Российская государственная дума: история
Содержание:
- Либерально-демократические, националистические, радикальные движения
- Правительство рф и его полномочия
- Статья 109. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской…
- Судьба первой государственной думы
- Ход революции
- «Обнуление» и статус бывшего президента
- Деятельность
- Формирование монархических партий
- Третьеиюньская монархия
- Историческое значение манифеста
- Основные законы 1906 г.
- Итоги революции
Либерально-демократические, националистические, радикальные движения
Радикальные движения
РСДРП
- Лидеры: Г.В. Плеханов, Л. Мартов, Ю. Цедербаум
- Задачи партии: Программа минимум: Свержение самодержавия, введение конституции. Ликвидация помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, капитализация земли (поступление в свободную продажу). Программа максимум: Свержение буржуазии, установление диктатуры пролетариата. Ликвидация классов. Ликвидация частной собственности.
- Тактика: народная революция под руководством рабочего класса и РСДРП в союзе с буржуазией.
- Временные рамки: между двумя революциями должно пройти достаточное количество времени, так как социалистическая революция возможна только в индустриальной стране.
-
Аграрный вопрос:
- Ликвидация частной собственности на землю.
- Полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель.
- Национализация земли, передача её в государственную собственность.
РСДРП(б)
- Лидеры: В.И. Ленин
- Задачи партии: Программа минимум: Свержение самодержавия, введение конституции. Ликвидация помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, капитализация земли (поступление в свободную продажу). Программа максимум: Свержение буржуазии, установление диктатуры пролетариата. Ликвидация классов. Ликвидация частной собственности.
- Тактика: народная революция под руководством пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством.
- Временные рамки: Обе революции являются единым революционным процессом. От буржуазно-демократической предполагалось сразу же перейти к социалистической. В.И. Ленин выдвинул план построения социалистической индустриальной страны на основе общенародной собственности.
- Аграрный вопрос: «Муниципализация земли» — переход земли под контроль органов местного самоуправления.
ПСР(Партия социалистов-революционеров)
- Лидеры: В.М. Чернов
- Задачи партии: Свержение монархии. Установление демократической республики. Созыв Учредительного собрания. Ликвидация частной собственности.
- Тактика: Народная революция во главе с пролетариатом, трудовым крестьянством, революционно-социалистической интеллигенцией. Основным методом борьбы был террор.
- Временные рамки: нет
-
Аграрный вопрос:
- Передача земли в общенародное достояние («Земля крестьянам!»).
- Отмена частной собственности.
- Передача земли в распоряжение общин с распределением их по трудовой норме.
Либерально-демократические движения
- Союз 17 октября (октябристы). Лидеры: крупные финансисты А.И. Гучков и М.В. Родзянко. Единственная классовая партия, представленная людьми крупного капитала. Октябристы были противниками парламентаризма и сторонниками единой России. Они выступали за конституционную монархию с законосовещательным органом в лице Государственной думы.
- Партия народной свободы (кадеты).Лидеры: историк П.Н. Милюков, экономист П.Б. Струве, земец-конституционалист Г.Е. Львов. Основное ядро партии – профессура, адвокаты, юристы. Кадеты стремились к установлению парламентской монархии и разделению трёх ветвей власти. Кадеты придерживались легальных методов и путём реформ пытались оказать воздействие на власть.
Праворадикальные движения
Одной из самых крупных политических партий была партия «Союз русского народа» во главе с В. Пуришкевичем. Почётным членом этой партии стал Николай II. Объединение печально прославилось созданием экстремистских боевых групп – чёрных сотен, которые с 1903 по 1907 год осуществили более 680 еврейских погромов.
В числе других партий были «Партия русского собрания» (лидер: Н. Марков) и «Союз русского народа Михаила Архангела» (лидер: А. Дубровин).
Праворадикальные организации придерживались принципа незыблемости самодержавия, считали, что церковь в государстве должна занимать привилегированное положение, и были противниками революции.
Правительство рф и его полномочия
Правительство:
1) высший орган исполнительной власти;
2) коллегиальный орган;
3) исполнительный орган общей компетенции (т.е. может решить любой организационный вопрос, если его решение не представляет собой компетенцию другого органа госвласти).
Состав: состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Ст111 КРФ. Председатель назначается Президентом с согласия Госдумы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Гос Дума рассм представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя ГосДумой Президент назначает Председателя, распускает Гос Думу и назначает новые выборы.
Статья 112
1. Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Статья 113
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Статья 114
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 12642; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Конституция РФ в ст.
Статья 109. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской…
111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 12640; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Судьба первой государственной думы
Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.
За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.
Ход революции
Революционные события 1905–1907 гг. распределились по трём основным этапам:
Этапы |
Периодизация |
Характеристика |
---|---|---|
1-й |
января-сентябрь 1905 г. |
Начало, расширение и углубление революции. |
2-й |
октябрь-декабрь 1905 г. |
Кульминация — высший период подъёма. |
3-й |
январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. годов |
Снижение накала и поражение. |
Карта: Революция 1905-1907 гг.
Первый этап – начало и развитие революции
Даты |
События |
---|---|
3 января 1905 г. |
Начало стачки рабочих Петербурга. |
9 января |
Расстрел солдатами мирного шествия рабочих Петербурга («Кровавое воскресенье»). |
Январь |
Масштабные народные волнения в разных регионах России под политическими лозунгами. |
18 февраля |
Рескрипт (письменное обращение к народу) Николая II с уверениями реформ. |
12 мая – 23 июля |
В Иваново-Вознесенске 72-дневная стачка текстильщиков под руководством первого в истории Совета рабочих депутатов. |
Май – июнь |
Всероссийский съезд крестьян и съезды земских представителей требовали социально-политических реформ. |
9 – 11 июня |
Польские рабочие поднимают вооружённый мятеж в Лодзи. |
14 – 25 июня |
Восстание моряков броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». |
Лето 1905 г. |
Многие крестьянские волнения перешли в полноценные восстания. |
6 августа |
Принятие положения о законосовещательной Государственной думе, в редакции министра ВД А. Г. Булыгина («Булыгинская дума»). |
Второй этап – кульминация — наивысший накал революции
Даты |
События |
---|---|
7- 25 октября 1905 г. |
Октябрьская политическая стачка: остановлена работа предприятий и учреждений. |
13 октября |
Создан Петербургский Совет рабочих депутатов под председательством Г. С. Хрусталёва-Носаря. |
17 октября |
Издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». |
октябрь — ноябрь |
Осенний подъём крестьянских волнений в половине уездов европейской России. Восставшие создавали «крестьянские республики», где устанавливали своё управление. |
3 ноября |
Опубликован Манифест, извещающий о понижении выкупных платежей вполовину в 1906 г. и их отмене с 11 января 1907 г. |
11 – 16 ноября |
Восстание в Севастополе (лейтенант Шмидт П. П.). |
21 ноября |
Сформированы московские Советы рабочих депутатов. |
7 декабря |
Начало стачки Московских рабочих. |
9 – 19 декабря |
Пик революции – вооружённое выступление в Москве. |
11 декабря |
Принят новый закон, регламентирующий выборы в I-ю Государственную думу. |
Третий этап – спад и поражение революции
Даты |
События |
---|---|
20 февраля 1906 г. |
Указ о регламентации работы Государственной думы и перепрофилирование Госсовета в верхнюю палату парламента. |
4 марта |
Изданы «Временные правила», разрешающие профсоюзы. |
27 апреля |
Начинает работу I-я Государственная дума. |
5 мая |
Дума требует от императора введения Конституции. |
Июнь 1906 г. |
Всплеск крестьянских выступлений. |
8 июля |
Министр внутренних дел П. А. Столыпин занял пост Председателя Совета министров. |
9 июля |
Роспуск I-ой Государственной думы. |
10 июля |
182 думских депутата призвали население России к неповиновению властям в качестве протест против разгона Думы. |
17-20 июля |
Мятежи солдат и матросов в Кронштадте и Свеаборге. |
12 августа |
Теракт против П. А. Столыпина. |
19 августа |
Созданы военно-полевые суды. Репрессии против участников революционного движения повсеместно активизируются. |
9 ноября |
П. А. Столыпин начинает свою аграрную реформу. |
20 февраля – 2 июня 1907 года |
Период работы II Государственной думы. |
3 июня |
Государственный переворот. II Государственная дума распущена, введён в действие новый избирательный закон. Революция подошла к логическому завершению. |
«Обнуление» и статус бывшего президента
Больше всего в связи с поправками было разговоров об «обнулении» Владимира Путина — создании возможности для него остаться в должности еще на два шестилетних срока. Ограничение по количеству сроков осталось, а из текста убрали слово «подряд»: согласно новой редакции уже невозможна будет «рокировка», когда Путин вновь стал главой государства в 2012 году. Но дополнение в статью 81 российской Конституции прямо говорит о том, что ограничение сроков не берет в расчет то, сколько уже пробыл в должности действующий президент. Так что теперь Владимир Путин сможет участвовать в выборах 2024 и 2030 годов, а в случае победы на них находиться у власти до 2036 года — ему тогда будет 83 года.
В той же 81-й статье теперь сказано, что президентом может стать только тот гражданин, у которого нет и никогда не было иностранного гражданства или вида на жительство за одним исключением для тех, кто жил на территории, включенной в состав России — пока это относится только к жителям Крыма. А еще у президента не должно быть счетов и вкладов за границей, хотя о наличии иностранной недвижимости или другого имущества там ничего не сказано. Кандидат должен постоянно проживать в России к моменту выдвижения как минимум 25 лет — раньше было 10.
Фото: kremlin.ru
Другая важная поправка, касающаяся лично Владимира Путина, — та, которая определяет статус бывшего президента. Статья 921 говорит о том, что отошедший от дел глава государства обладает неприкосновенностью, а вот лишить ее можно только по такой же процедуре, которая применяется при импичменте действующему президенту:
- одна треть депутатов выдвигает обвинения (госизмена или какое-то тяжкое преступление);
- специальная комиссия Госдумы дает заключение;
- Верховный суд дает заключение о наличии состава преступления;
- Конституционный суд дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинений;
- Две трети депутатов Госдумы голосуют за выдвижение обвинений;
- Две трети членов Совета Федерации голосуют за снятие неприкосновенности.
Мало того, бывший президент автоматически становится пожизненным сенатором Совета Федерации (статья 95), но может отказаться от этой должности.
Деятельность
Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).
С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.
С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.
Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» («Искры», 1906, № 23, С. 274.)
Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906
Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.
6 июня 33 депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.
Билет для входа в Государственную Думу, 1906 год
Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Дума могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.
Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. При этом изначально правительство предлагало кредит в размере 50 млн рублей, однако Дума, желая выразить ему свое недоверие, сократила сумму. Вот что писал по этому поводу русский историк С. С. Ольденбург:
Формирование монархических партий
Революция подтолкнула к оформлению монархических партий — Русское собрание, Монархическая партия, Союз русского народа и Русский народный союз имени Михаила Архангела. Монархисты выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей и первенствующей». Русский народ, полагали лидеры монархистов, неспособен на социальную вражду. Они искали врагов, смутьянов, виновных, как они считали, в охватившей страну смуте. Исключительное место в их идеологии занимал антисемитизм.
В октябре 1905 г. в стране начались погромы, во время которых погибли более полутора и были ранены три с половиной тысячи человек. Власти были вынуждены начать расследование. Состоялось более 200 процессов над погромщиками, были осуждены 1938 человек, причём 1713 из них были помилованы царём. Члены боевых дружин, устраивающих погромы и столкновения с революционными манифестантами, называли себя «чёрной сотней», поэтому часто монархическое движение в целом именуют черносотенным.
Третьеиюньская монархия
После революции в стране сложилась Третьеиюньская монархия. Власть царя теперь ограничивалась Государственной думой. Тем не менее малые полномочия Думы не являлись серьёзным препятствием для правительства. Оно было ответственно только перед Николаем II.
Царь продолжил курс на подавление революционных выступлений. Однако пришлось внести изменения в политику. Правительство попыталось расширить опору государственного строя за счёт крупных предпринимателей и зажиточного крестьянства. Такая политика лавирования между различными политическими силами получила название бонапартизма.
Новая политика проявилась в III Государственной думе. Это единственная дума, которая проработала полный срок (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 гг.). По новому избирательному закону удалось обеспечить умеренный её состав. Оппозиционные силы не составили большинства. Правые в Думе имели 147 мест из 442, октябристы -|154, кадеты — 54, трудовики -14, социал-демократы -19. Абсолютного преобладания не имела ни одна партия, поэтому нельзя было в одиночку обеспечить при голосовании утверждение законопроекта. Возможно было два большинства — правооктябристское и октябрис-тско-кадетское. Для проведения своей политики правительство лавировало между ними. До 1909 г. благодаря умеренной позиции октябристов между правительством и Думой не было конфликтов. Председателями III Думы избирали Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко.
IV Государственная дума действовала с 1912 по 25 февраля 1917 г. За счёт ослабления октябристов произошло некоторое усиление правых и левых. Появилась новая влиятельная фракция прогрессистов. Партия прогрессистов сложилась в 1912 г. и выражала инте-
ресы крупной буржуазии. Председателем последней Думы был М.В.Родзянко.
Все политические силы понимали необходимость реформ. Программу преобразований предложил Столыпин, который происходил из старинного дворянского рода. В 1902 г. он был назначен губернатором Гродненской, а в 1903 г. Саратовской губернии. Получил благодарность от Николая II за наведение порядка в Саратовской губернии во время крестьянских выступлений. С 26 апреля 1906 г. стал министром внутренних дел, а вскоре председателем Совета министров. На этом посту вёл беспощадную борьбу с революционным движением. Столыпин планировал сделать крестьян собственниками, достичь всеобщей грамотности и добиться усиления роста промышленности. Главной среди предложенных реформ была аграрная.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 г., ставшего законом 14 июня 1910 г.. Суть реформы сводилась к разрушению сельской общины и созданию в деревне слоя зажиточного крестьянства. Теперь крестьянин получил право выхода из общины и закрепления земли в частную собственность. Земледелец мог потребовать свести свою землю в один участок — отруб. Можно было выселиться из деревни и завести свой хутор. Власти способствовали обособлению крестьянских хозяйств.
К 1916 г. из общины выделилось 22 % крестьянских хозяйств. Многим крестьянам правительство оказывало финансовую помощь, предоставляя кредиты через Крестьянский банк. Такая политика помогла увеличить количество зажиточных, но не решила аграрной проблемы. Из общины чаще всего уходили богатые или бедные крестьяне. Бедняки не могли или не хотели кормиться на своём клочке земли, поэтому землю продавали зажиточным и уходили в город. Более половины крестьян, вышедших из общины свою землю продали. Отчасти это помогло ослабить проблему малоземелья, так как уменьшалось аграрное перенаселение. За десять лет проведения реформы собственниками стали менее 10 % сельских тружеников.
Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Таким образом он литсл ислаиить проолему малоземелья в центре страны. Правительство поощряло заселение Сибири, Дальнего Востока, степного края. Переселенцам оплачивали проезд, предоставляли кредиты и пособия, освобождали от налогов, наделяли землёй. За годы реформы переселилось более 3 млн. человек. Часто земли отводил^в глухих,
удалённых от железных дорог районах. Финансовая помощь правительства оказалась недостаточной. Нужно было вложить много труда и денег, чтобы основать хозяйство. Не выдержав тяжёлых условий, возвратилось почти 18 % крестьян. Переселенческая политика не дала ожидаемых результатов.
Столыпинские преобразования создали возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства, но не решили проблем деревни. Возможно, для этого не хватило времени. В 1911 г. Столыпин был смертельно ранен эсером Д.Г.Богровым. После смерти Столыпина в правительстве не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования.
Историческое значение манифеста
Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.
Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.
Основные законы 1906 г.
11 декабря 1905 г., в разгар вооружённого восстания в Москве, был издан указ о выборах в Государственную думу. Всё население страны делилось на 4 избирательные курии (группы): землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодёжь до 25 лет, рабочие мелких (менее 50 работников) предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы не были прямыми: для крестьян — четырёхстепенные, для рабочих — трёхстепенные, для буржуазии и помещиков — двухстепенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет.
Манифест 20 февраля 1906 г. наделил законодательными функциями Государственный совет. Царь видел в нём противовес Думе. Половина членов Государственного совета назначалась царём, половина избиралась Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев и др.
23 апреля 1906 г. Николай II утвердил Основные законы Российской империи в новой редакции. Императорская власть определялась как «верховная самодержавная». Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Согласно Основным законам, законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись к царю.
Итоги революции
Что изменилось в России после революции 1905—1907 гг.? Был создан первый представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, — Государственная дума, ограничившая власть императора. Новая политическая система получила название «Думской монархии». Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации. Подданным Российской империи были дарованы некоторые демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. Сформировались легальные политические партии. Был отменён циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы с некоторыми оговорками экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Власти были вынуждены смягчить национальную политику, разрешить применять родной язык в национальных школах.
Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9—10 ч (некоторые предприниматели по собственному почину установили 8-часовой рабочий день), а заработная плата — повышена. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялись минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, пособия по болезни.
Были отменены выкупные платежи, которые крестьяне платили с 1861 г., снижена арендная плата за землю, сельскохозяйственным рабочим повышена зарплата.
Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы, которые её породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований. |
Исторические даты
9 января 1905 г. — Кровавое воскресенье — расстрел войсками мирного шествия рабочих Петербурга. Начало первой революции в России.
17 октября 1905 г. — Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
27 апреля 1906 г. — 8 июля — деятельность I Государственной думы.
20 февраля 1907 г. — 2 июня — деятельность II Государственной думы.