Основы безопасности жизнедеятельности9 класс
Содержание:
- Проблемы остаются
- Причины техногенных катастроф
- Авария на АЭС Фукусима
- Причины аварий
- Основная классификация
- Выброс биологически опасных веществ
- Виды техногенных катастроф
- Транспортные аварии
- Стадии формирования
- Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов
- 4 июля 2001 года — катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
- Пожар в Риме и не только
- Причины техногенных чрезвычайных ситуации
- Предупреждение катастроф
- Классификация ЧС, по масштабам распространения, подразделяются на пять уровней:
Проблемы остаются
Проводимые исследования показывают, что на практике не все так гладко. Медленно решаются вопросы профилактики ЧС в работе с хлорсодержащим оборудованием. На предприятиях молочной и мясоперерабатывающей промышленности аммиачно-холодильные установки не отвечают современным технологическим требованиям. Не уменьшается опасность возникновения пожаров на предприятиях по переработке нефти, производству синтетического каучука, нефтебазах.
По-прежнему остро стоит вопрос о возведении очистных сооружений. В стране действуют свыше 30 тысяч водоемов и сотни накопителей сточных вод и отходов.
В отдельных регионах (Ленинградская, Пермская, Томская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, город Москва) наблюдается высокая концентрация опасных производственных объектов наряду с высокой плотностью населения, растет износ основных фондов.
Причины техногенных катастроф
Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной и просто жизнедеятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например, Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у людей обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.
Таким образом, можно выделить основные причины:
- просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
- некачественное строительство или отступление от проекта;
- непродуманное размещение производства;
- нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;
- отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших;
- падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования;
- современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей;
- стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.;
- сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
- концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
- отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
- высокий энергетический уровень технических систем;
- внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.
Таким образом, все техногенные катастрофы, в конечном счёте, являются следствием тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Техногенная катастрофа любого происхождения – это физическое событие в общественном контексте, вызванное рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так те или иные элементы созданных ими технологий.
В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчётах, ошибках персонала, халатности, неэффективной помои спасательных служб.
Возрастание размеров и мощи технических систем, повсеместное (иногда бесконтрольное) использование разных видов энергии повышает риск людских, материальных и экологических потерь. Такова плата за технологический прогресс и удобства жизнедеятельности.
Авария на АЭС Фукусима
Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.
Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.
Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.
Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.
Причины аварий
В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:
- низкий уровень квалификации кадров, занятых непосредственно на объекте;
- нарушения технологической дисциплины и порядка обслуживания объекта;
- материальный износ оборудования, средств технического контроля и предупреждения нестандартных ситуаций;
- ошибки на стадиях проектирования и строительства объекта.
Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.
Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.
Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.
Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов.
Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon
Основная классификация
Правительственное постановление о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в официальном порядке разделило чрезвычайные происшествия на 6 групп по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС, числу пострадавших граждан. Принятый по предложению МЧС документ важен для реализации решений по оказанию финансовой помощи из бюджетных средств потерпевшим семьям, компенсации пострадавшим регионам, поселениям, восстановлению нормальных условий для проживания и трудовой деятельности населения.
1. К первой группе отнесены локальные происшествия. Территория их проявления ограничена пределами одного объекта, не более десяти пострадавших, ущерб исчисляется 100 тысячами рублей. Как правило для разрешения ситуации достаточно сил предприятия или местного органа МЧС.
2. Вторая группа включает ЧП внутри одного поселения или города с числом пострадавших не выше 50 человек, а размер нанесенного ущерба составляет до 5 млн. рублей. С ликвидацией происшествия должны успешно справляться силы районного МЧС.
3. Следующая группа – ситуации, затронувшие территории двух или более населенных пунктов, районов города. Число жертв не более 50 человек, материальные потери оцениваются в сумму, не более 5 млн. рублей. Данный масштаб события требует уже координации различных служб районов или всего города.
4. К четвертой категории отнесены ЧС регионального масштаба, случившиеся в пределах субъекта РФ. Количество лиц, пострадавших в результате опасных проявлений доходит до 500 человек, а материальные потери могут составить до 500 млн. рублей. Для устранения источников опасности регионального происшествия подключаются соответствующие службы субъекта Федерации, при необходимости привлекаются федеральные силы.
5. В пятую группу включены ЧП, охватывающие территории двух и более областей, краев, республик. При этом показатели количества пострадавших и суммы материальных потерь остаются такими же, как и в четвертой группе. Подобные ситуации требуют привлечения федеральных министерств и служб различного направления, координации их усилий на месте специально созданной правительственной комиссией.
6. Последняя группа включает чрезвычайную ситуацию федерального характера, при которой число жертв будет исчисляться свыше 500 человек, или масштаб ущерба составит более полумиллиарда рублей. Для ликвидации происшествия такого масштаба и его последствий потребуются усилия всей страны. Координацию восстановительных работ должна осуществлять обладающая самыми высокими полномочиями федеральная комиссия.
Выброс биологически опасных веществ
Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.
Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».
Виды техногенных катастроф
Техногенные катастрофы можно подразделить на следующие виды:
По субъективному отношению:
- вызванные халатностью обслуживающего персонала;
- вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
- вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.
По объекту:
- «индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
- «транспортные» (Авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.)
По месту возникновения:
Авария на газопроводе в Москве (2009 год)
- аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (авария на Чернобыльской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония));
- аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
- аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в ОС СДЯВ (Бхопальская катастрофа, Каслинская авария);
- аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;
- авиационные катастрофы, повлёкшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;
- столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.
- аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
- аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в непосредственной близости от населённых пунктов;
- аварии в энергосистемах;
- аварии на очистных сооружениях;
- гидродинамические аварии;
- прорыв плотин, дамб (Авария на Саяно-Шушенской ГЭС);
- пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.
Транспортные аварии
Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:
- 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
- 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
- Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.
Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:
- 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
- 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.
Стадии формирования
Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:
- Первичное накопление отклонений.
- Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
- Непосредственно авария.
- Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
- Меры по ликвидации произошедшей аварии.
Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:
- Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
- Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
- Износ оборудования, устаревшие средства производства.
- Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
- Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.
Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов
В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше – остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.
Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?
4 июля 2001 года — катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
Самолет авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом
Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании «Сибирь» не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.
Пожар в Риме и не только
Легенды об этом огненном бедствии ходят по сей день. Одна из них о том, что император Нерон намеренно решил предать Рим пламени, чтобы очистить территорию для постройки своего дворца в будущем. Но эта версия не подкреплена доказательствами, и поэтому осталась на уровне домыслов. Хотя, впоследствии император действительно воздвиг на руинах богатый дворец, но спустя несколько лет его власть пришла в упадок.
По историческим фактам, пламя бушевало в Риме 5 дней. Историки насчитывают еще 8 городов, известных миру катасрофическими пожарами! Это Чикаго (1871 год), Сан-Франциско (1906 год), Пештиго (1871), Техас-Сити (1967 год), Галифакс (1917 год), Токио (1923 год). Особенно пострадали от стихийных бедствий токийцы.
Город одновременно был атакован сильным землетрясением, а затем оказался объят пламенем пожара. Порывистый ветер разносил огонь в разные стороны. Люди пытались спастись бегством на открытые местности, но это их не спасало от травм и гибели.
Известно, что на одной из площадей города задохнулось от дыма окружающих горящих зданий более 35 тысяч человек. Свыше 500 тысяч людей пропало, погибших токийцев насчитано 174 тысячи. Выжившие люди надолго запомнили возгласы:»Пожар! Чрезвычайная ситуация!» Не менее крупные пожары случились в Амстердаме (1421, 1452 годы), в Москве (1547, 1812 годы), в Копенгагене (1728, 1795 годы).
На территории России за последние 3 года зафиксированы пожары на промышленных предприятиях: в Екатеринбурге (2012 год) прозошло возгорание на мебельном комбинате, также на Ленинградском механическом заводе. Данных о погибших и пострадавших не имеется.
В 2013 году произошли пожары: на пекарне хлебокомбината в городе Пласвком Тульской области, на нефтебазе в Иркутской области. В 2014 году в цехе Омского завода взорвалась газовоздушная смесь, после чего возник пожар. В феврале этого же года произошло возгорание на нефтехимическом предприятии «Ставролен» города Буденновск. Ликвидация пожара происходила поэтапно. На это потребовалось нескольких дней. Чрезвычайная ситуация заставила пострадать от травм и ожогов 11 человек.
Причины техногенных чрезвычайных ситуации
- неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
- отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
- высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
- увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
- недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
- снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
- отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
- низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
- недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
- воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
- конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
- низкий уровень управления контролем доступа в здание.
Справка:
- мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
- прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
- превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
- выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
- снижение вероятности возникновения таких событий.
- районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
- предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
- профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
- профилактика терроризма и преступности на предприятии;
- проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
- снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
- снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
- обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
- обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.
Справка:
Предупреждение катастроф
Поскольку техногенные катастрофы детерминированы человеческим фактором, то подлежит изучению весь спектр составляющих, могущих привести к ошибочности действий обслуживающего персонала. Так, наиболее важным следует считать социальную комфортность: условия проживания, полноценный восстановительный отдых, отсутствие материальных проблем и особых забот в части занятости детей. Необходимым условием является профессиональная подготовка и систематическая проверка знаний, а также регулярные противоаварийные тренировки, тестирование технологического оборудования на предмет его износа, соблюдение дисциплины труда. Поскольку полностью предотвратить возможность техногенной катастрофы нельзя, то необходимо предусмотреть мероприятия по своевременному оповещению о её возможном начале, составить планы её локализации, разработать порядок эвакуации населения из пострадавшего района и организацию помощи пострадавшим и выжившим в зоне бедствия (Гуманитарная помощь).
Классификация ЧС, по масштабам распространения, подразделяются на пять уровней:
1. ЛОКАЛЬНЫЕ, относятся:
— ЧС – пострадало не более 10 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности (УЖ) не более 100 чел
— либо материальный ущерб (МУ) составляет свыше 40, но не более 1000 мин.
заработных плат на день возникновения ЧС
— и зона аварии не выходит за пределы территории объекта
производственного или социального назначения.
2. МЕСТНЫЕ относятся:
— ЧС – пострадало свыше 10 , но не более 50 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 , но не более 300
чел.
— либо материальный ущерб составляет свыше 1000 , но не более 5000 мин
заработных плат на день возникновения ЧС
— и зона аварии не выходит за пределы населенного пункта, города
района.
3.РЕГИОНАЛЬНЫЕ относятся:
— ЧС – пострадало свыше 50 , но не более 500 чел.
— либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300 , но не более 500
чел.
— либо материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 0,5
миллиона заработных плат на день возникновения ЧС
— зона аварии не выходит за предел области.
4. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ относятся:
- ЧС – пострадало свыше 500 человек.
- Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 чел.
- Либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона заработных плат на день возникновения ЧС.
- и зона аварии выходит за пределы более чем двух областей.
5. ТРАНСГРАНИЧНЫЕ относятся ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РБ.
ГРАНИЦЫ ЗОН ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством РБ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с республиканским органом государственного управления по ЧС и местными исполнительными и распорядительными органами.
ЛИКВИДАЦИЯ ЧС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:
- ЛОКАЛЬНЫХ ЧС – силами и средствами организаций.
- МЕСТНЫХ и РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧС– силами и средствами местных исполнительных и распорядительных органов.
- РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЧС — силами и средствами республиканских органов государственного управления.
При недостатке собственных сил и средств для ликвидации МЕСТНЫХ и РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧС соответствующая комиссия ЧС могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии ЧС.
При необходимости Совет Министров РБ обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС.
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РБ, части ГО и другие воинские формирования в соответствии с законодательством РБ.
В установлении уровня ЧС последовательно рассматриваются три группы факторов:
— Территориальное распространение.
— Размер причиненных (ожидаемых) экономических убытков и человеческих жертв.
-. Классификационные признаки ЧС (класс, группа, вид)
Исходя из характера происхождения ЧС, территориального распространения и объема технических и материальных ресурсов, которые необходимы для ликвидации последствий ЧС, группа, вид и уровень ЧС определяется согласно приложению 1 «Инструкции о классификации ЧС природного и техногенного характера», утвержденной Постановлением Министерства по ЧС РБ 19 февраля 2002 г № 17
Каждой ЧС присваивается код, который включает 5 цифр и 2 буквы
Полный код ЧС – 10203Р-С
Где первая цифра 1- указывает класс ЧС (1-техногенная; 2- природная)
Цифры 02 – указывают группу ЧС (пример 02 – группа ЧС
пожары, взрывы; 01- транспортные аварии и т.д.)
Цифры 03 – вид ЧС (03 в данном случае пожары (взрывы) в
шахтах ,подземных выработках)
Р – уровень ЧС (региональная)
С-Динамика ЧС
Динамика ЧС может быть: С (стабильная), Д (динамическая).
Все ЧС классифицируются по трем признакам
- По сфере возникновения, которая определяет характер происхождения ЧС
- По масштабам последствий; здесь за основу берется значимость (величина) события, нанесенный ущерб, количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.
3. По ведомственной принадлежности, то есть где, в какой отрасли
народного хозяйства случилась данная ЧС.