Губернская реформа 1775 года

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

РСФСР

Основная статья: История административно-территориального деления РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Губернаторы

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Апраксин Пётр Матвеевич ближний боярин
1708—1713
Салтыков Пётр Самойлович ближний боярин
1713—1719
Салтыков Алексей Петрович
1719—1725
Менгден Иван Алексеевич генерал-майор
1725
Волынский Артемий Петрович генерал-майор
1725—1727
Зотов Василий Никитович генерал-майор
1727—1728
Волынский Артемий Петрович генерал-майор
1728—1731
Долгоруков Михаил Владимирович князь, действительный тайный советник
1731—1732
Мусин-Пушкин Платон Иванович граф, действительный статский советник
1732—1735
Румянцев Александр Иванович генерал-лейтенант
1735—1736
Голицын Сергей Дмитриевич князь, тайный советник
1736—1739
Вакансия
1739—1741
Загряжский Артемий Григорьевич генерал-поручик
1741—1748
Греков Степан Тимофеевич действительный статский советник
1748—1755
Головин Фёдор Иванович граф, тайный советник
1755—1760
Тенишев Василий Борисович князь, действительный статский советник
1760—1764
Квашнин-Самарин Андрей Никитич действительный статский советник
1764—1770
Бранд Яков Ларионович генерал-поручик
1770—1774
Мещерский Платон Степанович князь, генерал-поручик
1774—1781

Преобразования в экономике.

Петр поощрял развитие торгов­ли и промышленности. К началу петровского
правления суще­ствовало всего 15 кpyпныx мануфактур. С 1700 по 1725 г. было
создано около 200 предприятий

Главное внимание уделялось металлургии. Ее центр
переместился на Урал, где первым был построен Невьянский завод

На уральских
заводах, на Сестро­рецком заводе в Петербурге изготовляли оружие, якоря, гвозди
и др. В 1704 г. в далеком Нерчинске был построен серебропла­вильный завод.

В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь. Только при жизни Петра 1 в Петербурге было
построено 59 крупных и боле 200 мелких судов. Флот нуждался в парусине, а армия
— в обмундировании. Эту и другую продукцию выпускали парусно-полотняные,
суконные и кожевенные мануфактуры. В 1725 г. в Рос­сии насчитывалось только 25
текстильных предприятий. Были и канатные и пороховые мануфактуры, цементные,
бумажные за воды и даже сахарный.

Правительство защищало страну от поставок из-за границы тех товаров,
которые производились на российских мануфактурах. Такие товары обкладывались
большими пошлинами. Одновременно возрос экспорт российских товаров.

На мануфактурах широко применялся принудительный труд крепостных, купленных и
приписанных к ним государственных крестьян.

Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых
связей с заграницей. Тем из купцов, кто вывозил товары на собственных кораблях,
полагались значительные налоговые льготы.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния — Провинция — Уезд менялась на Губерния — Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян — суд. Для горожан — магистрат. Для крестьян — расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Первоначальное деление при Петре I

Основная статья: Областная реформа Петра I

Деление России на губернии в 1708 году

До 1708 года территория Российского государства делилась на различные по размеру и статусу уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы и тому подобное) и разряды.

Первые 8 губерний образованы в ходе Областной реформы, по указу Петра I от 18 (29) декабря 1708 года:

  • Ингерманландская (в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую) — её возглавил Александр Данилович Меншиков;
  • Московская — Тихон Никитич Стрешнев;
  • Архангелогородская — Пётр Алексеевич Голицын;
  • Смоленская — Пётр Самойлович Салтыков;
  • Киевская — Дмитрий Михайлович Голицын;
  • Казанская — Пётр Матвеевич Апраксин;
  • Азовская — Фёдор Матвеевич Апраксин;
  • Сибирская — Матвей Петрович Гагарин.

В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подведомственных им губерниях. В 1710—1713 году губернии были разделены на доли, управляемые ландратом. В 1714 году вышел указ Петра I, по которому доли становились единицей местного самоуправления, ландрат выбирался местными дворянами. Однако фактически это распоряжение выполнено не было, сенат утверждал ландратов по спискам, представленным губернаторами.

В 1713—1714 были образованы Рижская (из новоприобретённых на северо-западе земель) и Нижегородская (выделена из Казанской) губернии, а Смоленская разделена между Московской и Рижской. В 1717 году из Казанской губернии была выделена Астраханская, а Нижегородская — упразднена. Таким образом, к 1719 году Российская Империя делилась на 9 губерний.

Административные реформы Петра I Великого

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа

Городская реформа Петра I

первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей — на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров. Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.

Общая схема органов управления
Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Кратко о сути и содержании губернской реформы Петра I Великого

I Этап

Разделение в результате губернской реформы 1708

29 декабря 1708 года Петр I издал указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов», согласно которому учреждались 8 губерний (областей), позже были образованы Нижегородская, Рижская и Астраханская губернии, а Смоленская была ликвидирована, с добавлением земель к Московской и Рижской губерниям. Часть губерний были приморскими с глубоко уходящими в глубь материка границами — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

  1. Московская — 39 уездов;
  2. Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская) — 29 уездов;
  3. Киевская — 56 уездов;
  4. Смоленская (упразднена в 1713, восстановленая в 1726) — 17 уездов ;
  5. Архангелогородская — 20 уездов ;
  6. Казанская — 71 уезд ;
  7. Азовская — 77 уездов;
  8. Сибирская — 30 городов;
  9. Нижегородская (с 1714) — 7 городов;
  10. Рижская (с 1713) — 9 городов;
  11. Астраханская (с 1717) — 10 городов.

II Этап

Главы административных уровней в результате губернской реформы

Северная война близилась к концу, появилась возможность продолжить реформу, а создаваемые Петром I коллегии должны были опираться на областные органы власти.7 декабря 1718 года Пётр I утвердил решение Сената о дальнейшем преобразовании губерний. С июля 1719 года новые правила вводились в Санкт-Петербургской губернии, а с 1720 года — в остальных. По новому учреждению в Санкт-Петербургской губернии были образованы 14 провинций. Каждая провинция делилась на 5 дистриктов (уездов), состоявших из 1500—2000 дворов.

Система управления

Была предпринята попытка ввести в строй губернского управления основы избираельного управления. При губернаторе предполагался совет «ландратов» (8—12 советников), избираемый местным дворянством. Однако, вместо выборов, ландраты назначались из дворянства Сенатом или губернатором. Поэтому через пять лет, ландраты были ликвидированы.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян и сами подбирали себе помощников, контролирующих отрасли управления:

  • обер-комендант — военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и другие сборы;
  • ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губернские административные органы были встроены в общую систему
Провинциальные воеводы занимались розыском сбежавших крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных фабрик, осуществляли полицейские и судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями.

Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.
Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Общая схема органов управления
После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

«Чудо-богатыри»

Историк Олег Айрапетов отметил, что всё это время рекрутский набор был для крестьян тяжёлой формой повинности.

«По рекрутам в сёлах плакали, как по покойникам. Это, кстати, было отображено в дошедшем до нас фольклоре. В то же самое время, рекрутская система давала возможность социального лифта. Люди могли дослужиться до офицерского чина. Ну и как минимум получали личную свободу, если только доживали до конца срока службы», — рассказал эксперт.

Также по теме

«В одиночку против союза сильнейших армий и флотов мира»: какие уроки вынесла Россия из Крымской войны

165 лет назад Великобритания и Франция объявили войну России, поддержав Турцию. Чуть позже к ним присоединилась Австрия. С этого…

При этом солдаты, служившие десятилетиями и прошедшие по несколько кампаний, становились профессиональными военными высокого класса. Такие ветераны и были «чудо-богатырями» — костяком армии Александра Суворова, одержавшей целый ряд громких побед.

При Екатерине II, когда Россия активно вела войны на нескольких фронтах, наборы выросли. В период русско-турецких войн призыв в рекруты увеличился с одного до пяти человек на 500 душ населения. Согласно подсчётам историков, всего в XVIII веке в российскую армию были рекрутированы более 2 млн человек.

После смерти Екатерины II наборы рекрутов некоторое время не проводились либо шли по щадящим квотам. Однако войны с Францией и Турцией заставили поднять набор до восьми человек с 500 душ за один призыв. Во время Отечественной войны 1812 года были даже снижены критерии отбора рекрутов по состоянию здоровья. Набирали всех, кто мог стрелять из ружья. Российская армия оказалась достаточно боеспособной для победы над Наполеоном, однако уже в 1812 году ощущалась проблема нехватки подготовленного резерва вооружённых сил.

Новая реформа системы комплектования войск произошла в 1834 году. Император Николай I сократил срок действительной военной службы до 20 лет (ещё пять лет солдаты находились в запасе на случай войны). Вся территория страны была поделена на полосы, в которых наборы проводились поочерёдно. Этот подход сохранялся до Крымской войны.

  • Проводы новобранца

Сама система подбора рекрутов на местах за время существования этой повинности изменилась непринципиально. Обычно это доверяли общине. Семьи с одним или двумя кормильцами либо освобождались от призыва, либо попадали в набор последней очереди. Среди остальных мужчин отбор проходил чаще всего при помощи жеребьёвки. В XIX веке у общин появилась возможность выдавать в качестве рекрутов крестьян, имевших определённые провинности. Кроме того, состоятельные призывники или общины могли за деньги привлекать рекрутов со стороны.

«Хорошо было тем, кто умудрялся за годы службы скопить денег или находил себе потом работу. В крупных городах среди состоятельных лиц считалось престижным нанимать в качестве привратников бывших военных, особенно унтеров и георгиевских кавалеров. Те, кому позволяло здоровье, становились нижними чинами в полиции», — добавил историк.

Крупные рекрутские наборы произошли в России во время Крымской войны. Однако в ходе боевых действий стало ясно, что страна утратила то преимущество, которое имела перед другими европейскими государствами несколькими десятилетиями ранее.

  • Оборона Севастополя. Деталь панорамы

Во времена царствования Александра II произошло сокращение времени действительной службы рекрутов. Она составляла в зависимости от года призыва 15, 12, десять и семь лет.

Опыт Крымской войны, а также боевые действия, развернувшиеся в 1860—1870-е годы в Европе, показали, что рекрутская система комплектования войск стремительно устаревает. Необходимость наличия подготовленных резервов и проведения быстрой мобилизации в особый период, а также возможность быстро перемещать резервистов на поездах и пароходах сделали более актуальной всеобщую воинскую повинность. В 1874 году Александр II полностью отказался от рекрутских наборов.

Тем не менее на момент своего создания система рекрутского призыва была весьма эффективна.

«При Петре I рекрутские наборы позволили России создать массовую боеспособную армию, ставшую важным фактором её превращения в великую державу», — подытожил Павел Кротов.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска — рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности — строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления — издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры — строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы — открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс.,  а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Начало правления Петра 1.

После кончины царя Федора Алек­сеевича в 1682 г. бояре пытались
провозгласить царем его 10-лет­него сводного брата Петра в обход старшего, но
слабоумного Ивана. Это послужило поводом к восстанию стрельцов. Причиной стре­лецкого бунта 1682
г. было недовольство стрельцов тяготами служ­бы, насилиями и воровством
командиров и приказных людей. Были убиты многие бояре. Царями провозгласили Ивана и Петра при
регентстве их старшей сестры Софьи.
Софье удалось обуздать стре­лецкую вольницу и утвердиться у власти. В течение 7
лет правле­ния Софья продолжила укрепление центральной власти. После заключения
в 1686 г. «вечного мира» с Польшей Россия получила возможность начать активные
действия на юге. Однако два похода (1687, 1689 гг.) в Крым войска во главе с
фаворитом царевны князем В. В. Голицыным оказались безрезультатными. Это ускори­ло
падение Софьи, которая была заключена в Новодевичий мо­настырь. Опорой Петра
стали Преображенский и Семеновекий полки, сформированные им в ходе «потешных»
игр в подмосков­ных селах в период правления Софьи.

Петр до смерти матери в январе 1694 г. фактически не участво­вал в
управлении страной. Его первым самостоятельным шагом стал поход на Азов. Первый
Азовский поход 1695
г. был неудачен из-за отсутствия у России флота. В январе 1696 г. на Дону под
Во­ронежем по указу Петра начали строить морские военные кораб­ли. Летом 1696
г. Азов был взят. В 1700 г. между Россией и Турцией был заключен мирный
договор. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей.

Для продолжения борьбы с Турцией Россия попыталась за­ключить союз с
противниками османов в Европе. С этой целью за границу отправилось Великое посольство (1697 -1698),
в состав которого инкогнито входил царь Петр. Однако найти союзников не
удалось. Успешно была решена другая задача посольства: царь и его приближенные
не только получили зримое представление о достижениях западноевропейских стран,
но на службу были на­няты многие специалисты, закуплены оружие и многое другое,
несколько дворян остались учиться на Западе. Сам царь учился кораблестроению в
Голландии. Были найдены союзники для войны со Швецией, закрывающей России выход
к морю (Саксония, Речь Посполитая, Дания).

Примечания

  1. ↑ Данное определение не имело формального юридического значения, но использовалось очень широко, в том числе и в официальных документах и статистике, состав губерний и областей приводится по официальному изданию: Статистический ежегодник России. 1913 г. — Центральный статистический комитет МВД. — СПб., 1914.
  2. Свод учреждений губернских // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II.
  3. Также, в некоторых случаях, к сибирским регионам относили и Акмолинскую область
  4. Общее учреждение губернское // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 1—209.
  5. Учреждение управления губерний Царства Польского // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 332—375.
  6. Учреждение управления Кавказского края // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 376—422.
  7. Временное положение по управлению Закаспийской областью // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 423—427.
  8. Положение об управлении Туркестанского края // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 427—457.
  9. Положение «Об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской» // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 458—470.
  10. Учреждение Сибирское // СЗРИ. — (неофиц. изд.). — 1912. —. — Т. II. — С. 471—530.
  11.  — № 22757
  12.  — № 34903.
  13.  — № 37238—37240.
  14. Дополнительно причислены из других регионов или вновь образованы в период 1917—1919 годов

I. Московская[править]

Москва, а к ней города по большим дорогам, до определенных городов с верстами.

По Новгородской: Клин 85. По Углицкой: Дмитров 60.

По Ярославской: Переславль Залесской 120, Ростов 180, Кострома 300, Любим 330.

По Володимирской: Юрьев Польской 130, Володимир 140, Суздаль 160, Шуя 230, Лух 280.

По Коломенской: Коломна 90, Зарайск 120, Переславль Рязанской 180, Михайлов 180, Гремячей 230, Пронеск 230, Печерники 250.

По Коширской: Кошира 90, Венева 140, Епифань 210.

По Тульской: Серпухов 90, Тула 160, Дедилов 180, Крапивна 200, Оболенск 210.

По Калужской: Таруса 90, Ярославец Малой 105, Алексин 130, Медынь 130, Калуга 180.

По Смоленской: Можайск 90, Боровск 90, Верея 90, Царев Борисов 97.

По Волоцкой: Звенигород 40, Руза 75, Волоколамск 90. И того 39 городов.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Реформы в социальной сфере.

Основныe тяготы преобразований петровского времени легли на плечи крестьян.
Возникло много новых повинностей. К ним относятся мобилизация на строительство
городов, крепостей и кораблей, рекрутская, постойная повинности. Еще более
обременительной, нежели paнee, стала подводная повинность.

Было известно, что помещики укрывают число своих дворов с целью снижения
налогов. Петр по предложениям прибыльщиков (людей, придумывавших способы
пополнения казны) перешел к взиманию налогов не со двора, а с мужской души. В
1718 г. была начата подушная перепись населения. В 1722-1724 гг. провели
peвизию (проверку) результатов этой переписи. Ревизия обнаружи­ла утайку целого
миллиона мужских душ. Весной 1724 г. стала, наконец, известна более или менее
точная цифра ревизских душ — 5,4 млн. Взимаемый с крестьян налог шел на
содержание сухопут­ной армии, налог с посадских людей — на содержание флота.

В результате проведения ревизии и связанной с ней податной реформы в стране
была введена паспортная
система. Теперь каж­дый крестьянин, уходя на заработки на расстояние свыше 30
верст от своего дома, был обязан иметь при себе паспорт. В паспорте был указан
срок возвращения крестьянина.

Паспортная система облегчала командам сыщиков борьбу с бегством крестьян.
Каждый крестьянин, не имевший паспорта и находящийся вдали от своего дома,
подлежал задержанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector