Бт-2

История создания легкого танка.

Данная боевая машина сконструирована на основе колесно-гусеничного танка  М.1931, талантливого американского конструктора У.Кристи. Для определения степени трудоемкости будущего БТ-2, в Нью-Йорк отправился член НТК Н.Тоскин. И вскоре на имя И.Халепкого пришло уведомление о готовности изобретателя Кристи, посетить СССР. К уведомлению прилагались 127 листов чертежей нового танка. По условиям контракта, Кристи обязывался в начале осени 1930 г. предоставить два танка представителям заинтересованной стороны, в качестве которых выступал АМТОРГ. Но затянул изготовление танков, так что первый танк отгружен в СССР лишь в конце сентября 1930г. Танки прибыли как раз после показа военным английского «Виккерса» и в начале марта 1931г, первый танк Кристи был отгружен на склад АБТУ.

Советское правительство приняло решение о лицензионном строительстве танка, раньше, чем он прибыл в Советский Союз. Индекс новой машины, который согласно системе сквозной нумерации должен быть либо Т-28 либо Т-29. Но поскольку танк не отвечал всем требованиям существующей системы танкового вооружения, то армейского индекса не получил, а наиболее разумным показалось присвоить ему индекс «БТ» — аббревиатура «быстроходный танк». На показах верхушки РККА, прошедших 14 марта 1931 г. боевая машина в целом понравилась, хотя впечатление которое она произвела, было несравнимо с отзывами, о танке, купленном в Англии.

В наше время может показаться странным, но поспешность, с которой осваивали в производстве танк БТ-2, объяснялась опасением, что это танк будут строить в Польше. Изначально, в качестве места основного производства рассматривался автозавод в Ярославле (ЯАЗ). Его руководство убедительно говорило о возможности быстрого освоении производства будущего танка БТ-2, при условии, что заводу окажут кадровую и техническую помощь.

Через некоторое время стало очевидным, что Ярославский автозавод не в одиночку, не при помощи АМО, не сможет производить заокеанскую новинку. На совещании прошедшем, в апреле 1932г. на заводе «Большевик», в присутствии Ворошилова, Тухачевского и Халепского было решено построить в текущем году на производственных мощностях завода 100 танков БТ-2. Выполнение заказа обеспечивалось прекращением выпуска Т-18, а также дополнительными поставками цементованной брони.

Вследствие того что план производства легкого танка Т-26 заводом «Большевик» постоянно срывался, а ХПЗ им. Коминтерна, в виду прекращения выпуска танков Т-24 оказался не задействован, то заказ на БТ-2 был перенесен в Харьков. Что было вполне разумно, поскольку инструментальный и станочный парк завода мог практически полностью изготовить БТ, при условии кооперации по двигателю, вооружению и литью. К 17 мая был готов план производства БТ-2 на Харьковском заводе. План предусматривал изготовление первой партии легких танков в количестве 100 штук к началу 1932г. Окончательное решение о судьбе БТ-2 принято 23 мая 1931г., когда Комитет обороны решил принять на вооружение легкий танк БТ как «быстроходный танк-истребитель».

БТ-7М -лучший в своей серии.

Модификация БТ-7M, своим появлением обязана необходимости избавиться от прожорливого бензинового двигателя М-17T. Несмотря на почти двукратное увеличение емкости бензиновых баков танка БТ-7, увеличению запаса хода достигнуто не было. Этому препятствовал большой расход топлива (около полутора килограмм на километр при движении на колесах). Вдобавок это был авиационный бензин, вещь в СССР дефицитная даже в мирное время.

Одним из способов разрешить эту проблему была установка дизельного двигателя. Еще в 1936 г. план опытных работ предполагал размещение в танке БТ-7 дизеля БД-2. Но вследствие задержки конструкторских работ первые два танка с дизелем завод выпустил в 1937 году и еще два на следующий год. Репрессии и последующие кадровые перестановки, прокатившиеся по ХПЗ в этот период, также внесли свою лепту. На февральских испытаниях танков с дизелем В-2 и карбюраторным М-17Т, последний показал лучшую надежность. Комиссия отметила, что В-2 не отвечает минимальным требованиям по надежности, но в перспективе может заменить М-17.

На прошедших в июне государственных испытаниях доработанный дизель В-2 показал себя гораздо лучше, что позволило в сентябре этого года, рекомендовать его производство. В декабре 1938 г. первые БТ-7М покинули цеха харьковского завода. Легкий танк БТ-7М, не имел существенных внешних отличий от БТ-7. Производство БТ-7M продолжалось до конца 1940 г., некоторое время одновременно с производством Т-34. В танке БТ-7М пытались исправить еще один недостаток БТ-7 – слабость бронирования. Для чего Мариупольским заводом была выпущена партия комплектов навесного бронирования. Параллельно провели испытания танка нагруженного балластом до 19 тонн. Завод заказ выполнил, однако фактов использования этих комплектов для усиления бронирования БТ-7М не известно.

Следует отметить, что оснащенный недостаточно освоенным в производстве дизельным двигателем танк БТ-7М на практике оказался менее надежным, чем БТ-7. Очевидно, что именно поэтому для укомплектования войск НКВД, в 1940 году, заказаны танки БТ-7M c установленным бензиновым двигателем. Помимо этого БТ-7М лишился возможности двигаться на колесах, поскольку возросшие нагрузки приводили к быстрому износу резиновых бандажей. Впрочем, не он один. БТ-7 выпуска 1938-40 гг. также страдали от этого недостатка, но в БТ-7М он проявлялся наиболее неприятно.

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

  БТ-2 с установкой ДА-2 БТ-2 (пушечно- пулеметный) БТ-5 (1933 г.) БТ-5 (1934 г.)
Боевая масса, т 10.2 11 11.6 11,9
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Длина корпуса, мм 5500 5500 5800 5800
Ширина, мм 2230 2230 2230 2230
Высота, мм 2160 2160 2250 2250
Клиренс, мм 350 350 350 350
Вооружение
Пушка   37-мм Б-3 45-мм 20к 45-мм 20к
Пулемет 2×7,62 ДТ 7,62 ДТ 7,62ДТ 7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов   92 105 72/115
патронов 2520 2709 2700 2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса 13 13 13 13
борт корпуса 13 13 13 13
корма 13 13 13
лоб башни 13 13 17 15
борт башни 13 13 17 15
корма башни 13 13 17 15
крыша башни 10 10 10 10
Двигатель «Либерти» «Либерти» М-5 М-5
Мощность, л.с. 400 400 365 365
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч 52/72 52/72 53/72 53/72
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км 160/200 160/200 150/200 150/200

Оставляла желать лучшего обитаемость боевых машин, в которых было жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации, танки БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические качества, которые они использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины «ухитрялись» скакнуть аж на 40 метров.

Танки БТ-2 довольно активно применялись в вооруженных конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол: 3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол, заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной. Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулеметном исполнении и 412 в пулеметном варианте.

Свирин М. Н. «Броня крепка. История советского танка. 1919-1937»;

Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;

Легкие танки БТ-2 и БТ-5 (М. Барятинский, М. Коломиец);

М.Коломиец «Танки в Зимней войне» («Фронтовая иллюстрация»);

Михаил Свирин. Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия. «Золотая эра советского танкостроения»;

Шунков В., «Красная Армия»;

М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов. «Танки БТ».

  Вперед >

Описание конструкции танка БТ-2

Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Экипаж танка, в зависимости от вооружения, состоял из двух человек для танков с пулемётным или пушечным вооружением, трёх человек для танков с пушечно-пулемётным вооружением. Члены экипажа размещались: командир танка – в башне с лева от вооружения, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси корпуса танка, башенный стрелок (заряжающий) в танке с пушечно-пулемётным вооружением – в башне справа от пушки.

Корпус танка имел коробчатую форму и собирался на каркасе из уголков на заклёпках из отдельных броневых листов. Носовая часть корпуса для обеспечения поворота управляемых колёс была с боков сужена. Она состояла из стальной отливки, к которой приклёпывались и приваривались передние броневые листы и днище. Боковые стенки корпуса были двойными – между ними располагались топливные баки и элементы подвески. Внутренние листы выполнялись из конструкционной стали. Наружные броневые листы крепились к кронштейнам спиральных пружин на болтах с гайками и могли сниматься для обслуживания подвески. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Крыша корпуса в носовой части имела большое отверстие для установки башни. Крыша моторного отделения съёмная для удобства обслуживания силовой установки.

Бронированная башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. В кормовой части башни размещалось приспособление для укладки 37-мм выстрелов. В лобовой де-тали башни устроена амбразура для установки пушки. Справа от неё монтируется шаровая пулемётная установка. В крыше башни помимо люка для посадки и высадки экипажа, слева от не-го имелся лючок для флажковой сигнализации, закрытый броневой заслонкой. В бортах башни имелись смотровые щели, а на части танков были устроены отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Лобовая деталь и борта корпуса защищались 13 мм бронёй, крыша корпуса – 10 мм, днище корпуса – 6 мм. Башня имела гомогенное 13-мм бронирование.

Вооружение 115 танков включало одну 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 г. с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и телескопическим прицелом и один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки. На часть танков по причине нехватки пушек и пулемётов устанавливалась одна 37мм пушка БС-3 (65 танков) или спаренная пулеметная установка ДТ-2 с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (440 танков). Боекомплект 92 выстрела и 2709 патронов (43 диска). Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

Танк был оснащён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или производимым в СССР его аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с..

Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, трёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего хода), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов («гитар») привода к задним опорным каткам – ведущих при колёсном ходе.

Танк оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской «типа Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные – с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми шинами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков. Управление танком осуществлялось поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.

Производство танков БТ-2.

Налаживание серийного производства БТ-2 проходило медленно и сопровождалось большими трудностями

Для выполнения производственной программы не хватало самого важного – кадров, станков, сырья и материалов. Проблемы собственного производства ХПЗ, осложняли проблемы смежников

Срывались поставки шарикоподшипников, двигателей, деталей из брони для производства корпусов танка, коробок перемены передач. Особую тревогу вызвали поставки двигателей «Либерти», выпуск которых заводом «Большевик» прекратил.

Завод Авиационного Объединения, который должен был принять эстафету производства двигателя М-5, достроен еще не был. Поэтому программа производства БТ-2 оказалась под угрозой возможного срыва. Чтобы снабдить первую партию из 100 легких танков БТ, советское правительство закупило двигатели «Либерти» в Америке, две партии по 50 моторов в сентябре и октябре 1931г.

Оставшиеся БТ-2 двигателями должен был обеспечить один из авиационных заводов, на котором планировали восстановить выпуск М-5. Но в это время авиационные заводы переходили на выпуск более перспективного лицензионного двигателя М-17, поэтому программу выпуска БТ решили обеспечить закупкой в США дополнительного количества б/у двигателей.

В январе 1932г в Краматорске освоили производство опорных катков и траков. Дополнительно из США поступило несколько металлообрабатывающих станов и получены первые 100 двигателей. Завершились испытания тридцати семи миллиметровой пушки ПС-2.

Но трудности производства отступать не хотели. Как оказалось, что двигатели АСТОРГ купил весьма плохого качества. Нередкими были случаи самовоспламенения, трудно заводились на морозе, постоянно перегревались. Многие двигатели из-за сильного износа поршневой группы отличались повышенным потреблением масла. Со своими функциями не справлялись воздухоочистители.

ТТХ танка БТ-2

 ТТХ/год выпуска.  1932
 Экипаж, чел.  3
 Длина полная.   5500
 Ширина полная.   2230
 Высота.  2174
 Клиренс.  350
 Ширина трака.   263
 Пушка кал. тип.  37-мм 5К
 Снарядов, шт.  92
 Пулеметов шт. х тип.  1хДТ
 Патронов, шт.  2709
 Толщина брони, мм.  
 Верт. корпуса.   13
 гориз.коруса.   10-6
 Башня  13
 Тип  4т/12ц/к/ж
 Марка  «Либерти»
 Мощность макс. л/с.  400
 При частоте об./мин.  1650
 Передач КПП.   3/1
 Шоссе  51,6/72
 Проселок  32/-
 Шоссе  25/40
 Проселок 22/-
Тип топлива Бензин 1с
Емкость топливного бака, л.  360
Уд. давление на грунт кгс/см2  0,59
Подъем, град.  32
Спуск, град.  30
 Крен, град.  30
 Ров, мм  1

Продольный разрез танка вооруженного ДА-9

Траки, которые отливали в Краматорске вплоть до конца 1933г, из-за литья из некачественной стали постоянно лопались. Шестерни КПП не держали нагрузки. Первые танки БТ-2 заказчик принял в марте-апреле 1932г. и одним из первых новинку получила мехбригада им. Калиновского. В части танки БТ поступали без вооружения, процесс освоения сопровождался большим количеством поломок и рекламаций соответственно.

Развитие серии БТ

Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причем была выпущена экспериментальная серия последнего.

Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).

В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).

Вооружение БТ-2.

Согласно плану, главным оружием танка БТ-2 должна была быть 37-мм пушка. Сама пушка в это время серийно не производилась и не была принята на вооружение. Имеющаяся 37-мм пушка ПС-2 не освоена в производстве и с ее дальнейшим выпуском были определенные трудности. С другой стороны принята на вооружение 37-мм ПТП обр. 1930г., производство которой осваивал завод им. Калинина. По решению Артиллерийского комитета, КБ завода «Большевик» провело работы по наложению ствола с казенником пушки 19K (бывшая пушка «Ренметалл») в ложе танковой пушки ПС-2. В итоге получили 37-мм танковую пушку Б-3.

Для освоения пушки в производстве ее предали на завод №8 им. Калинина, где не отказали себе в удовольствии и изменили ее индекс на собственный внутризаводской – 5К. Первые образы были отгружены заказчику в этом же году. Пушка не имела спаренного пулемета ДТ, как это было говорено заданием, неудовлетворительно работала полуавтоматика затвора. Как результат, в первом квартале 1932г, пришлось спешно корректировать чертежи башни, а 60 готовых башен приспосабливать под раздельную установку танкового орудия и пулемета. Но поскольку амбразура в башнях вырезалась «по-месту», то места где бы можно было установить шаровую установку спаренных пулеметов, не нашлось. Раздельно пушку и пулемет удалось установить только на 240 башнях нового выпуска.

Первоначально планировали вооружить 37-мм пушкой первые 300 танков БТ, на все последующие должны были быть установленв 45-мм танковые пушки 1932г. Поскольку завод №8 не смог ее освоить в срок, остаток из 310 танков, также довольствовался пушкой Б-3(5-К). Но проблемы были и с выпуском этих орудий, так завод им. Калинина отгрузил ХПЗ только 190 пушек, поэтому танки орудий, которым не хватило, должны были вооружить спаркой пулеметов ДТ. Понимая недостатки такого решения Комитет обороны, своим постановлением обязывал вооружить оставшиеся 300 танков, пушкой Гочкиса демонтировав их с танков Т-18. А с января 1934г., заменить эти башни, на башни рассчитанные под установку 45-мм пушки.

Фактически это решение осталось на бумаге. Пушки танков Т-18 уже перекочевали на танки Т-26 и все легкие танки БТ-2, которым не хватило 37-мм пушки Б-3, вооружали спаркой пулеметов или оставляли не вооруженными. Танков БТ в 1932г. изготовили 396 штук, а в1933г -224 танка. Танку присвоили индекс БТ-2, в связи с освоением новой модификации этого легкого танка.

В тысяча девятьсот тридцать втором году прошла реорганизация танкового отдела ХПЗ. В его вошел СКБ, из состава, которого выделили группу молодых конструкторов занимавшихся совершенствованием серийных танков. Испытания новых танков проводил опытный отдел.

Весной тысяча девятьсот тридцать второго года военная приемка приняла от производителя первые серийные танки. И в танковых частях приступили к освоению новых танков БТ-2. Одним из первых их получили танкисты механизированной бригады имени Калиновского. Отзывы танкистов на новую машину были самые не благоприятные. Поломки при эксплуатации были обычным явлением. Проблему усугублял тот факт, что танкисты получали БТ-2 без вооружения.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра.

Вооружение

БТ-2 пулемётный на манёврах

Стандартное вооружение танка включало 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и один 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке справа от пушки.

Характеристики пушки:

  • Начальная скорость: 700 м/с.
  • Углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов.
  • Прицелы: телескопический.
  • Скорострельность пушки с исправлением наводки: до 12 выстр/мин.
  • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
  • Приводы наведения: ручные.
  • Боекомплект: 92 выстрела.
  • Боекомплект к пулемёту составлял 43 магазина (2709 патронов).

Часть танков по причине нехватки пушек имела другое вооружение. Вместо пушки устанавливалась спаренная пулемётная установка с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (установка ДТ-2). Углы наведения установки по вертикали составляли от −25 до +22 градусов, по горизонтали (без поворота башни) — вправо 6 градусов, влево 8 градусов. Боекомплект пулемётов не увеличивался и составлял 2709 патронов.

Два танка были вооружены авиационными пулемётами ШКАС.

60 первых танков имели башню без дополнительной пулемётной шаровой установки. Всего было выпущено 412 танков с пулемётным вооружением и 208 танков с пушечным (60) и пушечно-пулемётным (148) вооружением. На 1 ноября 1936 года в РККА состояло 187 боевых и 36 учебных пушек Б-3.

Двигатель и трансмиссия

Танк был снабжён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с. Значительная часть двигателей была бывшими в употреблении.

Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колёсном ходе.

Ходовая часть

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.

Необходимо отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной и составляла на гусеницах 25 км/ч по шоссе и 22 км/ч по просёлку, а на колёсах — 22 км/ч по шоссе. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки (в длину, через препятствие) на 15—20 (максимально — до 40) метров.

Средства наблюдения и связи

Танк не имел специальных средств наблюдения и связи. В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель, а командиром — через прицел. Радиостанции не было, внешнюю связь планировалось осуществлять с помощью флажковых сигналов, для чего в башне имелся специальный люк. Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на БТ-2
В сети Интернет
  • БТ-2 // Википедия
  • Бронированный «американец» на службе СССР // Военно-исторический портал Warspot
  • Быстроходный танк БТ-2 // Броне-сайт

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122  • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Лёгкие танки

Техника СССР I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Техника Германии I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Техника США I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Техника Франции I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Техника Великобритании I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC  • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac  • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore
Техника Китая I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64  • VII Type 62  • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D  • IX WZ-132A • X WZ-132-1
Техника Японии I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke  • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho
Техника Чехословакии I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38
Техника Польши I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm  • II 7TP • III 10TP • IV 14TP
Техника Швеции I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Техника Италии I Fiat 3000 • II L6/40
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector