«нанёс врагу огромный ущерб»: как иван кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

Рождение легенды

Это было лето 1920 года, и тот гоночный самолет с труднозапоминаемым названием (S-XXbis4) построили во Франции, то есть на другом краю земли. А Иван Кожедуб родился в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии — младший ребенок в крестьянской семье. Как бы сейчас сказали — многодетной, у Вани было три братика и сестренка. Но в те времена такие семьи многодетными не считались.

Как 8 февраля 1945 года Михаил Девятаев совершил побег из концлагеря

После школы, в 14 лет, поступил в техникум в городе Шостка, это на северо-востоке Украины. И там же записался в аэроклуб. Летал на У-2 втайне от отца и братьев. Странно, да? Это же конец 1930-х — все обожают летчиков: гордятся, носят на руках. Девчонки — влюбляются с первого взгляда. А Ване Кожедубу приходилось летать тайком от семьи. Почему? На семейном совете решили, что Ваня освоит рабочую специальность и так выбьется в люди. Чтобы крепко стоял на земле. А небо — это красиво, но немного не то.

В люди Ваня выбился. После окончания Чугуевской военной авиационной школы летчиков служил инструктором. С началом войны его перевели в Среднюю Азию. На фронте — с 1943-го. Первый боевой вылет едва не закончился бедой. В том бою его пытались убить и пилоты «Мессершмиттов», и наши зенитчики — получил пару снарядов от своих. Вернулся на аэродром на честном слове и на одном крыле. Хотели списать на землю: наблюдателем на пост оповещения. Но… Все изменилось 6 июля 1943 года на Курской дуге: выполняя 40-й боевой вылет, сбил бомбардировщик Ju-87. Этот самолет люто ненавидела пехота: атакуя, его пилоты включали сирену. Действовали на нервы.

До апреля 1945-го Кожедуб сбил столько вражеских самолетов, что стал мировой знаменитостью. Признан самым результативным истребителем антигитлеровской коалиции Второй мировой войны.


«Психический» пикировщик Ju-87 «Штука». Свой первый Ju-87 Кожедуб сбил на Курской дуге. Затем — еще 17.

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший церковный староста), воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

↑ Краткая биография

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб. Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же. 

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным — самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Топ-ган

Я не буду вам пересказывать биографию Ивана Никитовича Кожедуба. Поговорим о другом: как становились асами.

Кстати, тема еще та. Всегда «орево» до хрипоты. Одни кричат: а почему фашисты Хартманн, Баркхорн, Раль и пр. заявили о 250-350 сбитых самолетах? И мог ли Ганс-Ульрих Рудель на пикирующем бомбардировщике Ju-87 уничтожить аж полтысячи танков?

Им отвечают: приписки, пропаганда… После чего — взаимные оскорбления, дискуссия уходит в плоскость «верю — не верю». Но пока немецким экспертам (их эквивалент слова «ас»), образно говоря, придется постоять в сторонке. На правах проигравших.

А мы поговорим о настоящих героях. О наших.

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники – американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял – в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще фигура высшего пилотажа (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел – и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Личная жизнь


Иван Кожедуб с иностранной делегацией

2 января 1946 года Иван Кожедуб расписался с Колдашевой Вероникой Николаевной – красивой и энергичной женщиной. Через год у молодой четы родилась дочь Наташа. 24 ноября 1952 года – родился сын Никита.

Они жили скромно, имели дачу в Монино (выдавали авиационным генералам и маршалам — членам Военного совета ВВС).

Дочь Наталья Ивановна, училась на филфаке МГУ, потом на экономическом факультете МГИМО. В 1966 году она вышла замуж, в 1970 году – родился старший внук Ивана Никитовича Василий Витальевич.

Младший сын Никита окончил Суворовское училище, в 1970 году – поступил в Высшее военно-морское командное училище им. Фрунзе. В 1975 году он женился на Ольге Федоровне, в 1982 году – у них родилась дочь Аня.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа в 1991 году на даче в Монино (Москва) от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

vote

Article Rating

Длинные руки князя

Еще более удивительная личность — румынский ас Константин Кантакузино — представитель древнего княжеского рода. Считается, что он, летая на «Мессершмитте» и на «Харрикейне», провел 210 боев и сбил от 45 до 56 самолетов. Воевал против наших, отражал налеты американских «летающих крепостей». В августе 1944-го Румыния объявила войну Германии. И Константин стал сбивать над Бухарестом немецкие «Хейнкели».

То, что князь Бэзу (Бэзу — это его прозвище) был лучшим румынским асом, — сомнений нет. Хитрость в том, что румынская система уникальна. Все смешали в одну кучу: подтвержденные и неподтвержденные победы, уничтоженные самолеты на земле. За каждый сбитый двухмоторный самолет — три.

Возразят: немцы тоже считали моторы. Да! Но только не на Восточном фронте.

Красная армия 75 лет назад ворвалась в Берлин

Интересны воспоминания летчика Георге Константина. Летал с Бэзу в группе «Красные черти». Тоже незаурядная личность, дослужился до генерала. Вот его воспоминания на сайте frontstory.ru: «Я видел, что может творить Кантакузино. Он опускался к земле, переворачивался вверх колесами, вытаскивал руку из кабины и срывал флажок воткнутый в землю».

Парни летали на самолетах Klemm-35. Вообще-то, чтобы на скорости 200 км/ч схватить флаг с земли, надо иметь трехметровые руки. Впрочем, вы еще не знаете, как воевал сам Георге. Вот он 24 августа 1941 года летит на бомбежку в районе Татарки на ИАР-37. И тут на него навалились аж девять советских И-16! Румыны сбивают один, другой, третий истребитель…

Оставшиеся истребители все-таки повредили румынский самолет. Пришлось идти на вынужденную. На земле Георге починил самолет и вернулся на аэродром. И получил орден из рук маршала Антонеску.

Наши подняли документы: да, в тот день и в том районе был налет румынской авиации. Вражеские ИАР-37 были атакованы истребителями И-16 из 69-го ИАП. Но только наши истребители вернулись на аэродром. Все! А вот два румынских самолета — нет.

А война — она такая.

War career

His first combat mission was on 26 March 1943. He operated on the Voronezh Front and, in July over the Kursk battlefields. His first kill was a Junkers Ju 87 Stuka, shot down during the Battle of Kursk on 6 July 1943. By 16 August he had claimed eight air victories. He was promoted to Junior Lieutenant. Then his unit moved towards Kharkiv. At this time he usually flew escort for Petlyakov Pe-2 twin-engine bombers. He served as a fighter pilot in several areas (Steppe Front, 2nd Ukrainian Front, 1st Belorussian Front) and at different ranks, starting from senior airman up to deputy commander of his air regiment. He claimed his 61st and 62nd victories – his final claims of the War– over Berlin on 16 April 1945.

Kozhedub was attributed with the highest number of air combat victories of any Soviet pilot during World War II. He is regarded as the best Soviet flying ace of the war, and is associated with flying the Lavochkin La-7. He was reputed to have a natural gift for deflection shooting, i.e. aiming ahead of a moving target at the time of firing so that the projectile and target will collide.

Kozhedub’s World War II record consisted of:

  • 330 combat missions
  • 120 aerial engagements
  • 62 enemy aircraft shot down, including one Me 262 jet fighter (possibly Uffz Kurt Lange of 1./KG(J)54.)

Список воздушных побед

Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Список воздушных побед И. Н. Кожедуба
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
1 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовка
2 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровка
5 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровка
11 30.09.1943 Ю-87 юго-зап. Бородаевка
12 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
13 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
14 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
17 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
18 04.10.1943 Ме-109 сев.-зап. Бородаевка
19 05.10.1943 Ме-109 юго-зап. Красный Кут
20 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловка
21 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовка
28 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевка
30 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовка
31 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32 21.03.1944 Ю-87 Лебедин — Шпола
33 11.04.1944 ПЗЛ-24 Сырка
34 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35 28.04.1944 Ю-87 юго-вост. Вултуру
36 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос — Думбрэвица
39 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
43 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
44 03.06.1944 ФВ-190 сев.-зап. Яссы
45 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46 08.06.1944 Ме-109 Кырпицы
47 22.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Стренчи
48 22.09.1944 ФВ-190 юго-зап. Рамниеки — Даксты
49 25.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Валмиера
50 16.01.1945 ФВ-190 юж. Студзяна
51 10.02.1945 ФВ-190 сев.-зап. окр. аэродром Морин
52 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55 17.02.1945 Ме-262 вост. Альт-Фридлянд
56 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхен
58 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрин
59 18.03.1945 ФВ-190 сев.-зап. Кюстрин
60 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего воздушных побед: 64+0боевых вылетов — 330воздушных боёв — 120

По информации Первого канала, в конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий «Фокке-Вульф» с красным носом.

О пользе увлечений

Иван Кожедуб в молодости увлекался рисованием, а в техникуме отвечал за оформление плакатов с лозунгами и стенгазет. В результате это помогло развить глазомер, наблюдательность и зрительную память, что впоследствии сильно пригодилось в небе.

В юности Иван начал активно заниматься спортом — гимнастикой, плаванием, лыжами, коньками. После визита в село цирка, подражая силачу, научился в 13 лет выжимать одной рукой 2-пудовую гирю. Тренировки не забросил и на фронте, что шло только на пользу — занятия спортом во время службы в авиации помогли выдерживать значительные перегрузки на виражах.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых «Ла-7» предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял «немца» снизу, прямо «в брюхо»

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней — еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых — два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector