Понятие «общественный строй». общественный строй древних славян, киевской руси

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства. 

К внутренним относятся: 

  1. Экономические предпосылки. 
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов. 
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия. 
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве. 
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет». 

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние. 

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле. 

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были: 

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти. 

Предпосылки образования Древнерусского государства

внутриполитические:

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)

внешнеполитические:

  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Теории образования Древнерусского государства 

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян. 

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристскаятеория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова). 

Этапы формирования государства у восточных славян 

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры. 

Класс феодалов

Существовавший в те времена общественный строй представлял собой некую лестницу, на верхушке которой восседал киевский князь со своей элитой – феодалами. Самой привилегированной была знать. Она, в свою очередь, делилась на несколько подгрупп. Среди них – бояре. Так назывались отставные старшие дружинники, служившие когда-то великому князю киевскому. С XI века они становятся крупными феодалами-землевладельцами. Также они участвовали в государственном управлении (чаще всего в роли наместников.)

Княжьи мужи – самое близкое окружение главы государства. Они были его политическими советниками, а также состояли в так называемом Совете при князе. Эти люди не имели земельной собственности и жили на иждивении. Они являлись потомками великих и светлых князей, а также старейшин племен.

Огнищанами называли крупных чиновников, занимающихся управлением различными областями государственного хозяйства.

Люди, руководившие личными делами и имуществом князя, именовались княжьими тиунами, т.е. слугами. Что касается их правового статуса, то они находились на уровне обычных рабов.

Были еще и отроки – младшие чины из состава дружинников великого князя. Они считались феодалами-землевладельцами и принимали участие в управлении государством.

Главной привилегией, которой пользовались старшие дружинники, а именно бояре, было землевладение с особым правом иммунитета, разрешавшее им следующее:

● не подчиняться не только общинным властям, но и феодальным на местах;

● пользоваться поддержкой юрисдикции князя;

● взимать различные подати и проводить суды в отношении зависимого люда.

Позже в грамотах были зафиксированы еще несколько прав по защите жизни, здоровья и чести. Также им становился доступным особенный порядок наследования, по которому имущество могло передаваться не только по мужской, но и по женской линии. Кроме того, была существенно повышена ответственность за убийство, где отмечалось, что жизнь феодала стоила тогда 80 гривен.

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Древняя Русь

В сохранившихся летописях записано, что общественный строй славян, которые расселились на землях в районе Восточно-Европейской равнины, представлял собой родовую общину. Это значило, что вся власть и имущество были в руках старшины. Древние славяне исповедовали родовой культ, почитая своих предков.

С VI века в связи с появлением орудий труда, сделанных из металла, а также с переходом от подсечного земледелия к пашенному прежние отношения стали распадаться. Теперь требовалось объединять усилия всех без исключения членов рода для того, чтобы успешно вести хозяйство. Таким образом, на первый план вышла отдельная семья.

Общественный строй восточных славян постоянно менялся. Со временем родовые общины становились соседскими или территориальными. В них сохранялась общая собственность на пахотную землю, пастбища, водоемы и лесные угодья. Теперь отдельным семьям стали давать наделы. Такие участки пахотной земли они должны были обработать своими силами и собственными орудиями труда, оставляя у себя почти весь собранный урожай. Затем передел закончился, и наделы перешли в постоянную собственность, которой обладали отдельные семьи.

Дальнейшее усовершенствование орудий труда повлекло за собой появление излишков продукции, а затем – развитие натурального обмена между семьями. В связи с этим постепенно стал появляться новый общественный строй славян, который привел к дифференциации общины, имущественному неравенству и значительному накоплению состояния старейшинами и иной знатью. В это время главным органом управления было вече, на котором совместно решались все важные вопросы. Но постепенно оно стало терять свою значимость.

Как известно, восточные славяне постоянно воевали с соседями. Кроме того, они также отражали многочисленные набеги кочевых племен. В результате стала возрастать значимость военачальников, которыми являлись князья. Они же были главными лицами, управлявшими племенами. Избыток продукции позволял содержать общинам князя с его преданной дружиной – отрядами воинов. Постепенно в их руках сосредоточилась вся власть и основная часть богатства. Они присвоили себе земли и обложили соплеменников налогами. Таким образом, в VIII-IX веках общественный строй Древней Руси опять стал меняться. Резкое имущественное расслоение начало давать предпосылки для образования государства.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Выращивались культуры:

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:

    1. Перелог — ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая — применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали волов и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города, постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем. Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников — слободы. Данная часть города называлась посадом.

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки», окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Восточные славяне: развитие общества

Осевшие в VI в. н.э. восточные славяне развивались сравнительно быстро и стремительно. Поскольку любые общества проходят эволюцию через стадии родовая община-соседская община — государство, восточные славяне первые две ступени преодолели сравнительно быстро,  ввиду чрезмерно высоких темпов демографического развития (и действительно, успешные завоевательные походы позитивно сказывались на примитивной экономике, а потому благоприятные хозяйственные условия позволили серьезно увеличить народонаселение славянских племен).

Сами же племена по численности вряд можно было бы считать соседскими общинами, поскольку их состав доходил до тысячи, а то и более человек. С легкой руки историков в нашей науки принято называть их «супер-союзами», однако эти так называемые «супер-союзы» обладали почти всеми признаками зарождающейся государственности. Так, например, у них уже сложилась социальная иерархия (или социальная дифференциация): из этих обществ постепенно выделились богатые вожди и войны, духовенство (волхвы), которое пока занимало промежуточное положение между «богатыми» и «бедными», а также трудолюбивые работяги-земледельцы, которые за свою защиту платили дань (на Руси было принято называть ее «полюдьем«, поскольку процесс сбора налогов за защиту земель носил название «ходить по людям»).

Восточные славяне в VI—IX вв.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

Художник Васнецов. «Княжий двор».

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Неизвестный художник. «Славяне гадают перед битвой».

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.

Поселение восточных славян.

Восточные славяне в древности

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Художник Иванов С. В. — «Жилье восточных славян».

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Общественный строй славян.

В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.

В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов.

Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые предводители — князья. Около них создавались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался — полюдье.

Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, — Русской землей или Русью.

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников.

Славянам постоянно угрожала опасность на- падения внешних врагов. Нередко на них с востока набегали кочевники — гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские поселения. Звенело оружие, лилась кровь.

Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Храбро сражались они за родную землю, за свою семью. Они подчас и пахали вооруженными. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил предводителю кочевого племени: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Возникновение городов

В период зарождения и дальнейшего развития феодального строя часть ремесленников, которые входили в состав общины, начали попадать в зависимость от богатых землевладельцев. Другие же стали покидать свои деревни и уходить на новое место жительства. Они селились под стенами княжеских крепостей и замков. Так, общественный строй Руси пополнился еще одной группой населения – посадскими, или городскими людьми.

Образ жизни в этих поселениях существенно отличался от традиционного уклада, господствовавшего в сельских общинах. На смену миру, состоящему из бесконечных степных пространств, болот и непроходимых лесов, пришло более надежное укрепленное место, которое вначале представляло собой некое господство порядка и права.

Примерно в середине X века, когда началось усиление Древнерусского государства, городские поселения обрели способность выполнять не только административные и военные задачи. С принятием христианства стали появляться и культурные центры.

Тогдашний политический и общественный строй Руси в первую очередь повлиял на возникновение и развитие таких городов, как Киев и Новгород. Археологические исследования и раскопки подтверждают, что эти поселения имели уже сформировавшуюся структуру, где присутствовали концентрация власти, церковное управление, а также все необходимые усадебные застройки.

Зависимое население

Как уже известно, общественный строй восточных славян постепенно менялся, что привело к его расслоению и делению на классы. Появилось зависимое население, к которому относились смерды, закупы и рядовичи. Оно составляло большую часть жителей Древней Руси.

Смердами называли личносвободных крестьян-общинников. Они обладали собственностью с правом передачи его по наследству, а также могли вступать в договорные отношения. Совершившие преступление должны были выплатить штраф полностью. Они имели право участвовать в судебных процессах как в качестве истца, так и в роли свидетеля или ответчика.

К закупам относились смерды, каким-то образом попавшие в зависимость за имеющиеся у них долги перед кредиторами. Они обязаны были отрабатывать их до тех пор, пока не смогут возвратить задолженность. Закупы сохраняли свое имущество, переходящее по наследству родственникам, но при этом их долги не передавались. Они могли заключать договоры и привлекаться к уголовной ответственности, а также участвовать в судебных разбирательствах в роли как ответчика, так и истца. Однако закупы не имели права покинуть хозяйство кредитора или отказаться работать на него. Неповиновение наказывалось рабством. Закуп также не мог выступать в качестве свидетеля на судебных заседаниях, так как являлся зависимым от своего кредитора.

Общественный строй на основе правовых аспектов определял факторы, по которым закуп мог быть освобожден. Первый из них – возврат долга. Второй – освобождение на основании решения суда, если кредитор передает обязательства должника третьему лицу. И, наконец, последний, когда закуп подвергся избиению со стороны кредитора.

Рядовичами называли должников, которые под залог своей свободы брали не деньги, а какие-либо вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector