Пак да

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное — ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе — специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией «Кузнецов». Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Внешний вид

Сама схема этого самолёта — летающее крыло — для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА — самолет-двойник американского Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша «летучая мышь» будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика — тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. Юрий Борисов подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов — Ту-95.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения — Т-50, а кабина будет выполнена в стиле «человека — компьютерного интерфейса» (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа — автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии «стелс» вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

«Небесный тихоход»

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА («Туполев») будет нести дальнобойные крылатые ракеты — абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна — новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, пятого поколения истребитель, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Стратегическая авиация России и США: современное состояние и перспективы

В настоящее время в состав стратегической авиации США входят бомбардировщики B-2 Spirit и B-52. Существует и еще один самолет — бомбардировщик В-1В Lancer, который разрабатывался для нанесения ядерных ударов по территории противника, но в середине 90-х он был выведен из состава американских стратегических сил. В-1В считается аналогом российского реактивного Ту-160, хотя и уступает последнему в размерах. Согласно данным, предоставленных Госдепом США от 1 января нынешнего года, на боевом дежурстве находятся 12 самолетов В-2 и 73 машины В-52 модификации Н.

В настоящее время бомбардировщик В-52, разработанный еще в конце 50-х годов, является основой американских стратегических сил. Этот самолет вооружен крылатыми ракетами AGM-86B ALCM, на которые может быть установлена ядерная боевая часть. Дальность их полета превышает 2700 км.

B-2 Spirit является самым технологичным и самым дорогим самолетом в мире. Его стоимость превышает фантастические 2 млрд долларов. Первый бомбардировщик этого типа был изготовлен в конце 80-х, но через десять лет программа была закрыта – такие расходы оказалась неподъемными даже для Соединенных Штатов. За это время был изготовлен 21 самолет В-2. Бомбардировщик выполнен по технологии «стелс» и имеет самую низкую ЭПР в мире. Она даже ниже, чем у небольших «стелсов» типа F-22 и F-35. B-2 Spirit вооружен только свободнопадающими бомбами, поэтому он малоэффективен против неприятеля с продвинутой системой ПВО. Например, российские ЗРК С-400 прекрасно «видят» В-2.

Так что B-2 Spirit – довольно странный бомбардировщик. Несмотря на колоссальную стоимость, его эффективность в возможном ядерном конфликте очень неоднозначна.

B-1B Lancer также не способен нести стратегические крылатые ракеты. Вернее, в арсенале американской армии сегодня нет подобного оружия, подходящего для этого самолета. В настоящее время этот бомбардировщик используется для нанесения ударов обычными видами боеприпасов. Вероятно, на него можно повесить свободнопадающие бомбы с ядерной БЧ, но вряд ли эта машина сможет проникнуть вглубь территории противника с эффективной ПВО.

Теперь о перспективах американской стратегической авиации. В конце 2020 года авиастроительная компания Northrop Grumman (она и создала В-2 Spirit) выиграла тендер министерства обороны США на постройку нового американского «стратега», который будет называться B21. Работы над этой машиной проводились в рамках программы LRS-B (Long-Range Strike Bomber), что переводится как «Дальний ударный бомбардировщик». Уже известно, как будет выглядеть новая машина.

Так же как и В-2 Spirit, она будет выполнена по схеме «летающее крыло». Военные требуют, чтобы новый бомбардировщик стал еще менее заметен на экранах радаров, а его цена была более приемлемой для американского бюджета. Выпуск новых бомбардировщиков планируют начать в середине следующего десятилетия. Американское военное ведомство пока планирует закупить сто новых В21 и в будущем полностью заменить ими В-2 и В-52.

Новый бомбардировщик сможет совершать полеты как под управлением экипажа, так и в режиме беспилотника.

Общая стоимость программы составляет 80 млрд долларов.

На вооружении российских ВВС в настоящее время стоят две машины: Ту-95 (модификация МС) и Ту-160 «Белый лебедь».

Самым массовым стратегическим бомбардировщиком российских ВВС является турбовинтовой Т-95 «Медведь», первый полет которого состоялся еще при жизни Иосифа Сталина (1952 год). Правда, следует отметить, что самолеты, которые эксплуатируются сегодня, относятся к модификации «М» и были изготовлены в 80-е годы. Так что большинство Т-95 даже моложе американских бомбардировщиков В-52. Более того, в последние годы началась модернизация этих машин до модификации «МСМ» (переделают 35 самолетов), что позволит оснастить их новейшими крылатыми ракетами Х-101/102.

Однако и немодернизированный «Медведь» может нести КР Х-55СМ с дальностью полета 3,5 тыс. км с возможностью установки на них ядерной БЧ. Новые ракеты Х-101/102 смогут пролетать до 5,5 тыс. км. Сегодня российская армия имеет 62 единицы Ту-95.

Второй машиной, которая сегодня эксплуатируется российскими ВВС, является сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160. В наличии имеются шестнадцать самолетов этого типа. Ту-160 также может нести на борту крылатые ракеты Х-55СМ, и Х-101/102.

Несмотря на активизацию работ по модернизации Ту-160, в КБ Туполева продвигается проект нового бомбардировщика ПАК ДА, который планируют запустить в серию к 2025 году.

Двигатель

Так называемое «Изделие 80» разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией — будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. Гиперзвуковые самолёты обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Основные технические характеристики:

Масса – около 125000 кг, по другим данным – 145000 кг.

Масса топлива – до 50000 кг

Масса полезной нагрузки – не менее 30 т

Дальность действия – 15000 км

Радиус действия – 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)

Скорость максимальная:

– 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
– 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская – более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

Вооружение:

– перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
– КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
– высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);
– свободнопадающие бомбы;
– воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс;
– ракеты “воздух-воздух” для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты “воздух-воздух”, которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием “воздух-поверхность” большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.

Средства обнаружения и целеуказания

Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО “Туполев”, ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.

Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение – в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.  Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.

Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.

Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.

«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.

Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.

ТТХ НК-56:

Диаметр входа в компрессор – 2050 мм
Степень двухконтурности – 4.9
Масса двигателя – 3340 кг
Тяга взлётная – 18000 кг
Тяга крейсерская – 3600 кг
Степень повышения давления – 23-25,5
Удельный расход топлива – 0,74 кг/кг в час
Температура газов перед турбиной (Тг) – 1571 К

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector