«чем отличается католическая церковь от православной?»

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617), выдвинул знаменитую максиму: «» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь». Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение восточных католических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-Католической Церкви, хотя некоторые поместные церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская Греко-Католическая Церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений.

Раздел II. Современное состояние католической церкви

По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) — это около 15% населения Земли. Из них:

— католических епископов 3500 чел. (с униатами);

— пресвитеров около 400 000 чел.;

— членов различных монашеских организаций, «религиозов» около 2 млн. чел.;

— кардиналов около 250 чел.

В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.).

На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм — наиболее растущая конфессия (в 1945 г. — 15% населения католики, в 1987 г. — 20%). В США активно

работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ — католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притязаниям.

На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики.

В Индии около 7 млн. жителей католики.

В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае).

Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии — 1 млн., также много католиков на Шри Ланке.

Эпоха колониализма

Папы чаще призывали разрешать споры между конкурирующими колониальными державами, чем разрешать сложные богословские споры. Открытие Колумбом в 1492 году расстроило нестабильные отношения между королевствами Португалии и Кастилии, чья борьба за владение колониальными территориями регулировалась папскими быками 1455, 1456 и 1479 годов. Александр VI ответил с три быка, датированные 3 и 4 мая, которые были очень благоприятны для Кастилии; третий Inter Caetera (1493) предоставил Испании монополию на покорение и колонизацию Америки.

Согласно Имону Даффи, «папство Ренессанса вызывает образы голливудского зрелища, декаданса и притяжения. Современники смотрели на« Ренессанс Рим »так же, как мы теперь видим Вашингтон Никсона, город шлюх с расходными счетами и политического взяточничества, где все и каждый имели цену где ничему и никому нельзя было доверять. Казалось, сами папы задают тон. Например, Лев Х сказал: «Давайте наслаждаться папством, поскольку Бог дал нам его». Некоторые из этих пап взяли любовниц и отцов, занимались интригами или даже убийствами. У Александра VI было четыре признанных ребенка: Чезаре Борджиа, Лукреция Борджиа, Джоффре Борджиа и Джованни Борджиа до того, как он стал Папой Римским.

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на  вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Вероучение

Основная статья:

Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, Священство и Брак. По учению римско-католической церкви, таинства — это священнодействия, в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти.

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея.

Роль церкви

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство церковью приписывается апостолу Петру, а вслед за ним — епископам, которых называют папами. Католики верят, что Иисус обещал, что Церковь на земле всегда будет верна истине и будет находиться под покровительством Святого Духа. Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в церкви. Для присоединения к римско-католической церкви нужно исповедовать Иисуса Христом, Сыном Бога, Спасителем, принять Его и пройти таинство крещения[источник не указан 1979 дней].

Самые известные личности за всю историю папства

Весь период становления папства можно разделить на следующие отрезки:

  1. Доникейский период I-III века. Самое сложное время для первых христианских общин. В те годы христианская религия считалась незаконной, а все её последователи преследовались как властями, так и простым народом. Несмотря на это, именно первые христиане своими подвигами доказали всей Европе, что готовы скорее принять мученическую смерть, чем отречься от своей религии. Свидетели мук и душевной крепости первых христиан зачастую тоже крестились и становились такими же мучениками;
  2. С 313 по 493 годы христианство смогло утвердиться в качестве государственной религии Римской Империи. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий. В 380 году император Феодосий Великий сделал христианство государственной религией, запретив жертвоприношения;
  3. Остготский период, который продлился по 537 год. В это время христианство пережило не лучшие времена. Варвары, разрушившие Римскую Империю, подвергали христиан гонениям;
  4. Византийский период папства был достаточно спокойным. Он продлился до 752 года;
  5. Франкский период, который продлился до 857 года. Так как франки были крещены ещё в 496 году (возможно, в 498 или 503 годах), христианам в этот период жилось достаточно хорошо, хотя ближе к началу IX века монастыри начали грабить викинги-язычники;
  6. Эпоха папского уничижения со стороны европейских монархов продлилась до 1048 года. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, долгие годы презирали христианскую религию;
  7. С 1048 по 1257 годы католическая церковь достигла пика своего могущества. Папа римский мог диктовать свои условия даже европейским монархам;
  8. Переходный период нестабильности, реформаций и контрреформаций продлился с 1257 по 1585 годы;
  9. Эпоха просвещения (с 1585 по 1689 годы);
  10. Эпоха постепенного ослабления власти католической церкви;
  11. Эпоха нового времени, которая ознаменовалась возвращением папе римскому статуса суверена.

По мнению историков, самым монументальным папой римским был Урбан II, который открыл эпоху крестовых походов. Именно он способствовал созданию монашеских рыцарских орденов, которые впоследствии перекроили политическую карту Европы в соответствие со своими интересами.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Рим — центр христианства

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

Раскол Христианской церкви

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Печатка папы Адриана VI

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

Папа и антипапа

[править] Символы

К символам, которые отличают Папу от других епископов относится тиара, или тройная корона. Неизвестно, когда римские епископы начали использовали тиару, известно лишь, что это произошло к дару Константина. Тиара является символом папства, однако в последнее время не используется. Павел VI продал собственную тиару и отдал деньги бедным. Иоанн Павел I отказался от коронации, Иоанн Павел II также также уклонился от коронации и не носил тиары. Бенедикт XVI отказался использовать тиару даже на собственном гербе, хотя использовал тройную митру, как символ духовной власти.

Папа, в отличие от других епископов, не использует изогнутый посох, но использует Папский Крест. Эта традиция была введена папой Иннокентием III.

[править] Традиции

Выборы Папы Римского

Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.

Имя Папы Римского

Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которым он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан. Среди наиболее используемых имен — Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий, а до 1410-го также Иоанн. По традиции, Папа никогда не берет имя Петра, которое носил апостол Петр.

Смерть Папы Римского

После того, как камерленго официально подтвердит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика. После того как физическую смерть папы римского подтвердят врачи, по обычаю происходит следующий обряд, подтверждающий смерть юридически. Кардинал имеет лишь трижды позвать умершего его крестным именем в присутствии папского церемониймейстера, прелатов, секретаря и канцлера Апостольской палаты. Ранее также было трижды ударить серебряным молоточком по лбу умершего. Если папа не отозвался, кардинал-камерленго произносит фразу на латыни: «Vere Papa mortuus est», после чего начинается период Sede Vacante, в течение которого Святой престол остается не занятым монархом до окончания выборов нового папы.

Отречение Папы Римского

Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причем это отречение не нуждается утверждения: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля Папы. В последнее Папой, что воспользовался этим правом, был Бенедикт XVI, который отрекся от престола 28 февраля 2013 года. Есть предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.

В марте 2015 года Папа Римский Франциск в интервью мексиканскому телевидению, посвященном второй годовщине избрания на папский престол, сказал: «У меня есть ощущение, что мой понтификат будет коротким: четыре-пять лет. Не могу сказать точно, но мне кажется, что Господь поставил меня на это место не навсегда».

Создание Ватикана

Папы XIX и XX веков проявляли свою духовную власть с возрастающей энергией и во всех аспектах религиозной жизни. Например, в важнейшем понтификате папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над деятельностью католических миссионеров во всем мире.

Правления Пия Одинадцатого отличалось живой активностью по всем направлениям и выпуском многих важных документов, часто в форме энциклики. В дипломатических делах Пию сначала помогал Пьетро Гаспарри, а после 1930 года — Эудженио Пачелли (сменивший его на посту папы Пия XII). Шедевром кардинала Гаспарри был Латеранский договор (1929), заключенный с фашистами. Но мнение Ватикана и Муссолини по части воспитания молодежи все-таки различалось. Кульминацией этого стало сильное папское письмо (Non abbiamo bisogno, 1931). В котором утверждалось, что невозможно быть одновременно фашистом и католиком. Отношения Муссолини и Папы римского все время оставались не очень хорошими, о чем подробно написано в книге Е. Гергея «История папства» (м 1996).

Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector