Манифест 17 октября 1905 года
Содержание:
- Вспышка насилия
- [править] Текст манифеста
- Последствия объявления манифеста
- 1906 год. 10 мая (27 апреля ст.ст.) была созвана Первая Государственная дума Российской империи
- История в лицах
- Мир в это время
- Разработка проекта об учреждении Госдумы
- Деятельность
- Реакция народа на манифест
- Сфера компетенции Государственной думы
- Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября
- Манифест о роспуске Государственной Думы
- Порядок выборов в Государственную думу
- Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?
Вспышка насилия
Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.
Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.
[править] Текст манифеста
Божиею милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая и прочая, и прочая.
Смуты и волнения в столице и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.
Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.
На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов.
2) Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку; и
3) установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же Нашего одиннадцатое.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
Николай.
[]
Последствия объявления манифеста
Сначала манифест вызвал всеобщий энтузиазм.
Представители фактически существовавших партий среднего класса расценили манифест как разрешение на легализацию и сформировали две партии — Конституционных демократов (кадетов) и «Союз 17 октября» (октябристы).
Самые многочисленные классы общества манифест не удовлетворил, и началась стачка: забастовщики требовали свободы стачек, амнистии всех пострадавших за свои убеждения и, наконец, созыва Учредительного собрания, которое приняло бы Конституцию.
Новое правительство во главе с С.Ю. Витте было призвано провести манифест в жизнь, но не сумело добиться своего. Император считал, что и так немало уступил «населению» и не мог удовлетворить требования забастовщиков. Стачки по всей стране постепенно переходили в бунты и попытки захвата власти на местах.
23 ноября (по старому стилю) правительство объявило, что введение гражданских свобод откладывается до созыва Думы. Нелегальные партии радикального толка вовсю вели подготовку к вооруженному восстанию, а правительство готовилось это восстание подавить.
1906 год. 10 мая (27 апреля ст.ст.) была созвана Первая Государственная дума Российской империи
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
История в лицах
С.А. Муромцев: Совершается великое дело; воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины.
Цитируется по: Муромцев С.А. Сборник статей. М., 1911.
Мир в это время
-
В 1906 году в Иране шах Музаффар ад-дин соглашается на создание парламента – меджлиса
Члены первого меджлиса. 1906 год
«Сильное политическое брожение в иранском обществе, начавшееся при Насир ад-дине, вылилось при его сыне Музаффар ад-дине в настоящую революцию. Бурные выступления начались в декабре 1905 г. В январе 1906 г. Музаффар ад-дин уволил в отставку непопулярного губернатора Тегерана и пообещал начать реформы. Предполагалось созвать выборное законосовещательное учреждение — «Дом справедливости». Однако эти обещания так и остались невыполненными. В июне 1906 г. в Тегеране и других городах вновь начались народные волнения и демонстрации. На базарах, площадях и в мечетях собирались многолюдные митинги. То и дело происходили столкновения с войсками и полицией. В знак протеста против действия шахских властей тегеранское духовенство покинуло столицу и ушло в город Кум, откуда шаху были предъявлены требования: созвать парламент, дать отставку реакционному премьер-министру Айн ад-дауле, уволить бельгийских таможенных чиновников (которых обвиняли в том, что они обворовывают иранских купцов) и др. Духовенство грозило совсем покинуть Иран, если шах не удовлетворит эти требования. Музаффар ад-дин должен был прислушаться к этим требованиям. 30 июля он отправил в отставку ненавистного всем Айн ад-даулу и назначил на его место популярного либерала Мошир ад-даулу. 5 августа был опубликован указ о введении конституции. После этого духовенство вернулось в Тегеран. 9 сентября Музаффар ад-дин подписал положение об учреждении «собрания национального совета» — меджлиса — и о порядке выборов в него. Вскоре состоялись выборы, и 7 октября меджлис открыл свои заседания. Главной целью депутатов стала выработка конституции. 30 декабря тяжело больной Музаффар ад-дин утвердил первую ее часть — «Основной закон», определявший основные права и обязанности меджлиса. Он умер 9 января 1907 г.Окончательно конституция была утверждена в октябре 1907 г. новым шахом Мухаммадом Али. Согласно ей власть шаха оказалась весьма существенно ограниченной меджлисом. Последний имел право утверждать все законы, бюджет и контролировать их исполнение. Шах мог лишь временно приостанавливать действие утвержденного меджлисом закона. Особые статьи конституции запрещали предоставление концессий, заключение займов, договоров и соглашений с иностранными государствами без согласия на то меджлиса. Устанавливался принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, а также принцип ответственности правительства перед меджлисом. В конституции провозглашались неприкосновенность личности, собственности, жилища и тайна частной корреспонденции. Объявлялась свобода образования, печати, обществ и союзов (при условии, что они не противоречат основам ислама). Духовенство по конституции получило очень широкие права: контроль над народным образованием, печатью и обществами. Конституция предусматривала создание по представительству высшего духовенства постоянной комиссии из пяти высших духовных лиц. Без предварительного одобрения этой комиссией шах не мог утвердить ни одного закона. В последующем меджлис много внимания уделял организации светских судов, торговых палат, местного самоуправления. Были значительно урезаны расходы шахского двора и сокращены пенсии каджарским принцам. Все эти действия приветствовались иранскими либералами. В то же время в народной среде большим влиянием пользовались организации муджахидов, выдвигавшие гораздо более радикальные цели и задачи. При них возникали вооруженные отряды федаев, в основном состоящие из рабочих и городской бедноты».
Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Мусульманский Восток. XV-XX вв. М.: Вече 2000, 2004
Разработка проекта об учреждении Госдумы
В июле 1905 года в Москве собрался IV земский съезд. Главная тема – обсуждение проекта Госдумы, разработанного министром внутренних дел Александром Булыгиным. Документ не удовлетворял большинство членов съезда. Выступления «земских людей» не понравились государю, поскольку они на первое место ставили народ, а не царя. Но революция была не за горами, поэтому Николаю нужно было что-то делать.
18 июля в Петергофе стартовали обсуждения проекта Госдумы. В совещаниях участвовали министры, великие князья, влиятельные сенаторы, некоторые члены Госсовета, профессор истории Ключевский. Возглавлял собрания император. Именно за ним оставалось последнее слово. После обсуждения каждой статьи Николай объявлял, принимает он ее или нет.
В итоге «Булыгинская Дума» получала следующие права:
- Рассматривать проекты законов.
- Задавать правительству любые вопросы.
- Докладывать государю о незаконных действиях властей.
Государственный совет сохранял все свои функции. И дальше имел право заниматься разработкой законов. Права императора никто не урезал. Государь имел право утверждать законы даже против воли Думы и Совета. Но на практике это могло быть лишь в экстренных ситуациях. Вряд ли Николай бы пошел против воли народных избранников.
Деятельность
Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).
С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.
С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.
Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» («Искры», 1906, № 23, С. 274.)
Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906
Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.
6 июня 33 депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.
Билет для входа в Государственную Думу, 1906 год
Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Дума могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.
Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. При этом изначально правительство предлагало кредит в размере 50 млн рублей, однако Дума, желая выразить ему свое недоверие, сократила сумму. Вот что писал по этому поводу русский историк С. С. Ольденбург:
Реакция народа на манифест
Проект законосовещательной Думы не приняли ни низы, ни верхи. Дворянам не понравился отказ от сословного начала при выборах. Также их не устраивало преобладающее количество выборщиков от крестьян. Низшие сословия тоже остались недовольны. В выборах не могли участвовать женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет.
Никто не оценил уступку императора создать Государственную Думу. Это было прогнозируемо, поскольку государь несколько запоздало отреагировал на требования народа. Он искренне считал, что увеличением выборщиков от крестьян и землевладельцев создаст по-настоящему народную Думу. Но по факту этот орган ничего не решал.
Осенью 1905 года участились забастовки. В октябре произошла массовая политическая стачка, в которой приняли участие свыше 2 млн. человек. Рабочие, служащие, интеллигенция объединились с требованием свержения самодержавия. Жизнь в России остановилась. Никто не выходил на работу. Власть потеряла контроль над ситуацией. Достаточного количества войск не имела, да и неизвестно чем мог закончиться силовой разгон митингующих.
Сфера компетенции Государственной думы
По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 года, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой: никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения Государственной думы и Государственного совета.
Лишь при исключительных и чрезвычайных обстоятельствах может быть принята во время прекращения занятий Государственной думы какая-либо мера, требующая обсуждения Думы, но мера эта не может вносить изменений ни в Основные Законы, ни в учреждения Государственной думы или Государственного совета, ни в постановления о выборах в Думу или в Совет.
Действие этой меры прекращается, если в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект не будет внесен в Государственную думу, или он будет отклонен Думой или Государственным советом.
Государственной думе было предоставлено право законодательной инициативы — она имела право возбуждать предположения об отмене или изменении действовавших и издании новых законов (за исключением Основных законов).
К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных дел в суммах, не превышавших росписи на 1906 год, платежей по государственным обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.
Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению».
Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли.
Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного совета.
В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).
Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября
Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:
- Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
- Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.
Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.
В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.
В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.
Манифест о роспуске Государственной Думы
3 июня 1907 г.
… Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.
Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила неопреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.
По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.
Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.
Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.
Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Haiue потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.
Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года …
Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.
Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.
В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены.
Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым … ПСЗ, Собрание третье, т, XXVII, № 29240.
Сосканированно из кн.: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 — 123
Комментарий
МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 г. содержал закон о роспуске II Государственной думы под сфабрикованным предлогом, что социал-демократическая фракция Думы готовит «антиправительственный заговор». На деле Дума, которая, по мнению правительства, «призвана была содействовать… успокоению России…», не оправдала его надежд, отказываясь утвердить аграрные законы (см. Столыпинская аграрная реформа).
Вместе с публикацией нового избирательного закона Манифест явился актом государственного переворота, так как прямо нарушал статью 86 «Основных законов Российской империи» (1906). Он обозначил поражение Революции 1905—1907 гг. и наступление реакции.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 298.
Порядок выборов в Государственную думу
Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.
В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала.
Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».
Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.
Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.
Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз — владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз — наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании — членов Думы.
Избиратели в уездах и всех других городах образовывали два разряда: 1) крупные землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые — трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах — уполномоченных, последние на уездных сходах — выборщиков от волостей.
По рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горнозаводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.
Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.
Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года «О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», а также нового избирательного закона.
Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.
При этом городская курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция).
Теперь в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии — на 1000 избирателей, во 2-м разряде — на 15 тыс., в крестьянской курии — на 60 тыс., в рабочей — на 125 тыс.
Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.
Казачьему населению было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.
Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.
Число членов первой и второй Государственной думы в 50 губерниях 412, от 10 губ. Царства Польского — 36; от Кавказа — 32, от Сибири — 20, от Закаспийских областей — 19, от сибирских казаков, кочевых калмыков и киргиз и холмской православной епархии — 5, всего 524 (с 1907 года — 442).
Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?
Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях. Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению.
Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу — 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну.