Ту-160 белый лебедь

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема Ту-160 — интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореативных трехвальных двигателя с общей форсажной камерой НК-32 производства Куйбышевского моторного завода. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка. Материалы планера — титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Отсеки размещения полезной нагрузки расположены тандемом. Самолет имеет приемное устройство системы типа «шланг-конус» для дозаправки в воздухе

Кроме того, конструкторы обратили внимание на эргономику и удобство экипажа

Ту-160 стал первым боевым самолетом в СССР, на котором был установлен туалет (вместо переносного бачка или писсуара со шлангом) и шкаф для разогревания пищи. Также в самолете имеется спальное место.

Летно-технические характеристики

— размах крыла — 55,7 м (при стреловидности 20 градусов), 35,6 м (при стреловидности 65 градусов);

— высота — 13,6 м;

максимальная взлетная масса — 275 тыс. кг;

— максимальная скорость — около 2 тыс. км/ч (2 Маха);

— практический потолок — 15 тыс. м;

— практическая дальность — 12 тыс. 300 км, максимальная дальность — 14 тыс. 600 км;

— продолжительность полета — до 15 ч;

— экипаж — 4 человека;

— вооружение: в двух барабанных пусковых устройствах в бомбоотсеке — 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ или Х-101 (после модернизации самолета), либо 24 ракеты Х-15С. Ту-160 способны нести бомбы — 12 фугасных свободного падения ФАБ-1000 или 22 ФАБ-750, а также корректируемые КАБ-1500, бомбы объемного взрыва повышенной мощности, атомные бомбы и морские мины. Максимальная боевая нагрузка — 45 тыс. кг.

От Ту-95 к ПАК ДА

Не успел новый самолет доехать до ангара, а глава ОАК Юрий Слюсарь и замминистра обороны Юрий Борисов уже ставили свои подписи под контрактом на поставку нашему военному ведомству десяти Ту-160М2 на общую сумму 160 млрд рублей. Эти машины будут обладать интеллектуальной системой управления, новым пилотажно-навигационным оборудованием и комплексом радиоэлектронного противодействия. Но самое главное, новые «стратеги» получат новые двигатели НК-32-02 производства самарского ПАО «Кузнецов», на форсаже способные выдавать скорость 2200 километров в час, что увеличит дальность полета новых самолетов на тысячу километров, до 14 тыс. км без дозаправки.

 На Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами

Кроме того, на Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами. Благодаря всему этому боевая эффективность новых самолетов, по оценкам Минобороны, вырастет по сравнению с базовой версией почти в два с половиной раза.

Но это еще не все. Не исключено, что в перспективе «Белые лебеди» оснастят и гиперзвуковыми средствами поражения, которые только разрабатываются нашими конструкторами.

В парке ВВС России модернизированные Ту-160 будут постепенно замещать дозвуковые турбовинтовые «стратеги» Ту-95

Фотография: Gettyimages

Нынешний контракт должен быть выполнен до 2027 года. Впрочем, Юрий Борисов уже заявил, что Минобороны закажет в общей сложности 50 Ту-160М2. Это означает, что Казанский авиазавод будет загружен заказами как минимум до конца 2030-х годов, а на вооружении нашей Дальней авиации новые бомбардировщики будут находиться как минимум до середины 2060-х. В парке ВВС России они постепенно будут заменять дозвуковые турбовинтовые Ту-95. На вооружение этих самолетов сейчас около 60 единиц, но срок их службы уже давно подошел к концу.

И это очень важный момент. Не секрет, что параллельно с возобновлением выпуска Ту-160 в декабре прошлого года ОАК начала проектирование так называемого перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). «Этот самолет, надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023–2024 годов»,—говорит вице-премьер России Дмитрий Рогозин. — Внешне он не похож на традиционные самолеты. Это будет “летающее крыло”». Такой летательный аппарат не имеет хвоста, а обладает редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и средства поражения.

Основные технические характеристики

И все же, почему так известен ТУ-160? Технические характеристики этого самолета настолько поражают воображение, что даже по сегодняшним временам машина не выглядит «антиквариатом» ни в малейшей степени. Все основные данные мы привели в таблице, так что убедиться в этом вы сможете сами.

Название характеристики

Значение

Полный размах крыльев (в двух точках), метров

55,7/35,6

Длина фюзеляжа, метров

54,1

Высота фюзеляжа, метров

13,1

Общая несущая площадь крыльев, метров квадратных

232

Масса пустой машины, тонн

110

Масса топлива (полная заправка), тонн

171,1

Полная взлетная масса, тонн

275

Модель двигателя

ТРДДФ НК-32

Максимальное значение тяги (форсажное/бесфорсажное)

4х137,2 кН/ 4х245 кН

Скоростной потолок, км/ч

2200

Скорость при посадке, км/ч

260-300

Максимальная высота, километров

15

Максимальная дальность полета, километров

12300

Радиус действия, километров

6000

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, метров

2000

Максимальная масса ракетно-бомбового вооружения, тонн

40

Неудивительно, что само появление ТУ-160, технические характеристики которого описаны в статье, стало весьма неприятным сюрпризом для многих западных держав. Этот самолет (при условии дозаправки) сможет «порадовать» своим появлением практически любую страну. К слову говоря, в некоторых зарубежных издательствах машину называют Д-160. Технические характеристики – это хорошо, но чем конкретно вооружен «Белый лебедь»? Ведь не для увеселительных же прогулок его создавали?!

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

История создания

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

Белый лебедь стратегического назначения

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года, в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Крылья

Разработка крыла с изменяемой геометрией для машины таких размеров и массы оказалось весьма нетривиальной задачей. Сложности начались уже с того, что для его создания необходимо было коренным образом менять едва ли не всю технологию производства. Государственной программой, запущенной специально для этого, руководил П. В. Дементьев.

Для того чтобы при любых положениях крыла развивалась достаточная подъемная сила, была использована довольно остроумная конструкция. Основным элементом стали так называемые «гребни». Так назывались части закрылков, которые могли отклоняться, в случае необходимости помогая самолету приобрести полную стреловидность. Кроме того, в случае изменения геометрии крыла именно «гребни» формировали плавные переходы между элементами фюзеляжа, снижая сопротивление воздуха.

Так что самолет ТУ-160, тактико-технические характеристики которого продолжают поражать и поныне, во многом обязан своей скоростью именно этим деталям.

Новое оборудование и ракета

Конструктивно Ту-160М2 мало чем отличается от базовой модели. Однако начинка бомбардировщика будет принципиально новой. На текущий момент известно, что на Ту-160М2 установят двигатели НК-32 серии 02 самарского ПАО «Кузнецов».

  • Опытный образец самолета Ту-160М2 во время выкатки на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова
  • РИА Новости

«Белый лебедь» получит аппаратуру, которая максимально автоматизирует процесс управления. Также в машине будет более совершенная информационная система управления, современное пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование.

Также по теме

Сверхзвук и точность: какие ракеты могут поступить на вооружение ВКС России в ближайшие годы

В ближайшие десять лет на вооружение российской дальней авиации поступят новые крылатые ракеты. Речь идёт о боеприпасах Х-50, которые,…

В Ту-160М2 будут реализованы концепции «стеклянной кабины» (пилотов будут окружать дисплеи, а не механические индикаторы) и «открытого борта» (упрощённая интеграция компонентов оборудования, выпущенных различными предприятиями).

В конце декабря 2017 года военно-аналитический журнал Jane’s Missiles & Rockets сообщил, что арсенал Ту-160М2 пополнят новейшие крылатые ракеты класса «воздух — земля» Х-50 («изделие 715», 9А5150). Точность наведения крылатой ракеты может достигать 3—5 м, а дальность — свыше 1,5 тыс. км. Ту-160М2 будет способен нести 12 ракет Х-50.

В беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин отметил, что Ту-160М2 заметно усилит возможности воздушного компонента ядерных сил РФ. По его словам, Минобороны и авиационная промышленность реализуют проект, который будет служить дальней авиации на протяжении нескольких десятилетий.

[править] История появления

Ту-160 в верхних слоях атмосферы

Во всей красе

В начале 70-х в СССР сложилась ситуация, когда фактически не было ни одного самолёта, который мог бы гарантированно доставить порцию атомных пиздюлей нашим западным партнёрам. Стоящие в то время (и продолжающие стоять в это) на вооружении Ту-95, конечно, могли доставить парочку, но не гарантированно. По поводу этой проблемы никто не стал особо париться, так как уже имелись в достаточном количестве самодоставляющиеся пиздюли. Но, поразмыслив над возможностью размахивания оными, за бугром пришли к выводу, что слишком это стрёмное дело, ибо кто-то, обосравшись, может не понять и уебать заранее, просто чтобы не пропустить удар. Решив, что подлодок нихрена не видно, а потому для демонстрации длины силы воли они тоже слабо подходят, выбор остановили на самолётах. Б-52 уже никаких гарантий не давал, и пиндосское руководство решило напилить что-нибудь поэпичнее. Но известие о том, что америкосы делают новый стратегический бомбардировщик, заставило тогдашнее руководство СССР высрать немало кирпичей и быстренько выделить несколько десятков тысяч сотен нефти на такой же.

К работам над бомбардировщиком приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева со времён Хрущёва было с партией в конфликте, ибо Никита Сергеич чисто волюнтаристски зарезал несколько их вундервафель, поэтому старейшее КБ в эти игры играть не позвали.

К началу 70-х оба ОКБ представили свои эскизные проекты. От Сухого был представлен T-4 (и никаких МС — Т-4МС напилили позже), кстати, машина внушительная до кирпичной крошки в сфинктере и настолько же дорогая: полностью титановый планер — это вам не хухры-мухры, а ОКБ Мясищева — М-18. Только уже все обрадовались, стали, значит, шампанское открывать, как руководство ВВС представило новые требования к будущему самолёту. Тут-то и подключилось ОКБ Туполева со своим «изделием 70», которое было чуть более, чем наполовину переделанным из гражданского Ту-144. В результате всё же был выбран обновлённый вариант товарища Сухого Т-4МС, ибо гламурен и готичен, как летающая тарелка, М-18 на его фоне выглядел унылым говном, а «изделие 70» было переделанным гражданским лайнером, чем вызывало неподдельный ужас у военных и слёзы унижения у туполевцев.

Но Сухой занимался тем временем работой над другим винраром, Су-27 (тогда ещё его прототипом Т-10), и официально им было не до этих ваших стратегических бомбардировщиков, посему все наработки передали ОКБ Туполева с наказом сделать что-нибудь эдакое. Туполевцы же прикинулись чайниками и послали нахуй Т-4МС, решив делать свой самолёт с блекджеком и шлюхами (чуть более, чем наполовину похожий на мясищевский М-18).

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) — первый проект на конкурс 1972 г. — бомбардировщик на базе Ту-144.

Ту-160М аванпроект (1972 г.) — проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160М (1975 г.) — второй проект Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160 (изделие 70) — BLACKJACK / RAM-P (1981 г.) — бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла опытной серии.

Ту-160 — носитель БПЛА «Ворон» (проект, середина 1970-х годов) — на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата «Ворон» разработки ОКБ Туполева со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) — тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами «воздух-воздух» большой и средней дальности. Проект не реализован.

Ту-160С — BLACKJACK (1987 г.) — серийный вариант бомбардировщика.

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) — самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе разработки проекта Ту-160.  Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) — в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

Ту-160В (проект, 1980-е годы) — вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

Ту-160К «Кречет» (проект, 1983-1984 г.г.) — проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска «Кречет» (КБ «Южное») массой по 24.4 тонны.  Боевой радиус комплекса — 10000 км

Ту-160М (проект, 1990-е годы) — проект Ту-160 с измененными отсеками полезной нагрузки — носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90.

Ту-160СК (проект, 1992 г.) — самолет-носитель ракет-носителей «Бурлак» и «Бурлак-Диана» для выведения на орбиту ИСЗ.

Ту-161 (проект, 1990-е годы) — проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) — модернизированный вариант серийных Ту-160 — изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно применять обычные свободнопадающие бомбы. В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ «Компас», увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 «Валентин Близнюк» (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.).

Ту-160М2 — BLACKJACK-M — проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 началось весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновления производства Ту-160. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Выкатка из цеха КАПО первого прототипа Ту-160М2 состоялась в ноябре 2017 г. — это самолет Ту-160 №08-04, собранный из советского задела.

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Скорость или скрытность?

Проблема, однако, в том, что научно-технический задел для разработки такой машины еще только предстоит создать. Более того, сама концепция дальнего «стратега», выполненного по схеме «летающего крыла», еще не доказала своей эффективности и вызывает у ряда экспертов серьезные сомнения. Главным образом потому, что такой самолет в принципе не способен развить сверхзвуковую скорость.

 Концепция дальнего «стратега», выполненного по схеме «летающего крыла», еще не доказала своей эффективности. Главным образом потому, что такой самолет в принципе не способен развить сверхзвуковую скорость

Американцы уверены, что такая особенность не является серьезным недостатком. За океаном считается, что она позволяет максимально использовать все преимущества технологии stealth — в частности, позволяет многократно сократить эффективную поверхность рассеивания. В подавляющем большинстве случаев это не дает радарам противника возможности точно идентифицировать объект на большом расстоянии; соответственно, не дается команда на его уничтожение.

Стратегический бомбардировщик В-2. Прототип новой разработки корпорации Northrop Grumman — самолета B-21, выполненного по схеме «летающее крыло»

Что же касается скорости, то и ВВС США, и местные аэрокосмические корпорации уверены, что главное для бомбардировщика не его собственная скорость, а скорость его ракет. Но это в теории. На практике многое выглядит иначе. Не секрет, что прогресс в радиолокации и создании новых противоракет дальнего действия уже позволил создать системы, которые четко идентифицируют малозаметные цели даже на расстоянии около 400 км (например, комплексы С-400) и эффективно их уничтожают. А в ближайшем будущем появятся и более совершенные системы, как, например, С-500 с дальностью действия до 500 км. Это означает, что зона действия ПВО и ПРО все время будет расширяться, а эффективность дозвуковых стратегических бомбардировщиков — сокращаться, так как появление в зоне действия ПВО для таких самолетов в принципе исключается.

 Сейчас на вооружении ВВС США в общей сложности порядка полутора сотен «стратегов», но лишь 63 из них сверхзвуковые. Это самолеты В-1В, которые не оснащаются ракетами с ядерными боезарядами

Тем не менее американцы твердо уверены, что будущее их дальней авиации именно за дозвуковыми малозаметными «стратегами». Еще полтора года назад Пентагон для обновления парка своих стратегических бомбардировщиков выбрал новую разработку корпорации Northrop Grumman — самолет B-21, выполненный по схеме «летающее крыло».

Сейчас на вооружении ВВС США в общей сложности порядка полутора сотен «стратегов», но лишь 63 из них сверхзвуковые. Это самолеты В-1В, которые не оснащаются ракетами с ядерными боезарядами. Остальные машины — В-52 и В-2А — сверхзвуковую скорость развивать не могут. Но именно они несут ядерное оружие, и именно их Пентагон намерен заменить на новые машины Northrop Grumman.

 Россия в случае необходимости сможет без проблем увеличить выпуск модернизированных сверхзвуковых Ту-160М2, отложив реализацию проекта ПАК ДА на более поздний срок

Первый B-21 должен поступить на вооружение ВВС США после 2022 года. Таким образом, если в США львиная доля дальней авиации будет состоять из дозвуковых «стратегов», то у нас — наоборот. Более того, если американская концепция превосходства малой заметности над скоростью окажется неверной, то это главным образом ударит по боеспособности ВВС США. А вот Россия, наоборот, сохранит возможность маневра и в случае необходимости сможет без проблем увеличить выпуск модернизированных сверхзвуковых Ту-160М2, отложив реализацию проекта ПАК ДА на более поздний срок либо же сделав перспективный самолет тоже сверхзвуковым.

Силовая установка

А теперь вспомним, какие расстояния способна преодолевать данная машина. В связи с этим сразу же возникает вопрос о двигателях, благодаря которым всему миру известны характеристики ТУ-160. Стратегический бомбардировщик и в этом стал явлением уникальным, так как разработкой его силовой установки занималось совсем не то КБ, которое было ответственно за конструирование самолета.

Первоначально в качестве двигателей планировалось использовать НК-25, практически полностью идентичные тем, которые хотели устанавливать на Ту-22МЗ. Тяговые ТТХ у них были вполне удовлетворительными, вот только с расходом топлива нужно было что-то делать, так как ни о каких межконтинентальных перелетах с таким «аппетитом» можно было даже не мечтать. За счет чего были достигнуты высокие технические характеристики ракетоносца ТУ-160, благодаря которым он и сегодня считается одной из лучших боевых машин в мире?

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 54,1 м
  • Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
  • Высота: 13,1 м
  • Площадь крыла: 232 м²
  • Масса пустого: 110000 кг
  • Нормальная взлётная масса: 267600 кг
  • Максимальная взлетная масса: 275000 кг
  • Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32

    • Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс
    • Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс
    • Масса топлива, кг 148000

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М)
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
  • Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
  • Боевой радиус: 6000 км
  • Продолжительность полёта: 25 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • Скороподъёмность: 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега: 900/2000 м
  • Нагрузка на крыло:

    • при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²
  • Тяговооружённость:

    • при максимальной взлётной массе: 0,37
    • при нормальной взлётной массе: 0,36

Сравнение Ту-160 с аналогами

Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца

Ту-160

Т-4 («сотка»)

Ту-95

XB-70 Valkyrie

Внешний вид

Максимальная взлётная масса, т

275

170

172,0

246

Максимальная боевая нагрузка, т

45

н/д

20

29,4

Максимальная скорость, км/ч

2 230

3 200 расчетная)

882

3 309

Боевой радиус, км

6 000

н/д

6 500

6 900

Дальность с боевой нагрузкой, км

10 500

н/д

12 100

н/д

Максимальная дальность, км

13 950

7000

15000

н/д

Рабочий потолок, м

16 765

18000

11 900

23 600

Совокупная тяга двигателей, кгс

100 000

64 000

48 000

76 200

Применение технологий снижения заметности

частично

нет

нет

нет

Количество самолётов в строю

27

нет

68

нет

Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца

B-1B

B-2

B-52

Внешний вид

Максимальная взлётная масса, т

216,3

171

229

Максимальная боевая нагрузка, т

56,7 (34 + 22,7)

22,6

22,7

Максимальная скорость, км/ч

1 448

1,010

957

Боевой радиус, км

5 543

5 300

7 210

Дальность с боевой нагрузкой, км

12 000

н/д

н/д

Максимальная дальность, км

13 500

11 100

16 090

Рабочий потолок, м

18 290

15 000

16 765

Совокупная тяга двигателей, кгс

55 400

31 300

61 680

Применение технологий снижения заметности

частично

да

нет

Количество самолётов в строю

64

19

62

Решение в пользу «Белого лебедя»

Следует отметить, что ВВС признало лучшей версию Сухого — новый бомбардировщик Т-4М, однако суховцы в тот момент начали разработку Т-10 (более известного, как СУ-27), и переход в тяжелую авиацию отложил бы его разработку на неопределенный срок. Поэтому военные приняли «соломоново решение». Суховцы продолжат работу над истребителем, но все материалы по Т-4М передают Туполеву, который и доводит самолет до серийного производства.

Возможно, на этом бы проекты и закончились, и новый самолет «Белый лебедь» был бы переименованным Т-4М, но Туполев решил по-другому. Он отказался от документации и решил продолжать разработки нового самолета с изменяемой стреловидностью крыла. Компоновки с фиксированным крылом больше не поднимались. Следует отметить, что ВВС называло два основных требования — околозвуковые полеты на небольшой высоте или дозвуковые на значительной. Именно в ответ на эти противоположные условия и появился самолет, получивший впоследствии кодовое имя Ту-160М. «М» в данном контексте значило модернизированную версию с применением новых технологий и материалов. Тогда же началась разработка новых силовых установок, шасси, двигателей и прочих узлов. В общей сложности самолет «Белый лебедь» получил детали от более чем 500 организаций различного профиля.

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса

По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Сведения о ракетно-бомбовом вооружении

Стандартная масса вооружения, которое может помещаться в отсеках внутри фюзеляжа, составляет 22500 килограммов. В исключительных случаях допускается уеличить эти показатели до 40 тонн (именно такая цифра указана в таблице). В число вооружения входят две ПУ (пусковые установки) барабанного типа, в которых могут находиться континентальные и стратегические ракеты КР Х-55 и Х-55М. В двух других барабанных ПУ имеются 12 аэробаллистических УР Х-15 (М=5,0).

Таким образом, тактико-технические характеристики самолета ТУ-160 позволяют предположить, что после модернизации эти машины будут стоять на вооружении нашей армии еще не один десяток лет.

Допускается загрузка ракет с ядерными и неядерными БЧ, КАБ всевозможных типов (вплоть до КАБ-1500). В бомболюки можно монтировать обычные и ядерные бомбы, а также мины различных типов

Важно! Под фюзеляжем можно установить ракету-носитель «Бурлак», которая используется для вывода на орбиту легких ИСЗ. Таким образом, самолет ТУ-160 является настоящей «летучей крепостью», вооруженной так, что можно уничтожить пару-другую средних размеров стран за один вылет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector