Junkers ju 88 p
Содержание:
Описание конструкции Junkers Ju 88
Ju-88 – низкоплан, выполненный по классической схеме, с фюзеляжем типа монокок овального сечения. Он был образован набором шпангоутов и стрингеров, на которые крепилась работающая обшивка.
Бомбардировщик оснащался двумя двигателями (они отличались на разных сериях и модификациях). Крыло имело два лонжерона и работающую обшивку из алюминиевого сплава. За мотогондолами располагались тормозные воздушные решетки, которые использовались при пикировании.
Фюзеляж делился перегородками на три части: носовую, среднюю (она состояла из двух частей) и хвостовую. В носовой части самолета располагалась кабина экипажа, который мог состоять из четырёх или трех человек. Носовая часть самолета полностью закрывалась застекленным фонарем.
В передней средней части находился дополнительный бензобак (или бомбоотсек), а в задней – подвешивались бомбы. Для их сброса в этой части находился люк с управляемыми створками.
Хвостовое оперение – однокилевое, цельнометаллическое с работающей обшивкой. Работа горизонтального оперения синхронизировалась с закрылками.
Шасси – трехопорное с задней стойкой. Главные стойки шасси убирались в мотогондолы с поворотом на 90 градусов с помощью гидравлической системы.
В состав оборонительного вооружения самолета входило несколько пулеметов.
На Ju-88 были установлены две радиостанции FuG 10 – коротковолновая и длинноволновая, а также система слепой посадки «Лоренц».
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Модули
- Таблица
- Дерево
Двигатель
Уровень | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. / Тяга | Тип | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
VI | Jumo 211 H | 1340 | водяного охлаждения | 1254 | 54100 |
VI | Jumo 211 J | 1420 | водяного охлаждения | 1268 | 54500 |
VI | Jumo 211 B | 1200 | водяного охлаждения | 1230 | 45000 |
Конструкция
Уровень | Конструкция | Живучесть | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|
V | NAME_MODULE_JU-88A-4_PLANER_SPEC_TOP_JU-88A_1 | 800 | 10000 | 42000 |
Подвесное вооружение
Уровень | Бомбы | Радиус поражения, м | Урон | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
II | WEAPON_NAME_SC50-JU-88A_SPEC_TOP_JU-88A_1 | 50 | 1200 | 50 |
Турель
Уровень | Турель | Калибр | Пулемёт | Урон | Скорострельность, выстр/мин | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|---|---|
IV | 7,92-мм MG-15 | 13.2 | 1 | 32 | 30 | 5 | 25200 |
IV | 7,92-мм MG-15 | 13.2 | 2 | 32 | 30 | 5 | 25200 |
IV | 7,92-мм MG-15 | 13.2 | 2 | 32 | 30 | 5 | 25200 |
V | 7,92-мм MG-81J | 13.2 | 2 | 40 | 30 | 5 | 39000 |
V | 7,92-мм MG-81J | 13.2 | 2 | 40 | 30 | 5 | 39000 |
V | 7,92-мм MG-81J | 13.2 | 1 | 40 | 30 | 5 | 39000 |
V | 7,92-мм MG-81 Z | 13.2 | 1 | 56 | 30 | 5 | 41400 |
V | 7,92-мм MG-81J | 13.2 | 2 | 40 | 30 | 5 | 39000 |
V | 7,92-мм MG-81J | 13.2 | 2 | 40 | 30 | 5 | 39000 |
Двигатель
VI7400
ДвигательJumo 211 H
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1340 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 1254 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 7400 |
Стоимость покупки | 54100 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
VI7400
2xJumo 211 H
VI7600
ДвигательJumo 211 J
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1420 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 1268 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 7600 |
Стоимость покупки | 54500 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A, Junkers Ju 88 P
VI7600
2xJumo 211 J
VI
ДвигательJumo 211 B
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1200 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 1230 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A, Junkers Ju 88 P
VI
2xJumo 211 B
VI
Двигатель
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1420 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 1268 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
VI
2x
VIDo 217 M →
Конструкция
V
КонструкцияNAME_MODULE_JU-88A-4_PLANER_SPEC_TOP_JU-88A_1
Характеристики: | |
Живучесть | 800 |
Масса, кг | 10000 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V
NAME_MODULE_JU-88A-4_PLANER_SPEC_TOP_JU-88A_1
V
КонструкцияJu 88A-4
Характеристики: | |
Живучесть | 800 |
Масса, кг | 10000 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V
Ju 88A-4
Подвесное вооружение
II210
Бомбы50 кг
Характеристики: | |
Радиус поражения, м | 50 |
Урон | 1200 |
Масса, кг | 50 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 210 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
II210
20×50 кг
II
БомбыWEAPON_NAME_SC50-JU-88A_SPEC_TOP_JU-88A_1
Характеристики: | |
Радиус поражения, м | 50 |
Урон | 1200 |
Масса, кг | 50 |
Стоимость: |
Стоимость покупки |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
II
20xWEAPON_NAME_SC50-JU-88A_SPEC_TOP_JU-88A_1
Турель
IV
Турель7,92-мм MG-15
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 32 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
IV
7,92-мм MG-15
IV
Турель7,92-мм MG-15
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 32 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
IV
7,92-мм MG-15
IV
Турель7,92-мм MG-15
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 32 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
IV
7,92-мм MG-15
V2700
Турель7,92-мм MG-81J
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 2700 |
Стоимость покупки | 39000 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V2700
7,92-мм MG-81J
V
Турель7,92-мм MG-81J
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V
7,92-мм MG-81J
V2700
Турель7,92-мм MG-81J
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 2700 |
Стоимость покупки | 39000 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V2700
7,92-мм MG-81J
V5900
Турель7,92-мм MG-81 Z
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 56 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 5900 |
Стоимость покупки | 41400 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V5900
7,92-мм MG-81 Z
V
Турель7,92-мм MG-81 Z
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 56 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V
7,92-мм MG-81 Z
V
Турель7,92-мм MG-81J
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V
7,92-мм MG-81J
V2700
Турель7,92-мм MG-81J
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 2 |
Урон | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 2700 |
Стоимость покупки | 39000 |
Применяемость:Junkers Ju 88 A
V2700
7,92-мм MG-81J
Вооружение отсутствует
Вооружение отсутствует
Вооружение отсутствует
Премиумный самолет
Подарочный самолет
Самолёты, производимые компанией
- Junkers 1 — «Жестяной осёл» (моноплан) (1 штука)
- Junkers 2 — одноместный истребитель (моноплан)
- Junkers 3 — штурмовик (биплан)
- Junkers 4 — «пехотный самолёт» (227 штук)
- Junkers 7 — одноместный истребитель (моноплан)
- Junkers 8 — двухместный истребитель (моноплан)
- Junkers 9 — истребитель (моноплан) (41 штука)
- Junkers 10 — двухместный истребитель (моноплан) и штурмовик (43 штуки)
- Junkers 11 — вариант Ju 10 на поплавках (3 штуки)
- Junkers F13 — шестиместный пассажирский (322 штуки)
- Junkers G-1 — четырёхмоторный моноплан
- Junkers 20 — тактический разведчик
- Junkers 21 — двухместный многоцелевой разведчик (парасоль)
- Junkers G-23 — (60 штук)
- Junkers G-24 — (70 штук)
- Junkers F-24 — переделка Junkers G-24 в однодвигательный вариант (10 штук)
- Junkers K-30 — вариант G-24 в варианте бомбардировщика
- Junkers G-31 — (13 штук)
- Junkers А-32 — почтовый вариант Junkers G-31
- Junkers А-35 — вариант Junkers G-31 для аэрофотосьёмки
- Junkers S-36 — почтовый двухмоторный моноплан (1 штука)
- Junkers S-36 — двухмоторный моноплан для аэрофотосьёмки (1 штука)
- Junkers К-53 — вариант бомбардировщика
- Junkers К-53 — вариант разведчика-истребителя
- Junkers W 33 — транспортный (199 штук)
- Junkers W 34 — транспортный
- Junkers K 43 — вариант W-34 в варианте бомбардировщика (1791 штука, вместе с W-34)
- Junkers G-38 — транспортный (2 штуки)
- Junkers K-51 — тяжёлый бомбардировщик для экспорта в Японию (получил в Японии марку Ki-20)
- Junkers K-36 — бомбардировщик
- Junkers К-37 — бомбардировщик для экспорта в Японию
- Junkers А-48 — пассажирский
- Junkers К-47 — двухместный истребитель на базе А-48
- Junkers 46 — поплавковый почтовый самолёт для базирования на пароходах линии Нью-Йорк-Саутгемптон-Бремен (5 штук)
- Junkers 52 —пассажирский, военно-транспортный самолёт, бомбардировщик
- Junkers 60 — пассажирский (3 штуки)
- Junkers 86 — средний бомбардировщик
- Junkers 87 — пикирующий бомбардировщик
- Junkers 88 — скоростной бомбардировщик и ночной истребитель
- Junkers 89 — дальний тяжёлый бомбардировщик
- Junkers 160 — пассажирский (18 штук)
- Junkers 188 — средний бомбардировщик
- Junkers 252 — транспортный самолёт
- Junkers 287 — реактивный тяжёлый бомбардировщик
- Junkers 288 — средний бомбардировщик
- Junkers 290 — дальний разведчик-бомбардировщик
- Junkers 322 — проект тяжёлого десантного планера
- Junkers 352 — транспортный самолёт
- Junkers 388 — высотный разведчик-бомбардировщик
- Junkers 390 — дальний тяжёлый разведчик-бомбардировщик
- Junkers 788 — дальний тяжёлый бомбардировщик
- Junkers А-35
- EF-61 — опытный высотный бомбардировщик
История создания Junkers Ju 88
Уже в середине 30-х годов новое руководство Германии начало демонстративно нарушать условия Версальского договора, который значительно ограничивал возможности создания в стране новых видов вооружения. Одним из приоритетных направлений стало создание современной военной авиации – Люфтваффе.
История Ju 88 началась в 1935 году, после того, как Технический департамент немецкого министерства авиации подготовил техническое задание для создания нового скоростного бомбардировщика, способного развивать скорость около 500 км/ч.
Для сравнения: существующая на тот момент модификация немецкого истребителя Ме-109 могла развивать скорость 468 км/ч, а лучший советский истребитель И-16 — 454 км/ч. Так что, имея подобные скоростные характеристики, новый бомбардировщик мог чувствовать себя практически в полной безопасности.
Кроме скорости, в техническом задании для нового самолета было указано: нормальная бомбовая нагрузка 500 кг, один пулемет MG-15 в качестве оборонительного вооружения, время набора высоты 7 км в течение 25 минут.
Задание было отправлено крупнейшим немецким авиастроительным компаниям: Henschel, Focke-Wulf, Messerschmitt и Junkers. Focke-Wulf отказался от участия в проекте, Messerschmitt взял за основу истребитель Bf 110, остальные участники начали разработку совершенно новых машин.
Компания «Юнкерс» привлекла к работе над новым самолетом талантливых конструкторов Гасснера и Эверса, недавно вернувшихся из США и имевших большой опыт создания подобных машин. Первоначально работы велись над созданием двух разных прототипов: с разнесенным (Ju-85) и однокилевым оперением (Ju-88). Их характеристики были весьма схожими, но в итоге руководство германских ВВС остановилось на Ju-88.
После этого компания начала сборку первых трех опытных бомбардировщиков Ju-88. Первая машина поднялась в воздух 21 декабря 1936 года. Третий прототип самолета, оснащенный двигателями Jumo-211A, сумел достичь скорости 518 км/ч, что превышало скорость большинства истребителей того времени. Шеф немецкой авиации Герман Геринг был в восторге.
Этот успех привел к заключению нового контракта на постройку новой партии опытных самолетов, остальные компании, участвующие в конкурсе, выбыли из борьбы.
В 1938 году в Министерстве авиации пришли к мнению, что новый бомбардировщик необходимо приспособить к бомбометанию с пикирования. Также решено было усилить вооружение самолета, изменить остекление его кабины, а экипаж увеличить до четырех человек.
В этом же году Ju-88 был запущен в серию.
Ju 88P в игре
Исследование и прокачка
Исследуется на Hs. 129B через бомбы SD 50, и пушки 30-мм MK-101 (П) и 37-мм BK 3.7 (П) за 25000 опыта.
Так же исследуется на Ju. 87G через пушки 37-мм BK 3.7 (П) за 25300 опыта.
Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:
- Пушки 50-мм BK 5 (П) (21500), для увеличения огневой мощи;
- Конструкцию Ju 88 P-3 (6500), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
- Двигатель Jumo 211 J (7600), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности, но перед этим нужно двигатель Jumo 211 F за 7400 опыта;
- Турель 13-мм MG-131 (6200), что несколько увеличит огневую мощь.
Боевая эффективность
Ju.88P — отличный уничтожитель наземных целей (особенно если они находятся на более-менее ровной поверхности), при этом не имеющий подвесного вооружения. Расположение орудий — по центру, что обеспечивает неплохую точность. Пушки калибра 37 мм аналогичны топовым пушкам Ju.87G и Hs.129B.
Но наиболее интересна пушка калибра 50 мм, которая позволяет с легкостью уничтожать даже бронированные части — достаточно нескольких снарядов. Пушка имеет низкую скорострельность, но и низкую скорость перегрева — поэтому если целями являются корабли, то можно спокойно подряд уничтожить несколько штук. Лучше всего отдавать приоритет именно бронированным целям — с «желтыми» справятся и самолеты с меньшей огневой мощью. Не забываем, что корабль можно потопить, если уничтожить нижний красный квадрат — не обязательно тратить время на верхнюю бронированную часть. Ну и приличная дальность стрельбы дает много времени на уничтожение полностью наземных целей даже с бронированными частями.
По самолетам же чуть лучше стреляют пушки 37 мм — но с пушками калибров 20-23 мм их все равно не сравнить. Пушка же калибра 50 мм может отправить в ангар даже целый тяжелый истребитель с одного попадания — но это еще надо попасть…
Ввиду хорошей впитываемости повреждений и слабости Ганса тут особо рекомендуется обходить даже пару вражеских истребителей — где пройдет Ил-2Д, получив, при этом, медаль «Надежный тыл», Юнкерс Ju.88P быстро отправится в ангар. Хотя по прочности самолеты расходятся не так сильно.
Мое мнение — получился очень хороший «выпиливатель» наземных целей, но который из-за центрального расположения пушек может и приятно удивлять при работе по самолетам: особенно противника.
- Достоинства:
- высокая огневая мощь;
- хорошая маневренность;
- хорошая управляемость.
- Недостатки:
- большой размер корпуса;
- слабая огневая мощь бортстрелка;
- отсутствие подвестно вооружения.
Оборудование, боекомплект и снаряжение
]
- Оборудование
- Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
- Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
- Усиленный каркас ll — +25% к устойчивости к критическим повреждениям; +10% к прочности самолёта. Для ударных самолётов и тяжёлых истребителей.
- Ленты боеприпасов
Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.
Экипаж
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
---|---|---|---|---|---|
Пилот | |||||
Бортстрелок |
Прокачка умений пилота:
«Пилотажник» повышает манёвренность по всем осям на 2%
«Зоркий» увеличивается дальность обнаружения в секторе пилота на 20%
«Меткий стрелок I» уменьшается разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%
«Закалённый в боях» увеличивает живучесть пилота и позволяет лучше управлять повреждённым самолётом. Шанс ранения пилота −20%. Негативные эффекты от повреждения крыльев и хвоста −25%.
«Жажда крови» после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд.
Прокачка умений бортстрелка:
«Выносливый» увеличивает живучесть бортстрелка. Шанс ранения бортстрелка −20% (критически раненый бортстрелок прекращает стрельбу).
«Наблюдатель» увеличивает дальность видимости в задней полусфере на 20%.
«Оружейник» длительность непрерывной стрельбы из турели увеличена на 20%.
«Стрелок-снайпер» бортстрелок фокусируется на уязвимых частях самолёта. Значительно увеличивается шанс нанести противнику критические повреждения.
«Заградительный огонь» бортстрелок ведёт заградительный огонь по цели, что приводит к уменьшению получаемого от неё урона
Гром — 50-мм пушка наносит колоссальный урон наземным объектам.
Описание конструкции
Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.
Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.
Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.
Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.
В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.
Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.
Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.
Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.
Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.
Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.
Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.
Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.
Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.
Эффективность и боевое применение
Мало какой самолет периода Второй мировой войны вызывал столько ожесточенных дискуссий, как немецкий бомбардировщик Ju-87 Stuka. Этот пикировщик нередко называют самым эффективным оружием Люфтваффе, другие же авторы нещадно критикуют его за тихоходность и высокую уязвимость для истребителей противника.
В советской историографии чаще всего придерживались последнего мнения: Ю-87 нещадно ругали, зато всячески превозносили достоинства советского «летающего танка» Ил-2. Немецкую машину обычно описывали, как самолет чистого неба, эффективный только там, где нет зенитного огня. Подчеркивался тот факт, что «лаптежники» быстро растеряли весь свой смертоносный шарм, после того как в Красной армии появилось достаточно средств ПВО и истребителей.
Действительно, потери Ju-87 во второй половине войны значительно возросли, однако они не были так катастрофичны, как описывают советские учебники. Вот, например, данные о потерях 2-й и 77-й пикировочных эскадр во время операции «Цитадель» (битва на Курской дуге). Источник информации – отчет о потерях службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе.
За первый день операции (5 июля), совершив 1071 вылетов, оба подразделения потеряли всего лишь четыре самолета. 7 июля немецкими пилотами было сделано 746 вылетов, что привело к потере одного бомбардировщика. Правда, затем потери стали выше: на один сбитый самолет приходилось 116-117, а потом и 74-75 вылетов.
В среднем же во время операции «Цитадель» на один потерянный пикировщик Ju-87 приходилось примерно 153 боевых вылетов. Тогда как на один сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 2-й воздушной армии, которая находилась на этом же участке фронта, приходилось всего лишь 16-17 вылетов. Получается, что уровень потерь советских самолетов был почти на порядок выше. Следует отметить, что части Воронежского фронта, против которых действовали немецкие подразделения, были достаточно насыщены зенитными орудиями и прикрыты истребительной авиацией.
Впервые немецкие пикировщики были применены во время гражданской войны в Испании. Эти машины были на вооружении легиона «Кондор». Так что обкатка и усовершенствование Ju-87 происходило в реальных боевых условиях.
Ju-87 блистал в начальный период войны: он показал себя как суперэффективное оружие во время вторжения гитлеровцев в Польшу, Францию и Норвегию. Во время польской кампании немцы потеряли всего лишь 31 самолет. Битва за Британию впервые показала немцам уязвимость этой машины для истребителей противника: из-за слишком больших потерь использование пикировщиков в этой операции было приостановлено.
В южной части европейского ТВД в сражениях с теми же англичанами за Крит и Мальту «штука» оказалась куда более эффективна, потому что здесь ей не противостояло такое количество истребителей.
Ju-87 прекрасно показал себя на Восточном фронте в первые годы войны. В этот период применение пикировщиков часто решало исход тех или иных операций. «Лаптежники» сыграли решающую роль в окружении советской группировки под Вязьмой и ее последующем разгроме. Огромный вклад Ju-87 внесли в катастрофический для Красной армии исход Харьковской операции в 1942 году. Непрерывные удары пикировщиков срывали атаки советских войск под Ленинградом и Ржевом.
Пикировщик Ju-87 был довольно эффективным противотанковым средством. Самым результативным пилотом «штуки» в годы Второй мировой войны был Ганс-Ульрих Рудель. На его счету около 2 тыс. единиц уничтоженной бронетехники противника (в основном советской), в том числе и более пятисот танков (правда, много историков сомневается в этих цифрах). Кроме того, Рудель уничтожил несколько кораблей, включая и линкор «Марат» на рейде Кронштадта.
Однако с ростом мощи советских ВВС он стал нести слишком большие потери и, в конце концов, был заменен штурмовиком Fw-190A.
Боевое применение
Первые боевые вылеты Ju 88 A-1 были против кораблей рядом с Норвегией. Атака на Росайт 16 октября 1939 года была успешной — повреждено три корабля. Но соединение было атаковано «Спитфайрами» из 602 и 603 эскадрилий RAF и два Ju 88 были сбиты. В налете на Скапа-Флоу на Оркнейских островах на следующий день один Ju 88 был сбит зенитным огнём.
Все боеспособные Ju 88 (133 самолёта) участвовали в блицкриге, однако их боевые и небоевые потери были очень высоки. Приходилось тратить значительное время на переобучение экипажей. В это время недостаточная грузоподъёмность привела к необходимости сильной переработки конструкции. Был увеличен размах крыла, и модернизация получила обозначение A-5. Все находящиеся на службе A-1 в скорейшем порядке модифицировались до A-5.
Битва за Британию
Два Ju-88 из KG1 во Франции.
Битва за Британию стоила Ju 88 дорого. Высокая скорость не предотвратила потери, превосходящие относительные потери Dornier Do 17 и Heinkel He 111, хотя в абсолютном значении они были меньше, чем у обоих. Была произведена серия полевых модификаций, призванных уменьшить уязвимость самолёта, включающая замену заднего пулемёта на более мощный и усиленное бронирование кабины.
К заключительным дням Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju 88A-4. Хотя он был медленнее A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju 88 превратился в грозную боевую машину, каким и проектировался. Ко всему прочему, на A-4 ставились более мощные двигатели.
Истребитель-бомбардировщик
Стандартной истребительной версией Ju 88 стала модификация C-6, включающая в себя все улучшения, которые были сделаны для A-4 и с двигателями Jumo 211J. Модификация C-6 использовалась преимущественно как истребитель-бомбардировщик, поэтому стояла на вооружении бомбардировочных частей.
В ответ на увеличившееся количество атак на немецкие суда, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе, KG40 начали совершать вылеты на противокорабельное патрулирование и эскорт с баз во Франции в феврале . Они были значительной угрозой для противолодочных самолётов и действовали как истребители сопровождения для более уязвимых бомбардировщиков Focke-Wulf Fw200 «Condor».
После высадки союзников в Нормандии, KG40 понесло большие потери, атакуя высадившиеся войска на побережье, и было расформировано в июле 1944.
Ночной истребитель
Junkers Ju 88 A-4
Первым ночным истребителем стала модификация C-2, основанная на A-1 и вооружённая одной 20-мм пушкой MG FF (англ.) и тремя 7,92-мм пулемётами MG 17, размещёнными в новом металлическом носу фюзеляжа. Эти самолёты поступили на вооружение в эскадрилью тяжёлых истребителей эскадры KG 30. В июле 1940 года эскадрилья была включена в состав II./NJG 1 и совершала ночные вылеты на Великобританию.
Оборудованная радаром FuG 202 Lichtenstein BC модификация C-6b проходила испытания в начале 1942 года в NJG 1. Испытания были признаны успешными, и модификация пущена в серийное производство. В октябре 1943 года многие C-6b были снабжены новым радаром FuG 212 Lichtenstein C-1. Позднее, в 1944 году — более совершенным FuG 220 Lichtenstein SN-2.
Серия Ju 88R, основанная на C-6b, оснащалась двигателями BMW 801 G-2.
Все предыдущие варианты ночного истребителя были переделаны из бомбардировщиков, но серия G являлась специально построенными ночными истребителями. Модификация G-1 имела квадратный руль, позаимствованный у Ju 188, более мощные звездообразные двигатели BMW 801 G-2 мощностью по 1700 л.с., также устанавливались пассивный радар FuG 350 Naxos Z и радиопеленгатор FuG 227 Flensburg в дополнение к уже ставшему стандартным радару FuG 220 Lichtenstein SN-2.
G-6, оснащённый рядными двигателями Jumo 213A мощностью 1750 л.с., увеличенными топливными баками и одной или двумя пушками MG 151/20 в установке неправильная музыка.
Некоторые из последних моделей серии G оснащались высотными двигателями Jumo 213E, радаром FuG 218 Neptun V/R или даже более совершенным сантиметровым радаром FuG 240 Berlin N-1. Однако всего один-два десятка были построены к концу войны.
Многие ночные асы, такие, как Гельмут Лент (110 побед) и князь Генрих цу Сайн-Виттгенштейн (87 побед), летали на Ju 88.
Ночные истребители ПВО Германии Ju 88 фигурируют в романе Лена Дейтона «Бомбардировщик».
Сохранившиеся экземпляры
В настоящее время известно около 20 сохранившихся самолётов, хотя многие из них являются просто наборами обломков. За последние годы несколько более-менее целых самолётов были подняты из-под воды.
Среди наиболее сохранившихся можно отметить:
- Ju 88R-1, Werk Nr. 360043: из-за ошибки экипажа приземлившийся в Шотландии самолёт, демонстрируется в музее Королевских ВВС
- Ju 88D-1/Trop, Werk Nr. 430650: демонстрируется в Национальном музее ВВС США. Румынский дальний фоторазведчик приземлился на Кипре в июле 1943 года в расположении британских войск, впоследствии был передан США для исследований, из-за чего получил имя «Бакшиш» (англ. Baksheesh).