Ракета-торпеда «водопад»: характеристики, производитель. рпк-6м «водопад»
Содержание:
- Основы использования корабельных торпед
- Средства противодействия
- Торпеды Российского флота XIX века
- Иконки и индикаторы торпед
- Особенности
- Литература и источники информации
- Противолодочная оборона
- История создания
- Устройство торпед
- Классификация
- История разработки реактивной торпеды «Шквал»
- Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды
- Происхождение термина
- Примечания[править]
- Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны
Основы использования корабельных торпед
Главное правило при пуске торпед — убедиться, что на линии хода торпед нет, и в ближайшем будущем не ожидается, союзных кораблей!
Анимация поражающего эффекта попадания торпеды.
Для выбора торпедного вооружения необходимо нажать кнопку «3», после чего появится особый торпедный прицел, который явно обозначает допустимые сектора сброса торпед с каждого борта. Ярко зеленый сектор — направление и ширина торпедного веера. Если аппараты еще заряжаются, то прицел становится желтого цвета. Пуск осуществляется нажатием левой кнопки мыши.
Сектора торпедного прицела начинаются не прямо у борта корабля, это связано с тем, что взвод взрывателей торпед в боевое положение происходит с небольшой задержкой. Таким образом, существует некоторое расстояние от корабля, где торпеды еще не взвелись, на котором нельзя нанести урон противнику. Это стоит учесть при атаке вражеского корабля на сверхмалой дистанции.
В World of Warships присутствует автоматический расчёт упреждения для выбранной цели. Достаточно навести на него курсор и нажать клавишу «Х». После этого появится светлый сектор, отображающий упреждение для выбранного вражеского корабля. Совместив светлый и ярко-зеленый сектора, вы можете произвести пуск в предполагаемое место нахождения цели к моменту встречи с торпедами.
Средства противодействия
Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.
Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.
Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1)
Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля.
Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.
Торпеды Российского флота XIX века
Торпеда Александровского
В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».
Торпеда Александровского 1875 года
Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями
На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.
Иконки и индикаторы торпед
350px
bottom
1
2
Глубоководные торпеды, не представляющие опасность для вашего корабля
1
Глубоководные торпеды, опасные для вашего корабля
2
Анимация предупреждения о торпедной угрозе
Для простоты обнаружения каждая торпеда в воде имеет иконку в виде треугольника.
Причем глубоководные имеют разную индикацию в зависимости от класса корабля:
- представляющие опасность для корабля — небольшую горизонтальную линию над треугольником;
- не представляющие опасность для корабля — круг.
При этом цвет заливки зависит от ее принадлежности:
- игрок — зеленый цвет;
- союзники — белый;
- противники — красный.
Имеется две степени уведомления о приближающейся торпеде:
- желтое — информационное. Срабатывает, если торпеда движется по направлению к кораблю на дистанции 3 км.
- красное — опасное. Срабатывает, если торпеда, при условии сохранения кораблём текущего курса, поразит корабль или пройдет в безусловно опасном для корабля радиусе.
Особенности
По требованию командования ВМФ начали вести работу над ракетным комплексом «Водопад» для надводных военных судов. Боеприпасы оснастили частично новым оборудованием, доработанным согласно стандартам новых ракетных носителей 83РН и 84РН. Как и в базовой версии, обновленные заряды должны были стартовать через торпедный отсек корабля.
Изменения претерпел непосредственно ход запуска. В данном случае боеприпасы должны были падать в воду сразу после старта, погружаться на указанную глубину и смещаться на безопасную дистанцию от корабля-носителя. Дальнейшее поведение новой ракеты соответствовало действиям аналогов 83 и 84Р, с включением двигателя и последующей полетной программой.
Литература и источники информации
- Branfill-Cook Roger Torpedo: The Complete History of the World’s Most Revolutionary Naval Weapon. — Barnsley, England: Seaforth Publishing, 2014. — 256 с. — ISBN 9781848322158
- А.Е. Тарас История подводных лодок 1624—1904. — Москва: ACT, 2002. — 240 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 5-1 7-007307-0
- А.Е. Тарас Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей. — Минск: Харвест, 1999. — 368 с. — (Библиотека военной истории). — 11000 экз. — ISBN 985-433-419-8
- Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — Москва: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 136 с.
- А.Е. Тарас История торпедных катеров XIX-XX веков. — Минск: Харвест, 2005. — 416 с. — (Библиотека военной истории). — 2500 экз. — ISBN 985-13-3025-6
Ссылки
General construction of torpedo tubes(англ.)The Fleet Type Submarine Online 21-Inch Submerged Torpedo Tubes(англ.)Wikipedia(англ.)Rotating central torpedo tubes(англ.)Подводные ЛодкиProjekt Torpedo Vorhaltrechner (пол.)S-Boote in der Kriegsmarine 1935—1945(нем.)
Противолодочная оборона
ПЛО при подводной лодке на глубине менее 6 м
Прежде всего, заметность подводной лодки при надводном положении или глубине менее 6 м максимальна — ее могут обнаружить даже самолеты снаряжения «Истребитель» или «Корректировщик огня». Они начнут следовать за ней, а после будут кружить над точкой последнего обнаружения, если субмарина ушла под воду.
Уничтожить подводную лодку можно любым видом оружия — хотя ввиду отсутствия брони лучше всего применять осколочно-фугасные снаряды, ракеты или бомбы.
ПЛО при подводной лодке на глубине более 6 м
На глубине обнаружения — от 6 до 30 м — заметность подводной лодки уменьшена в два раза по сравнению с надводным положением. А вот на большей глубине лодка незаметна, но её могут обнаружить другие субмарины и корабли с «Гидроакустическим поиском».
И поразить на этих глубинах их можно только глубинными бомбами, которыми оснащены эсминцы и крейсеры VI уровня США Dallas, СССР Будённый, Великобритании Leander и Содружества Наций Perth.
Механика ПЛО при нахождении подводной лодки на глубине более 30 м
Механика поиска и уничтожения подводной лодки следующая:
- Шумопеленгатор на эсминцах отслеживает передвижение подводной лодки в радиусе 4–5 км от корабля. Примерное местоположение подлодки отмечается специальным маркером. Чем ближе субмарина к кораблю, тем чаще обновляется получаемая информация.
- Шумопеленгатор разделён на три зоны: дальнюю, среднюю и ближнюю. Каждая из зон пеленгует подлодку в определённый промежуток времени, а примерное местоположение подлодки будет отмечаться специальным маркером. Чем ближе субмарина к кораблю, тем чаще будет обновляться получаемая информация.
- У крейсеров нет шумопеленгатора, но они оснащены «Гидроакустическим поиском», способным обнаружить подводную лодку на любой глубине.
- Необходимо подойти к местоположению подлодки и активировать сброс глубинных бомб с помощью клавиши G.
- Имеется несколько зарядов, которые можно активировать последовательно, однако у глубинных бомб есть время перезарядки. Поэтому нельзя поразить подлодку на глубине после использования всех зарядов.
- Если подводная лодка скрывается на предельной глубине более 50 метров, то глубинные бомбы нанесут ей меньший, но всё ещё ощутимый урон.
Информация о вооружении ПЛО в карточке корабля
Информация о характеристиках вооружения ПЛО представлена в соответствующем разделе карточке корабля, а во влкадку Снаряжение и боеприпасы добавлены глубинные бомбы.
При попадании глубинной бомбы игрок получает ленту «Попал».
История создания
С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами. Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. И. Седов и Г. В. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.
Идея была в следующем – создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.
В октябре 60-го, после постановления Совета Министров СССР, началась работа по созданию торпеды, движущейся со скоростью 100м/с (примерно 360 км/ч или 195-200 морских узлов). Скорость обычных торпед составляет не более 20-25 м/с (60-70 км/ч или 40-50 морских узлов).
Разработку поручили НИИ-24 (ныне ГНПП – “Регион”) под руководством И. Л. Меркулова. Информация о работе над таким проектом в СССР дошла до западных “друзей”, но эффекта, кроме смеха над наивностью советских инженеров, она не произвела.
Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде.
После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний. Ракето-торпеда “Шквал” встает на вооружение ВМФ СССР под индексом ВА-111.
В это время ученые из США тоже достигают успехов в этой области – они доказывают, что большие скорости торпеды под водой (в частности до 100 м/с), теоретически возможны.
Западные подводные лодки уже строились с применением технологий “Стелс” и имели преимущество в незаметности перед отечественными аналогами. Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами.
Устройство торпед
Электрическая торпеда 1 — боевое зарядное отделение; 2 — инерционные взрыватели; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — электродвигатель; 5 — хвостовая часть.
носовойаккумуляторырулевыми
Классификация
Типы торпед Кригсмарине
- по назначению: противокорабельные; противолодочные; универсальные, используемые против подводных лодок и надводных кораблей.
- по типу носителя: корабельные; лодочные; авиационные; универсальные; специальные (боевые части противолодочных ракет и самодвижущихся мин).
- по типу заряда: учебные, без взрывчатого вещества; с зарядом обычного взрывчатого вещества; с ядерным боеприпасом;
- по типу взрывателя: контактные; неконтактные; дистанционные; комбинированные.
- по калибру: малого калибра, до 400 мм; среднего калибра, от 400 до 533 мм включительно; большого калибра, свыше 533 мм.
- по типу движителя: винтовые; реактивные; с внешним движителем.
- по типу двигателя: газовые; парогазовые; электрические; реактивные.
- по типу управления: неуправляемые; автономно управляемые прямоидущие; автономно управляемые маневрирующие; с дистанционным управлением; с ручным непосредственным управлением; с комбинированным управлением.
- по типу самонаведения: с активным самонаведением; с пассивным самонаведением; с комбинированным самонаведением.
- по принципу самонаведения: с магнитным наведением; с электромагнитным наведением; с акустическим наведением; с тепловым наведением; с гидродинамическим наведением; с гидрооптическим наведением; комбинированные.
Классификация
- Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам:
- По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток.
- По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;
- По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
- По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США)
- По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом;
- По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем.
- По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400-мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600-мм).
- По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);
- По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;
- По следности
- Следные;
- Бесследные;
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
История разработки реактивной торпеды «Шквал»
Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).
Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.
С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.
Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.
Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:
- более массивная / мощная боевая часть;
- более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
- невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
- торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.
Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.
Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.
В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.
Модификация торпеды — «Шквал-Э»
Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.
Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды
Скорость и двигатель
Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.
Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.
В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.
Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.
Вижу цель – не вижу препятствий
В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.
По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.
Сюрприз под борт
В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.
А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.
Целесообразность пуска
В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.
В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», а торпедистов — «минёрами».
В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.
Русским языком, как и другими европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo)[источник не указан 1739 дней].
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.
Примечания[править]
- В большинстве игр серии торпеды отличаются именно этим. В тех же играх, где этого отличия нет, игроки не любят играть медлительными торпедоносцами, предпочитая обычные манёвренные истребители.
Оружие |
||||
---|---|---|---|---|
|
Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны
В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.
Минный катер Чесма
Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.
Торпеда Уайтхеда
миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны
В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.
Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года
Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Год разработки | Калибр, мм | Длина, м | Полная масса, кг | Масса ВВ, кг | Дальность хода, м | Скорость хода, узлов | Тип двигателя | Применяемость |
Александровского24-дюймовая | 1868 | 610 | 5,82 | 1000 | 762 | 6-8 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |
Александровского22-дюймовая | 1868 | 560 | 7,34 | 1000 | 10-12 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | ||
Александровского24-дюймовая мод. | 1875 | 610 | 6,1 | 18 | 2-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |||
Whitehead обр. 1876 г. | 1876 | 381 | 5,73 | 350 | 26 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1880 г. | 1880 | 381 | 4,56 | 324 | 33 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | минные катера |
Whitehead обр. 1882 г. | 1882 | 355 | 3,35 | 197 | 40 | 550 | 21 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1886 г. | 1886 | 381 | 5,52 | 391 | 40 | 600 | 24 | 2-цилиндровыйвоздушный | броненосцы |
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» | 1889 | 381 | 5,52 | 395 | 80 | 600 | 22 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» | 1889 | 381 | 5,52 | 420 | 80 | 600 | 25 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,52 | 455 | 80 | 600 | 27 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,2 | 426 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» | 1894 | 381 | 5,18 | 430 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1904 г. | 1904 | 450 | 5,13 | 648 | 70 | 8002000 | 3325 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Schwartzkopff В/50 | 1904 | 450 | 3,55 | 390 | 50 | 800 | 24 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки, крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1907 г. | 1907 | 450 | 5,2 | 641 | 90 | 60010002000 | 403427 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
Whitehead обр. 1908 г. | 1908 | 450 | 5,2 | 650 | 95 | 100020003000 | 383428 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» | 1910 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 1000200030004000 | 38342925 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
45-12 | 1912 | 450 | 5,58 | 810 | 100 | 200050006000 | 433028 | 2-цилиндровыйвоздушный | надводные корабли |
45-15 | 1915 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 200050006000 | 433028 | 4-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
53-17 | 1917 | 533 | 7,0 | 1700 | 265 | 3000 | 32 | 3-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала |