Ан-168

Т-101 «ГРАЧ» — достойный преемник ветерана

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

В 1992 году на предприятии «РОКС-Аэро», созданном в Научно-производственном центре имени Хруничева, приступили к проектированию самолета Т-101 «Грач». В 1993 году он был построен на производственном объединении «МАПО МиГ» и прошел испытания на Луховицком авиазаводе. Впервые машина поднялась в воздух 7 декабря 1994 года. Она способна высаживать десанты, сбрасывать грузы и быть учебно-тренировочным самолетом.

Т-101 способен садится и взлетать буквально на пятачке земли, его скорость взлета равна всего лишь 80 км/ч, а посадочная — 70 км/ч. Кроме того, винт способен работать в режиме реверса, что сокращает дистанцию пробега на посадке

Машина имеет единственный турбовинтовой двигатель с трехлопастным винтом, расположенным в носовой части фюзеляжа, так же как и на машинах довоенного времени. Рама под двигателем сварена из труб. Прямо за ней, наверху, находится кабина пилотов, под которой — средства связи и радиоэлектронное оборудование.

Самолет по старинке имеет прямое крыло. Однако летать он может как днем, так и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. Военные уже прозвали машину «воздушным джипом» за малые размеры и неприхотливость.

К настоящему времени построено не меньше 24 таких самолетов.

Компоновка Ан-168

Среднее количество мест, запланированных для самолета, рассчитано на 19 пассажиров, однако, поскольку просторный салон воздушной машины выполнен из компоновочных материалов, на нем могут применяться различные варианты бизнес-джета. Классическая компоновка Elite рассчитана на 12 мест, а корпоративная Corporate Shuttle − 38 пассажирских мест.

В сравнение с западного производства бизнес-джетами украинский Ан-168 характеризируется наличием уникальных возможностей. Благодаря тому, что на самолете высоко расположили двигатели и разработали специальное шасси, он имеет возможность приземляться не только на стандартную ВПП, но и на грунтовую протяжностью в 1900 м. Вместо обычной двери фюзеляжа вмонтировали дверь-трап, которая дает возможность осуществлять посадку самолета в местах с плохо развитой аэропортной инфраструктурой. Это, в свою очередь, позволяет расширить базу бизнес-полетов в труднодоступных регионах.

Ан-168 характеристики:

  • Крейсерская скорость(км/ч) 800-870

  • Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (км) 6240

  • Максимальная высота полета (м) 12200

  • Расход топлива рейсовый (кг/ч) 1650

  • Потребная длина БВПП(м) 1900

  • Эксплуатационные температуры (на земле) -55…+45

  • Посадочная категория ICAO I, II, IIIA

  • Ресурс самолета

  • Календарный 30 лет

  • Количество полетов 30000

  • Количество летных часов 80000

Конструкция


Кабина пилотов Ан-70

Четырёхмоторный винтовентиляторный турбовинтовой самолёт. Выполнен по аэродинамической схеме высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.

Фюзеляж состоит из трех частей: в носовой части расположена кабина пилотов, за кабиной пилотов расположен грузовой отсек, в хвостовой части находится грузовой люк. Грузовой отсек занимает почти все пространство фюзеляжа. Грузовой отсек герметичен и оснащен комплектом оборудования для погрузочных работ. В конструкции планера широко применялись композиционные материалы.

В лётных испытаниях самолёта доказана возможность работы самолёта со слабоподготовленными грунтовыми площадками длиной 600 метров, даже если на борту самолёта при этом будет находиться до 20 тонн груза. Получение заданных характеристик обеспечивается, в первую очередь, уникальной силовой установкой — двигатель Д-27 (Запорожье) и винтовентилятор СВ-27 (производства АО «НПП Аэросила», Ступино, Россия); попытки создания подобного рода силовых установок предпринимались различными двигателестроительными фирмами мира, но реально осуществлен только этот проект. Взлётная мощность силовой установки 14 000 л. с. За счёт очень высокой степени сжатия воздуха в компрессоре (π{\displaystyle \pi }к = 30) достигается высокая экономичность (при максимальных взлётных весах часовой расход топлива на четыре силовые установки — 3,5—4 тонны).

Соосные винты дают высоконапорную струю воздуха, обтекающую крыло со скоростью, превышающей скорость набегающего потока, что приводит к увеличению подъёмной силы крыла, а выпущенные закрылки (на 60 градусов в посадочном положении) создают эффект поворота вектора тяги. Таким образом, при заходе на посадку с полностью выпущенными закрылками больше половины подъёмной силы на крыле возникает за счёт силовой обдувки, а меньшая — за счёт набегающего потока.

При испытаниях самолёта на большие углы атаки были получены Cy > 7 (Cy — отношение подъёмной силы к скоростному напору воздуха). Для сравнения, на существующих самолётах максимально реализуемые Cy порядка 2—3.

Кроме перечисленных свойств самолёт обладает рядом достоинств:

  • имеет «электронный борт», который легко может быть адаптирован под оборудование практически любого известного производителя авиационной электроники;
  • электронная дистанционная система управления самолёта, благодаря заложенным в неё алгоритмам управления обеспечивает удобное и безопасное управление самолётом. К примеру, отказ любого двигателя в полёте практически не требует вмешательства летчика для сохранения прямолинейности полета. Обеспечивается автоматическая защита от выхода самолёта на закритические режимы полета, такие как сваливание, чрезмерное скольжение или крутая спираль.
  • грузовая кабина обеспечивает размещение грузов военного назначения.
модификации

Существовал проект модификации в самолёт-разведчик с РЛС и ФАР с названием Ан-88.

История Военно-транспортной авиации

В 1930-х годах в составе Военно-воздушных сил (ВВС) были созданы авиационные подразделения для перевозки по воздуху войск и грузов, а также выброски (высадки) воздушных десантов. Так начиналась история Военно-транспортной авиации. Вначале они оснащались переоборудованными военными самолетами. Днем рождения и профессиональным праздником ВТА принято считать 1 июня 1931 года, когда в Ленинградском военном округе было завершено формирование опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переделанных в военно-транспортные самолеты. Это авиационное формирование явилось прообразом военно-транспортных авиационных частей.

В ходе учений и участия в локальных военных конфликтах до Великой Отечественной войны, авиация СССР получила опыт перевозок личного состава и высадки десанта, однако формально такого объединения как военно-транспортная авиация не существовало, отсутствовали даже специализированные военно-транспортные самолеты — для выполнения специальных задач использовались пассажирские и грузовые самолёты и бомбардировщики. В годы Великой Отечественной войны было выполнено более 1,7 млн. десантно-транспортных самолёто-вылетов, что составляет треть от общего количества всех самолетовылетов. За период войны с Японией было перевезено около 4000 тонн различных грузов и 10500 человек личного состава.

Только в послевоенное время, в марте-апреле 1946 года, в составе ВДВ была сформирована десантно-транспортная авиация (ДТА), в 1949 году преобразованная в транспортно-десантную авиацию.

В ее состав вошли 6 авиационно-транспортных дивизий, дислоцированных в европейской части СССР. Первая авиационно-транспортная дивизия ВДВ и 3 транспортных полка ВВС находились в непосредственном подчинении главнокомандующего войсками Дальнего Востока. В 1955 году транспортно-десантная авиация выводится из состава ВДВ и преобразуется в род ВВС с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.

В конце 1958 года на вооружение частей ВТА поступили специально разработанные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Ан-8 и Ан-12, обладающие большой грузоподъемностью и более совершенным бортовым оборудованием. В итоге ВТА стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных сил.

В 1967 году авиационный парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими полностью решить задачи по перевозке боевой техники сухопутных войск.

В 1974 году на вооружение поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, который надолго стал основным самолетом военно-транспортной авиации. Принятие на вооружение в 1987 году тяжелого дальнего самолёта Ан-124 позволило существенно расширить возможности ВТА в части стратегических перевозок.

Части ВТА ВВС СССР располагались на территории России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В результате распада СССР самолёты и аэродромы унаследовали новые государства, получившие независимость.

В 1998 году части и соединения ВТА ВВСР РФ были сведены в 61-ю воздушную армию Верховного главного командования (стратегического назначения), на основе которой в 2009 году было создано Командование военно-транспортной авиации.

За последние десятилетия ВТА принимала участие в большинстве локальных военных конфликтах во многих регионах мира, выполняла задачи по доставке международных миротворцев в зоны конфликтов и обеспечения миротворческих операций под эгидой ООН и СНГ.

С 2015 года подразделения военной-транспортной авиации участвует в обеспечении работы российской группировки в Сирии и доставке гуманитарных грузов.

Самолёты ВТА широко используются при при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, например, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., землетрясений — в Армении (1988 г.), на Курилах (1994 г.), Сахалине (1995 г.).

По итогам 2015 года Командование Военно-транспортной авиации признали лучшим объединением Воздушно-космических сил.

  1. Проводится в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). []

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2020 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Характеристика самолета Ан-28

Ан-28 сконструирован по схеме высокоплана с использованием подкосного типа. Это придает самолету более хорошие аэродинамические свойства. Из-за того что шасси не убирается в фюзеляж, самолет немного теряет в скорости и аэродинамике. В данной модели самолета существует возможность установки поплавков вместо стандартного шасси.

Самолет имеет двухкилевое оперение. Силовой агрегат составлен из двух двигателей модели ТВД-10 и оборудован реверсивными винтами. Салон данного самолета можно с легкостью менять для различных перевозок. Эту модель можно использовать как пассажирский, так и грузовой вариант, кроме того, как административное судно.

Обычный Ан-28 можно быстро и легко переоборудовать в самолет для перевозки грузов, для этого нужно сложить пассажирские сидения, что позволит поместить груз. Для более удобной и быстрой погрузки самолет оснащен грузовым люком, который расположен в хвостовой части самолета. Грузовое отделение самолета оснащено кран-балкой, которая позволяет облегчить и ускорить процесс погрузки. Данный механизм способен поднимать грузы массой до полтонны.

При проектировании самолета большое внимание было уделено мерам, которые обеспечивают безопасность полета в любой, даже аварийной ситуации. Полет при большом угле приведет к потере скорости, но при этом самолет не будет сваливаться, а стабилизируется за счет продуманной автоматической системы предкрылков

В такой ситуации самолет автоматически начнет опускать переднюю часть и восстанавливать скорость полета, при этом сохранится отличная управляемость.

В ОКБ Антонова впервые была разработана и установлена на самолет Ан-28 система, которая могла самостоятельно уменьшать крен машины при полете. Эта система позволяет безопасно и легко управлять данным самолетом даже при одном рабочем двигателе. Она имеет патент, который зарегистрирован во Франции и США. Оперение самолета продумано настолько эффективно, что позволяет пилотам с легкостью управлять самолетом Ан-28 даже на невысоких скоростях.

Самолет модели Ан-28 способен производить полеты при различных метеорологических условиях и в любых климатических поясах, независимо от времени суток. Все это возможно за счет установленной на борту навигационной системы и системы, которая предотвращает обледенение корпуса самолета и его функциональных частей.

Серийный выпуск самолета данной марки продолжался вплоть до 1997 года. За все время производства было изготовлено 198 единиц самолета Ан-28 и его модификаций.

Особенности самолета типа Су-80

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

Конструкция


Вид снизу на двигатель Д-36, установленный на Ан-74

Ан-74 первоначально был переделан из опытного Ан-72 для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды под обозначением Ан-72А «Арктический». Предназначался для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяжённости в любых климатических условиях от −60 °C до +45 °C и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолёт Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров (до 52 в зависимости от модификации), на высоте до 10 100 метров с крейсерской скоростью 550–700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:

  • проводку судов;
  • организацию и обслуживание дрейфующих станций;
  • проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
  • визуальную ледовую разведку;
  • разведку рыбных косяков.

Самолёт Ан-74 удовлетворяет Нормам лётной годности гражданских самолётов. В конструкции самолёта широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолёта. Сертифицирован АР МАК г. Москва (сертификат Типа № 13-74).

Ан-74, как и Ан-72, выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлётной тягой по 6500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и . От Ан-72 он, помимо прочего, отличается:

  • более мощной ВСУ типа ТА-12 (аналогичная стоит на Ан-124, Ту-204, доработанных Ту-95 и др.);
  • установкой трёх вместо двух — для обеспечения запуска мощной ВСУ;
  • наличием отдельного рабочего места штурмана — стола с навигационными приборами;
  • отсутствием станции предупреждения об облучении головками самонаведения ракет и другими военными радиосредствами.

Установка двигателей с большим выносом вперёд над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлёте и посадке, повышает подъёмную силу крыла за счёт обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей (эффект Коанда) и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлётом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полётных ситуациях.

Экипаж самолёта состоит из четырёх человек лётного состава:

  • командир воздушного судна;
  • второй пилот;
  • штурман;
  • бортинженер;
  • при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.

Возможна эксплуатация самолёта без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.

Самолёт прост в эксплуатации, без затруднений осваивается лётным и инженерно-техническим составом средней квалификации.

История

Первый полёт совершил 29 мая 1985 года с аэродрома Придача под управлением Станислава Близнюка.[источник не указан 1032 дня]

Самолёт предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. При создании Ил-80 были приняты меры по снижению воздействия поражающих факторов ядерного взрыва: например, отсутствие иллюминаторов, минимальное количество люков.[источник не указан 1032 дня]

Требования предъявляемые к воздушному командному пункту: дальность и продолжительность полета должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности; самолет должен иметь бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в то числе защиту от радиоактивного заражения; на самолете должна быть аппаратура, обеспечивающая управления всеми видами вооруженных сил в том числе с использованием АСУ и ТКС, включая аппаратуру СДВ-связи; самолет должен иметь возможность автономного применения в случае выхода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации; самолет должен иметь возможность применения с любого аэропорта ГА; самолет должен обеспечивать высокий комфорт на борту; самолет должен соответствовать уровню надежности — вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения.

Визуально от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Часть самолётов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная тросовая антенна ОНЧ длиной около 8 километров, которая применяется для связи с подводными лодками.[источник не указан 1032 дня]

В отличие от своего прототипа (Ил-86), на самолете применена усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолет со стороны возможного ядерного взрыва. Самолет получился очень тяжелым, что потребовало для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес потребовал установку на Ил-80 четырех опор шасси. На крыле самолета установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования.

Ил-80 не укомплектован вооружением. Защита самолета обеспечивается истребительной авиацией сопровождения

Всего было выпущено 4 таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находились в эксплуатации в отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю авиационную эскадрилью (войсковая часть № 15650) (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ).[источник не указан 1032 дня]
9 мая 2010 года самолёт с РНВС RA(Россия)-86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Этот же самолёт принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года.[источник не указан 1032 дня]

Один из самолётов (RA-93642) прошел модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.[источник не указан 1032 дня]

Помимо четырёх Ил-80, было построено 2 самолёта Ил-76СК (Ил-76ВКП), номера №№ СССР-76450 и СССР-76451, близких по составу оборудования и решаемым задачам. Базируются там же.

Кодировки

Воздушное судно – это не автомобиль. Его нельзя просто так приобрести и использовать. Каждый самолет имеет сразу несколько кодировок. Условно говоря, они делятся на два типа:

  • Международная.
  • Внутренняя.

Первая позволяет диспетчерам определить, какой именно самолет совершает рейс в их воздушном пространстве. Это не просто информация о воздушном судне. Это полное понимание того, к флоту какой компании борт приписан, что за самолет совершает рейс, под флагом какой страны происходит полет, а также множество мелких подробностей вплоть до особенностей уникальной компоновки салона.

Вторая же используется для определения «своих» самолетов в небе. Она не несет столь значимой нагрузки, как международная кодировка. Однако весьма полезна для диспетчера.

Самолет 32S – это тоже кодировка, причем международная. Она отвечает за определение диспетчером марки самолета, его модели, иных характеристик. Как правило, пассажир вообще не сталкивается с подобным обозначением, однако известны редкие случаи.

Отличия от взятого за базу Ан-148-100

Воздушная машина Ан-168 в сравнении с базовой моделью имеет ряд отличий. В частности, благодаря тому, что доработали фюзеляж до 36 шпангоутов, установили дополнительный топливный бак ёмкостью 470 кг, увеличилась дальность полета. Теперь она составляет 7000 километров. Подъёмная сила крыла нового самолета повысилась из-за принятого предложения установить винглеты на концах крыльев. Также на общие технические и летные характеристики позитивным путем повлияло применение в конструкции композитных материалов. Благодаря этому общий вес самолета значительно уменьшился.

Среди дополнительных плюсов нового аппарата является возможность широкого спектра дизайнерского решения внутренней обстановки самолета. То есть заказчик сам сможет реализовать свои желания в интерьере. Это стало возможным благодаря тому, что салон выполнили из композитных высококачественных материалов. Изюминкой является установленная на борту камера для осмотра передней полусферы. Изображение с нее подается на экран внутри салона. Также установлена аппаратура для высокоскоростного интернета и DVD/CD-система.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector