B-21 raider

Как он создавался?

Разрабатывать B-2 Spirit начали в конце семидесятых годов, программа называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). Здесь не обошлось без политики: в ходе борьбы за президентское кресло республиканец Рональд Рейган обвинял демократа Джеймса Картера, что тот недостаточно заботится о безопасности страны и уделяет мало внимания новейшим оружейным разработкам. В итоге Картер, бывший на тот момент президентом, дал отмашку на производство новейшего бомбардировщика. Идея была проста и одновременно фантастична: создать самолет, который не виден на радарах. В случае удачи бомбардировщик преодолевал бы даже самую мощную ПВО так, как будто ее вовсе не существует.

Сразу выяснилось, что удобнее всего выполнить новый самолет по схеме «летающее крыло», когда у самолета вообще нет фюзеляжа. Теоретически это идеальная форма, так как в данном случае подъемную силу создает весь самолет, а не только крылья. Это делает машину маневренной — но вместе с тем чудовищно усложняет управление, так как «летающее крыло» крайне тяжело даже просто удерживать на курсе. Еще в тридцатых-сороковых годах в СССР, Германии и США проводились эксперименты по созданию таких самолетов, но все заканчивалось одним и тем же: очередной прототип терял управление и разбивался. Но на дворе были семидесятые, уже появилась достаточно совершенная автоматика, электродистанционная система управления теперь позволяла держать самолет ровно, не отвлекая на это все силы пилота. Поэтому идея выглядела перспективной.

Более того, именно «летающее крыло» дает самые большие возможности снизить заметность самолета для радаров: отсутствие выступающих частей вкупе с использованием радиопоглощающих материалов теоретически могли сделать бомбардировщик невидимым для врага. Стоимость всего этого была астрономической, но парадоксальным образом самолет будущего мог сделать расходы на будущую войну… ниже. Как это возможно? Очень просто.

Фото: topwar.ru

На представленной инфографике видно, сколько самолетов понадобилось бы при гипотетическом преодолении советской ПВО. Если использовать обычные самолеты, то успешный налет обеспечивался бы 32 бомбардировщиками, 16 истребителями эскорта, 12 самолетами для подавления ПВО и 15 заправщиками для этой армады. Использование высокоточного оружия понижало количество задействованных бомбардировщиков вдвое, а заправщиков — в полтора раза. Так, для тех же целей потребовалось бы всего восемь штук «Ночных ястребов» F-117 с технологиями незаметности при двух заправщиках. И, наконец, всю «работу» могли сделать всего два бомбардировщика-невидимки.

На разработку нового «стратега» были выделены нужные суммы, а за право стать создателем самолета будущего боролись ведущие авиакомпании США. Победителем вышла корпорация Northrop, что в какой-то мере символично: ее основатель Джон Нортроп всю жизнь был фанатом схемы «летающее крыло» и мечтал, что такие самолеты когда-нибудь будут доминировать в небе. Увы, он умер в 1981 году, так и не увидев воплощения своей мечты.

Работа над новым самолетом стоила больше 22 миллиардов долларов и заняла 10 лет, но конструкторам все же удалось создать «бомбардировщик будущего». Он не был похож ни на один серийный самолет в мире: без вертикального оперения, без фюзеляжа, без каких-либо выступов, покрыт углепластиком черного цвета. B-2 Spirit выглядел угрожающе — и красиво. В 1988 году новый «стратег» был представлен широкой публике.

Фото: topwar.ru

Разумеется, «невидимость» самолета была частичной — в воздухе его было отлично видно. Но его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — параметр, характеризующий заметность машины для радара — была и остается очень и очень низкой. Чем она ниже — тем ниже заметность самолета для радиолокационных систем.

Теоретически большинство самых мощных советских радаров (или даже все) не могли его заметить. «Дух» должен был неспешно (скорость машины по меркам конца восьмидесятых была смешной, в районе 1000 километров в час) долететь до нужной цели, выполнить задачу и удалиться. Оружием новейшего самолета были бомбы, никаких современных ракет ему не полагалось. Зато он мог нести сразу 80 обычных или 16 атомных бомб — хватило бы любому объекту. Лишь к началу 21 века для B-2 появились крылатые ракеты.

15 бухгалтеров и десять тысяч продаж в день

Простого внедрения готовых продуктов «1С» было недостаточно — программы дорабатывались под потребности компании. Одной из самых масштабных доработок был переход бухгалтерии на суммовой учет товаров вместо партионного. Это позволило упростить бухгалтерский учет и вести аналитику только в разрезе мест хранения и ответственных за товар лиц.

— Первичная документация с перечнем конкретных товаров у нас была в «1С:Управлении торговлей» — значит, не было смысла хранить ее еще и в бухгалтерии. Объемы и так велики — в месяц на сайте появляется 50−60 тысяч новых карточек товаров. Было принято решение передавать бухгалтерам из программы только суммы, необходимые для проведения, без лишней информации, — рассказывает собеседник.

Над реализацией проекта внутренняя команда разработчиков ООО «Триовист» и специалисты группы компаний «Хьюмен Интел Систем» работали около пяти месяцев.

— Важно было ничего не упустить. Ведь если взять маленькую компанию, у которой 100 реализаций в день, то ей, возможно, было бы не так важно, чтобы все работало стабильно — одна ошибка ни к чему страшному не приведет

У нас же происходит около восьми тысяч реализаций (около десяти тысяч продаж товаров) в сутки. Это минимум 8−10 тысяч документов в день, которыми «1С:Управление торговлей» и «1С:Бухгалтерия» должны обмениваться. Продукт должен был получиться безотказным, иначе он мог доставить нам немало проблем, — отмечает Александр Гречко.

До перехода на суммовой учет из-за экспорта данных из программы по номенклатуре товаров в бухгалтерии возникало много ошибок, выявить которые становилось все труднее. А бухгалтерская база перегружалась, поскольку по объему продаж 21vek.by прирастает на 50−60% ежегодно. Только за один день количество поступивших номенклатур товаров достигает 7000.

— После реализации проекта в бухгалтерии стало легче сверять остатки товаров, улучшился контроль отгрузочных документов и контроль за выручкой. При суммовом учете проще свести выручку в стоимостном выражении, НДС и наценку, — рассказывает главный бухгалтер ООО «Триовист» Ирина Вайтович.

Ирина Вайтович

Так получилось избежать раздутия штата бухгалтерии при росте компании.

— С 2015 года количество сотрудников увеличилось практически в шесть раз. При этом если в 2015 году у нас было 5 бухгалтеров, то сейчас их 15. Учитывая и рост компании, и увеличение количества операций, без автоматизации в бухгалтерии сейчас было бы человек 30, — говорит Ирина Вайтович.

— Количество заказов выросло примерно в 10 раз. Если бы бухгалтеров тоже стало в 8−10 раз больше, то из нас получилась бы классная бухгалтерская компания, — иронизирует Александр Гречко.

Риск «недоплаты» налогов исключили

После того как на территории ЕАЭС ввели собственную маркировку товаров и возможность уплаты 10-процентного НДС по некоторым категориям вместо 20%, у 21vek.by появился запрос на автоматизацию этих процессов в бухгалтерии. Объем таких товаров достигает в обороте компании 10−12%.

— Сложность состояла не в том, чтобы заполненный в электронных таблицах отчет перенести в электронное декларирование. А, скорее, в том, что из всего приходящего товара нужно было вручную отфильтровать тот, который должен быть оклеен торговыми знаками и маркировкой, а потом составить квартальный отчет, — рассказывает Ирина Вайтович.

Еще один отчет, который компания обязана вести, — по объему реализаций.

— Нужно было снова вручную отобрать именно тот промаркированный товар, который мы продали. Доработки «Хьюмен Интел Систем» позволили делать эти отчеты автоматически в «1С:Бухгалтерии». До автоматизации это занимало у бухгалтера около пяти рабочих дней, а сейчас делается за полдня, — делится Ирина Вайтович.

— Когда бухгалтер сформировал отчет в программе, он просто автоматически загружает это в другую систему, налоговую. У него нет необходимости распечатывать отчет и вручную вносить все цифры в другую систему. Такая же автоматическая выгрузка делается по всем декларациям, которые формируются в программе, — отмечает специалист отдела внедрения «Хьюмен Интел Систем» Оксана Яриго.

Оксана Яриго

Помимо времени, которое уходило на ручной отбор товаров для отчетов, к компании могли возникать вопросы у налоговых органов из-за ошибок ручного ввода информации.

— Если цифры не совпадали с теми данными, которые в налоговую подавали таможенные органы, приходилось возвращаться к этой работе, поднимать документы, переделывать и сдавать новые отчеты. По карманам это не било, так как штрафных санкций за такие нарушения не предусмотрено. Но я считала, что мы выглядим так, будто пытаемся обмануть налоговую. Имя компании должно звучать гордо, а не ассоциироваться с ошибками и недостоверной информацией. Поэтому автоматизация нам очень помогла, — подчеркивает Ирина Вайтович.

Еще одна доработка помогла избежать как раз штрафов. В законодательстве есть перечень товаров, которые могут облагаться 10% НДС при ввозе из стран ЕАЭС. Так же, как и в случае с маркировкой, данные для отчетов собирали вручную, поэтому возникали ошибки.

— Мы рисковали, потому что это уже не просто ошибки в отчетности, а реальная недоплата налогов. Бухгалтер мог ошибиться и под уплату 10% ввести не ту информацию, по которой отчитались наши торговые агенты. Они указывали другое количество товара, ввезенного с таким НДС, налоговая через 2−3 месяца сравнивает — а данные расходятся, — объясняет Ирина Вайтович.

Решение было такое же, как и для маркировки, — программа сама анализирует и «подтягивает» из справочника те товары, которые облагаются меньшим НДС.

— Доработка решила глобальную проблему, вопросов у налоговой к нам больше не возникало. С другой стороны, мы уверены в том, что, если заплатили НДС в размере, скажем, 100 российских рублей, то нас уже никто не заставит заплатить больше за счет каких-то технических ошибок, — говорит главный бухгалтер 21vek.by.

Во время автоматизации онлайн-гипермаркету пришлось столкнуться с таким нововведением, как электронная счет-фактура. Это документ, который обязательно нужно предоставлять каждому плательщику НДС по всем своим сделкам с покупателями. Программа позволила компании выставлять эти документы на специальный портал пакетно, подписывать их и загружать в «1С» в один клик.

—  Заполнение книги покупок осуществляется автоматически на основании данных электронных счетов-фактур. Сверка данных в «1С» с Порталом электронных счетов-фактур позволяет проверить значения, указанные в декларации по НДС, и обнаружить те счета-фактуры, по которым есть отклонения. Сведения в налоговую после такой сверки подаются точными, — поясняет Оксана Яриго.

Ленинский район

  • 9 Мая, 14, 16, 24
  • Агалакова, 1, 3, 5, 22, 22а, 26, 28, 28а, 29, 30, 33, 35, 36а, 37, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 48, 49, 50, 54, 56, 58, 60, 62, 64
  • Барбюса, 1, 3, 5, 5а, 6, 11, 15, 16, 17,18, 20, 31, 33, 35,37, 37а, 39, 39а, 41, 47, 49, 51, 84
  • Гагарина, 1, 1а, 2, 3, 3б, 4, 4в, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23,25, 26а, 28б, 30а, 30б
  • Гражданская, 4, 4а
  • Гранитная,21
  • Гюго, 1, 2
  • Дзержинского, 86, 88, 104, 104а, 104б
  • Коммунаров, 2, 6, 10, 12, 12а, 16, 17, 18, 18а, 19, 19а, 20, 20а, 21, 22, 23, 24, 24а, 25, 26, 30, 36
  • Копейское Шоссе, 39, 39а, 39б, 43, 43б, 47, 47б, 49б
  • Пер. Ш. Руставели, 2, 5, 11
  • пер. Энергетиков, 2, 4, 6, 10, 12
  • Пограничная, 2, 2а, 5, 6, 11, 13, 15, 16, 17, 19, 23, 25, 26, 26а, 28а, 32, 34
  • Трубников, 25, 27, 29, 31, 33, 37, 39, 41, 41а, 43, 45, 47, 49, 51, 55, 63, 67, 71
  • Тухачевского, 1, 6, 8, 8а, 10а, 12, 13, 13а,19,14
  • Харлова, 3, 9, 9а, 13, 15
  • Челябинского рабочего, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
  • Ш. Руставели, 1б, 2, 2а, 2б,3, 4, 4б,5, 6,7,9а, 10, 20, 22, 24, 25, 25а, 26, 27, 27а, 28, 30, 32
  • Энергетиков, 21, 23а, 23б, 25, 28, 28а, 30, 32, 34, 36, 38а, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 60, 60а, 64, 64а, 65, 65а, 66, 68
  • Южный бульвар,1, 2 ,3 ,5, 6, 9, 11, 13, 14, 15а, 17, 19, 23, 25, 26а, 27, 29, 31
  • Многостаночников,2,4
  • Литовская,10б

История создания

Во времена холодной войны между СССР и Америкой в 1979 году Р. Рейган во время предвыборной кампании обещает восстановить вооружение американской армии. Уже через год американское правительство намеревается создать ряд перспективных летательных аппаратов по быстрой доставке боеприпасов в зону поражения, и не первое место в списке занимает бомбардировщик-невидимка B-2. Прагматичные американцы просматривают на свету каждый доллар, прежде чем вложить его в какое-либо дело. Фантастический самолет с увеличенными возможностями и уменьшенной видимостью казался проектом с оправданными перспективами и находился на особом контроле у правительства США.

Компанией Northrop Grumman разрабатывается малозаметный бомбардировщик стратегического назначения, который предназначается для прорыва плотной системы противовоздушного слежения и доставки ядерного и другого оружия. Он разрабатывается на основе индустриальной программы АТВ.

Проект получает кодовое название B-2 с условным обозначением Spirit. Возникшая в 1987 году заминка из-за отсутствия дизайнерского решения откладывает начало испытаний до 1989 года и повышает финансирование проекта еще на миллиард долларов. Финансисты к 1989 году определяют стоимость затрат на создание нового самолета в 23,1 миллиарда долларов.

Первый экземпляр получает путевку в жизнь на военном заводе в Калифорнии, где и проходит его первый полет и демонстрация заинтересованным слоям общественности. Из-за высокой стоимости строится только 21 бомбардировщик B-2 Spirit Stealts. Все боевые машины получают личные имена, которые совпадают с названиями штатов Америки. Последний экземпляр крылатого корабля под названием «Дух Америки» ставится на вооружение армии в июле 2000 года.

Стоимость vs. эффективность

Разработка самолета продолжалась десять лет и стоила американским налогоплательщикам 22 млрд долларов, плюс еще один миллиард был потрачен на доработку машины. В 1988 году бомбардировщик был представлен общественности, а еще через год состоялся первый полет машины.

На сегодняшний день Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории. С учетом средств, затраченных на его разработку, стоимость одной машины составляет 2,1 млрд долларов. Весьма впечатляющими являются и затраты на его обслуживание.

Эта машина создавалась для ядерной войны с Советским Союзом. Противостояние двух ядерных сверхдержав, которое мы сегодня называем Холодной войной, оправдывало любые затраты на военные нужды. Однако даже для этого исторического периода стоимость В-2 выглядит явно завышенной. Почему так получилось?

Дело в том, что разрабатывая этот супердорогой самолет, американцы думали сэкономить. И в этом нет парадокса.

По расчетам американских стратегов, для преодоления советской ПВО, кроме непосредственно бомбардировщиков, был необходим сильный истребительный эскорт (несколько десятков машин), несколько самолетов-постановщиков помех (типа EF-111 «Рэйвен») и самолетов F-4G для подавления ПВО. Данную авиагруппу должны сопровождать самолеты-заправщики (более десятка).

Такой же по мощности удар могли нанести восемь самолетов-невидимок F-117 с поддержкой двух самолетов-заправщиков.

Американцы рассчитывали, что работу, которую должны были выполнять пять или шесть десятков обычных самолетов, могли проделать всего два самолета-невидимки В-2. Экономия, как говорится, налицо.

Кроме того, представители американского ВПК много рассказывали общественности о возможности создания полностью невидимого и неуязвимого самолета. Однако сделать это невозможно в принципе.

Обеспечение малозаметности самолетов стоит очень дорого и не дает полной гарантии успеха. Очень часто для достижения меньшего уровня заметности летательного аппарата конструкторам приходится жертвовать летно-техническими характеристиками машины. Не является ли этот путь тупиковым? Мнения экспертов по этому поводу расходятся.

После развала СССР В-2 потерял единственного достойного противника, против которого имело смысл применять этот самолет. Использовать этот баснословно дорогой и сложный в обслуживании самолет в обычных колониальных разборках нет никакого смысла. Для поражения наземных целей в странах третьего мира вполне достаточно старого доброго В-52 Stratofortress или просто F-16.

Пару слов следует сказать об обслуживании В-2. Расходы на содержание этого самолета действительно велики, они значительно превышают средства, которые нужно тратить на обслуживание других американских стратегов: В-1 и В-52.

B-2 Spirit нуждается в специальном ангаре, с постоянно поддерживаемым микроклиматом. Он боится солнечного ультрафиолетового излучения, оно повреждает радиопоглощающее покрытие корпуса самолета. В мире существует всего лишь несколько авиабаз, которые способны правильно заботиться об этом самолете.

На сегодняшний день в строю находится 19 самолетов В-2.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit
  • AFP

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов. 

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме


«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная…

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют. 

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Вне зоны ПВО

Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме — для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна — в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.

То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.

В настоящее время в составе глобального ударного командования ВВС США под одним «крылом» находятся три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков — B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit.

Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer — с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 — с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.

Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, — мощные средства РЭБ, с другой — крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков — это применение ими крылатых ракет.

Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника — с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются — авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.

Самое сложное — договориться

«1С:Управление торговлей» компании 21vek.by поставляла не «Хьюмен Интел Систем», но нужно было интегрировать его с остальным софтом, чтобы сотрудникам не приходилось переносить данные между программами вручную.

— Естественно, задача была непростая. Наши разработчики взаимодействовали с ключевыми сотрудниками «Триовист», где есть свои программисты по «1С». Это было большим плюсом, поскольку они грамотно формулировали техническое задание, понятное нашим программистам, — говорит Оксана Яриго.

Именно договориться и понять друг друга — самое сложное в проектах автоматизации, считает Александр Гречко.

— Даже внутри одной команды программисты часто могут не до конца друг друга понимать, — уверен он. — Очень часто бывает, что крупные проекты внедрения не реализуются, потому что одна сторона поняла задачу по-своему, другая посчитала под это бюджет, заказчик просто кивнул, а на выходе оказалось, что все имели в виду разные вещи. Поэтому коммуникация между заказчиком и исполнителем должна быть на первом месте в любом проекте, — рассказывает Александр Гречко.

В будущем в 21vek.by планируют разработать собственное мобильное приложение для курьеров-водителей, написанное на «1С», а вот новой автоматизации бухгалтерии не планируют — пока нет открытых задач.

— Конечно, будем стараться автоматизировать каждый чих в компании для того, чтобы людям было проще и комфортнее. Сейчас 15 бухгалтеров на 10 тысяч транзакций в день — это не так много. Но хотелось бы, чтобы у нас остался такой же штат и когда транзакций станет 20 тысяч, — говорит заместитель управляющего по операционной деятельности.

Подводя итог, Александр отмечает, что главный результат автоматизации для их динамично растущей компании — это то, что автоматизация позволила эту самую динамику поддержать.

— Если бы не было автоматизации, мы бы никогда в жизни не смогли прирастать таким количеством транзакций, складов, водителей, доставок, заказов и довольных клиентов. Поэтому она была неотъемлемой частью роста компании. Без нее мы бы остались на уровне 2017 года либо, что еще хуже, перестали бы существовать. Другие компании, которые готовы развиваться, просто опередили бы нас, — резюмирует Александр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector