Из чего сделаны кирзовые сапоги?

Солдат без сапог – что конь без подков

Одеть и обуть солдата всегда было первейшей обязанностью интенданта. Обувь должна быть удобной, легкой и непромокаемой, иначе многокилометровые марши не преодолеть, а с противником босиком не справишься. Чтобы иметь хорошую обувь, нужно иметь хорошую кожу. Но к началу XX века, когда армии стали насчитывать миллионы солдат, как раз кожи-то и не стало хватать.

Накануне Первой мировой войны военные специалисты спорили о том, что лучше, ботинки или сапоги. Выяснилось, что лучше сапоги. В армиях, где использовались ботинки, без специальной защиты ног до колена обойтись не смогли. Такую защиту называли обмотками. В фильмах о Первой мировой войне и о нашей Гражданской мы частенько видим солдат в обмотках. Английская армия так и закончила войну в обмотках горчичного цвета. Русские солдаты единственные, кто щеголял в кожаных сапогах. Но с производством их стали возникать проблемы: не хватало полуфабрикатов.

Л.Ф. Голованов. «Дойдём до Берлина!»

Тем не менее первые опыты по изготовлению заменителей кожи начали проводиться в Петербурге еще в 1903 году. Изобретатель Михаил Поморцев разработал наиболее подходящий для изготовления обуви материал – керзу. Он получил водонепроницаемый брезент и пропитал его смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Новый материал оказался водонепроницаемым, но при этом пропускал воздух и вообще обладал свойствами, присущими коже.

Чтобы продолжить рассказ, необходимо пояснить, откуда появилось слово «кирза». Одни ошибочно считали, что это просто сокращенное название «Кировского завода», где было налажено производство материала, другие приписывали это название к английскому лорду Керзону, который отметился в нашей истории, но по другому поводу. Действительность оказалась намного проще. В дореволюционной России керзой (от английского kersey) называли грубое домотканое сукно и техническую ткань. Со временем слово стали писать, как слышали – «кирза» (причем ударение было на первый слог, теперь словари фиксируют слово с ударным последним слогом).

Первую проверку боем кирза получила в годы Русско-японской войны. Она использовалась при производстве амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии. Изделие Поморцева получило высокую оценку у солдат и на международных выставках. Была изготовлена и опытная партия сапог из этого материала, но до массового производства тогда дело не дошло – вмешалось кожевенное лобби. А в 1916 году генерал-майор артиллерии Поморцев умер.

Современные аналоги

Технология изготовления кирзовой ткани в настоящее время отличается от материалов старого образца. Полотно, разработанное в 1904 году, боялось температурных перепадов, трескалось и рассыхалось. Сейчас часто используется материал, носящий название шарголин. При его производстве вместо каучука применяют поливинилхлорид. Это вещество представляет собой бесцветную пластмассу, которая имеет повышенную стойкость к кислотам, щелочам, не проводит электрический ток. Минус этой добавки в снижении морозоустойчивости изделия.

Вместо хлопчатобумажной ткани используются нетканые материалы. Они обеспечивают стойкость изделия к физическим нагрузкам — сгибам и заломам. Поверхность сапога защищена от трещин и расслаивания.

В настоящее время существует три разновидности кирзовой ткани, они различаются по составу пропитываемого вещества:

  1. Тип А — на хлопковый материал наносится смесь латекса и полиметилметакрилата.
  2. Тип Б — полотно пропитывается смешанным составом, в нем присутствует каучук, бензин, вода.
  3. Кирза шорно-седельного типа — материал, имеющий усиленную внешнюю часть и основу, пропитанную каучуком.

Преимущества и недостатки

Выбирая сапоги для походов, необходимо взвесить все достоинства и недостатки каждой модели

В первую очередь следует обратить внимание на подошву, устойчивость к влаге, прочность

Не играет важной роли внешний вид обуви, под слоем грязи его все равно никто не заметит. Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

Из преимуществ рассматриваемой модели можно выделить:

  1. Кирзовые сапоги изготавливаются из хлопковой ткани, покрытой искусственной пропиткой – бутадиен-натриевым каучуком. Этот материал обеспечивает непромокаемость изделия, поэтому в нем можно спокойно ходить по лужам.
  2. Обувь не боится бездорожья, она позволяет пройти как по горам, так и по болоту.
  3. Благодаря высокому голенищу, в сапогах можно спокойно заходить на долгое время в водоемы. Ботинки этим похвастаться не могут.
  4. Кирза – очень плотный материал, ее износостойкость сравнима с натуральной кожей. Правильный уход гарантирует, что сапоги не порвутся в неподходящий момент.
  5. Кирзовые сапоги обладают удобной нескользящей подошвой.
  6. Стопа в кирзачах размещена устойчиво, если выбирать изделие так, чтобы был небольшой запас для теплых носков.
  7. Ноге комфортно в этой обуви, поэтому путешественник сможет одолеть длинные дистанции. Но кирзачи требуют привыкания, так как они тяжелее кроссовок.
  8. Во время похода сапоги можно быстро обуть, если в этом есть необходимость.
  9. Не нужно беспокоиться, что шнурки на обуви развяжутся и станут причиной падения и травм, обледенеют или попросту порвутся.
  10. Благодаря искусственному заменителю кожи, цена этой обуви низкая.
  11. Сравнительно небольшой вес сапог, обусловленный использованием хлопчатобумажной ткани в качестве основы.

Среди недостатков можно отметить жесткость материала. Если приобрести слишком высокую модель, в ней будет тяжело согнуть ноги. Кирзовые сапоги имеют отделку под свиную кожу, но они не отличаются стильным дизайном.

Особенности производства

Кожа отделывается растительными дубящими веществами. Юфтевые кожи — это толстые, мягкие кожи с высоким содержанием жира (26–30%), водостойкие. В отличие от хромовой кожи обладают повышенным содержанием жировых веществ, а также водостойкостью и износостойкостью, но менее эластична.

При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности, водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Ключевой особенностью традиционной юфти являлось использование для жирования смеси берёзового дёгтя и тюленьей ворвани, придававших ей характерный запах, весьма ценившийся потребителями в Западной Европе.

Такой метод является менее дорогим по сравнению с хромовым дублением, поэтому чаще применяется производителями спецобуви. Иногда юфтевое дубление комбинируется с хромовой обработкой.

Особенности яловой кожи

Задаваясь вопросом, откуда произошел термин «яловые», нужно в первую очередь разобраться, что это за сапоги, из чего сделаны. Для их изготовления используют телячью кожу из брюшины, которую берут у молодых, еще не отелившихся коров (их называют яловыми), или бычков до полутора лет. Получается цельный кусок материала. Затем шкуру подвергают определенным процедурам, согласно технологии изготовления:

  • промывка и обработка;
  • мездрение;
  • золка;
  • топтание и разминание в барабанах;
  • стружка;
  • отжимание лица (стороны, на которой размещался волосяной покров);
  • бучение;
  • заливка в дубильном растворе;
  • дубление соковое и пересыпочное.

Многие считают, что яловая и юфтевая кожа — синонимы. Но это не так. Юфть — толстая кожа, которая вырабатывается из шкуры крупного рогатого скота с помощью дубления. Используют шкуры с брюшины коров и коней, иногда свиней. Этот натуральный материал обладает способностью сохранять тепло, долговечный и не вызывает аллергии. В отличие от яловых, юфтевые сапоги быстро принимают форму ноги, их не нужно долго разнашивать. Но зато обувь, сделанная из яловой кожи, прочнее, а подошва толще и мягче.

Если говорить о кирзе, то этот материал сделан на основе многослойной хлопковой ткани, обработанной пленкообразующим веществом. Поверхность выполнена с тиснением в виде свиной кожи. Недорогой кожзаменитель массово использовали для производства военной обуви. Кирзовые сапоги высокие, непромокаемые, дышащие. В них можно проходить многокилометровые марши по любым дорогам. Они берегут ноги от воздействия различных деформаций.

Хромовые сапоги, в свою очередь, изготавливали из более мягкой кожи, они были доступны офицерскому составу. Их использовали в воздушно-десантных войсках, роте почетного караула. Такая обувь выглядит более изящной по сравнению с кирзовыми и яловыми сапогами, потому как материал подвергается более тщательной выделке. В промышленности применяется способ хромовки, при котором используют минеральные вещества. После дубления изделие становится прочнее. Нижняя часть яловых сапог отличается от хромовых даже внешне, у нее особые рисунок и фактура. Разница еще и в том, что хромовая кожа более тонкая. Она уступает яловой в прочности, не используется для пошива специальной обуви.

Яловые Юфтевые Кирзовые Хромовые

Плащ и власть

Долгое время обязательным предметом русского гардероба, особенно княжеского, был плащ. Он был безрукавным, накидывался на плечи, а около шеи скалывался фибулой. Носили плащи и смерды. Отличие состояло в качестве ткани да в том, что простолюдины не использовали фибулы. Первая из известных разновидностей плаща – вотола, из ткани растительного происхождения. Носить вотолу могли и землепашцы, и князья. А вот мятль — это уже признак высокого происхождения. За порчу этого плаща во время драки даже полагался штраф. Спустя несколько веков мятли можно было чаще увидеть на монахах, чем на городских модниках. А вот корзно летописцы упоминают, только когда хотят подчеркнуть княжеское достоинство его обладателя. Скорее всего, такой плащ не имели права носить даже самые приближенные бояре. Известен случай, когда он спас человека от гибели. По какой-то причине князь захотел спасти кого-то, над кем уже был занесен меч. Для этого и накинул на него корзно.

Что такое холщовая ткань? Сейчас не всякий человек знает ответ на этот вопрос. А в домонгольской Руси холщовая одежда была наиболее распространенной и у знати, и у простолюдинов. Лен и конопля – первые растения, ставшие использоваться для изготовления ткани и одежды, в основном рубах и портов. Девушки в те давние времена носили запону. Попросту говоря, это кусок ткани, который сгибали пополам и делали вырез для головы. Надевали поверх нательной сорочки и подпоясывали. У дочерей из более состоятельных семей нательное белье было из тонких материалов, у всех остальных – из более грубых, напоминавших мешковину. Рубаху из шерсти называли власяницей, она была настолько грубой, что ее носили монахи для смирения плоти.

Особенности создания казачьих сапог

Хром в чистом виде – это самостоятельный химический элемент, своего рода солевой раствор. Он успешно используется больше 200 лет в создании прочной и практичной кожи для обуви. Процесс ее добывания называется хромовое дубление, которое бывает однованным и двойным. После проведения всех необходимых этапов обработки, кожа становится особенно прочной и одновременно эластичной – именно такой, какой ее все знают. Эти качества востребованы во все времена для пошива практичной и удобной настоящей казачьей обуви.

Что касается внутренней отделки, то здесь используется другой материал. Для подошвы применяется популярный полиуретан или резина. Стелька отшивается из более тонкой кожи, картона или ткани. Казачья хромовая обувь всегда считалась самой надежной также за то, что подошва у нее не только ставится на прочный клей, но и прошивается. На задник и носок устанавливаются дополнительные вставки.

Сегодня такой тип обуви является слегка устаревшей и в армии практически не используется. Ее успешно заменили специальные тактические кроссовки и берцы. Но для парадных выходов и торжественных военных событий всегда используется только настоящая хромовая обувь. Также она весьма популярна в наши дни у реконструкторов, которые применяют ее для восстановления оригинальной формы разных времен.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

Как проверить качество

Чтобы приобрести лучшие сапоги резиновые, нужно учитывать ряд особенностей для удобства и комфорта при использовании. Тонкости при выборе обуви:

Сапоги не должны быть тесными, но и не «болтаться» на ноге, иначе при использовании неизбежно появление болезненных мозолей.
Не должно быть никаких видимых дефектов: заломов, трещин, неровностей. Это и некрасиво, и отражается на функциональности.
Швы должны быть ровными и целыми. В противном случае обувь прослужит недолго, может разойтись.
На поверхности не должно быть посторонних веществ, таких как клеевые капли, соринки или пятнышки. Во-первых, это отражается на внешнем виде, а во-вторых, говорит о нарушении технологии производства.
Размытости в рисунке, если он есть, свидетельствуют, скорее всего, о низком качестве обуви. За исключением случаев, когда изделие задумано именно в таком виде.
На подошве обязательно должны быть протекторы. Чем более рельефная нижняя часть, тем меньше шансов поскользнуться при заморозках. Она должна быть упругой. Чтоб проверить это, достаточно попытаться ее согнуть. Если не получается, то подошва слишком жесткая, в таких сапогах ходить будет неудобно. Если сгибается сильно, то она – мягкая. Такая подошва, скорее всего, недолго прослужит. Идеальный вариант – нижняя часть слегка сгибается, но быстро возвращается в свое первоначальное положение.
Лучше, если утеплители-вкладыши будут отдельными: так их удобнее высушить, постирать или почистить. Можно использовать сапоги как в холодную, так и в теплую погоду

Не придется искать дополнительный утеплитель, если он уже идет в комплекте.
Качественная брендовая обувь обязательно имеет ярлычки или маркировку производителя – стоит обратить на них внимание.
Для того чтобы убедиться в том, что выбор достойный, необходимо попросить у продавца сертификат качества для ознакомления.
После покупки можно провести тест на водонепроницаемость. Для этого нужно налить в таз воду, поставить в нее плотно набитые быстро намокающей бумагой сапоги, а утром проверить

Если газета оказалось сырой, то тест не пройден: можно смело нести обувь обратно.

Если вкладыш не извлекается, то обязательно нужно проверить качество его окрашивания. Для этого есть простой способ: потереть поверхность влажной салфеткой, если она осталась чистой, то сапоги можно брать. При некачественной окраске вкладыш испачкает джинсы, ноги и носки в процессе использования.

Терминология

Современный термин получил распространение от русского юфть; производные — украинское ю́фта , белорусское юхт , чешское juchta , польское jucht, juchta , французское youfte , английское yuft , немецкое Juchten . В русском языке слово используется с XVI века, заимствованное восточнославянскими племенами, в свою очередь, от древних булгар, но до конца его происхождение неясно. Некоторые исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования. Поскольку юфть — это кожа, изготовленная посредством сгонки, выгонки волос (шерсти), то возможен вариант происхождения слова юфть из татарского о’фе — выгонять, сгонять.

«Яловый» в славянских языках обозначал не дававших или ещё не давших приплод животных. Яловая кожа для сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или ещё нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились — нежная кожа телят была ещё недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жёстки.

В мире юфть часто также называли «русской кожей» (англ. russian leather , фр. cuir de Russie ). Основное отличие русской юфти от кож растительного дубления, выделываемых в остальном мире в 19 веке было в том, что это была единственная кожа, которая пропитывалась дегтем. По этой причине такая кожа не плесневела в шкафах и её не портили насекомые; именно за такие качества она и ценилась на рынке. Современная юфть выделывается уже по другой технологии.

Обработка кожи для обуви

Производство кожи предполагает выполнение четырех этапов – подготовки сырья, дубления, отделки и окраски. Первый состоит из нескольких процессов:

  • заготовка и консервирование сырья – для более длительного хранения шкуры замораживаются или просаливаются;
  • отмачивание – сырье помещают в воду на несколько часов, чтобы очистить от грязи, кусочков мяса;
  • золение – процесс удаления волосяного покрова с помощью извести и сернистого натрия;
  • мездрение – удаляется подкожный жир (мездра) и остатки мяса;
  • чистка лицевой стороны – кожа очищается от коротких волосинок;
  • протравка – процесс выведения химических веществ;
  • бучение – подготовка к дублению.

На этапе дубления шкура делается эластичной, повышаются ее прочность, водонепроницаемость, воздухопроницаемость. Материал приобретает привлекательный внешний вид и хорошо держит форму. Применяется несколько видов дубления:

  • хромовое – при помощи солей трехвалентного хрома. Вещество частично впитывается в волокна, а остатки кислоты нейтрализуются гашеной известью;
  • растительное – проводится веществами природного происхождения (дубильной корой, к примеру);
  • квасцовое – дубление осуществляется солями алюминия;
  • жировое – материал обрабатывается маслянистыми веществами.

Окраска кожи проводится растительными (в черный цвет) или анилиновыми красителями, может осуществляться несколькими способами:

  1. Материал складывается и помещается в ванну. Применяется для окрашивания одной стороны.
  2. Кожа помещается в чан с вращающимися лопастями. Так можно прокрасить большие куски с обеих сторон.
  3. Материал окрашивается в промывном барабане. Этот способ подходит для обработки небольших шкур.

Отделка состоит из заключительных этапов:

  • жировая пропитка, заключающаяся в нанесении синтетических веществ на поверхность материала;
  • разминание и разглаживание для устранения складок и морщинок на лицевой поверхности;
  • прессовка для уплотнения материала;
  • тиснение для придания правильной фактуры;
  • шлифовка для выравнивания поверхности.

ОтмачиваниеЧистка лицевой стороныДублениеПокраска

Как отличить оригинал

Оленью замшу для изготовления обуви крупные производители используют не слишком часто. Это довольно дорогой материал. В перечень торговых марок, в ассортименте которых есть изделия из шкуры оленя, входят:

  • Cleverley,
  • Gaziano&Girling,
  • John Lobb,
  • Santoni.

Информация о том, как определить разницу между синтетической и натуральной кожей, представлена в таблице.

Натуральная Искусственная
Обладает характерным запахом. Пахнет синтетикой, клеем.
Нагревается от тепла руки после недолгого контакта с ладонью. С синтетическим материалами этого не происходит.
При проверке «на излом» (слегка согнуть подошву), изделие легко поддается воздействию, быстро возвращает первоначальный вид. Не теряет цвет в месте изгиба. Синтетику трудно согнуть, она может не до конца распрямиться.
Кожа довольно толстая, срез всегда немного неровный, с округлыми краями. Гладкий ровный срез, незначительная толщина.
Расположение пор хаотичное и не имеет повторений. «Рисунок» пор состоит из набора одинаковых фрагментов.
Основа бархатистая, похожая на замшу. Основа тканевая с хорошо различимым переплетением нитей.

Если к обуви прилагается образец материала, можно провести проверку огнем и водой. Данные эксперименты придется проводить в домашних условиях после приобретения – вряд ли в торговом центре с пониманием отнесутся к подобным опытам. Капля воды быстро впитывается в натуральный материал и оставляет темное пятно. С поверхности синтетики она просто скатится. При поджигании образца из настоящей кожи он съеживается, появляется запах, напоминающий аромат копченой курицы. Однако нужно иметь в виду, что иногда на натуральный материал наносят специальное покрытие, которое может вспыхнуть при контакте с огнем. Синтетика при поджигании съеживается, спекается, издает резкий неприятный запах.

К сожалению, неспециалисту отличить настоящую оленью кожу от других натуральных (не искусственных) материалов, довольно сложно. По этой причине желательно останавливать выбор на известных производителях. Можно поинтересоваться сертификатом качества и почитать отзывы об этом товаре.

В районах с холодными зимами унты или пимы практичнее и надежнее любых других видов обуви. Жителям более теплых регионов ботинки из оленьей замши помогут сохранить ноги в тепле в самые морозные дни. К сожалению, изделия из настоящей шкуры оленя найти достаточно сложно, да и стоят они дорого, но при правильном уходе прослужат долго.

Gaziano&GirlingGeorge CleverleyJohn LobbSantoni

Что за материал — кирза?

Кирза представляет собой прочную ткань на основе хлопка и каучука. Массовые обороты изготовления материала начались во время Второй отечественной войны на заводе Кировского. Говорят, что именно от фабрики пошло название. Но кирза была известная до войны. Изначально название звучало как «керза». Постепенно буква «е» в слове была заменена на «и».

Кирза используется в военной сфере для изготовления разных элементов обмундирования. Чаще всего многослойную ткань используют для сапог. Материал является дешевым аналогом кожи. Чтобы добиться необходимой внешней фактуры, поверхность подвергается тиснению. Обычно изделия имеют черный цвет. Иногда встречаются светлые варианты.

Этапы производства кирзы:

  • размотка рулона с хлопком с помощью специальных механизмов;
  • обработка поверхности каучуком;
  • термическая обработка обеспечивает образование пленки;
  • тщательное уплотнение, придание гладкости и ровной поверхности;
  • тиснение поверхности, чтобы добиться внешнего вида кожи;
  • свертывание рулончика.

Откуда появился?

Кирза не является разновидностью кожи. Название сформировалось еще в дореволюционное время. Материал стал заменителем кожи. Он имеет многослойную структуру из прочного хлопка, а сверху наносят каучук для образования пленки. Чтобы сапоги выглядели кожаными, используют тиснение.

Изначально стояла задача найти материал для пошива сапог для солдат. Натуральная кожа достаточно дорогая, поэтому государство не могло обеспечить такой обувью всех военнослужащих. Нужно было найти недорогой, но прочный аналог, который подходит для эксплуатации в экстремальных условиях.

Сначала над кирзой работал Михаил Поморцев. Тогда материал еще не имел современного названия. Оно появилось благодаря массовому производству. Первые опыты ученого не увенчались успехом. Кирзовики того образца обладали небольшой прочностью, легко ломались при нагрузках, требовали доработок.

Во время Великой Отечественной войны опыты Поморцева возобновил Иван Плотников. Результат исследований был положительным. Времени на работу было немного, сроки поджимали, и уже в 1942 году началось массовое производство кирзовой обуви.

Россия считается главным импортером кирзаков. При этом для подошвы используют юфть или прочную резину, а остальные элементы выполняют из кирзы. Это делает изделия достаточно дешевыми без потери качества. Большую часть сапог используют для военнослужащих. Но 20% эксплуатируется и гражданским населением. Производство насчитывает 150 миллионов выпущенных пар сапог.

Современные аналоги

Современные аналоги созданы на основе поливинилхлорида. Материал называется «шарголин». Также встречается название «Универсал». Ткань достаточно прочная, хоть и более мягкая.

Преимущества современных аналогов:

  • устойчивость к влаге;
  • пропускает воздух;
  • повышенная прочность, исключающая разрывы, стирание;
  • небольшая масса;
  • эластичность;
  • возможность внутреннего слоя впитывать пар;
  • высокие защитные свойства;
  • возможность сохранять функции при минусовой температуре;
  • доступная цена.

Как правильно носить

Военные кирзовые сапоги можно носить с носками или портянками. Но те люди, кто пробовал использовать оба изделия, отмечают, что первые в сапогах попросту скатываются. При дальних переходах и военных действиях не всегда есть возможность поправить носки. В результате ноги можно натереть до крови, что означает вывод бойца из строя.

Необходимость использования портянок в армии обусловлена тем, что невозможно учесть размеры ног всех военнослужащих. Да и использование носков, как говорилось ранее, непрактично. Портянка является универсальным средством, для обмотки ног она всего лишь должна иметь достаточные габариты.

Как намотать портянку:

  1. Для изготовления понадобится кусок ткани примерно 35 х 90 см.
  2. Наматывается изделие плотно, от носка ноги и по направлению к наружной поверхности, иначе при ходьбе она будет сбиваться.
  3. Если необходимо накрутить портянку на правую ногу, стопу располагают на ткани ближе к правому краю, в 20 см от него.
  4. Правой рукой берется короткий край материала и оборачивается стопа сверху.
  5. Угол портянки подтыкается под ногу и фиксируется при помощи длинного конца.
  6. Делая оборот вокруг, длинный край ткани наматывается на тыл стопы, подошву и пятку. Этот же конец оборачивают вокруг голени, направляясь вверх по ноге.
  7. Затем ткань проходит по нижней части голени, прикрывая передний край, фиксируется при помощи складки на внутренней стороне стопы. Аналогичная процедура и с левой ногой, все совершается зеркально.

Чтобы накрутить портянку, не нужно обладать особыми навыками, достаточно 1-2 тренировок. Универсальность изделия заключается в том, что для его изготовления можно использовать кусок любого материала. В летнее время для этих целей лучше применять хлопчатобумажную ткань, зимой рекомендуются портянки из шерстяных материалов, байки и фланели.

Кирзовые сапоги носят с портянкамиЭтапы правильного наматывания портянок

В словаре Фасмера Макса

я́ловыйя́лый «бесплодный, необрабатываемый (о земле)», я́ловица «нетелящаяся корова», диал. я́ловина «необрабатываемая земля», укр. я́ловий «бесплодный, бесполезный», я́ловина «яловое животное», яловля́ ж., яловя́ ср. р. «теленок», блр. я́лоўка «яловая корова», др.-русск. яловъ «бесплодный», яловица, цслав. яловъ «sterilis», болг. я́лов, я́лъв «бесплодный» (Младенов 702), сербохорв. jа̏лов, словен. jálov, чеш., слвц. jalový, польск. jаɫоwу, в.-луж., н.-луж. jаɫоwу, полаб. jolüöve.Обычно считают родственными лтш. ję̂ls «сырой, незрелый» (Лескин, Bildg. 167; Маценауэр, LF 8, 19 и сл.; Бернекер I, 443 и сл.; Траутман, ВSW 107; Бецценбергер, KZ 44, 328 и сл.); см. сомнения по этому поводу у Мюленбаха – Эндзелина (М. – Э. 2, 113). Напротив, другие пытаются отделить эти слова друг от друга и сблизить слав. слова с лтш. ãlava, ãlave «яловая, бесплодная корова»; см. М. – Э. I, 237 и сл.; Френкель, ZfslPh 11, 36 и сл. Согласно первому из этих объяснений, эти лтш. слова заимств

из русск., но при этом обращает на себя внимание отсутствие j- в начале слова. Менее убедительно сближение слав

jalovъ с оlъ «пиво» (Махек, «Slavia», 8, стр. 214 и сл.).

С чем носить

Если нужно выйти на улицу в сырую погоду, следует заранее узнать, с чем носить сапоги резиновые разных оттенков. Нежные цветные или однотонные варианты на каблуке отлично будут сочетаться с плащом или ярким дождевиком. С резиновыми сапогами стиля кантри комбинируются короткая куртка или косуха. Хорошо с ними будет смотреться и джинсовка.

Для высоких резиновых сапог, особенно элегантной формы, идеально подойдут короткое платье или юбка и плащ. Для сочетания с джинсами рекомендованы как завышенные варианты, так и низкие, а также с каблуком, на ровной подошве или в виде кед. Прозрачные резиновые сапоги эффектно смотрятся практически с любым комплектом одежды. Конечно же, необходимым аксессуаром образа является зонт. Летом резиновая обувь прекрасно смотрится с шортами, расклешенной юбкой, туникой, повседневными платьями.

Модный дизайн

Для любителей сочетания красивого с практичным придуманы дизайнерские сапоги резиновые, которые в последнее время пользуются популярностью. Особенно полюбили их юные особы. Одним из трендов являются стильные резиновые сапоги на каблуке или небольшой платформе. Модели на танкетке также привлекают девушек и женщин разного возраста. Цветные аккуратные сапоги на прямой подошве часто выбирают ценительницы комфорта и быстрой ходьбы. Также в моде прозрачные модели. Они представляют собой аккуратные простые сапожки или модели в виде кед со шнуровкой. Симпатичные носки позволяют каждый раз формировать новый образ.

Модельные сапоги с высоким голенищем также пользуются спросом, так как есть возможность носить их как с платьем, так и с джинсами. Выбирать на каблуке или без него, с отделкой или простые – все зависит от вкуса потребителя. Из декора самими модными являются пряжки, шнуровка, ремешки.

Что собой представляет спилок?

Поступая на кожевенное производство, сырье подвергается обработке в виде шерфования, то есть разделения на слои. Количество слоев зависит от толщины шкуры животного (3–6). Каждый слой обладает определенными свойствами. Спилок – это средний слой (воловий), располагающийся между срезанным верхом и низом. Некоторые считают его тканью. Обе стороны спилка шершавые. Яловичная кожа используется в изготовлении сумок, одежды, перчаток, спецодежды.

Для улучшения внешнего вида и сокрытия шершавости на средний слой наносят полиуретановое покрытие с имитацией мереи (узорчатого рисунка). Кроме того, недобросовестные производители, вырабатывая спилок-велюр, в готовых изделиях выдают его за замшу. При применении искусственного покрытия (акриловых смол) 100-процентный спилок приобретает внешний вид лицевого слоя, но без пористой структуры, которая обеспечивает прохождение воздуха.

Спилок плохо выдерживает горячую прессовку, теряя прочность, поэтому он не используется в изготовлении дорогой одежды и обуви. Поскольку шкура животного неравномерна по толщине, при подготовке среднего слоя к работе его склеивают из двух пластов, чтобы выдержать установленные параметры сырья. Двухслойный спилок не горит и не плавится, помимо обуви из него делают ремни и детали спецодежды.

Как выбрать

Выбрать качественную кожаную обувь помогут несколько критериев:

  • изделие удобное, подходит по размеру, повторяет форму ноги;
  • подошва легко гнется, верх обуви пластичен, не формируются изломы;
  • швы ровные, аккуратные;
  • высокая стоимость;
  • на этикетке обозначена вся информация о производителе и изделии.

В сфере современной обувной промышленности использует новые технологии, которые помогают создавать изделия из искусственного материала, визуально напоминающего природный продукт. Определить натуральность можно при помощи простых действий:

  • капнуть воду – натуральная кожа впитает ее, искусственная оттолкнет;
  • пощупать – качественный материал приятный, слегка шершавый;
  • оценить обработку швов – при использовании натурального материала швы спаиваются, образовывается валик.

Выбирая туфли или ботинки, очень сложно отличить натуральную кожу от искусственной. Потребителям следует знать следующую информацию:

  • природный материал сохраняет тепло – если приложить палец к поверхности, можно ощутить, как он нагревается;
  • лицевая сторона кожи характеризуется уникальным рельефом, искусственные варианты имеют четкий симметричный рисунок;
  • качественная обувь тяжелая, имеет специфический приятный запах;
  • проверить материал на натуральность можно с изнаночной стороны, на срезах.

Материалы изготовления

При выборе обуви для охоты большое внимание следует уделить тому, из чего изготовлены сапоги. Ранее люди предпочитали кожу за ее прочность, легкость и эластичность

Сейчас существует большое количество искусственных и натуральных материалов, которые в некоторых условиях могут оказаться более практичными.

Кожа

Кожа является универсальным материалом для изготовления сапог. Обувь из него предпочитает большинство охотников. К плюсам можно отнести:

  • эластичность;
  • износостойкость;
  • воздухопроницаемость;
  • легко принимает нужную форму;
  • хорошо сохраняет тепло.

Из отрицательных сторон можно отметить, что кожа требует тщательного ухода. В условиях болот и повышенной влажности сапоги из нее нуждаются в обработке специальным водоотталкивающим составом. Обувь из натуральной кожи – прекрасный вариант для зимы и осени. Она подходит для ходовой охоты, так как очень прочная. Нужно иметь в виду, что изделие пропускает воду.

Резина

Самые лучшие сапоги для охоты на водоемах изготавливают из резины. К преимуществам этого материала можно отнести:

  • прочность;
  • небольшой вес;
  • легкий уход.

Резина не пропускает воду, но при этом ноги в ней достаточно сильно потеют – это минус. К тому же она плохо удерживает тепло, из-за чего можно замерзнуть. Чтобы решить эту проблему, следует надевать теплые шерстяные носки.

Такие сапоги используют для охоты на водоплавающую дичь в осеннее время года. В них можно заходить в реку, болото без страха промокнуть. Существует зимняя разновидность данной обуви, которая сделана из специальной резины, хорошо удерживающей тепло.

Неопрен

Неопрен, по сути, является вспененной резиной. Материал обладает следующими преимуществами:

  • легкий вес;
  • гибкость;
  • не пропускает влагу;
  • хорошо удерживает тепло;
  • прочный, износостойкий;
  • легкий в уходе.

К минусам неопрена можно отнести высокую стоимость обуви. Кроме того, летом в сапогах из этого материала может быть жарко. Обувь из неопрена прекрасно подходит для пешего преодоления больших расстояний. Благодаря небольшому весу материала ноги практически не устают. В неопреновой обуви можно достаточно длительное время находиться в воде, без риска намокнуть.

Полиуретан

Это искусственный материал, который обладает достаточно высокой плотностью. Можно выделить следующие преимущества:

небольшой вес (полиуретановые сапоги на 30 % легче резиновых);
водонепроницаемость;
способность сохранять тепло при достаточно низкой температуре окружающей среды (важно, чтобы сапоги были оснащены меховой подкладкой).

К минусам можно отнести то, что полиуретан недостаточно прочный. Сапоги, изготовленные из него, придется часто менять. Этот минус окупается не самой высокой стоимостью такой обуви и ее универсальностью.

Полиуретановые сапоги должны обладать высоким голенищем, только так достигается максимальный теплоизоляционный эффект. Зима и осень – лучшие времена года для использования такой обуви. Она прекрасно подходит для охоты из засады.

Войлок

Это плотный материал, который изготавливается из валяной шерсти. К войлочным изделиям можно отнести валенки, унты и угги, которые незаменимы в условиях зимней охоты. Материал способен удерживать тепло при очень низких температурах. В таких сапогах человек может долго оставаться на одном месте, что является важным условием охоты из засады. Кроме того, благодаря невысокому весу в них можно преодолевать большие расстояния пешим шагом.

Главным минусом является недостаточная влагостойкость. Чтобы решить эту проблему, материал нужно обработать специальным водостойким средством. К тому же войлочная обувь требует бережного ухода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector