Т-10

Зоны пробития…»Для тех, кто в танке».

Зоны пробития ИС-8 подробно разбирать не приходится, так как танк пробивается достаточно легко орудиями пробитием около 200 мм, кроме некоторых случаев.

К примеру, Вы можете не пробить ИС-8, если он «станцует» лбом корпуса во время выстрела. Есть вероятность рикошета, если ИС-8 просто расположится к вам под прямым углом – тогда его ВЛД будет пробить сложновато: будут браться лишь края. НЛД танка выцелить довольно легко и оно хорошо пробивается. Борта танка так же рикошетны и часто любят поедать урон.

На первом рисунке показаны 5 основных точек пробития ИС-8 — это НЛД (1), крайние части ВЛД ( 2 и 3), наблюдательное отверстие в башне (5) и башенка командира (4). ВЛД легко пробьется лишь в том случае, когда один из листов расположен к Вам под более-менее прямым углом. Практически то же самое нужно сказать и о НЛД, однако, если НЛД будет к вам повернуто под углом, то, соответственно, к Вам будет повернут прямо лист ВЛД. Башня командира пробивается танками ниже уровнем. Наблюдательное отверстие выцелить трудно издали, но очень легко в клинче.

На втором рисунке показаны наиболее благоприятные зоны пробития, располагающиеся по борту танка. Попадание в зону 1 предполагает шанс возгорания танка, в зону 2 — вывод из строя членов экипажа (мехвод, заряжающий). Зона 1, не смотря на крепкую башню ИС-8, пробивается за счет меньшей обтекаемости и может сулить отпуком по состоянию здоровья для командира танка.

Тактико-технические характеристики танка Т-10М

Экипаж, чел.: 4 Разработчик: ВНИИ-100, ГСКБ-2 Годы производства: 1954—1966 Годы эксплуатации: 1954—1993 Количество выпущенных, шт.: встречаются цифры от 1589 до 8000 Компоновочная схема: классическая

Вес танка Т-10

— 50 тонн

Размеры танка Т-10

— Длина корпуса, мм: 7250 — Длина с пушкой вперёд, мм: 10 560 — Ширина корпуса, мм: 3380 — Высота, мм: 2585 — База, мм: 4550 — Колея, мм: 2660 — Клиренс, мм: 460

Броня танка Т-10

— Тип брони: стальная литая и катаная гомогенная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 60 / 78+45°; 120 / 55+40° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 120 / 50° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 120 / 47°; 80 / 62° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 80 / 10° — Корма корпуса, мм/град.: 50—60 — Днище, мм: 16 — Крыша корпуса, мм: 30 — Лоб башни, мм/град.: 250 / 24°; 120 / 55+40° — Борт башни, мм/град.: 148 / 45°; 122 / 55°; 102 / 65° — Корма башни, мм/град.: 50 — Крыша башни, мм: 40

Вооружение танка Т-10

— Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25ТА/2А17 — Тип пушки: нарезная пушка — Длина ствола, калибров: 48 — Боекомплект пушки: 30 — Прицелы: Т2С-29-14, ТПН-1-29-14, ВК-4, ПУ-1 — Пулемёты: 2 × 12,7-мм ДШКМТ (Т-10А/Б); 2 × 14,5-мм КПВТ (Т-10М)

Двигатель танка Т-10

— Тип двигателя: В-12-6 — Мощность двигателя, л. с.: 750

Скорость танка Т-10

— Скорость по шоссе, км/ч: 50 — Запас хода по шоссе, км: 350 — Запас хода по пересечённой местности, км: 200 — Удельная мощность, л. с./т: 15 — Тип подвески: индивидуальная торсионная — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,77 — Преодолеваемый подъём, град.: 32° — Преодолеваемая стенка, м: 0,9 — Преодолеваемый ров, м: 3,0 — Преодолеваемый брод, м: 1,5

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус сваривался из катаных и штампованых броневых плит. Танк с рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм 57 градусов к вертикали. Борта из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва.

Вооружение

Основное вооружение Т-10 — 122-мм танковая пушка с длиной ствола 48 калибров — развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие с электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.

Боеприпасы танковой пушки Д-25Т
Тип Обозначение Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Начальная скорость, м/с
Бронебойный трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б 45,96 25,1 795
Осколочно-фугасная граната ОФ-471 47,76 27,3 ?

Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Таблица ТТХ выстрелов, используемых для стрельбы из пушки 2А17
Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса , кг Масса снаряда, кг Масса заряда, кг Бронепробиваемость, мм/град
Бронебойно-трассирующие снаряды
3ВБР1 53-БР-472 4ЖН3 0,335 25,1 10 214/0 (172/30)
3ВБР3 53-БР-472 4Ж15 0,335 25,1 9,15
Бронебойные подкалиберные снаряды
3ВБМ4 3БМ11 4Ж46 7,4 9,1 320/0 (110/60)
Бронебойные кумулятивные снаряды
3ВБК5 3БК9 4Ж26 1,7 7,1 6,7 200/60
3ВБК5М 3БК9М 4Ж26 1,7 7,1 6,7
3ВБК13
3ВБК13М
Осколочно-фугасные снаряды
3ВОФ2 53-ОФ-472 4ЖН4 3,0 27,2 10
3ВОФ16 53-ОФ-472 4Ж14 3,0 27,2 9,0
Практические снаряды
3ВП3

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.

Двигатель и трансмиссия

На Т-10 V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём 38,8 л.

Трансмиссия из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Ходовая часть Т-10М

Траки Т-10М

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Сохранившиеся экземпляры

Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина

Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина

Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород

  • Белоруссия Белоруссия:

    • два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
    • возле Кургана Славы в г. Минске.
    • на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
  • Россия Россия:

    • в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
    • на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского танкового инженерного института;
    • на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
    • на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
    • в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
    • на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
    • на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
    • в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
    • на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
    • на постаменте в г. Городец Нижегородской области
    • на постаменте на территории 240 танкового полка (г.Хабаровск-43)
  • Украина Украина:

    • В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
    • г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
    • на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
    • 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
    • на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
    • на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
    • на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
    • на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
    • на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
    • на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
    • в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-3

Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.

На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

Танк Т-10 — видео

https://youtube.com/watch?v=apT3TinHJ7A

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются наименования на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, данные обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 являлся десятым по счёту принятым на вооружение Советской Армии серийным тяжёлым танком.

Последний, (десятый по счёту) наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949—1952 гг., для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства в надёжности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 г. под обозначением Т-10. Серийно производился на ЧТЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский)и Т-10М (объект 272)) и на ЛКЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций.

История создания и производства

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7, проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.

Оценка проекта

Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как м103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в больших объёмах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.

ТТХ первых основных и последних тяжёлых танков
Т-62 «Центурион» Mk.12 M60 M103A1 Конкэрор Т-10М
Общие данные
Экипаж 4 4 4 5 4 4
Боевая масса, т 37,0 51,0 46,2 56,6 65,0 50,0
Ширина, м 3,30 3,63 3,63 3,36 3,99 3,51
Высота, м 2,40 2,94 3,26 3,56 3,35 2,59
Приборы ночного видения ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел
Система защиты от ОМП автоматическая коллективная, с противорадиационным подбоем коллективная коллективная коллективная
Вооружение
Марка пушки 115-мм 2А20 105-мм L7A1 105-мм M68 120-мм M58 120-мм L1 122-мм М-62-Т2
СУО телескопический ТШ2Б-41 (3,5/7×), двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), пристрелочный пулемёт, двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (6×), одноплоскостной стабилизатор, оптический дальномер телескопический прицел Т2С-29-14, двухплоскостной стабилизатор
Боекомплект пушки 40 70 57 38 35 30
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ 1 × 12,7-мм L21,1 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB,1 × 7,62-мм M73 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919 2 × 14,5-мм КПВТ
Бронирование, мм
Верхняя лобовая деталь 102 / 60° (204) 121 / 57° (222) 93 / 65° (220) 127 / 60° (254) 130 / 60° (260) 120 / (55°+40°) (270)
Нижняя лобовая деталь 100 / 55° (174) 76 / 46° (109) 85—143 / 55° (148—249) 114 / 50° (177) 76 / 60° (152) 120 / 50° (186)
Лоб башни (220) 200 / 0° (200) 178 / 0° (178) 127 / 50° (197) 176 / 30° (203) (250)
Борт корпуса 80 / 0° (80) 51 / 12° + 10 (52+10) (51…74) 44…51 / 30…40° (51…67) 51 / 0° + 6 (51+6) 80 / 10…62° (81…170)
Борт башни 165 112 / 0…10° (112…114) (140) 70…137 / 20…40° (75…179) 89 / 0…30° (89…102) (200…208)
Подвижность
Тип двигателя V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения,580 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,650 л. с. V-образный,дизельный,воздушного охлаждения,750 л. с. V-образный,карбюраторный,воздушного охлаждения,810 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,810 л. с. V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения750 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 15,7 12,5 16,2 14,3 12,5 15,0
Тип подвески индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50 35 48 34 34 50
Запас хода по шоссе, км 450 190 480 129 150 350
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 н/д 0,77 0,9 0,84 0,77

Примечания

  1. ↑ Боевая и техническая характеристика // Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-10М / Под ред. Почтарева Н. Ф. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. — С. 10. — 540 с.
  2. ↑ , с. 49.
  3. ↑ , с. 45.
  4. ↑ Энциклопедия танков мира 1915—2000 гг. — Составитель Г. Холявский.
  5. ↑ , с. 45—49.
  6. , с. 51.
  7. ↑ , с. 32.
  8. Шумилин С. Э. Военно-техническое обозрение: Тяжелый танк Т-10. — М.: Наука и техника выпуск № 4, 2011.
  9. , с. 52.
  10. Бронеколлекция 2000 № 3 стр.7,8
  11. Описание устройства 122-мм стабилизированной в двух плоскостях танковой пушки «М-62Т2», стр. 265, 266
  12. Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
  13. , с. 24.
  14. С. Устьянцев, Д. Колмаков. Т-54/55. — Нижний Тагил: Уралвагонзавод / Медиа-Принт, 2006. — С. 216—218. — (Боевые машины Уралвагонзавода № 3). — 4500 экз. — ISBN 5-98485-026-5.
  15. , с. 39—40.
  16. R. P. Hunnicutt. Patton: A History of American Medium Tank Volume I. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1984. — P. 440. — ISBN 0-89141-230-1.
  17. , p. 10.

Сноски

  1. Пробиваемость для подкалиберных снарядов указана при воздействии на гомогенную стальную броню на дальности 2000 м
  2. По командирскому перископу
  3. На всех танках, на которых они есть — активные инфракрасные
  4. В скобках указана брони
  5. ↑ Литая броневая деталь сложной формы; указана эквивалентная толщина
  6. 10-мм стальной противокумулятивный экран
  7. 6-мм стальной противокумулятивный экран

Последний «Сталин»…

ИС-8 (объект 730) – последний советский тяжелый танк, венчающий собой серию танков ИС, бравшую свое славное начало еще в далеком переломном 1944-м. Причиной создания танка являлось то, что его прямой предшественник, ИС-7, был настолько тяжел, что попросту не годился для ведения потенциальных боевых действий в окружающих условиях. ИС-7 был создан, скорее, для устрашения.

ИС-8, основными требованиями к которому были снижение веса при той же броневой защите, а также усиление огневой мощи, вышел намного практичнее и эффективнее, пусть и не так устрашающе. Танк производился в период с 1954 по 1966 годы. Общее количество экземпляров, выпущенных в этот период, по разным данным составляет до 8 000 штук. На вооружении состоял вплоть до 1993-го года.

Отличительными его особенностями, как для тяжелого танка, на то время была достаточно высокая скорость и маневренность, хорошая броневая защита, достигнутая использованием новых сплавов броневой стали, а также инновационными решениями в форме бронелистов лобовой части корпуса («щучий нос») и крупнокалиберное орудие с высоким пробитием и неплохой точностью и достаточной скорострельностью. Внешне танк имел низкий силуэт, что способствовало использованию даже небольших складок местности и насыпей для укрытия, затрудняло сделать точный выстрел по нему, а также обеспечивало низкую заметность.

Уязвимыми местами танка традиционно стали борта и корма. Обтекаемая башня с достаточной толщиной брони была практически неуязвима, НЛД танка имел достаточный угол наклона и толщину, чтоб выдержать попадание среднестатистических орудий того времени.

Огневая мощь

Для начала ознакомимся с вооружением рассматриваемой техники:

Объект 257

Т-10

Оба орудия 122 мм и поэтому выделяются хорошим разовым уроном. Посмотрим на скорость полета снарядов (м/с).

122 мм БЛ-13-1А 122 мм М62-Т2
Подкалиберный/Бронебойный 1259 940
Кумулятивный 900 920
Осколочно-фугасный 700 940

Здесь у нас танки имеют разницу в видах снарядов. Об.257 использует подкалиберные, которые имеют большую скорость полета, но на расстоянии теряют в бронепробитии. Т-10 в своем боекомплекте стреляет бронебойными, которые не так сильно зависимы от расстояния выстрела и имеют более комфортную нормализацию (эффективность при стрельбе под углом к вражескому бронированию).

Рассмотрим более подробно огневую мощь:

Из общих показателей у танков только отличный альфа-страйк и далеко не самые удобные УВН, к которым еще необходимо приловчиться. А вот что касается всего остального, то здесь мы наблюдаем тотальное превосходство Т-10:

  • бронепробитие выше;
  • время сведения меньше;
  • точность немного лучше;
  • средний урон в минуту выше.

Живучесть

Это одна из основных причин, по которой была произведена замена. ИС-3 и ИС-7 играются как тяжелые танки прорыва обороны, именно таким сделали Об.257. А вот Т-10 больше подходит на роль танка поддержки со второй линии. Ознакомимся с броней танков.

Корма

Т-10 имеет более приплюснутую форму, от чего в движении по нему сложнее попасть. Броня кормы не выручит от прямых попаданий, но довернув корпус иногда что-то отбить можно, в приведенке броня до 300 мм. Но все же Об.257 имеет на 100 мм больше в плане значения приведенной брони и достигает она до 400 мм. Правильно поставленный ромбом Объект 257 может танковать даже 10 уровни.

Вторым нюансом кормовой части стало расположение модулей:

Объект 257

Т-10

Как видим, у Т-10 все место вдоль борта занимает боеукладка и баки, а корпус танка более длинный, в то время как у Об.257 значительно меньший размер уязвимых зон.

Лоб

Для Т-10 башня с 250 мм брони является по сути единственным, чем он еще может танковать в бою. В этом он тоже уступает Об.257 и снова на 100 мм, потому что у него башня имеет 350 мм брони, но сверху более явные лючки, которые легко пробиваются при попадании.

Оба танка имеют лобовую часть в форме щучьего носа, которая перешла к ним в наследство от ИС-3 и разницы в мм брони между ними почти нет. При неудачной постановке ромбом в открытые «щеки» оба танка без труда пробиваются 9 и 10 уровнями.

Теперь сравним расположение модулей в лобовой части:

Объект 257

Т-10

У Об.257 в области башни расположена боеукладка, которую нужно стараться не подставлять врагам. Вторым отличием стал размер уязвимой зоны под орудием: у Т-10 он в гораздо больше, поэтому и выцелить у него эту часть будет проще.

Краткий вывод

Оба танка могут играть от башни полагаясь на ее надежность. Объект 257 имеет V- образный борт и рикошетную броню, если аккуратно выезжать задним ходом, подставляя расположенную под хорошими углами кормовую часть в совокупности с наличием экранов, то пробить его практически невозможно. Т-10 имеет рациональные углы наклона брони и тоже оснащен экранами, но в боях с 10 уровнями на это полагаться нельзя и лучше лишний раз не подставляться.

Именно эти факторы повлияли на принятие решения ребаланса ТТ, а между ИС-3 и ИС-7 появился более соответствующий классу тяжелых танков Объект 257.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector