Оруженосец

Ученик целителяПравить

Ученик целителя спит в целительской палатке рядом со своим наставником. Он получает свое полное имя у Лунного Камня/Лунного Озера, но остается учеником, пока его наставник не освободит должность целителя.

Большинство учеников целителя начинают лечить котов почти сразу же, как они способны покинуть детскую. Котята и другие оруженосцы могут помочь с целительскими обязанностями, если нужно. Ученик целителя осваивает ремесло своего наставника: учится заботиться о больных котах и правильно употреблять целебные травы и другие «медикаменты». Обычно они обучаются в палатке целителя или за пределами лагеря, собирая травы. Также они учатся истолковывать знамения от Звёздного племени. Если целитель доволен успехами своего ученика, он дает ему имя целителя, но церемония не совсем похожа на церемонию посвящения в воители обычных оруженосцев.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.


Автор статьи:

ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Морская вселенная

Должности

Должности\Племена Морское племя Племя Солнца Племя Луны
Ученики 6 лун; Испытание охотой; Собеседование; Заплыв. 6 лун; Активность «улучшающаяся»; НА — 45; Собеседование. Хранители покоя:

6 лун; Активность «замечательная»; Сдача ТНУ.

Добытчики:6 лун; Активность «улучшающаяся»; Сдача ТНУ.

Ученик луны:Должность от ученика и выше; 5 БУ; Прохождение собеседования; Адекватность, грамотность и преданность.

Восходящие Активность «любимый кот»; НА — 105; 4 БУ; Прохождение ПГСВ.
Молодые воины 12 лун; Испытание нырков, разведчиков, стражей и охотников; Сдача ЭБК.
Воины Выбор команды; Пятое испытание. Активность «ходячий миф»; НА — 150; 6 БУ; СНДВ (собеседование); Активное участие в деятельности отрядов и группе воина. Хранители покоя:

Рекомендация от наставника; 7 БУ; Сдача ЭХП и ПП; Переход 45 сек.

Добытчики:

Рекомендация от наставника; 6 БУ; Сдача ПО и ОИД; Переход 45 сек.

Учителя Активность «ходячий миф»; НА — 120; 5,5 БУ; Прохождение обучения у старшего учителя; Прохождение АУ.

Прочее

Штучки\Племена Морское племя Племя Солнца Племя Луны Деревенские Одиночки
Медаль за активное участие в жизни племени Получить медаль могут восходящие и более старшие по званию. Помимо общей очевидной активности, котик должен соответствовать данному критерию: 

Активность «император игровой»; Недельная активность 1000 действий; Медаль как минимум трёх разных отрядов, в которых одновременно работает кот.

Двойное имя Должность от молодого воина и выше; Звание «Самый активный воин месяца»; Постоянная активность в своей команде (1-3 место каждую неделю. ); Восемь недель активности в других командах или островных делах. Как минимум в четырех видах деятельности из семи, необходимо отметиться активистом недели; 7 БУ; Не меньше десяти уроков для учеников в своей команде; Сдача пятого испытания своей команды; Тест на проверку адекватности и знаний. Активность «частичка игровой»; 7 БУ; Идеальное прохождение всех испытаний; Наличие медали за активное участие в жизни племени; Посвящение в восходящие на протяжении 12 дней с момента посвящения в ученики; Как минимум 10 лун в восходящих; Адекватность и грамотность; Одобрение на анонимном суточном голосовании в группе племени в ВК не менее 75%.

Если в ПГСВ/тесте АУ котик потерял один-два балла, допустив не грубую ошибку, он может продолжить работать на ДИ, но по завышенным требованиям:

7,5 БУ; Одобрение на голосовании не менее 80%.

Одобрение от ВС; Сдача всех основных экзаменов с первого раза; 8,5 БУ; Активность «хранитель Игровой»; Медаль за активное участие в жизни племени; Медаль за деятельность в отряде.
Переход Адекватность; Успешное прохождение двухнедельного ИС; Статус «ученик» и выше. 10 и более лун или перерождённый персонаж; Активность «любимый кот» и больше; Недельная активность более 30 действий; Адекватность и грамотность (для доказательства которых необходимо развёрнуто написать о причинах, по которым кот желает вступить в наше племя). 

Подходящие по требованиям котики, получив разрешение от Невинного Лепета, поступают на ИС . В течение ИС они должны: 
а) выполнить одну из недельных норм , а затем сдать ПГСВ. В случае успешной сдачи теста ИС продолжается, в случае провала котик проваливает и ИС; 
б) если перерожденный персонаж младше 6 лун, котик должен найти себе воспитателя и пройти полный курс обучения у него, сдать ТОВ, а затем уже СДК. 

Переходящие имеют права равные правам котят/учеников , в том числе они обязаны найти себе куратора среди учителей/воинов+ или же воспитателя в течение 24 часов с момента принятия. 
В последний день испытательного срока в группе племени ВК проводится анонимное голосование, где коты племени одобряют или не одобряют принятие кота. 

По окончании ИС котик становится учеником или восходящим в зависимости от соответствия прочим требованиям.

6 лун и более: племя «изгнанник/одиночка», причина; 4 БУ.

Менее 6 лун: перерождённый персонаж / 2 и более уникальных предметов во рту / 45 сек.

ИС длиной в две недели. За это время они должны активно проявлять себя в жизни племени.

Изгнание Должность «ученик» и выше; причина; не больше 8 БУ; отработка; личная беседа с Главой Верховного Совета.

Отработка включает в себя посещение 10 дозоров в Гильдии Воды, 15 пограничных патрулей, 15 охотничьих патрулей и 10 дозоров в Лунном Ордене.

Вооружение, тактика

Вооружение рыцаря. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.

Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.

Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.

Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.

Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.

Боевой порядок рыцарей. Рисунок из статьи «История военного искусства» («Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).

Межевые рыцари

Основная статья: Межевые рыцари


Межевой рыцарь. FFG (Джонил Сентено (Jhoneil Centeno))

Далеко не все рыцари Семи Королевств богаты и владеют землёй. Нередко в рыцари посвящают людей, которые не имеют земли, замка, состоятельных родственников и вообще каких-либо источников дохода, кроме собственно военной службы. Главное достояние такого рыцаря заключается в лошадях и оружии. Если такой рыцарь ещё и не находится у кого-нибудь на постоянной службе, а странствует по стране от одного временного нанимателя к другому, он называется межевым рыцарем (англ. hedge knight, в переводе Соколова — засечным). В большинстве своем межевые рыцари крайне бедны, но гордость не позволяет им оставить занятие рыцаря и заниматься торговлей или ремеслом.

Присягнувшие рыцари

Рыцарь в доспехе-бригантине и бацинете без забрала. Иллюстрация Ruisma

Большинство небогатых рыцарей находятся на постоянной службе у лордов или других рыцарей в роли присягнувших воинов (англ. sworn swords). Присягнувшие воины не обязательно являются рыцарями, но это и не наёмники (англ. sellswords), которых с нанимателем не связывает ничего, кроме денег. Личная присяга обязывает рыцаря служить господину, говорить ему правду, повиноваться ему, охранять его и сражаться за него в случае нужды. Со своей стороны господин обеспечивает присягнувших воинов кровом, пищей и — не всегда — денежным жалованьем. Присягнувший одному господину рыцарь уже не может перейти на службу к другому, пока его не освободят от присяги.

Лорды и богатые рыцари, такие, как Киван Ланнистер или Темплтоны, могут держать на службе сотни служилых рыцарей. Киван Ланнистер сам был рыцарем на службе у своего брата Тайвина; при этом Киван держал уже у себя на службе двести рыцарей и мог при надобности удвоить это число.

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г.

Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Альбрехт Альтдорфер. «Победа Карла Великого над аварами». 1518 г.

Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Вооружение, тактика

Вооружение рыцаря. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В XI—XII веках тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только длинными кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись на битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаными рубахами или стегаными гамбезонами (акетонами). По мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников также появляются кольчуги.

Распространившиеся с середины XIV века пластинчатые рыцарские латы к концу XV столетия превращаются в сплошную защиту всего тела, которая, несмотря на значительный вес, вопреки распространенному заблуждению, не сильно ограничивала подвижность воина, позволяя ему передвигаться не только верхом, но и в пешем строю.

Голову рыцаря изначально защищал не имевший еще развитого забрала конический «норманнский» шлем, в XI веке дополненный наносником, а затем и полумаской. В XIII веке его сменяет закрытый «горшковый» шлем топфхельм, в усовершенствованном виде (кюбельхельм) использовавшийся до конца XIV столетия. Во второй половине XIV века последний вытесняет цельнокованый бацинет, или хундсгугель, с вытянутым подвижным забралом, а в первой половине XV века распространяются более практичные барбюты, салады и арметы. В XVI столетии, когда сословие их постепенно приходит в упадок, конные рыцари сменяют последние на закрытые бургиньоты с подвижным забралом.

Применявшийся с XI столетия вытянутый каплевидный щит начиная с середины XII века сначала приобретает треугольную, со спрямленным верхом, форму, а в XIII веке облегчается и укорачивается, становясь классическим рыцарским щитом-экю, форму которого усваивает геральдика.

Наряду с прямым обоюдоострым мечом, сначала каролингского, затем, с конца XI века, романского, а с середины XIV века готического типа, основным наступательным оружием рыцаря являлось длинное копье (ланс), сначала предназначавшееся для колющих ударов сверху вниз, а с XII столетия — для прямых «таранных» ударов, отрабатывавшихся на турнирах. Изобразительные источники XIII столетия, в частности, росписи Вестминстерского собора и миниатюры Библии Мациевского, свидетельствуют об использовании рыцарями, наряду с мечами, однолезвийных фальчионов. В качестве вспомогательного оружия применялись различные виды ударного оружия: боевые топоры, молоты, чеканы, перначи и кистени, или моргенштерны.

Боевой порядок рыцарей. Рисунок из статьи «История военного искусства» («Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV веке среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В рамках повседневного военного быта рыцарей, на основе традиционных военных упражнений, восходящих к римским временам, а также древнегерманских судов поединком, во второй половине XI века во Франции и Германии зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Англию и Италию (couflictus gallici).

Литература

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
  • Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
  • Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
  • Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
  • Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
  • Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
  • Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
  • Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
  • Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: Центрполиграф, 2010. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
  • Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
  • Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
  • Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  • Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
  • Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
  • Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
  • Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
  • Schreckenstein R. von. Die Ritterwürde und der Ritterstand. — Freiburg im Br., 1886.
  • Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger. — 1879—1880 (2. Aufl. — 1889.).
  • Köhler. Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegführung in der Ritterzeit.
  • Henne am Rhyn. Geschichte des Rittertums. — Leipzig.
  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М.: Прогресс, 1987. — 380 с.
  • Руа Ж. Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. — М.: Эксмо, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-699-20223-2.
  • Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века = Chevaliers et chevalierie au moyen age. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 400 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — ISBN 5-235-02895-3.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector