Палубная авиация китая
Содержание:
- Воздушные силы Народно-освободительной армии
- «Кречет» пятого поколения
- Опыт, накопленный в войне с Японией и в последующие годы
- ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ ВВС КИТАЯ
- Отдельные образцы вооружения ВВС Китая
- Перспективы появления нового истребителя
- Необходимость развития стратегической авиации
- Воздушно-десантные войска
- Организация
- Авиация и геополитика: аппетиты Пекина растут
- Чэнду J-20
- Потенциальный противник Китая
- Самолёт, созданный по советской лицензии
- Неудачный опыт «Летучей акулы»
- Оценка проекта
- Отношение между странами на современном этапе
- Роль авиации в «ядерной триаде»
- Конструкция и характеристики
- Кто победит в возможном конфликте в небе?
Воздушные силы Народно-освободительной армии
Китайские ВВС занимают третье место в мире по количеству военной авиации всех типов (кроме беспилотников), уступая только США и России. По данным ежегодного исследования World Air Forces 2020, на декабрь 2019 года общее количество летательных аппаратов составляло 3210 единиц:
Следует отметить, что актуальные данные о количестве и типах беспилотников Китая отсутствуют в открытом доступе. Но, разного рода утечки информации позволяют сделать вывод, что Пекин активно ведет разработку сразу нескольких видов ударных БПЛА, как самолетного, так и вертолетного типа. Однако, есть один разведывательно-ударный БПЛА, который широко известен во всём мире. Пекин часто публикует фото- и видеоматериалы тренировочных полетов этих беспилотников, а также поставляет их на экспорт в арабские и другие страны. Речь идет о CAIG Wing Loong, который в количестве более 100 единиц состоит на вооружении китайской армии.
Основу истребительной авиации составляют реплики семейства советских МиГ-21 – самолеты J-7. Но, учитывая цифры выше, можно с уверенностью констатировать, что более современные истребители в скором времени позволят Китаю отказаться от устаревающих. Стратегические бомбардировщики H-6, являющиеся копией советских Ту-16 60-х годов XX века, тоже морально устарели, но постоянная модернизация этих самолетов позволяет им оставаться достаточно грозной силой. Также Китай имеет серьезный и современный парк ударных вертолетов собственной разработки и производства.
Вообще за последние 10 лет авиационная промышленность Китая достигла высокого уровня развития. Сборка и поставка в войска новых единиц военных самолетов и вертолетов происходят на постоянной основе, это подтверждают спутниковые снимки китайских военных аэродромов, публикуемые в СМИ. Также весомую роль играет тесное военно-техническое сотрудничество с Россией в рамках поставок самолетов, их технического обслуживания и обмена технологической информацией. Неизвестным остается процент авиационной техники в состоянии боевой готовности, которая сможет совершать вылеты в ближайшее время, если того потребует ситуация.
В реальных боевых действиях авиация Китая не принимала участия с прошлого века, но постоянные учения и тренировки летчиков китайских ВВС позволяют судить об их потенциально высокой боевой готовности. Серьезная выучка, крепкий моральный дух и большое количество разнообразной авиационной техники – основные козыри ВВС НОАК.
«Кречет» пятого поколения
Новый китайский вариант — находящийся в разработке перспективный истребитель J-31 (индекс FC-31 используется до принятия на вооружение). Самолет получил прозвище «Кречет» и предназначен для авианосцев, оснащенных катапультной системой взлета.
В октябре 2012 года Китай заявил о себе как о втором в мире государстве (после США), которое параллельно реализует две программы создания истребителей пятого поколения. Один из них — J-31, второй — многоцелевой малозаметный истребитель J-20 «Могучий дракон», созданием которого занимается «Авиационная промышленная корпорация Чэнду» (Chengdu Aircraft Industry Group). Первый полет J-20 совершил в 2011 году, на вооружение НОАК эта модель поступила в марте 2017 года.
Официально китайская армия практически не поддерживает проект J-31, передав все полномочия «Шеньянской авиастроительной корпорации». В Китае полагают, что J-31 может стать первым палубным истребителем полностью китайского производства. По данным китайских СМИ, к настоящему времени построено как минимум два прототипа J-31.
Изучение военно-технических изданий КНР показывает, что второй опытный образец J-31 по конструкции отличается от первого: у него цельный фонарь, несколько расширенный фюзеляж, измененное вертикальное оперение. При этом новый вариант на три тонны тяжелее предшественника.
Основные улучшения отмечены в области аэродинамики: более скрытная форма крыла, система маскировки выхлопа двигателей, а также усовершенствованная бортовая радиоэлектронная система производства национального авиастроительного концерна Aviation Industry Corporation of China (AVIC).
Кроме того, в носовой части второго прототипа установлена оптико-локационная станция. Отсек для вооружения увеличен, в нем размещаются до шести ракет «воздух-воздух» типов PL-10, PL-12 и PL-21. Предположительно, новые J-31 оснащены китайскими двигателями (серии WS-13), кроме того, в качестве силовой установки также могут быть использованы и аналогичные российские турбовентиляторные двигатели РД-93, Такие, например, устанавливают на истребители-бомбардировщики FC-1 Xiaolong китайско-пакистанской разработки.
Опыт, накопленный в войне с Японией и в последующие годы
Вооружённый конфликт Китая с Японией, начавшийся в 1931 году и впоследствии переросший в полномасштабную войну, стал частью трагедии XX века. ВВС Китая во Второй мировой войне, по разным оценкам, задействовали около ста самолётов и не могли представлять собой сколько-нибудь серьёзной военной силы. Однако нельзя отрицать и их вклад в разгром милитаристской Японии и возврат Маньчжурии, Тайваня и Пескадорских островов.
За период, прошедший со дня своего основания, ВВС Китая накопили определённый опыт ведения боевых действий. В частности, они принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов, сражаясь бок о бок с авиационными частями Северной Кореи и образовав с ними объединённую воздушную армию.
Когда во время Вьетнамской войны несколько американских беспилотных самолётов-разведчиков вторглись в их воздушное пространство, они незамедлительно были сбиты. Это наглядно продемонстрировало достаточно высокий уровень боеготовности китайских лётчиков. Однако по ряду причин авиация практически не была задействована в военном конфликте с Вьетнамом в 1979 году.
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ ВВС КИТАЯ
Роль ВВС в общей структуре вооруженных сил Китая определяется в первую очередь тем, что они не только располагают обычными средствами ведения войны, но и являются составной частью стратегических ядерных сил.
В соответствии с военной доктриной Китая на ВВС возложены следующие основные задачи:
- прикрытие от ударов с воздуха стратегических объектов и группировок своих войск;
- нанесение ответного ядерного удара (совместно с другими видами вооруженных сил или самостоятельно);
- проведение воздушных наступательных и оборонительных операций;
- изоляция районов боевых действий;
- оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
- ведение воздушной разведки;
- доставка воздушных десантов, осуществление перебросок войск и грузов.
Организационная структура ВВС Китая включает:
- штаб;
- бомбардировочную авиацию;
- штурмовую авиацию;
- истребителную авиацию;
- разведывательную авиацию;
- военно-транспортную авиацию;
- воздушно-десантные войска;
- зенитно-ракетные войска;
- зенитную артиллерию;
- радиотехнические войска.
Штаб ВВС разрабатывает планы использования сил и средств, организует и контролирует боевую подготовку соединений и частей, решает вопросы обеспечения их личным составом, оружием, техникой, материально-техническими средствами, определяет количественную и качественную структуру. В нем существуют следующие управления: оперативное, разведывательное, боевой подготовки, политическое, тыла, связи, учебных заведений, инженерно-техническое, кадров, организационное, гражданской авиации и метеорологической службы.
Всего в военно-воздушных силах Китая насчитывается более 1600 боевых, 522 учебных и учебно-боевых, а также более 300 вспомогательных самолетов, 130 транспортных вертолетов, свыше 600 пусковых установок ЗУР и некоторое количество орудий зенитной артиллерии, около 450 радиолокационных постов. Численность личного состава – 330 тыс. человек.
Организационно китайские ВВС сведены в оперативные и оперативно-тактические объединения, соединения и части. Основное тактическое соединение боевой авиации — дивизия. Она состоит из 2 или 3 авиаполков, в каждом из которых 2-3 авиаэскадрильи (в зависимости от типа самолетов). Каждая эскадрилья включает 2-3 авиационных звена. В бомбардировочной авиации звено насчитывает 3 самолета, в истребительной – 4. Авиаполк насчитывает от 20 до 40 самолетов.
Отдельные образцы вооружения ВВС Китая
Военные аналитики строят также ряд предположений о возможной разработке в Китае бомбардировщика средней дальности действия. На эту мысль их натолкнул в 2013 году отказ от покупки тридцати шести российских самолётов Ту-22 М3, предназначенных для доставки ракетно-бомбового вооружения на сравнительно небольшие расстояния. В настоящее время известно, что в состав ВВС Китая входят около ста двадцати боевых машин подобного класса, и потребность в них является вполне очевидной.
Сегодня авиационный парк Китая включает в себя целый ряд современных самолётов. Говоря о них, следует выделить несколько наиболее интересных моделей. В первую очередь это бомбардировщик среднего радиуса действия Н-6К. Вполне современная машина, представляющая собой образец передовой инженерной мысли. К стратегическим ракетоносителям она не может быть отнесена лишь из-за некоторой ограниченности скорости.
Перспективы появления нового истребителя
У перспективного J-31 будет двухколесная носовая стойка шасси, это предполагает, что перспективные китайские авианосцы планируется оснастить паровыми или электромагнитными катапультами. В сравнении с J-15 меньшие размеры J-31 обеспечат ему большую маневренность при размещении на авианосце.
Палубный вариант «Кречета» предполагается оснастить складывающимся крылом большего размаха и тормозным гаком. Таким образом, J-31 по своим габаритам близок к российскому МиГ-29К/КУБ, который эксперты относят к поколению 4++. При этом у него присутствуют и признаки, характерные для истребителей 5-го поколения, например отсек для вооружения. Первый полет прототипа J-31, предположительно, должен состояться не раньше конца 2020 года.
В целом, тот факт, что компания-разработчик создает J-31 на собственные средства, предполагает, что в Китае разрабатывается прототип истребителя для отработки технологий 5-го поколения. По результатам может быть подготовлено тактико-техническое задание НОАК, осуществлена быстрая (до пяти лет) доработка опытного образца и проведены его испытания.
Успех проекта истребителя J-31 будет зависеть как от того, смогут ли китайские авиастроители достигнуть нужного технологического уровня, так и от позиции руководства Китая — примут ли «Кречета» на вооружение и будут ли продвигать на мировой рынок военной техники.
Необходимость развития стратегической авиации
Все три компонента упомянутой выше триады имеются на вооружении КНР, однако уровень стратегической авиации страны оставляет желать лучшего. Следует заметить, что если в таких европейских странах, как Великобритания и Франция, недостаточное развитие этого вида воздушных сил не составляет серьёзной проблемы (в силу их сравнительно малой территории), то в Китае картина совершенно иная.
Поднебесная — это огромное государство, постоянно находящееся в окружении потенциальных противников. Даже такой дружественный сосед, как Россия, не может обеспечить китайцам безопасность границ, так как сам имеет достаточно большое количество опасных стратегических направлений. В связи с этим у Китая создались условия, при которых особенное значение приобрели капитальные вложения в развитие именно стратегической авиации.
Воздушно-десантные войска
В июле 1950 г. в НОАК было сформировано первое подразделение ВДВ, которое называлось «1-я бригада воздушной пехоты ВВС», а в сентябре 1951 г. её переименовали в 1-ю дивизию воздушных пехотинцев ВВС. В 1957 г. подразделение превратилось в Дивизию ВДВ, а в начале 1960-х — в Корпус ВДВ.
На вооружении Воздушно-десантного корпуса ВВС НОАК имеются боевые машины десанта, самоходные гаубицы, пусковые установки противотанковых управляемых ракет, и другое вооружение. ВДВ Китая широко используют спутниковую навигационную систему Бэйдоу и современные системы связи.
В июле 2004 г. проводились первые комплексные учения, в которых использовались реальные боеприпасы, и в которых отрабатывали нападение на противника с воздуха и с земли.
Сопоставив имеющуюся информацию, А. Храмчихин написал сценарий, и Н. Михалков сделал телепередачу, затрагивающую возможное применение ВДВ Китая..
Организация
Общее руководство ВВС осуществляет Генеральный штаб НОАК, непосредственное руководство — командующий ВВС и штаб ВВС.
Главком ВВС НОАК генерал-полковник У Шэнли ( справа )
В каждом из семи военных округов ( 2- Шэньянском, 1- Пекинском, 7- Ланьчжоуском, 3- Цзинаньском, 4- Нанкинском, 5- Гуанчжоуском, 6-Чэндуском) имеется группировка авиации, командующий которой оперативно подчинен командующему военным округом.
Авиация военных округов состоит из авиационных дивизий, отдельных авиационных полков, авиационных академий.
Авиационные дивизии являются основными тактическими соединениями, состоят из двух—трёх авиационных полков.
Авиационные полки являются основной тактической частью, состоят из двух—трёх авиационных эскадрилий. Авиационные эскадрильи состоят их трёх авиационных звеньев. Звенья включают три (в бомбардировочной авиации) или четыре самолёта (в истребительной и штурмовой авиации). Кроме того, в составе полков имеется некоторое количество учебных и вспомогательных самолётов. В зависимости от предназначения авиационный полк может насчитывать от 20 до 40 самолётов.
Авиация и геополитика: аппетиты Пекина растут
Как было уже сказано, желая упрочить своё геополитическое положение в мире, Поднебесная проводит широкомасштабное перевооружение своей авиации. Естественно, в этих условиях Китайская Народная Республика имеет свои далеко идущие планы. Рассмотрим лишь главные направления китайской внешней политики:
Первое. Ещё с 1960-х годов Китай стремится закрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке; природные ресурсы России не дают покоя пекинской верхушке. Кроме того, по вине КНР усиливается геополитическая напряжённость из-за водных ресурсов (так, китайские дельцы давно «положили глаз» на озеро Байкал).
Второе. Китай, продолжая усиливать свои авиасоединения в районах Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря, стремится во что бы то ни стало уничтожить прозападный режим на острове Тайвань с целью не только вернуть себе исконную территорию, но существенно упрочить своё военно-политическое положение в Юго-Восточной Азии.
Третье. В последнее время растёт напряжённость из-за островного архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), который имеет спорный статус между КНР и Японией. Интерес к островам усилился после того, как ещё в 1999 году там были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров.
Четвёртое. Официальный Пекин стремится получить геополитические дивиденды за счёт Вьетнама, Индии и Непала, однако занятость на других направлениях пока не даёт возможности китайскому руководству полностью включить упомянутые государства в орбиту своего влияния.
Ещё один существенный момент: КНР проявляет интерес к природным ресурсам Арктики, которая стала для России одним из приоритетных направлений внешней политики. Правительство РФ высказывает справедливые опасения насчёт конкуренции с Китаем, который создаёт мощные эскадры арктического и авианосного флотов. При этом американский эксперт, бывший капитан ВМС США, профессор международного права Джеймс Краск, призывает остерегаться Пекина: «Было бы разумно настороженно относиться к Китаю – стране, немного неуклюжей в бравировании своим растущим экономическим весом и порой склонной к грубому поведению».
Таким образом, китайское направление для России, на первый взгляд, не таит угроз, однако в среднесрочной перспективе обстановка может стать крайне напряжённой; при этом есть вероятность возникновения вооружённого конфликта (события 1969 года на острове Даманский – тому подтверждение). В этой непростой ситуации Вооружённым Силам России необходимо быть начеку; только наличие авиаполков и авиадивизий, оснащённых современной авиатехникой, несколько охладит амбициозный пыл пекинского руководства. РФ необходимо продолжать финансирование оборонных программ, не забывая вещие слова великого русского вице-адмирала Степана Осиповича Макарова: «ПОМНИ ВОЙНУ!»
//
Чэнду J-20
Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.
Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.
В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.
Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.
Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.
Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.
Потенциальный противник Китая
Так сложилось, что в будущем одним из наиболее вероятных своих врагов китайское руководство считает Америку. Именно от неё опасаются возможного удара. В связи с этим прилагаются значительные усилия для создания новых и модернизации уже находящихся на вооружении средств противоракетной и противовоздушной обороны, а также ВВС Китая.
Истребитель пятого поколения, способный быть незаметным для радаров противника, явился одной из таких разработок. Также результатом подобных усилий стало создание большого флота авианосцев, в задачу которых входит сдерживание атаки потенциальных противников со стороны Тихого и Индийского океанов. На них размещены палубные истребители ВВС Китая. Соответствующим образом были модернизированы и расширены порты приписки для вновь построенных судов.
Самолёт, созданный по советской лицензии
Другой боевой машиной, находящейся на вооружении ВВС Китая, является Ту-16. Это самолёт, построенный на основании лицензионного соглашения с Россией. Специально для него китайскими конструкторами был разработан новый усовершенствованный двигатель, снабжённый экономичными турбовентиляторами. Благодаря ему самолёты способны развивать значительно большую скорость (до 1060 км в час) и достигать высот в тринадцать тысяч метров. Эта разработка позволила вооружить самолёты ВВС Китая новыми ракетами CI-10A, имеющими дальность полёта от пяти с половиной до шести тысяч километров. Безусловно, это откроет перед ними новые, ранее не использованные возможности.
Военные специалисты сходятся во мнении, что в настоящее время стратегические бомбардировщики ВВС Китая весьма ограничены географией своего применения. Для них доступны лишь берега Австралии, Аляски, а также часть территории Азии и Европы, тогда как их основные потенциальные противники-американцы по-прежнему остаются вне зоны досягаемости. Новейшая китайская разработка бомбардировщика, носящего кодовое название Н-20, должна решить эту проблему.
Неудачный опыт «Летучей акулы»
С 2013 года в морскую авиацию Китая начались поставки палубного истребителя J-15, известного как «Летучая акула», созданного для вооружения флагмана Военно-морских сил — авианосца «Ляонин». Китайские конструкторы при создании своего палубного истребителя опирались на проекты самолетов J-11B и приобретенного в 2005 году на Украине Т-10К-3 (прототип российского Су-33).
Традиционно китайские истребители получают индекс J («цзянь» — «меч»), когда их принимает на вооружение Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Головным разработчиком J-15 выступила «Шеньянская авиастроительная корпорация» (Shenyang Aircraft Corporation). По сути, китайские инженеры создали глубоко модернизированную копию российского истребителя Су-27СК.
По планам командования ВМС НОАК, J-15 на среднесрочную перспективу должен был стать основным и единственным палубным истребителем Китая, — однако к 2018 году было построено и принято на вооружение не более 24 боевых машин. За время эксплуатации J-15 зарекомендовали себя не с лучшей стороны после множества механических поломок и сбоев.
С 2016 года китайские СМИ сообщили как минимум о четырех серьезных инцидентах с этой моделью. В одном из случаев даже погиб пилот, однако Минобороны КНР подтвердило два авиационных происшествия.
Для анализа причин катастрофы вводился трехмесячный запрет на полеты истребителей J-15. Китайские эксперты пришли выводу, что причиной аварий стали несовершенство бортовых систем и недостатки двигателей, разработанных на базе летательных аппаратов 30-летней давности. Китай стремится исправить эту ситуацию, проводя работы по модернизации J-15 и созданию нового палубного самолета.
Оценка проекта
Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.
Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.
Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.
Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.
Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.
Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.
Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.
Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.
Отношение между странами на современном этапе
В настоящее время, несмотря на внешне урегулированные отношения между Россией и Китаем, многие аналитики склонны видеть в нашем восточном соседе потенциальную угрозу. Дело в том, что территория Поднебесной крайне перенаселена, а значит, не исключено, что при постоянно возрастающем количестве жителей и бурно развивающейся промышленности у соседей вполне может возникнуть соблазн решить свои проблемы за счёт экспансии азиатской части России. В связи с этим Вооружённые силы обоих государств, в т. ч. и ВВС Китая и России, находятся в постоянной боевой готовности. К сожалению, такая форма «вооружённой дружбы» является в современном мире объективной реальностью.
Роль авиации в «ядерной триаде»
Основной составляющей Вооружённых сил современных держав является атомное оружие, которое по своей структуре можно условно разделить на три основные составляющие, получившие у военных стратегов наименование «ядерной триады». В их состав входят прежде всего сухопутные ракетные комплексы — как стационарные шахтные, так и мобильные передвижные.
Кроме того, это крылатые и баллистические ракеты, пуск которых осуществляется с подводных лодок. И наконец, важнейшая роль отводится стратегической авиации, способной доставлять в указанный район аэробаллистические или крылатые ракеты. По совокупности всех этих факторов, составляющих стратегический ядерный потенциал государства, международные аналитики называют Китай третьей сверхдержавой.
Конструкция и характеристики
Схема J-20.
По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН; китайские военные также массово закупили списанные двигатели этих марок.
Большая часть тактико-технических характеристик разработки остаётся в тайне. Chengdu J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, таких как треугольное крыло, ПГО — данный самолёт выполнен по схеме «утка» (горизонтальное оперение расположено в передней части относительно центра масс, поэтому он имеет большую маневренность, но менее устойчив), пара подфюзеляжных гребней и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22, боковое расположение воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 20,3 м
- Размах крыла 12,88 м
- Высота: 4,45 м
- 73 м²
-
Масса:
-
пустого: 17 000 кг
На изображение Chengdu J-20 отчетливо видна форма носового конуса, и ОЛС под ним, вдоль фюзеляжа видны защитные мембраны боковых АФАР радаров и внутренние отсеки для ракет.
- максимальная взлётная масса: 36 300 кг
- Масса топлива: 11 100 кг
-
- Двигатель: 2 × ТРДДФ с тягой 140 кН на форсаже, Shenyang WS-10G (прототип), Saturn AL-31F-M2 (прототип), Xian WS-15 (на серийном ЛА)
- Дальность: 5500 км
- Боевой радиус: 2000 км
- Практический потолок: 20 000 м
Новая модификация (с 2020 г.) — J-20B.
Кто победит в возможном конфликте в небе?
Обе страны имеют мощный количественный состав ВВС и примерно равный уровень подготовки летчиков. В случае их столкновения в воздухе, можно будет наблюдать у каждого летчика желание показать себя, следствием чего будет много роковых ошибок. Важную роль сыграет и то, чем каждая из сторон будет вести войну в воздухе. Если Китай решит задействовать свои самые передовые истребители J-20 (несмотря на их малое количество) и Су-35, то у Индии будет совсем немного шансов выигрывать дуэли даже используя Су-30.
Есть и третья сторона возможного конфликта – Россия, имеющая собственный экономический и геополитический интересы. Для нее будет оптимально поставить обеим сторонам как можно больше современных истребителей и другой авиационной техники
При этом России будет очень важно и не допустить прямого столкновения Пекина с Нью-Дели, чтобы не вставать на ту или иную сторону возможного конфликта. Поддержка одной из стран, автоматически означает потерю добрых отношений со второй
Дипломатическое снятие напряженности, после удачно заключенных контрактов на поставку вооружений – хороший сценарий для России. И для Китая с Индией, в принципе, тоже.