Страшный и ужасный. рыцарь средневековья
Содержание:
- Кодекс чести средневековых рыцарей
- Войны и турниры
- Поводы
- Правила
- Литература
- ÐаÑеÑÑва ÑÑÑаÑÑ Ð¸Â Ð¸Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ
- Тевтонский орден
- Происхождение
- Рыцарские добродетели
- Галерея
- Рыцари, которые странствуютПравить
- Где встречается[править]
- Прекрасная дама в средние века
- Бедные рыцари
- Литература
- Вооружение
- Известные даты и кампании
- Обряд посвящения
- Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться
- Упадок рыцарства[править]
- Оружие и доспехи
- Рыцарство в Энциклопедическом словаре:
- История рыцарстваПравить
- Вооружение, тактика
- Кто такой средневековый рыцарь?
- Литература
Кодекс чести средневековых рыцарей
Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.
Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:
- Верность своему господину;
- Культ Прекрасной Дамы;
- Служение идеалам церкви.
Войны и турниры
Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.
Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.
Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.
Поводы
Турниры обычно устраивались королями, князьями, курфюрстами, крупными сеньорами (герцогами, графами), либо баронами, по особенно торжественным случаям.
Поводами для проведения турнира могли послужить самые различные события: возвращение феодала с войны или из крестового похода, бракосочетание высокопоставленной особы или объявление о помолвке, рождение наследника, церковный праздник, заключение важного военного или политического союза, подписание важного документа. Так, в 1215 году английскими баронами устроен был турнир в честь подписания королем Иоанном Безземельным «Великой хартии вольностей»
Также в качестве повода могли быть использованы въезд короля в город, посвящение в рыцари или просто желание развлечься во время затянувшейся осады. Королевские турниры нередко созывались в честь коронации или свадьбы принцев или иных членов королевского дома.
Нередко на турниры собирались рыцари со всех концов Европы, по крайней мере, со всей страны. Происходили турниры публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Правила
Турнир. Рисунок из «Книги турниров» Рене Анжуйского. Около 1460 г.
Правила для первых турниров написал Жоффруа де Прейи (ум. 1066).
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки.
В Англии, согласно ордонансу Ричарда Львиное Сердце, турниры могли проводиться на пяти строго определенных ристалищах, располагавшихся в безлюдной местности. Каждый из участников обязан был уплатить налог — 20 марок серебром с графа, 10 — с барона, 4 — с рыцаря, имеющего земельный надел, и 2 — с безземельного рыцаря. «Устав» Эдуарда I ограничивал численность свиты, которую каждый рыцарь или барон мог привести с собой, строго обязывая участников турнира использовать специально затупленное оружие, а не боевое.
Множество постановлений относительно турниров издал король Франции Филипп VI Валуа, в числе важнейших статей из них:
1. На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что–либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами.
2. В число участников в турнире не допускается недворянин, а также тот, кто не представит свидетельство о своем воинском звании.
3. На турниры не допускается также всякий дворянин, изобличенный в вероломстве. Такого человека со стыдом изгоняют из турнира, его гербы бросают, а прочие соучастники турнира попирают ногами эти гербы.
4. К участию в турнире не допускается тот, кто скажет что–либо противное чести короля, своего государя; тот будет побит во время этого турнира и с позором выведен за барьер.
5. Всякий, кто употребит в дело насилие или оскорбит, даже только на словах, честь дамы или девицы, тот да будет побит как последний негодяй и изгнан из турнира.
6. Всякий, кто подделает печать свою или чужую, или даст ложную клятву, или похитит что–либо из монастыря, церкви или часовни, или другого какого–либо священного места, а также кто притеснит бедного, вдову или сироту и силой отнимет у них имущество, тот да будет подвергнут наказанию и изгнан из турнира.
7. Всякий пьяница и сварливый человек прогоняется из общества, присутствующего на турнире.
8. Всякий, кто ведет недостойную жизнь, существуя ленными доходами от государя, а между тем промышляет товарами как простолюдины, того следует высечь на турнире и выгнать с позором и посрамлением.
9. Всякого, кто не явится на собрание, когда он приглашен, или же кто из алчности или по какому-либо другому поводу женится на девушке простого звания, следует исключить из турнира.
В 1530 году в Зиммерне (Рейнланд-Пфальц) вышла из печати иллюстрированная «Книга турниров», написанная известным герольдом Георгом Рюкснером (нем.)русск., придворным пфальцграфа Иоганна II Зиммернского (нем.)русск., впоследствии неоднократно переиздававшаяся. Помимо правил, она включала в себя описание 36 известных турниров, проведенных с 938 по 1487 год.
Литература
- Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
- Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
- Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
- Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
- Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
- Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
- Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
- Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
- Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
- Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
- Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
- Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
- Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
- Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
- Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
- Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
- Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
- Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
- Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
- Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
- Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
- Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
- Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
- Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
- Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
- Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
- Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
- Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
- Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
- Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
- Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
- Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
- Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.
ÐаÑеÑÑва ÑÑÑаÑÑ Ð¸Â Ð¸Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ
Ðа пике ÑаÑÑвеÑа ÑÑÑаÑÑÑва, в XII веке знаÑнÑе Ð²Ð¾Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ð»Ð¸, ÑÑо иÑ ÑодоÑÐ»Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÂ Ð³ÑаÑам ÐаÑла Ðеликого. Также ÑаÑÑо ÑпоминалиÑÑ Ð²Â Ñемейной иÑÑоÑии ÑÑÑаÑей ÑÑанкÑкие Ð²Ð¾Ð¸Ð½Ñ ÑпоÑи ÐеÑовингов. ÐÑобенно ÑилÑно ÑÑо пÑоÑвилоÑÑ Ð²Ð¾Â Ð²Ñемена кÑеÑÑовÑÑ Ð¿Ð¾Ñодов: ÑÑедневековÑе авÑоÑÑ Ð¿Ñоводили ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑÑÑовоÑÑÑÑ Ð¸Â ÑпÑаведливоÑÑÑÑ Ð²Â Ð±Ð¾Ñ ÑÑанкÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÑÑжинников и деÑниÑми ÑÑÑаÑей кÑеÑÑа в СвÑÑой земле. «ÐеÑÐ½Ñ Ð¾Ð±Â ÐнÑиоÑии» ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ подобнÑÑ Ð¸ÑÑоÑиÑ.
ÐÑеÑÑоноÑÑÑ Ð²ÑÑаживаÑÑÑÑ. (Pinterest)
ÐбÑаÑение к анÑиÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð»Ð¾ Ñвои плодÑ â ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¢Ð°ÑиÑа во многом помогли ÑглÑбиÑÑ Â«ÐºÐ¾Ñни» ÑÑÑаÑÑÑва. ÐÐ¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ñаннего Ðового вÑемени наÑла Ñебе пÑедков â дÑÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ Ð³ÐµÑманÑев. ÐÑ ÑÑадиÑионнÑй Ñклад жизни, пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Â Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ðµ, доблеÑÑи и пÑеданноÑÑи Ð´ÐµÐ»Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð» влиÑние на кÑлÑÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ð½ÑÑ Ð²Ð¾Ð¸Ð½Ð¾Ð² ÑÑедневековой ÐвÑопÑ. Скажем Ñак, геÑманÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ не доÑÑгивали до ÑевалÑе: им Ñвно не ÑваÑало ÑÑвÑÑва меÑÑ Ð¸Â Ð¿Ð¾ÑÑдоÑноÑÑи. ХоÑÑ Ð¸Â ÑÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Â Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÂ Ð¾ÑделÑнÑм пÑедÑÑавиÑелÑм ÑÑÑаÑÑкого ÑоÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ оÑпоÑиÑÑ.
Тевтонский орден
Основан в 1190 году. Девиз тевтонцев — «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался — помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск. Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский, в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество.
«Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение. Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.
Орден Меченосцев
Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом. Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году. Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Магистркапитул
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы, который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга. Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года.
Происхождение
Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.
Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.
Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.
Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.
Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.
Рыцарские добродетели
«Рыцари Христа» Яна ван Эйка
«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г.
Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.
Альбрехт Альтдорфер. «Победа Карла Великого над аварами». 1518 г.
Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.
Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.
В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.
Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.
Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.
Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.
Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.
Галерея
Рыцари-вольные клинки Забытый Рыцарь и Белый Хранитель в сражении с Красным Waaagh! на мире Аларик Прим
Рыцарь-надзиратель дома Кадмус в сражении с тиранидами
Рыцарь дома Террин
Имперский Рыцарь
Рыцарь акастус-порфирион
Рыцарь квесторис-магера дома Эртегн
Рыцарь квесторис-стирикс
Рыцарь-надзиратель дома Кадмус (миниатюра)
Добавить фото в галерею
Войска Адептус Механикус | |
---|---|
Командование | Магосы (Магос прим • Магос доминус • Магос Редуктор) |
Войска | Багряная Гвардия • Боевые сервиторы (Преторианцы) • Катафроны (Прорывники • Уничтожители) • Мирмидоны (Мирмидоны-деструкторы • Мирмидоны-секуторы) • Секутарии (Аксиарх • Гоплиты) • Скитарии (Авангард • Егеря • Лазутчики • Надзиратели • Протекторы • Ржаволовчие) • Таллаксы • Технорабы • Техножрецы ауксилии • Урсараксы • Электрожрецы (Корпускарии • Фульгуриты) |
Боевые автоматоны | Арлатакс • Воракс • Домитар • Кастелан • Кастеллакс • Сциллакс • Танатар |
Шагоходы | Дюнные ползуны «Онагр» • Железноходунные баллистарии • Сидонские драгуны |
Техника | Артиллерийский танк Ордо Редуктор • Криос • Лендрейдер • Макрокарид • Минотавр • Носорог • Триарос • Химера |
Титаны | Рыцарь • Гончая • Император • Налётчик • Полководец |
Ординатусы | Улатор |
Авиация | Молния • Мститель • Орёл Бури |
Рыцари, которые странствуютПравить
Посвящение в Рыцари, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра
Не вполне понятно, всё ли посвященное в рыцари население Туссента входит в состав странствующих рыцарей и до какого возраста, и как рыцарю ввиду болезни или усталости сменить род деятельности. Вероятно, по традиции герцогства, после акколады новопосвященный рыцарь должен принять специфичный, опять же традиционный обет или клятву и отправиться странствовать, совершать подвиги и заниматься прочими присущими рыцарю делами, причем отвертеться от этой славной участи у него возможности, как, вероятно, и желания, нет – ведь традиции в Туссенте – это святое дело. Да и смысл его рыцарских обетов и присяги лучше всего выражаются именно на таком поприще.
В течение какого-то времени он несет свою службу, свободно перемещаясь по Туссенту и занимаясь теми подвигами, к которым более всего лежит его душа, а после достижения определенного возраста, статуса и известности в рыцарских, дворянских и правящих кругах он может, вероятно, ходатайствовать о высочайшем рескрипте, который бы снял с него обязанность странствовать и позволил «повесить меч на стену», переквалифицировавшись в сановника, офицера гвардии или просто вернувшись в собственное имение, если он того пожелает. В Туссенте в то же время количество ушедших на покой рыцарей стремится к нулю, да и даже в отставке они вынуждены соблюдать некие придворные церемонии.
В отличие от рыцарских орденов вроде Ордена Пылающей Розы странствующие рыцари Туссента не обладают какой-либо жесткой организационной структурой и принятым регламентом, поскольку их служба основывается на личной вассальной присяге и обычаях герцогства. Туссентское рыцарство обладает давними традициями, зачастую кажущимися нелепыми для чужестранцев, а также окружены ореолом рыцарской романтики с возвышенными представлениями о чести, добродетели и долге, что также, с точки зрения нордлингов и нильфгаардцев, зачастую делает их абсолютно несерьезной силой, не заслуживающей какого-либо внимания. Несмотря на это, в бою странствующие рыцари могут представлять немалую угрозу для противника, что подтверждается вполне успешным отражением бандитских налетов на Туссент, имевших место в истории герцогства не один раз, а также эффективной борьбой с монстрами и чудовищами.
Несмотря на то, что рыцари Туссента, как это принято считать, странствуют из благородных побуждений, известно, что за свою службу они, или по крайней мере некоторые из них, получают жалование в княжеском казначействе. Кроме того известно, что для рыцарей отсутствует запрет получать иные доходы кроме жалования и заниматься иной деятельностью, если это не мешает исполнению их обязанностей перед герцогством и герцогиней, а потому они не чураются наемных заказов, выполняя те или иные оплачиваемые поручения туссентских виноделов и купцов.
Снаряжение и службаПравить
У странствующих рыцарей, за исключением рыцарей винодельни Бельгаард, нет единообразного снаряжения и каждый из них подбирает ту экипировку, которая будет для него максимально удобна. Существует также мнение, что цвет одежды рыцаря отражает суть данного им обета – например, белый означает принесенный обет целомудрия. Как правило, рыцари предпочитают идти в бой закованными в полный латный доспех и верхом, используя в качестве оружия тяжелые копья в форме турнирных, двуручные мечи с контргардой и боевые молоты, и неся с собой щиты, украшенные их гербами. Несмотря на тяжесть доспеха, рыцари часто сражаются и пешими, в том числе и на турнирах.
Странствующие рыцари, концепт-арт
Рыцари не образуют крупные воинства и чаще всего путешествуют по Туссенту в одиночку, хотя и могут собираться в разъезды – небольшие летучие отряды из нескольких (4-5 и более) воинов по интересам, происхождению и взглядам на жизнь. Большую часть своей службы рыцари проводят либо в патрулях на границах и дорогах герцогства, либо в карательных экспедициях против банд разбойников и расплодившихся чудовищ, либо квартируясь на горных заставах на перевалах, ведущих в Туссент. Несмотря на романтику и беззаботность туссентского рыцарства, многие из них погибают в боях или не возвращаются из патрулей, тем самым обеспечивая своими жизнями вечный праздник и безопасность, которыми так славен их край.
Где встречается[править]
Литератураправить
Приходят четверо гопников к одному мужику, и главный ему говорит: мол так и так, ты гоняешь с моей девкой, будем драться. А мужик не хочет и отвечает, что нечестно, когда четверо на одного. Гопник подумал и говорит: «Хорошо, убедил, Васян и Колян будут драться за тебя». |
- В. Скотт, «Айвенго» — рыцарский турнир в Ашби. Первый день — командная джостра, второй — меле пятьдесят на пятьдесят, вечер второго дня (прибытие в Англию Ричарда Львиное Сердце подкорректировало программу) — состязания лучников. Победители — Уилфред Айвенго в командной джостре (победил всех рыцарей-зачинщиков, причём Бриана де Буагильбера лишь со второго раза). Меле остановлено волевым решением принца Джона, когда партия Айвенго почти одержала победу. В состязании лучников в основном турнире победил лесничий барона де Мальвуазена Губерт, но в дополнительном состязании с Робином Гудом победа осталось за последним.
- В повести Дж. Р. Р. Мартина «Межевой рыцарь» (приквеле к всем известной ПЛиО) приключения межевого рыцаря сира Дункана Высокого начинаются именно с турнира, который как-то незаметно перерастает в судебный поединок. Сам турнир проводится по правилам джостры, а судебный поединок — по правилам меле, причём остро напоминает известный анекдот «Хорошо, убедил, Васян и Колян будут драться за тебя».
- Мартин вообще любит описывать рыцарские турниры. Читайте не только приквелы, но и саму ПЛиО.В «Мире Льда и Пламени» выясняется, что на Севере есть своя версия турнира, нечто вроде бугурта но с более жесткими правилами. На северных турнирах в большом почете общие схватки, мало чем отличающиеся от полноценных сражений: после таких схваток, длящихся иногда по полдня, всадники оставляют за собой истоптанные поля и разбитые деревни. На общей схватке на большом турнире в Последнем Очаге, в 170 году после З. Э., не менее восемнадцати человек погибли, и в полтора раза больше получили увечья до конца дня.
- Автобиография казаха Бауражана Момышулы «Моя семья» рассказывает о судебном поединке, когда отец, сжалившись над дочерью, выданной за младшего сына бая, родившегося, в силу возраста родителей, «немного не таким», решил вернуть калым и развести дочь. Поскольку двухмесячные переговоры с участием судей не привели к договорённости сторон, стороны решили прибегнуть к групповому конному судебному поединку с плётками и дубинками .
Видеоигрыправить
- Турниры в игре Mount and Blade
А еще может выпасть в финале тебе «Лук и Стрелы», а противнику «Щит и меч» (конь опционально). Тот случай, когда откровенное издевательство.
, похоже, застряли где-то между меле и джострой. С одной стороны, это зарубы на 2/3/4 команды, пешие и всадники смешаны (на самом деле не всегда: это зависит от страны-организатора — в Свадии и у кергитов все дерутся конными, а у нордов — пешими), все колотят друг друга по-настоящему. Выбывает тот, кто потерял сознание. Да и ГГ сохраняет все свои навыки: если у него, скажем, прокачано только одноручное оружие, но очков на 9000, и ему дадут меч или топорик — он будет класть всех с одного удара, а вот сунут копье (класс древковое) — огребет уже ваш персонаж. С другой стороны, вся экипировка специальная, турнирная — тряпичная с виду бронька имеет показатели где-то между легкой и средней, а оружие выдают деревянное, без заточки, стрелы и копья без наконечников, моргенштерны без шипов. И убить никого нельзя в принципе, даже если стоять и колошматить «труп» полчаса.
- Судебные поединки присутствуют в первых двух частях игры Dragon Age, причем в ключевой момент можно как драться самому, так и выставить вместо себя напарника из своего отряда.
Музыкаправить
Сто сарацинов я убил во славу Ей,Прекрасной даме посвятил я сто смертей.Но наш король — лукавый сир —затеял рыцарский турнир…Я ненавижу всех известных королей!
Вот мой соперник — рыцарь Круглого Стола.Чужую грудь мне под копьё король послал —Но в сердце нежное ЕёМоё направлено копьё…Мне наплевать на королевские дела! |
— «Про любовь в средние века» |
Реальная жизньправить
Французский король Генрих II погиб в 1559 г. во время турнирного поединка, получив в глаз обломком копья. В связи с этим турниры во Франции стали непопулярными, а в Британии и Священной Римской империи хоть и продолжали устраиваться как дань традиции монаршими особами аж до середины XVII в., становились все более похожими на безопасное развлечение, а не на имитацию боевых действий.
Прекрасная дама в средние века
Средневековье — волшебное время. Именно волшебным кажется преображение образа женщины из неприметной спутницы мужчины в ранних Средних веках в таинственную и возлюбленную Прекрасную Даму в Высоком Средневековье. Традиция преклонения перед образом Прекрасной дамы зародилась во французской провинции Прованс и уходит корнями в почитание Девы Марии. Любовь к земной женщине становилась всё более возвышенной и приобретала поэтические оттенки. В Средневековье считалось, что такая любовь становится источником доблести и добродетели для воина. В одной из легенд было сказано: «Не часто рыцарь совершает множество подвигов и достигает славы, если не бывает влюблён»
Бедные рыцари
Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.
Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.
Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.
Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.
Литература
- Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
- Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
- Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
- Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
- Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
- Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
- Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
- Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
- Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
- Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
- Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
- Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
- Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
- Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
- Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
- Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
- Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
- Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
- Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
- Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
- Bouchard, Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. Cornell University Press, 1998. ISBN 0-8014-8548-7.
- Haines, Charles Reginald. (1889). Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031
- Maurice Keen (1984). Chivalry. ISBN 0-300-03150-5 / ISBN 0-300-10767-6 (2005 reprint)
- Read, Charles Anderson (2007). The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators, And Prose Writers Of Ireland — Vol IV (Paperback)
- Cohen О., Histoire de la chevalerie en France…, P., 1949
- Boutruche R., Seigneurie et féodalité, t. 1—2, P., 1968—70
- Galitier L., La chevalerie. P., 1960
- Duby G., Guerriers et paysans. P., 1973
- Duby G., Hommes et structures du moyen age, P., 1973
Вооружение
Турнирный доспех Эрика XIV, короля Швеции. 1564 г.
Доспехи короля Генриха VIII.
К середине XII века появляются специальные копья для турниров, снабженные железными наконечниками, выполненными в виде коронок (такие наконечники называли «кронелями» или «коронелями»), а также мечи с затупленными лезвиями и закругленными остриями. С середины XIII века рыцарские состязания начинают разделять на поединки до смерти (a l’outrance), в которых использовалось заточенное оружие, и поединки для забавы (a plaisance), в которых применялось т. н. «оружие куртуазности».
Признанный законодатель турнирной моды король Рене Анжуйский, сторонник ограничений относительно применения оружия, полагал копья слишком громоздкими для сражений на турнирах и считал более подходящим оружием затупленные мечи и кинжалы.
Защитное вооружение для турниров в XI—XIII веках практически ничем не отличалось от боевого. Лишь в XIV столетии появляются элементы усиленных турнирных доспехов, в виде дополнительных железных пластин для рук и ног, наплечных щитков и стального ворота для защиты шеи. В начале XV века распространяются специальные комплексы вооружения вроде штехцойга (нем. Stechzeug) и реннцойга (нем. Rennzeug), частично снизившие опасность получения смертельных травм. Штехцойг, предназначавшийся для копейного боя гештеха, снабжался специальным усиленным шлемом типа «жабья голова» (нем. Stechhelm), прочным тарчем, крепившимся к кирасе, которая дополнительно снабжалась крюком для удержания копья. Реннцойг был несколько легче и предназначался для реннена, изобретателем которого считали маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского.
Но и после введения специальных доспехов участники турниров полностью не избежали опасности получить серьезное увечье. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо.
Стоимость комплекта турнирных доспехов была весьма высока, и во второй половине XVI столетия обычно составляла от 100 до 200 талеров (от 20 до 40 фунтов стерлингов) для конного, и от 60 до 80 талеров (от 12 до 16 фунтов стерлингов) для пешего боя.
Известные даты и кампании
- M15-25 — Тёмная Эра Технологий. Создана система СШК, развиты варп-перелеты, позволяющие космическим кораблям быстро перемещаться но огромные расстояния. Человеческие колонии процветают на миллионах планет. Основаны первые рыцарские миры.
- M25-30 — Эра Раздора. Рыцарские миры оказались в одиночестве на многие тысячелетия.
- M30 — Император прибывает на Марс, где его признают Омниссией. Он заключает союз между Марсом и недавно объединенной Террой.
- 850.M30 — первый рыцарский мир Кризис вновь открыт и вошел в новый Империум.
- M30 — Механикум использует свое влияние, чтобы претендовать на права на торговлю со многими рыцарскими мирами. Рядом с самыми богатыми минералами планетами созданы миры-кузни.
- M30-31 — более сотни рыцарских миров обнаружены и вошли в состав Империума Человечества.
- 005.M31 — начинается Ересь Хоруса.
- 014.M31 — Император убивает Хоруса. Конец Ереси.
- M31 — оставшиеся верными рыцарские дома начинают кампании мести по уничтожению собратьев, перешедших на сторону Хаоса.
- 544.M32 — Waaagh! орков уничтожает все рыцарские дома на планете Воринт. Дважды прозвонил Колокол Потерянных Душ.
- 529.M33 — демоническое вторжение, охватившее три сектора, было остановлено тремя рыцарскими домами во главе с домом Террин. Демон Блоротракс клянется в вечной мести дому Террин.
- 104.M36 — 12 рыцарских домов, ведомых Адептус Механикус, отправляются в систему Цепь Мортан. В результате великого похода найдено множество древних технологий.
- 112.M41 — Империум устанавливает первый контакт с рыцарским миром Краг, который в течение двух тысяч лет был отрезан сильнейшим варп-штормом.
- 230.M41 — Рыцари дома Таранис сражаются с демоническим вторжением на Тарсок V. Несмотря на тяжелые потери, им удается победить возглавлявшего демоническую орду Великого Нечистого и остановить вторжение.
- 249.M41 — в запутанной «Войне чести» верховные короли шести рыцарских домов сражаются между собой, чтобы установить, кто может претендовать на титул Лорда Звезд Секстанта. Несмотря на приказ Высших Лордов Терры воздержаться от этого бессмысленного безумия и все санкции Империума, война продолжается.
- 559.M41 — главные рыцарские дома планеты Скуптиум VII практически уничтожены на начальных этапах огромного вторжения зеленокожих. Только герои наименьшего дома в мире, Чёрного Черепа, смогли препятствовать тому, чтобы весь суб-континент был захвачен орками. В конечном счете последние 12 Рыцарей разрушенного дома вернули всю родную планету.
- 572.M41 — возглавляемые домом Ворона, пять рыцарских домов и дюжина вольных клинков остановили механизированные орды Waaagh! Глуттока. В нескольких звездных системах Рыцари противостояли колоннам батлвагонов и орочьих танков. На фабричной планете Бластум состоялось финальное сражение. Направляя свой «Превознесенный Суд» в гущу битвы Греван, Железный Герцог, врезался в строй орочьих шагателей и разорвал стомпу Глуттока цепным мечом «Жнец».
- 632.M41 — во время Яладрианского крестового похода отряды дома Кадмус высадились на болотистом мире Налибраксис II. Рыцари попали в засаду Тысячи Сынов, поддерживаемых множеством демонических машин и были уничтожены. Дом Кадмус дал клятву мести.
- 975.M41 — рыцарский мир Аваррис почти захвачен некронами династии Саутех.
- 993.M41 — Рыцари-странники дома Гриффит присоединяются к спасательным силам для эвакуации планеты Йорвит, прежде чем она будет заполонена тиранидами флота-улья Кракен. Они успешно выполнили миссию, выжившие Рыцари взошли на борт последнего корабля за несколько минут до того как покинутая планета взорвалась, уничтожив бесчисленное количество ксеносов.
- 443998.M41 — рыцарские дома Аларика Прайм ведут своих Кадианских союзников в контратаку против Грукка, варбосса «Красного» Waaagh!
- 757999.M41 — Империя Тау атакует мир-улей Агреллан. Империум с трудом справляется с тактикой командующей Тень Солнца, но своевременное прибытие отрядов дома Террин останавливает наступление. Вольные Клинки также показывают себя в ожесточенных схватках, но, тем не менее, Агреллан был потерян.
- 999.М41 — дом Террин продолжает сражения против сил Третьего сферического расширения Империи Тау за Префекцию. Планета пала под натиском превосходящих сил тау.
- 995999.M41 — начинается 13-й Чёрный крестовый поход Абаддона Разорителя. Дюжина рыцарских домов спешит укрепить защиту Кадианских Врат.
Обряд посвящения
«Акколада», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)
Основная статья: Акколада (церемония)
Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 году — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года.
Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
В XI—XII веках к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространился с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.
Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.
Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.
Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться
Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.
Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.
Турнирные доспехи
В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.
Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.
Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.
Мобильность рыцаря в доспехах
Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.
Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.
Упадок рыцарства[править]
В эпоху Возрождения и Нового времени началось безобразие: уже можно было носить рыцарское звание (для почёту, который в стакане не булькает), но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос, и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня; кое-как содержать «самообеспечивающегося» жулика под видом слуги (который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт), а самому разъезжать на кошмарной полудохлой кляче.
- Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье (то есть формально рыцарь) Шарль де Батц д’Артаньян.
- Ну а Дон Кихот — это вообще комедия: по закону он «простой дворянин», и не более того, а рыцарское звание присвоил себе самовольно, да ещё косплеил сказочного «странствующего рыцаря», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).
Обнищание рыцарей в Рейхе привело к тому что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (sic)! против князей, возглавляемых князем Церкви — под лозунгом усиления власти Императора и ослабления власти князей, однако, Император в эту гражданскую войну между рыцарями и князьями предпочёл не вмешиваться.
Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в 30-летней войне обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости — их перевооружили по кирасирскому образцу.
В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны, тот кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, этот доспех в полном комплекте в бой никогда не надевался, а надевался лишь частично в комплектации а ля кирасир или дэми-лэнсер. В полной же комплектации этот доспех надевался лишь в качестве парадного и турнирного (английские любители традиций продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).
Что любопытно, в Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт.
А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце 14 века превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»); да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.
Оружие и доспехи
Звание рыцаря предполагает более дорогое вооружение, чем у простых солдат. Хотя в целом описания оружия и доспехов в Вестеросе ориентируются на времена Столетней войны — битв при Азенкуре, Креси и Пуатье, Мартин легко и сознательно смешивает элементы из разных веков. Например, слово «полушлем» (halfhelm), по словам Мартина, означает классический норманнский шлем с открытым лицом и наносником — такие были в ходу во времена норманнского завоевания Англии в XI веке; и наоборот, полные латные доспехи вошли в употребление лишь века спустя. Многие рыцари используют большие шлемы-топфхелмы, как с забралом, так и глухие; некоторые персонажи даже на войне используют необычные шлемы, делающие своих хозяев легко узнаваемыми — таким был, например, увенчанный оленьими рогами шлем Роберта Баратеона, львиный шлем Джейме Ланнистера или знаменитый шлем Сандора Клигана в форме собачьей головы.
Некоторые основания для такого смешения Мартин видит в средневековой практике — после каждого крупного сражения Столетней войны в вооружении сторон происходили изменения, но вместе с этим в употреблении оставались и старые доспехи. В целом, на юге Вестероса используются доспехи более поздних эпох, чем на севере: в то время как рыцари Простора носят полные латы, воины Севера обычно довольствуются кольчугами, а одичалые за Стеной носят еще более примитивные доспехи. Рыцари в Вестеросе активно используют щиты с гербовым изображением, хотя в реальной истории комбинация латных доспехов и щита в левой руке использовалась редко. Мартин, по собственным словам, сделал такой выбор скорее из эстетических соображений: «щиты — это круто».
Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры». Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры.
Рыцарство в Энциклопедическом словаре:
Рыцарство — привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр.Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком -только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строилисьна основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение засвой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен былприобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), онполучал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцветрыцарства — 12-14 вв. В 15-16 вв. с возникновением постоянных армий ираспространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит нанет. рыцарство преобразуется в сословие дворянства.
привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр.Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком -только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строилисьна основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение засвой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен былприобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), онполучал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцветрыцарства — 12-14 вв. В 15-16 вв. с возникновением постоянных армий ираспространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит нанет. рыцарство преобразуется в сословие дворянства.
История рыцарстваПравить
Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с
Дама помогает рыцарю надеть доспехи.
переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.
Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля.
Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.
Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео
«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.
далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.
В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.
Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.
После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.
Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.
Вооружение, тактика
В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.
Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.
Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.
Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.
Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.
Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).
Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.
В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).
Кто такой средневековый рыцарь?
Рыцарь… Сколько ассоциаций с этим словом в наших умах сейчас. Благородство, честь, любовь к прекрасной даме…
Давайте попробуем разобраться — откуда произошло это понятие и что делало рыцаря рыцарем.
Рыцарь — это не просто человек с оружием на коне. Это, в первую очередь, искусный воин. Именно владение оружием всегда признавалось наиболее важным для рыцаря и отличало его от простолюдина. Умение уничтожить противника наименьшими доступными средствами в самое короткое время — та цель, для которой воины упражнялись и тренировались многие годы.
Мечи известных рыцарей часто фигурируют в легендах. Экскалибур короля Артура, Дюрандаль Роланда, воина Карла Великого, Тисона, меч испанского героя Эль Сида и, конечно же, Меч-Кладенец Святогора. Меч был постоянным спутником рыцаря, его самым близким и верным другом.
Вторым важным атрибутом средневекового воина было его благородство. Основными добродетелями рыцаря считаются:
- честь
- мужество
- верность
- щедрость
- свобода
- рассудительность
- куртуазность
Кроме этого любой уважающий себя рыцарь должен был выбрать себе Даму Сердца и служить ей доблестно и преданно.
Литература
- Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
- Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
- Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
- Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
- Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
- Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
- Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
- Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
- Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
- Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
- Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
- Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
- Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 160 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
- Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
- Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
- Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
- Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
- Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
- Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
- Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
- Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
- Хёйзинга Й. Осень Средневековья / Пер. Д. В. Сильвестрова. Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Наука, 1988. — 544 с.: ил. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-008934-6.
- Barber R. The knigths and chivalry. — New York, 1970.
- Bouchard Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. — Cornell University Press, 1998. — ISBN 0-8014-8548-7.
- Haines Charles Reginald. Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031. — London, 1889.
- Read Charles Anderson. The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators and Prose Writers Of Ireland. — Vol IV. — London, 1884. — 336 p.
- Cohen О. Histoire de la chevalerie en France… — Paris, 1949.
- Boutruche R. Seigneurie et féodalité. t. 1—2. — Paris, 1968—1970.
- Galitier L. La chevalerie. — Paris, 1960.
- Duby G. Guerriers et paysans. — Paris, 1973.
- Duby G. Hommes et structures du moyen age. — Paris, 1973.
- Taylor C. Chivalry and the Ideals of Knighthood in France during the Hundred Years War. — Cambridge University Press, 2013. — ISBN 978-1107325111.
- Wood Ch. T. The quest for eternity. Manners and morals in the age of chivalry. — London, 1983.