Ильюшин ил-10
Содержание:
Историческая справка
Штурмовик Ил-10М появился на свет по предложению главнокомандующего ВВС СССР маршала П.Ф. Жигарева. Благодаря быстрому решению вопроса в Совете Министров СССР уже 2 июля 1951 года главный испытатель КБ Ильюшина В.К. Коккинаки поднял в воздух первый опытный Ил-10М. Однако множество запланированного к установке на модернизированный штурмовик оборудования потребовало доводок и переделок, и выпуск серийных машин начался только в 1953 году. Всего было выпущено 146 Ил-10М.
Вооружение самолета состояло из четырех пушек НР-23 калибра 23 мм, расположенных в крыле и одной пушки Б20-ЭН калибра 20 мм в задней установке ВУ-9М. Общий боезапас для НР-23 составлял 600 патронов. Боезапас пушки Б20-ЭН составлял 150 патронов.
Помимо артиллерийского вооружения, самолёт мог нести до 400 кг бомбовой нагрузки или в перегрузочном варианте 600 кг. Размещение бомб проводилось как в двух бомбоотсеках, так и на внешние балочные держатели БД-2, размещенные на центроплане впереди бомбоотсека и на два балочных держателя БД-3 на консолях крыла.
Также штурмовик Ил-10М нёс четыре реактивных орудия для РС.
Машина была сравнительно неплохо бронирована для своего времени. Толщина брони Ил-10м варьировалась от 4 мм до 16 мм в районе задней бронестенки. Бронекорпус защищал все основные агрегаты ВМГ, элементы управления, а также кабины экипажа.
На самолёте был установлен мотор АМ-42 номинальной мощностью 1750 л.с. с трёхлопастным винтом АВ-5Л-24 диаметром 3.6 метра.
Основные отличия Ил-10М от самолёта Ил-10 заключались в следующих особенностях: новое крыло с новым профилем, увеличенная длина фюзеляжа, на самолёте было установлена оборудование для гашения очагов возгорания, было добавлено оборудование для слепой посадки, увеличена площадь рулей и элеронов, переработано вооружение в сторону усиления.
Хотя лётчики, летавшие на этих штурмовиках, отмечали значительно улучшившиеся по сравнению с Ил-10 устойчивость и управляемость, Ил-10М так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях. К конфликту в Корее самолет опоздал, а в дальнейших конфликтах на первый план выходила реактивная авиация.
Ил-10М стал последним серийным поршневым штурмовиком КБ Ильюшина. Уже в апреле 1956 года все Ил-10М были списаны с вооружения, а лётный состав был отправлен для переучивания на реактивные машины. Так закончилась эпоха винтокрылых штурмовиков легендарного конструкторского бюро.
Применение в ходе военных действий
Первый военный вылет Ил-10 совершил 15.04.1945. В бою приняли участие 15 штурмовиков, командование операцией было поручено М.И. Безуху. В 1945 году применялся во время сражений против Квантунской армии на Дальнем Востоке.
Во время Корейской войны активно выполнял боевые задания за северокорейскую сторону. Спустя 2 месяца, после вторжения южнокорейских войск, из 93 штурмовиков боеспособными остались лишь 20 единиц. 11 самолетов Ил-10 северокорейских ВВС были сбиты авиацией ООН. Еще два боевых самолета были перехвачены и переданы США на летные испытания.
Окраска
Первые модели Ил-10 красились аналогично Ил-2 крупными пятнами светло-коричневого, черного и зеленого цветов. Однако 6.10.1944 было выдано указание красить штурмовые самолеты в единственный камуфляж, который состоял из темно-серых полосок на светло-сером фоне. До этого такую раскраску имели лишь истребители. Серый цвет стал постоянным, даже на зиму окрашивание в белый отменили.
С 1945 года заводам, выпускавшим самолеты, необходимо было полностью переходить на новые системы окраски, а уже выпущенные экземпляры разрешалось эксплуатировать, не перекрашивая.
Поэтому на конечном этапе войны против германских оккупантов в небе на фронте можно было видеть и серые, и пятнистые штурмовики Ил-10.
После войны снова пересмотрели раскраску боевых самолетов и вернули прежние довоенные стандарты. Согласно послевоенным изменениям все военные самолеты красились поверх темно-зеленым цветом. Такую цветовую гамму получило большинство Ил-10, произведенных в СССР в 1946-1948 гг., и все чешские В-33. Места расположения опознавательных знаков не менялись. Как и в военное время, они размещались снизу на крыльях, на хвостовом оперении и бортах фюзеляжа.
Бортовые номера наносились белой краской на фюзеляже возле звезды. В военное время дивизии и полки метили свою технику дополнительными цветными знаками быстрой идентификации: кольцами, полосками, звездочками на крыльях и фюзеляже. Часто на Ил-10 рисовались значки наград, которые присваивались экипажу самолета, а на гвардейских машинах, на крыльях ставился спецзнак «Гвардия». Все это к концу 40-х годов стало запрещено в связи с повышением секретности военной сферы СССР и вхождением его в фазу холодной войны. На самолетах остались лишь звезды и номера.
Ил-10 характеристики:
Модификация | Ил-10 |
Размах крыла, м | 13.40 |
Длина, м | 11.12 |
Высота, м | 4.18 |
Площадь крыла, м2 | 30.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4650 |
нормальная взлетная | 6300 |
Тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-42 |
Мощность, л.с. | |
полетная | 1 х 1750 |
взлетная | 1 х 2000 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 507 |
на высоте | 551 |
Крейсерская скорость , км/ч | 436 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 625 |
Практический потолок, м | 7250 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади | |
до 8 РС-82 или РС-132 | |
бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках); перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках) |
Модификации
Ил-114-100
Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114
Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017.
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-114-100 | Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД (2 × 2750 л. с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он был зарегистрирован Авиарегистром МАК. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц.
На 24 мая парк самолётов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении). |
Ил-114-300 | На самолёте предполагается установка двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СМ (мощность 2650 л. с.) с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03, вспомогательной силовой установки ТА-1 и цифрового пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114М2. Для унификации с Ил-112 планируется замена двигателей на модернизированные ТВ7-117СТ, мощностью — 2800 л. с. |
Ил-114ЛЛ | Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолёт был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов. |
Ил-114М | Проект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой. |
Ил-114МА | Проект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров. |
Ил-114МП | Проект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок. |
Ил-114П | Проект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов. |
Ил-114ПР | Проект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ. |
Ил-114Т | К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Кабина имеет средства предотвращения смещения грузов.
Самолёт может перевозить различное число грузовых контейнеров или поддонов, в частности, 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0. Возможна перевозка навалочных грузов. |
Ил-114ФК | Проект военного варианта для разведки и картографирования. |
Ил-140 | Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки. |
Ил-140М | Проект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций. |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-103 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ
В АК СВ. Ильюшина разработан многоцелевой самолет Ил-103 для перевозки 3 пассажиров или груза массой 360 кг на расстояние 1000 км с крейсерской скоростью 180 км/час
Серийное производство самолета налажено на Луховицком машиностроительном заводе.
Первый полет первого опытного самолета с поршневым двигателем американского производства «Теледайн Континентал Моторс» мощностью 210 л.с. состоялся 17 мая 1994 г. с аэродрома Раменское. Первым его поднял в небо летчик-испытатель И.И. Гудков, а первый полет первого серийного самолета Ил-103 состоялся 30 января 1995 г.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ИЛ-ЮЗ
Взлетная масса, кг 1310
Максимальная полезная нагрузка, кг 370
Количество пассажиров, чел. 3
Максимальная скорость, км/час 230
Крейсерская скорость, км/час 180
Посадочная скорость, км/час 111
Дальность полета, км 1000
Длина самолета, м 8,0
Высота самолета, м 3,13
Размах крыла, м 10,56
Площадь крыла, м2 14,71
Длина разбега, м 340
Длина пробега, м 300
Фюзеляж самолета — типа полумонокок. Четырехместная кабина имеет систему вентиляции и обогрева, исключающую запотевание остекления.
Шасси — трехопорное неубирающееся, рессорного типа.
Управление самолета двойное.
В носовой части фюзеляжа установлен поршневой шестицилиндровый двигатель с двухлопастным воздушным винтом переменного шага фирмы «Харцель».
Ведутся работы по совершенствованию Ил-103: по расширению условий эксплуатации, разработке вариантов для различного применения в народном хозяйстве, по установке более мощного двигателя, убирающегося шасси.
Самолет Ил-103 целесообразен для первоначального обучения пилотов в летных учебных заведениях гражданской авиации, а также для коммерческой эксплуатации. Ил-103 экономичен, что делает машину серьезным конкурентом для аналогичных воздушных судов при его использовании в различных вариантах: лесопатрульный, аэрофо-тосъемщик, воздушное такси.
В частности, подмосковные авиастроители (Луховицкий машиностроительный завод) по своей инициативе в ноябре 1999 г. провели переоборудование его в сельскохозяйственный вариант Ил-103СХ.
29 марта 2000 г. летчик-испытатель А.Д. Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух сельскохозяйственный вариант Ил-103СХ. Эта машина появилась фактически на развалинах сельхозавиации бывшего СССР. О необходимости в подобном самолете вспомнили в 1999 г., когда на поля южных районов России и Казахстана хлынули полчища саранчи, а самолетов для борьбы с ними почти не осталось.
Новая машина отличается от предшественника Ан-2 коллекторами для распыления жидких средств защиты и подкормки растений, отсутствием шумоглушителей на двигателях. Большими стали колеса шасси, теперь самолет Ил-103СХ может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.
Если заглянуть в кабину, кстати, герметизированную и защищающую пилота от контакта с химическими веществами, то можно обнаружить на месте первого кресла бак на
200 кг химжидкости. Этот бак, а также химическое оборудование, установленное на съемной платформе в багажнике самолета, изолированы от летчика. Воздух в кабину пилота поступает через заборник на правой стороне капота двигателя и воздушные фильтры.
Ил-103СХ может выполнять авиахимические работы во всех климатических зонах не только в РФ, но и в большинстве регионов земного шара и соответствует требованиям современных «Норм безопасности полета и экологии». Самолет позволяет вносить жидкие препараты согласно «Государственному каталогу пестицидов и агрохимикатов», разрешенных к применению по территории России.
По сравнению с самолетом Ан-2 средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности) Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га.
У Ил-103СХ есть все шансы стать одним из основных отечественных самолетов сельхозавиации.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ ИЛ-100
Разработан легкий многоцелевой самолет Ил-100 с двумя турбовинтовыми двигателями на крыле мощностью по 550 л.с. с трехлопастными винтами диаметром 2,5 м. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина предлагает на Ил-100 устанавливать широко распространенные во всем мире ТВД фирмы «Пратт-Уитни Канада» РТ6А (2×550 л.с), а в дальнейшем ТВД ОКБ им. Н.Д. Кузнецова НК-123. Ил-100 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом и убирающимся трехопорным шасси. Убирающееся шасси обеспечивает возможность эксплуатации с бетонных, грунтовых или заснеженных ВПП.
Самолет предполагается снабдить комплексом пило-тажно-навигационного оборудования, аналогичного используемому на Ил-103 и обеспечивающему полеты днем и ночью, в простых и сложных погодных условиях. В состав оборудования входят автопилот и спутниковая навигационная система.
Хотя экипаж самолета Ил-100 состоит из двух человек, непродолжительные полеты могут выполняться и одним пилотом.
Основные компоновки Ил-100 две: пассажирская на двенадцать мест и грузовая (габариты кабины 5,18×1,5×1,8 м; сдвижная дверь в левом борту 1,25×1,55 м). Возможен вариант Ил-100В — амфибии с применением поплавков с убирающимися колесами. Модификация: Ил-ЮОМ — с удлиненным фюзеляжем на 16-18 пассажиров; Ил-ЮОСХ — сельскохозяйственный вариант, в том числе для авиахим-работ.
Ил-100 будет отличаться высокой топливной эффективностью, иметь низкие эксплуатационные расходы, применяться в различных географических условиях с малообору-дованных небольших аэродромов.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ИЛ-100
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-14-ЗОД | Транспортно-десантный самолёт. |
Ил-14Г | Грузовой вариант Ил-14М, с грузовой дверью на правом борту и с усиленным полом, рассчитанный на перевозку 3500 кг. |
Ил-14ЛЛ | Летающие лаборатории, большинство разрабатывалось и строилось на авиазаводе № 407 в городе Минске. Лётно-исследовательские комплексы ЛИК-1 и ЛИК-2, ледовые и арктические разведчики, пограничные, лаборатории специального назначения, метеоразведчики. Несколько ЛЛ построено в ГДР по программе создания самолёта 152 и в ЧССР для отработки двигателя М-601. |
Ил-14М | Модернизированная пассажирская машина. Передняя часть фюзеляжа удлинилась на 1 метр, была осуществлена внутренняя перекомпоновка оборудования. При этом удалось разместить больше пассажиров: вначале 24, а затем 28 и 36. |
Ил-14П | Первый вариант самолёта с пассажирской нагрузкой 18 человек, при полётном весе 16513 кг. |
Ил-14С, Ил-14ПС, Ил-14СИ, Ил-14СО | Варианты для перевозки высокопоставленных лиц. С компоновкой пассажирской кабины по типу салон или полусалон. Отличались повышенным комфортом и планировкой пассажирского салона. |
Ил-14Т | Транспортный вариант базового Ил-14. На левом борту устанавливалась большая двухстворчатая грузовая дверь с «калиткой» и узлы под центропланом для наружной подвески грузов. |
Ил-14ФК и Ил-14ФКМ | Самолёты для аэрофотосъёмки. Первые в СССР самолёты, оснащённые аэрофотоаппаратурой и специальным пилотажно-навигационным оборудованием.Были установлены три аэрофотоаппарата, которые управлялись двумя операторами. В самолёте были сделаны фотолюки, а на потолке кабины установлен монорельс с лебёдкой для подъёма аэрофотоаппаратов. |
Ил-10У
Самолет представлял собой учебно-тренировочный аппарат для подготовки летчиков-штурмовиков. Первые испытания были пройдены в средине 1945 года. В отличие от полноценного Ил-10, на учебной версии кабина стрелка была переоборудована под кабину инструктора и летчика, в которой размещалась доска с указателями поворотов, скорости, высотомером, компасом и авиагоризонтом. Были сняты с самолета: броневая перегородка между пилотом и стрелком, кассета для авиагранат, пускатели реактивных ракет, пулемет УБТ. Откидывающуюся крышку фонаря заменили на сползающую назад по полозьям. Еще одним отличием стало размещение инструктора: в Ил-10У он находился лицом по направлению полета.
Если сравнивать летные характеристики, то ИЛ-10У ничем не уступал боевому товарищу, однако обзор из кабины особенно при посадке был меньше, чем у полноценного штурмовика. Учитывая огромное количество выпущенных Ил-10, возникала острая необходимость создания учебных самолетов-прототипов. Поэтому Ил-10У начали выпускать серийно, и всего с конвейера сошло 280 учебно-тренировочных моделей.
Avia В-33
Чехословакия получила лицензию на производство штурмовиков и начала их производить под именем Avia В-33. Серийное производство проводилось с 1952 по 1956 г. За это время было выпущено свыше 1200 экземпляров-аналогов Ил-10, среди которых около пятидесяти учебных моделей, получивших название СВ-33. Чешские версии самолетов снабжали страны Варшавского договора: Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию и Венгрию. По своей конструкции эти самолеты ни в чем не отличаются от советских Ил-10 и их модификаций.
История создания самолета Ил-10
Благодаря тому, что Ил-2 успешно зарекомендовал себя во время Второй мировой войны, появилась идея о его модернизации в более мощный вспомогательный истребитель. Изначально проектировка относилась к двум основным линиям. Первая касалась вопроса усиления защиты и бомбардировочных свойств самолета (тяжелый штурмовик Ил-8). Но из-за затянутых испытаний самолет в серию так и не попал. Вторая линия касалась резкого улучшения летных данных с однотипным Ил-2, бронезащитой и стрелковым вооружением. Именно Ил-10 стал таким самолетом. У него были меньше размеры, улучшенная аэродинамика и двигатель с жидкостным охлаждением АМ-42.
Ил-2 был неплохим истребителем, но он значительно уступал немецкой авиации и силам ПВО. Вооружение также оставляло желать лучшего. Пушки ВЯ-23 и ШВАК были уже неэффективны против фашистской бронетехники.
К осени 43 года руководство ВВС уяснило, что задерживать с решением о проектировке нового бронированного истребителя нельзя. Он просто-таки был необходим для летней наступательной кампании 1944 года.
Новый самолет по плану был более маневренным и эффективным. Крыло Ил-10 в сравнении с базовой моделью было тоньше и имело ряд различных компоновок. Оно снабжалось посадочно-взлетными щитками по типу «Шренк» и элеронами «Фрайз». Уборка шасси схожа с Су-6, также убирается в межлонжеронное пространство центральной части. При этом колеса поворачиваются на 86 градусов. Благодаря этому лобовое сопротивление и мидель уменьшились. Также уменьшению сопротивления воздуху в полете поспособствовала герметизация всех отверстий и щелей. Были установлены дополнительные перегородки внутри фюзеляжа для создания отдельных отсеков. По итогам проведенной работы лобовое сопротивление Ил-10 практически в двое меньше, чем у базового Ил-2.
Ил-10 видео
https://youtube.com/watch?v=76ipmqAGHCs
За защиту самолета и его боевую живучесть отвечают установленные бронекорпуса. Они защищают основные агрегаты истребителя: силовую установку, топливный и масляный баки вместе с их магистралями. Защиту стрелку и пилоту обеспечивают экранированные бронеплиты, установленные в задней полусфере. К ним относятся бронестенка, бронированная перегородка и подголовник пилота. Бронеплиты состоят из двух восьмимиллиметровых бронелистов с воздушным промежутком. Они намного эффективнее защищают от немецких 20-мм снарядов. Боковые листы, защищающие стрелка и пилота, были толщиной в 6 мм, а нижний боковой – 5 мм. Сверху лётчика прикрывала броня толщиной 6 мм. Агрегаты водо- и маслорадиаторов прикрывала 10-мм броня.
Дополнительный позитивный эффект для живучести самолета осуществлялся за счет использования топливных проектированных баков и повышенной прочности тяг в механизме управления рулем высоты.
Проектировка нового самолета целиком и полностью опиралась на имевшийся опыт с эксплуатацией Ил-2. На Ил-10 установили 4 пушки калибром 20 мм (позже их заменили на 23 мм). На крыльевые балки поставили восемь РС-82 (реактивные снаряды). Внутренний бомболюк и внешняя подвеска использовались в качестве вооружения разнокалиберными бомбами с весом до 600 кг.
Общий вес пустого самолета составляет 4680 кг, полностью же вооруженный тяжелее на две тонны. Последующие модернизации касались в основном улучшения огневой мощи самолета. Также конструкторы из ОКБ спроектировали учебный вариант УИл-10. Боевой модификацией машины в 1951 году был Ил-10М.
Первый опытный полет на самолете совершил В. Коккинаки 18 апреля 1944 года. На заводские испытания ушло меньше чем месяц, они закончились 13 мая. А государственные испытания и вовсе были проведены в короткие сроки – 2 недели. Спешка была инициирована срочной необходимостью самолета на фронте.
По результатам всех испытаний вышло, что самолет не только отвечал необходимым параметрам, но и превзошел их. Максимальная горизонтальная скорость Ил-10 была выше, чем у взятого за базу Ил-2, на 150 км/ч. На высоте до 2000 м воздушный аппарат практически не уступал немецким одноместным истребителям.
До первого мая 1945 года армии передали 630 штурмовиков Ил-10. Он состоял на вооружении ВВС до 60-х годов. Его смогли сменить лишь реактивные самолеты.
Самолёт почти не успел совершить боевых вылетов против немецких истребителей, только в апреле 45 года смогли повоевать 15 Ил-10. Их применяли на Дальнем Востоке против Квантунской армии в августе. Широкое использование самолета относилось к периоду корейской войны. ВВС КНДР получили 93 Ил-10, однако из-за малого опыта корейских пилотов уже через два месяца осталось меньше двадцати машин.
Модификации штурмовика Ил-10
Ил-10 – базовая модель, двухместный бронированный штурмовик. При сохранении общей концепции Ил-2, существенно отличался новыми конструктивными решениями. Самолет был создан в конце 1943 года как вариант одноместного бронированного истребителя Ил-1. При запуске в серию получил новое обозначение Ил-10. Конструкция цельнометаллическая, кабина экипажа полностью бронирована. В августе 1944 года принято решение о запуске Ил-10 в серию на двух заводах. В октябре самолеты начали поступать на вооружение.
Ил-10 пушечный (1945 год) – модификация Ил-10 с усиленным артиллерийским вооружением. На самолете установили четыре новые крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов). Они были почти в два раза легче стандартных пушек ВЯ и имели в 1,6 раза меньшую отдачу. При одновременной автоматической стрельбе четырех пушек сила отдачи не оказывала влияния на устойчивость самолета и прицельность стрельбы. Пулемет УБК заменили на пушечную установку БТ-20 (150 снарядов). В комплект ударного вооружения включили кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Строился серийно до 1947 года.
С 1951 года серийно выпускался усовершенствованный вариант Ил-10М, который отличали: крыло большей площади с прямоугольными законцовками, новые пушки НР-23, электрифицированная турель, большая дальность и лучшая управляемость.
Штурмовик Ил-10 в разных проекциях
УИл-10 (Ил-10УТ) – учебно-тренировочный вариант. Кабина стрелка увеличена и переоборудована в кабину инструктора со вторым управлением. Пулеметы сняты. Для отработки штурмовых действий оставлены две пушки НС-23, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя. Летные качества остались такими же, как у серийного Ил-10. В 1945 году выпущена небольшая серия.
Ил-16 – штурмовик облегченного типа. Разработка началась летом 1944 года после завершения испытаний Ил-10. Целью проекта было существенное улучшение скоростных и маневренных характеристик для ведения наступательного воздушного боя. По схеме бронирования и конструктивной компоновке аналогичен Ил-10. Уменьшение геометрических размеров, а также толщины и площади бронирования позволили снизить полетный вес машины на 1300 кг. В сочетании с более мощным двигателем жидкостного охлаждения АМ-4ЗНВ (2300 л.с.) с четырехлопастным винтом по расчетам это должно было обеспечить максимальную скорость 625 км/ч. Вооружение: две пушки НС-23 (по 140 снарядов), два пулемета ШКАС (по 700 патронов), пушка Б-20 (150 снарядов), десять авиационных гранат АГ-2, 400-500 кг бомб.
Несмотря на то, что Ил-16 превосходил Ил-10 по многим показателям, из-за несовершенства двигателя, а также в связи с окончанием войны, испытания не были завершены и работы над самолетом прекратились.
Примечания
- Таликов Н. Д. Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 298
- .
- warbook.club Самолёт Ил-114
- (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июня 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 14 октября 2014.
- .
- . РИА Новости. Дата обращения 23 октября 2015.
- . РБК. Дата обращения 14 февраля 2020.
- . Popmech.ru. Дата обращения 11 июня 2020.
- . РИА Новости (20190617T0918+0300Z). Дата обращения 17 июня 2019.
- . ДЕЛА — новости Красноярска. Дата обращения 4 сентября 2019.
- ↑
- . aerosila.ru. Дата обращения 2 июня 2018.
- . www.uecrus.com. Дата обращения 16 февраля 2017.
- С. В. Дроздов. Между Як-42 и «Суперджетом» (рус.) // Крылья Родины. — М., 2019. — № 7—8. — С. 203.
- АТО. . samolety.org. Дата обращения 2 августа 2016.