Киров

Боевая служба

15 октября 1939 года крейсер прибыл в Таллин. 22 октября прибыл в Лиепаю, которая стала для него базой до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провёл одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ. Не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей, корабль чудом избежал попадания на них[источник не указан 1225 дней]. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются)[источник не указан 1225 дней].


Краснознамённый крейсер «Киров»

Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров. В мае 1941 года перешел в Таллин[прояснить]. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград[источник не указан 1225 дней].

В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, арьергардом — контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли − 12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа.

30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта, по наступавшему противнику выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), погибло трое и ранено двенадцать моряков. Зенитчики сбили три самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.

Орден Красного Знамени

Первый удар немецкой операции состоялся 24 апреля 1942 года. После мощного артиллерийского удара по кораблям, 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение трёх часов атаковали корабли. Изменение тактики оказалось неожиданным для советской противовоздушной обороны, опасность для кораблей резко возросла. Сильнее всех пострадал крейсер «Киров», получивший 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены некоторые помещения. Возник пожар в погребах боеприпасов, начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта. Погибло 86 и было ранено 46 членов экипажа.[источник не указан 521 день]

27 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награждён орденом Красного Знамени.

Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.[источник не указан 521 день]
Экипаж корабля был награждён медалями за оборону Ленинграда, позже, 13 октября 1944 года 39 членов экипажа крейсера были представлены к правительственным наградам.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра корабля была представлена 3 × 3 — 180-мм орудиями «Б-1-П» в башенных установках «МК-3-180». Две башни размещались в носовой части корабля, одна в корме. Боекомплект насчитывал 900 снарядов.
На крейсере была установлена система приборов управления стрельбой главного калибра «Молния».

Вспомогательная/зенитная артиллерия

На крейсере были установлены 6 × 1 — 100-мм орудия «Б-34». Они располагались в кормовой надстройке по три на борт. Боезапас составлял 300 снарядов на ствол. Управление стрельбой 100-мм артиллерии производилось с помощью системы «Горизонт».

Зенитная артиллерия крейсера была представлена 6 × 1 — 45-мм орудиями «21-К» с боезапасом 600 патронов на ствол и 4 × 1 — 12,7-мм пулемётами «ДШК» с боезапасом 12 500 патронов на ствол.

Носовые орудия крейсера «Киров»

Характеристики артиллерийского вооружения крейсера «Киров»
Орудие/Калибр, мм «Б-1-П»/180 «Б-34»/100 «21-К»/45 «ДШК»/12,7
Год разработки 1934 1936 1932 1937
Длина ствола, калибры/мм 57/10 345 56/5795 46/2072,5 79/1003
Объём зарядной камеры, дм³ 52,3 7,985 0,5
Масса снаряда, кг 97,5 15,8 1,4 0,052
Скорострельность, выстр./мин 4 15 30 250
Углы вертикальной наводки −4°/+50° -5°/+85° -5°/+85° -34°/+85°
Максимальная дальность стрельбы, м 37 129 22 000 9200 3500
Начальная скорость, м/сек 920 900 760 840
Расчёт, чел. 50 9 3 1

Минно-торпедное вооружение

На крейсере были установлены 2 × 3 — 533-мм торпедных аппарата «39-Ю». Боекомплект составлял шесть торпед которые хранились в самих торпедных аппаратах.
Также крейсер по необходимости мог нести 264 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин «КБ-1». Для приема мин на верхней палубы размещались рельсы длинной 270 м. Сбрасывание мин в воду производилось по двум кормовым скатам.

Противолодочное и противоминное вооружение

Противоминное вооружение было представлено четырьмя параванами К-1, которые были размещены на тележках у барбета второй башни главного калибра.

Противолодочное вооружение было представлено большими глубинными бомбами «ББ-1» в количестве 20 штук, и малыми глубинными бомбами «БМ-1» в количестве 30 штук.

Модернизации и переоборудования

top

26 июня 1941 года было установлено временное, а в сентябре — октябре 1941 года уже установлено штатное размагничивающее устройство.

1

Трёхногая грот-мачта заменена на одноногую.

Изменён состав универсального и зенитного вооружения:

  • Вместо шести 100-мм орудий было установлено восемь;
  • Вместо катапульты установили 3—37-мм автомата;
  • 45-мм орудия которые были расположены на кормовой надстройке были заменены 37-мм орудиями, общее количество которых на корабле было 12;
  • Были установлены два счетверенных 12,7-мм пулемёта Vickers.

2

Верхняя палуба корабля была покрыта двойным слоем броневых плит толщиной 35 мм каждый.

3

В конце 1949 года крейсер «Киров» встал на капитальный ремонт на ленинградском заводе №194, который продлился до конца 1954 года. За период работ на крейсере были проведены следующие модернизации:

  • 100-мм орудия «Б-34» были заменены на «Б-34УСМ»;
  • Были установлены спаренные 37-мм орудия ПВО «В-11» в количестве 9 штук;
  • Были установлены следующие системы РЛС: , , , ;
  • Были демонтированы торпедные аппараты, глубинные бомбы, авиационное оборудование и самолётно-барказные краны;
  • Грот-мачта была перенесена и установлена перед второй дымовой трубой.

1941 г.

1
1942 г.

2
1943 г.

3
1949 — 1954 гг.

Постройка и испытания

Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26

Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.

Крейсер «Киров» перед войной.

9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.

26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга
Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.

Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.

Первое поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсеры США

Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич»

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach) в США приступили в 1955 году. Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США. Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность — 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC. Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм противолодочных торпед. «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно — и как Fleet escort и как Missile cruiser.

Атомный ракетный крейсер «Бейнбридж»

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги», чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» — 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию — 2 спаренные 76-мм установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны.

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в 1961 году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:

Атомный ракетный крейсер «Тракстан»

Тем не менее, Конгресс США по собственной инициативе заказал для моряков корабль, о котором они не просили. Им стал крейсер «Тракстан» (CGN-35 Truxtun) — атомный вариант ракетных крейсеров типа «Белкнап», полностью соответствовавший по вооружению своим паротурбинным двойникам. Основное вооружение сократилось до 1 спаренной ПУ с которой можно было запускать и зенитные ракеты «Терьер» и противолодочные ракето-торпеды ASROC, но корабли получили новую автоматизированную артустановку калибра 127 мм.

Следует заметить, что классификация этих кораблей оказалась крайне запутанной. Официально они числились в составе флота как DLG (Destroyer leader guided) — лидерами эскадренных миноносцев (атомные соответственно — DLGN), также часто именовались Fleet escort — эскортными кораблями флота, что дало повод называть их фрегатами. Лишь в 1975 году все эти боевые единицы стали классифицироваться как ракетные крейсеры.

Проект советского атомного ракетного крейсера

В 1955—56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами, а также ЗРК ближнего действия М-1. Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале 1957 года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того, вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте 1959 года.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО.
  • При входе в Кольский залив, произошла поломка редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА № 1), когда ККСФ Громов лично схватился за ручки телеграфа на ходовом мостике, и дал полный реверс. Входили на ГТЗА№2 , носовой отсоединили от валопровода по звукоизолирующей муфте. В ПД-50 разрезали днище и выгрузили двухсоттонный планетарный редуктор на стапель и отправили его в ремонт на Кировский завод. После ремонта разрезку в ПД-50 повторили, загрузили редуктор, выполнили его центровку по меткам и оптике.
  • 7 апреля 1989 г., после срочного приказа идти к месту аварии К-278 «Комсомолец», дал максимально возможный ход в 33,5 узлов (больше чем на испытаниях) при 100% мощности АППУ.
  • В 1990 году «Киров» был возвращён с БС2 по причине выявленной газовой не плотности первого контура носового аппарата КН-3 и устранена по приходу у 7 причала. В остальной части корабль был исправен, но был выведен в резерв 2-й категории из-за отсутствия средств.
  • В 1992 году переименован в «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота, а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации.
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении «Киров» не принято.
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планировался не позднее 2020 года.
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:

Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В. Р., Секретарь совета – Б. П.Ответ: Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера.
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ.
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) должны выгрузить на ЦС «Звёздочка» за счёт средств Италии.

Оценка корабля

Проект 1144 многие считают выдающимся, однако бесперспективным для практического применения

Крейсера проекта 1144 «Орлан» — одни из самых крупных неавианосных кораблей в мире. Многочисленное вооружение, хорошие ходовые свойства и технические характеристики делают корабли данной серии выдающимися разработками.

Однако размеры и стоимость этих крейсеров не соразмерны с их ударной мощью и боевой эффективностью

Эксперты обращают внимание на подводные лодки 949 и 949А «Антей». Последние обладают схожими ударными силами, но значительно дешевле в производстве

Нанесение успешного удара по авианосной группе противника также требует ряда условий — внезапность и координация действий с теми же подводными лодками. Подобный фактор ставит под сомнение эффективность крейсера «Киров» в качестве одиночного боевого корабля.

Среди недостатков также выделяют слабую защиту от дозвуковых низколетящих противокорабельных ракет. «Оса-М» не обладают нужным углом поражения, АК-630 обеспечивают определенную защиту, однако она считается слабой.

Тяжелый

С выводом «на пенсию» последнего американского линкора New Jersey наш «Петр Великий» стал самым крупным в мире боевым неавианосным кораблем. Здесь размещаются почти 150 кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов, 15 душевых, 2 бани, сауна и бассейн, а в медицинском блоке есть не только изоляторы, но и собственная аптека, рентгенографический и зубоврачебный кабинеты, операционная. Экипаж крейсера составляет 655 человек, включая больше ста офицеров. Еще несколько «тяжелых» цифр: длина крейсера — 251 м, ширина 28,5 м, осадка 10,3 м при полном водоизмещении почти 25,9 тысяч тонн.

Все это позволило разместить на «Петре Великом» целую кучу (нужного и не очень) вооружения. Этот крейсер — один из самых мощных ударных кораблей не только в России, но и в мире. Так, помимо уже описанных 20-ти ракет «Гранит» здесь имеются 2 палубных вертолета Ка-27 (к сожалению, взятых на вооружение уже более 20 лет назад). Основная их профессия — противолодочная. Каждый Ка-27 несет твердотопливные ракеты АПР-2Е, способные двигаться под водой на скорости свыше 110 км/ч, и управляемые глубинные бомбы с собственной гидроакустической системой наведения. Есть и вспомогательная задача: вертолеты могут использоваться, как ретрансляторы для наведения той же системы «Гранит».

Для борьбы с подлодками противника, что считается одной из основных ТАРК, у «Петра Великого» найдется 10 установок для запусков противолодочных торпед «Водопад», эффективных на дистанциях до 60 км. При необходимости, его ракеты могут оснащаться и ядерной боеголовкой. Движение их крайне необычно, что всерьез затрудняет задачу перехвата: при запуске ракета ныряет в воду, затем взлетает в воздух и снова возвращается под водой уже в районе цели. Наконец, есть на крейсере и защитные противоторпедные ракеты «Удав-1», и установки «Смерч-3″, предназначенные для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам.

Есть у ТАРК, конечно, и корабельные пушки — то, из-за чего изначально и создавались крейсеры и их еще более крупные флотские собратья. Артиллерийское вооружение «Петра Великого» включает спаренную 130-мм автоматическую систему АК-130 скорострельностью 20−80 выстрелов в минуту и дальностью полета снаряда 25 км (дальность сопровождения цели — почти вдвое выше). Бортовой боезапас — 180 выстрелов.

История строительства

Основные этапы выполнения программы по строительству легких крейсеров типа «Чапаев».

В ходе войны выяснились недостатки довоенных проектов, в том числе и 68-го: негодное зенитное вооружение, устаревшие приборы управления артиллерийской стрельбой, недостаточность средств связи, отсутствие радиолокации и гидроакустики, наличие открытых боевых постов. Задание на проработку модернизированного проекта ВМФ первоначально выдал в марте 1944 года, а в апреле следующего года ЦКБ-17 получило подробное ТТЗ на корректировку проекта легкого крейсера. В первую очередь это коснулось зенитного вооружения.

Чтобы сбалансировать дополнительную нагрузку в модернизированном проекте, получившем обозначение 68-К, было принято решение отказаться от авиационного вооружения и 12,7-мм пулеметов. Существенных результатов это не дало, поскольку одновременно с повышением боевых качеств ухудшился ряд тактико-технических элементов. Увеличение численности команды повлекло за собой ухудшение бытовых условий — в частности, двухъярусные койки в кубриках заменили на трехъярусные. Для исправления ситуации пришлось убрать торпедные аппараты, параваны, бомбометы, уменьшить число 37-мм автоматов до 28 и внести ряд других изменений.

Учитывая ухудшение кораблестроительных параметров, предлагалось по измененному проекту 68-К достроить только 5 крейсеров довоенной закладки, еще 7 кораблей построить по проекту 68-бис Свердлов, а начиная с 1949 года заложить 18 легких крейсеров по проекту 65, ТТЗ на который было выдано еще в сентябре 1945 года. Последний существовал в двух вариантах — с 152-мм и 180-мм артиллерией.

В 1947 году И.В.Сталин лично распорядился:

Принять для легких крейсеров главный калибр 152-мм, всемерно форсировать достройку крейсеров проекта 68-К, разработку нового проекта 65 прекратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис Свердлов и разработки эскизного проекта 82

Название Место постройки Закладка Спуск на воду Судьба
«Чапаев» завод №-189, Ленинград 08.10.1939 28.04.1941 При готовности 40 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны достроен по пр. 68-К.
«Чкалов» завод №-189, Ленинград 31.08.1939 25.10.1947 При готовности 23 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны спущен на воду и достроен по пр. 68-К.
«Железняков» завод №-194, Ленинград 31.10.1939 25.06.1941 При готовности 37 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. После войны достроен по пр. 68-К.
«Фрунзе» завод №-198, Николаев 29.08.1939 30.12.1940 При готовности 38 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. В августе при эвакуации завода корпус был отбуксирован в Севастополь, а затем на Кавказ. В 1943 г. отрезана кормовая часть для ремонта крейсера «Молотов». После войны достроен по пр. 68-К.
«Куйбышев» завод №-198, Николаев 31.08.1939 31.01.1941 При готовности 29 % в июле 1941 г. строительство законсервировано. В августе при эвакуации завода корпус был отбуксирован в Севастополь, а затем на Кавказ. После войны достроен по пр. 68-К.
«Ленин» завод №-189, Ленинград 08.1941 Снят со строительства в июле 1941 г.
«Аврора» завод №-194, Ленинград 09.1941 Снят со строительства в июле 1941
«Орджоникидзе» завод №-198, Николаев 31.12.1940 Разобран на стапелле немецкими войсками
«Дзержинский» завод №-189, Ленинград 11.1941 Снят со строительства в июле 1941
«Свердлов» завод №-200, Николаев 31.12.1940 Разобран на стапелле немецкими войсками
«Лазо» завод №-199, Комсомольск-на-Амуре 09.1941 Снят со строительства в июле 1941 г.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector