Type 62

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которой оказались задействованы советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора на территорию Чехословакии в августе 1968 года. До реальных боестолкновений дело тогда не дошло. А вот события 1969 года на советско-китайской границе вокруг острова Даманский привели к первой потере. Причём подразделение из 9 новейших и на то время секретных советских боевых машин оказалось в зоне боевых действий случайно.

Один из танков, выступивших на помощь атакованным советским пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, его экипаж при этом погиб. В ходе дальнейшего боя этот Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы сумели поднять танк и переправить его на свой берег. Впоследствии этот трофей был выставлен в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине, где находится и до сих пор.

Весьма активным оказалось участие Т-62 в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины в больших количествах стояли на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равного соотношения танковых сил воюющих сторон смогли добиться некоторого перевеса на Синайском полуострове, понеся серьёзные потери на Голанских высотах.

В дальнейшем сирийская армия смогла нанести заметный урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в Ливанском конфликте 1976-1982 годов, но и потери Т-62 при этом были также значительными. Кроме того, около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62 Израиль смог восстановить, а затем модернизировал и включил в состав своей армии под названием «Тиран».

Танки Т-62 применялись Советской Армией в Афганистане. Там эта машина зарекомендовала себя в целом успешно. Тем не менее, применение противником всё более совершенного противотанкового вооружения выявило уязвимость бронетехники. Для защиты Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях стали устанавливать металлические щитки, борт и ходовую часть прикрыли экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части корпуса. Комплекс этих мероприятий отразился в двух модернизациях танка, что позволило избежать заметных потерь.

Танки Т-62 применялись в большинстве вооружённых конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его развала. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также во время войны с Грузией в 2008 году. Украинские войска применяли модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе.

Использование в армии Ирака

Советские танки Т-62 активно и массированно применялись в боевых действиях армией Ирака, начиная с 1980 года. К тому моменту на вооружении Ирака состояло около 700 танков данного типа. В ходе ирано-иракской войны их основными противниками стали американские танки М60 и британские «Чифтены».

В январе 1981 года в долине Хархи близ города Сусенгерд в иранской приграничной провинции Хузестан состоялось крупнейшее танковое сражение этой войны. В нём приняло участие около 300 танков с каждой из сторон. Иракским Т-62 удалось заманить самые современные иранские танки в подготовленную ловушку и уничтожить более 200 из них, потеряв около 40 машин. Это сражение продемонстрировало успешное пробитие брони «Чифтенов» снарядами из советской 115-мм танковой пушки.

Подбитый иракский Т-62 в Кувейте

К моменту вторжения иракских войск в Кувейт и операции «Буря в пустыне», проведённой в основном вооружёнными силами США при поддержке крупных контингентов войск других стран Запада, Т-62 уже являлись весьма устаревшими на фоне не только новейших западных танков, но и иракских же Т-72. Сколь-нибудь крупных танковых сражений в этой войне не случилось, так как значительная часть иракских танков была уничтожена ударами авиации, а оставшимся в строю иракским танкам в Кувейте удалось либо отступить успешно отступить вглубь Ирака, либо почти бесконфликтно сдаться Межнациональным силам.


Автор статьи:

Роев Олег

Т-62М WoT

World of Tanks продолжает активно покорять просторы виртуального мира и предлагать пользователям самые разные новые элементы контента. А чтобы подогревать широкий интерес аудитории пользователей, разработчики стараются невзначай тизерить новые танки с помощью своих роликов. И теперь, когда совсем скоро состоится Wargaming Fest, внимательные игроки отметили, что на ролике засветился новый танк Т-62м WoT о котором нет никакой информации. Поначалу может показаться, что это всего лишь слабенький троллинг, но по факту нам можно ожидать что-то интересное и новое. Мы постарались собрать для вас всю необходимую информацию и теперь готовы поделиться своими находками.

Как можно будет получить этот танк?

Первым вопросом, который возник у аудитории, является способ получения этой техники. Ответить максимально точно не получится, так как подробностей разработчики не разглашают и просто молчат на форумах. Но несложно догадаться, что он наверняка станет полуэксклюзивным, а значит, получить его можно будет исключительно за боны или за событие на Глобальной карте. Стоит учитывать, что относится к 10 уровню, а значит о статусе премиумного никакой речи идти не может.

Но не стоит забывать и о том, что Т-62А, который сейчас доступен, является далеко не таким популярным представителем своего уровня. А значит, разработчики вполне могут задуматься о том, чтобы его заменить. Подобные ситуации неоднократно происходили, поэтому остается только ждать фестиваля и надеяться, что доступность этого танка наверняка будет куда более оптимальной.

Немного истории

А сразу стоит отметить, что данный танк существовал в реальности и он сейчас используется в Сирии, правда, с небольшими модификациями. Эта техника была сконструирована в 1980 годы, что является достаточно современным временем для нынешней тематики игры. Возможно, за основу будут взяты ранние концепты и идеи, но все же шаг в сторону современности уже говорит о том, что разработчик намерены увеличивать контент в несколько раз.

Из особенностей следует отметить, что башня укреплена съемной броней, орудие осталось прежним, но получило стабилизацию и дополнительный урон, корпус аналогичным образом был укреплен и появилась модификация в виде радиоуправляемых ракет, которые были предназначены для массового поражения места, где находится враг. Довольно необычный набор улучшений, среди которого большое сомнение вызывают ракеты. Пока подобная механика в игре не реализована, а значит разработчики не будут неожиданно ее вводить. А может этот танк станет первым, кто будет использовать новое геймплейное улучшение?

История создания

После того как Министерство обороны СССР отказалось принимать на вооружение средний танк «Объект 167» конструкторское бюро Уральского танкового завода в инициативном порядке продолжило совершенствовать конструкцию «Объекта 167». В 1960 году началась разработка новой модификации пушки У-5ТС под индексом 2А21. Основной задачей которой являлось введение раздельно-гильзового заряжания и соответственно введение в конструкцию танка механизма заряжания, что позволяло исключить из состава машины заряжающего и сократить экипаж до трёх человек. Для установки пушки 2А21 в «Объект 167» в конструкторское бюро Завода №183 была начата работа над его модификацией под индексом «Объект 167Ж». Параллельно началось конструирование модификации под установку 125-мм пушки Д-81. В мае 1962 года проект получил индекс «Объект 167М», а также неофициальное название Т-62Б. В мае 1964 года проект Т-62Б был рассмотрен Государственным комитетом по оборонной технике СССР. Комитет принял решение о нецелесообразности ведения дальнейших работ по танку, ввиду того, что «Объект 167М» являлся новым средним танком и не отвечал перспективам развития танковой техники, в качестве базы которой предполагалось использовать ходовую часть «Объекта 432».

Историческая справка

Основная статья: История Т-62А

Разработка нового среднего танка была начата в 1957 году. Новый танк должен был стать ответом на создание Францией и ФРГ нового единого среднего танка для вооружения армий стран НАТО. В ОКБ-520 были начаты работы по модернизации среднего танка Т-55. В 1958 году были построены три опытных машины. В период с 1959 по 1961 годы опытные образцы проходили испытания. Параллельно с базовым вариантом, был изготовлен и проходил испытания вариант с установкой 115-мм гладкоствольной пушки У-5ТС (2А20), получивший индекс ГБТУ «Объект 166». По окончанию испытаний 12 августа 1961 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №729-305 оба варианта танка были приняты на вооружение. Приказом Министра обороны СССР 9 января 1962 года «Объект 165» был принят под обозначением Т-62А. Особенности конструкции: система стабилизации пушки в двух плоскостях, резинометаллические шарниры гусениц, торсионная подвеска катков.

Технические характеристики

Т-62 имеет запас хода по топливу, достаточный для преодоления расстояния до 450 километров (по шоссе). В числе других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать броды глубиной до 1,4 метра с ходу. С применением возимой трубы для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров.

V-образный дизельный двигатель

В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В объёмом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его моторесурс составлял 350 часов. Двигатель способен работать на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА.

Впоследствии по ходу выработки моторесурса Т-62 получали в оснащение двигатели В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.

Ходовая система

Ходовая часть танка почти целиком аналогична системе, применённой в семействе Т-54/55. Она включает в себя с каждого борта по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (направляющее колесо).

Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница Т-62 состоит из 96 траков, соединённых металлическими шарнирами.

Подвеска

Подвеска индивидуальная, торсионная. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.

Максимальная скорость

Предельная скорость, развиваемая Т-62 при передвижении по шоссейным дорогам, составляет 50 км/ч. В качестве расчётных параметров средней скорости движения танка по шоссе принимались показатели 32-35 км/ч, по грунтовой дороге – 22-27 км/ч.

Электрооборудование

Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и рассчитывалось на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи общей ёмкостью 280 А-ч и генератор мощностью 6,5 кВт.

В качестве осветительных приборов танк располагал тремя фарами. Две из них (на корпусе) оснащались светомаскировочным устройством, а фара прибора ТВН располагалась  в передней части башни.

С 1975 года часть танков Т-62 была оснащена лазерным дальномером КДТ-1, устанавливавшимся над стволом пушки

Системы связи, наблюдения и прицеливания

Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа – танковым переговорным устройством Р-120 (Р-124), интегрированным с соответствующим типом радиостанции.

На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основные которых:

  • Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 км;
  • Бинокулярные перископы для наводчика и в командирской башенке с функциями увеличения и ночного видения;
  • Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для механика-водителя;
  • Лазерный дальномер (с 1975 года).

К началу 1980-х годов внедрение прицела-прибора наведения (ППН) с системой лазерного наведения ПТУРС позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнём «Волна» для наводчика.

Т-62 с дополнительными противокумулятивными экранами. 58-я армия ВС России, (грузино-осетинский конфликт, август 2008 года)

Историческая справка

Основная статья: История Type 62

Чертёж легкого танка Type 62

Type 62 НОАК

Официально требования на легкий танк НОАК выдвинула исходя из того, что для действий в Южном Китае средние танки Type 59 были мало приспособлены, так как в тех местах было мало мостов нужной грузоподъемности. Фактически он разрабатывался как облегченная и упрошенная версия танка Type 59, так как промышленность не могла наладить выпуск средних танков в нужных объемах. Разработка нового танка началась на заводе №674 в 1958 году. Прототип назывался Type 59-16, что указывало на большое сходство с танком Type 59. Прототип был изготовлен в 1960 году и до 1962 года велись его доработки и испытания. В 1963 году новый легкий танк Type 62 был запущен в серийное производство. Также он был известен под обозначением WZ-131. В 1989 году серийное производство этого танка было прекращено после выпуска около 1500 экземпляров.

Разработка была начата в 1957 году. Машина представляла собой облегчённую версию танка Type 59 и предназначалась для боевых действий в южных районах страны в условиях гористой и заболоченной местности. Первый прототип был построен в 1962 году. В дальнейшем танк прошёл несколько этапов модернизации.

Боевая машина выполнена по традиционной компоновочной схеме. За исключением некоторых деталей компоновка соответствует советскому танку Т-54. Основным вооружением танка является 85-мм нарезная пушка. К пушке имеются бронебойный, бронебойно-фугасный, осколочно-фугасный, кумулятивный и дымовой боеприпасы, боекомплект составляет 47 выстрелов.

С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет. Приборы прицеливания и наблюдения оптические, такие же, как на машине «Тип 59». Механизм поворота башни ручной с электрическим приводом, подъемный механизм пушки механический. Углы наведения в вертикальной плоскости от −4° до +20°. Кроме спаренного, имеется курсовой 7,62-мм пулемет. На шкворне у люка заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемет с боекомплектом 1250 (300) патронов.

Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. По конфигурации он подобен корпусу Т-54. Толщины броневых листов — от 12,5 (корма) до 25 (верхняя лобовая деталь) миллиметров. Башня сварная из литых и катаных стальных броневых деталей. Толщина ее стенок составляет от 32 до 50-мм. Таким образом, танк защищен от стрелковых боеприпасов, но уязвим для автоматических пушек, обладает низкой противоминной стойкостью, какой-либо защиты от массовых противотанковых средств не предусмотрено.

Подвижность обеспечивается применением 12-цилиндрового V-образного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 430 л. с., простой механической трансмиссии с ручным управлением, пятиопорной ходовой части с односкатными обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской. В трансмиссии в качестве механизма поворота используются бортовые фрикционы. Гусеницы мелкозвенчатые с открытыми металлическими шарнирами, траки — двухгребневые. Топливные баки вмещают 730 литров топлива, что обеспечивает запас хода по шоссе свыше 500 км. На корме корпуса могут устанавливаться дополнительные бочки с топливом.

«Объект 165»

Таким образом, несмотря на дли­тельные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получи­ла новый средний танк, который бы существенно превосходил уже име­ющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.

За счет очень длинного ствола (62 калиб­ра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел началь­ную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.

В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была ус­танавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового амери­канского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информа­цию, ГБТУ потребовало от конструк­торов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.  

В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стре­ляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и мак­симально быстрого запуска танка в производство для него использова­лись узлы и агрегаты Т-54/55.

Одна­ко, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раз­дельно-гильзовое заряжание, конс­трукторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельно­литую башню с увеличенным диамет­ром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.

Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреля­ных гильз, которые уже было нера­ционально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через неболь­шой люк в кормовой части башни. Но­вая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдви­нуть назад моторно-трансмиссионное отделение.

В результате был спроекти­рован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, ос­тавшись равной 100 мм, но на осталь­ных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходи­мо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.

Практически неизмен­ной осталась и ходовая часть — опор­ные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количес­тво траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правиль­ной центровки танка изменили распо­ложение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой про­межуток между первым и вторым кат­ками, катки на Т-62 были сконцентри­рованы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных исполь­зованием более мощной пушки, и воз­ник «объект 165» — будущий Т-62А.

Относительно новой системой, кото­рая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защи­ты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактив­но зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанав­ливалась в КБ УВЗ на модернизиро­ванный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серий­но выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.  

В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испы­тания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.

Примечания

  1. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 4. — С. 58—60.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 мая 2011.
  3. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 5. — С. 48.
  4. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 8. — С. 60.
  5. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 5. — С. 47—51.
  6. А.В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 315

О защите экипажа

Поскольку в результате ядерного взрыва внутри танка образуется избыточное давление, разработчики с целью обезопасить экипаж от радиации, разработали специальную противоатомную защиту. Заключалась она в том, что корпус и башню Т-62 выполнили максимально герметичными. Кроме того, боевая машина оборудована автоматическими закрывающимися лючками, воздухозаборниками и жалюзи. Внутри кабины работает специальный нагнетатель-сепаратор, предназначение которого – создавать в танке повышенное давление и фильтровать поступающий воздух. Активация противоатомной защиты выполняется автоматически после того, как сработал прибор РБЗ-1М, реагирующий на гаммы-излучения. Дополнительно танк оборудовали прибором ДП-ЗБ, с помощью которого также осуществляется регистрация ионизирующего излучения.

Разработка орудия

У-8ТС. Одновременно в рамках со­здания перспективного среднего тан­ка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петро­ва были начаты работы по разработке 100-мм танковой нарезной пушки бо­лее мощной, чем устанавливающаяся на «пятьдесятчетверке» Д-10Т. Началь­ная скорость бронебойного снаряда нового орудия должна была дости­гать 1015 м/с (для сравнения, у Д-10Т — 895 м/с), а дульная энергия быть на 30% выше.

Для компенсации возрос­шей отдачи был установлен дульный тормоз, для продувки канала ствола служил эжектор. Пушку, получившую обозначение Д-54Т, планировалось ус­тановить в танке Т-54 взамен Д-10Т, ее же предполагалось использовать и для вооружения перспективного среднего танка.

Опытный образец среднего танка «объект 140». Эта машина также вооружена 100-мм пушкой Д-54ТС

Для проведения испытаний этого орудия в 1954 г. в Нижнем Тагиле на базе корпуса и башни Т-54 был пос­троен опытный танк, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 г. в ЦНИИ-173 был закончен техпроект одноплоскостно­го стабилизатора «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установ­лен на «объект 139» в октябре 1954 г. Тогда же «объект 139» был принят комиссией и направлен на заводские полигонные испытания, первый этап которых был завершен к декабрю 1954 г.

Были проведены и стрельбы из но­вого орудия, однако только с места, так как ЦНИИ-173 задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 г. после установ­ки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, кроме того, выяснилось, что обслуживание пуш­ки затруднено из-за стесненности бое­вого отделения — Д-54 имела большие размеры, чем Д-10Т. Стабилизатор «Ра­дуга» на вооружение принят не был, прекратились и дальнейшие работы над Т-54М, так как примерно в это же время на вооружение поступил танк Т-54А, оснащенный одноплоскостным стабилизатором «Горизонт».  

После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 был спро­ектирован двухплоскостной стабили­затор «Молния». Осенью 1955 г. УВЗ было передано три опытных образца стабилизированной в двух плоскос­тях 100-мм пушки Д-54ТС с «Молни­ей», предназначавшиеся для «объекта 140».  

В 1958 г. были начаты испытания новых пушек на трех опытных экзем­плярах «объекта 165» (о нем рассказ ниже). К февралю 1960 г. полигонно­войсковые испытания «объекта 165» были завершены. Выдержала их и пушка Д-54ТС, которая к этому време­ни была несколько модернизирована — упрочнен ствол, в результате чего его вес возрос до 2390 кг, изменена крутизна нарезов в связи с началом разработки нового подкалиберного снаряда. Этот вариант пушки Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 г. «объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со ста­билизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только калиберные бронебойные и осколочно- фугасные снаряды, так как разработка подкалиберных бронебойных снаря­дов затягивалась.  

У-5ТС. В конце 50-х годов, в СССР была разработана 100-мм гладкост­вольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же возникла идея установить «Рапиру» в проектирую­щийся «объект 165». Однако унитар­ный выстрел «Рапиры» был слишком велик, его длина составляла 1200 мм, и в башню «объекта 165» он не по­мешался. Тогда было решено на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 спроек­тировать гладкоствольную танковую пушку с такой же, как у Д-54, длиной выстрела (1100 мм).

Использование гладкого ствола сулило целый ряд преимуществ, среди которых было увеличение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи (т.е. относитель­ная простота создания мощного ку­мулятивного снаряда).

Новая пушка разрабатывалась в ОКБ-9 под руко­водством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что, упразднив нарезы и не изменяя никаких наружных габа­ритов Д-54, можно увеличить калибр пушки со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор сместили ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У- 5ТС с начальной скоростью снаряда в 1620 м/с ! . В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойно- подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами.

Средний танк Т-62 на вооружении Советской Армии

Т-62М и Т-62М-1. Полный комплект модернизации

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации машины выпуска до 1972 г. Фото В. Кузьмин

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Фото В. Чобиток

Установка прицела 1К13 на башне Т-62М. Вариант бронировки прицела с надбоем

Т-62М-1. Полный комплект за исключением термокожуха. На машине установлен двигатель В-46-5М (справа на надгусеничной полке бронированный короб с воздушным фильтром внутри)

По техническому описанию на Т-62М , разработанному в соответствии с конструкторской документацией по состоянию на 1.12.1985, модернизация включает следующие мероприятия.

По вооружению

  • Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» (индекс приводится по , в ряде других источников «Шексна» обозначается как 9К116-2) с прицелом-прибором наведения 1К13 и выстрелами 3УБК10-2 управляемых противотанковых ракет 9М117.
  • Система управления огнём «Волна» с квантовым дальномером КДТ-2 или КДТ-1-1, телескопическим прицелом с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости ТШСМ-41У, стабилизатором танкового вооружения «Метеор-М1» (2Э15М-1) и баллистическим вычислителем БВ-62.
  • Термозащитный кожух ствола орудия.

По защите

  • Дополнительное бронирование лобовой части башни и верхнего наклонного лобового листа корпуса от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов.
  • Сплошные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны. Также предусмотрена установка дополнительных съемных открывающихся бортовых щитков-экранов (такие же как для танка Т-64А).
  • Для повышения противоминной стойкости: дополнительная броневая защита днища, распорная стойка рядом с сиденьем водителя, амортизационное ограждение передней пары торсионов и быстросъёмная подушка на сиденье механика-водителя.
  • Дополнительная защита от проникающей радиации (надбой) — введена с 1984 г.
  • Внедрены мероприятия по защите от огнесмесей типа напалм.

По подвижности

  • Новый двигатель В-55У (620 л.с.) или В-46-5М (690 л.с.)
  • Для повышения плавности хода увеличен динамический ход катков, внедрены конструктивные изменения: применены торсионы, выдерживающие высокие скручивающие напряжения (двойное заневоливание при термообработке); отменены резиновые буфера балансиров; установлены упоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров; дополнительно установлены гидроамортизаторы на подвесках вторых опорных катков; установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов и тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами; перестановлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.
  • Для снижения вероятности сброса гусеницы введены ограничительный диск на ведущем колесе и отбойники на стыках бортов и кормы корпуса.
  • Гусеница с ОМШ заменена на гусеницу с РМШ и улучшенными сцепными качествами, используемую на Т-72 (уже применялась на более ранних Т-62).

Системы воздухоочистки и выпуска двигателя В-46-5М. Нагнетатель занял часть объема ранее выделявшегося под воздухоочиститель, из-за этого пришлось перекомпоновать размещение ступеней воздухоочистителя. Первая ступень воздухоочистки (циклонный аппарат) вынесена за корпус танка в надгусеничный бронированный отсек. Кассеты второй ступени установлены вертикально

Вид на крышу МТО Т-62М-1 справа. Хорошо видно размещение бронированного отсека ВО

По связи, специальным системам и оборудованию

  • Радиостанция заменена на Р-173, а радиоприёмник на Р-173П.
  • Установлена система пуска дымовых гранат 902Б «Туча».
  • На некоторых машинах крепления и упоры для установки тралов и навесного оборудования на лобовой части корпуса.

Из вышеуказанного выделим те основные визуальные признаки, которыми модернизация Т-62М в полной комплектации явно отличается от ранее выпускавшихся Т-62: дополнительное бронирование башни, лобовой части и днища корпуса; сплошные бортовые экраны; характерная форма броневой головки и крышки окна прицела 1К13; гранатометы системы 902Б; термозащитный кожух ствола орудия; надбой на башне

Модификация Т-62М-1 (обратить внимание на дефис перед «1») с двигателем В-46-5М отличается также бронированным коробом на правой надгусеничной полке напротив двигателя, куда вынесен воздушный фильтр циклонного типа

В этот перечень не включены приёмопередатчик дальномера и новая гусеница по той причине, что они уже использовались на некоторых Т-62 ранее.

С модификациями Т-62М и Т-62М-1 в полной комплектации разобрались, перейдем к другим известным вариантам.

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Кубинка, сентябрь 2002 г. Фото В. Чобиток

Для сравнения: башня Т-62 обр. 1975 г. Установлен ночной прицел типа ТПН-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector