президентов удалось действительно сделать президентскую ветвь власти в стране по-настоящему сильной и прочной. Франция вышла из круга негласной международной изоляции, в которой страна оказалась после Второй мировой войны. В число заслуг президента де Голля можно занести начало деколонизации. Франция окончательно переходит от имперской системы управления к франкофонному сообществу наций. Алжир, Вьетнам и Камбоджа получают независимость. В июне 1962 года в стране действует новое избирательное законодательство, по которому главу государства избирают на всенародном прямом голосовании.

При де Голле меняется внешнеполитический курс Франции. С началом агрессивных действий США в Индокитае Франция выходит из НАТО. На период президентского правления Шарля де Голля приходится период нормализации политических отношений с Федеративной Республикой Германии и с Советским Союзом. Однако реформы на внутренней политической арене заканчиваются полным крахом, многие цели в социально-экономической отрасли оказываются не достигнутыми. Акции гражданского неповиновения в Париже, вспыхнувшие в мае 1968 года, привели к добровольной отставке де Голля с поста президента страны.

https://youtube.com/watch?v=GPdehjuyU-U

В результате всенародного прямого голосования в 1969 году на пост президента Франции избирается Жорж-Жан-Раймон Помпиду, годы правления 1969 – 1974 годы. На период Пятой республики приходится правление 8 президентов. Вслед за Жоржем Помпиду на высший государственный пост избираются:

  • Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен, представитель федерации независимых республиканцев, годы правления 1974-82 гг.;
  • Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран, представляющий французских социалистов. Франсуа Миттеран находился у власти два президентских срока с 1981 года по 1995 год;
  • Жак-Рене Ширак, годы правления 1995-2007 годы;
  • Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча, занимавший Елисейский дворец в 2007-2012 годах;
  • Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд стал 24-м президентом Франции, занимая высокий пост в период 2012-17 годы.

Жискар д’Эстен и Брежнев

Николя Саркози

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector