Кольчато-пластинчатый доспех

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, спирального сверла, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Миф III:Рыцари были малорослыми

Этот миф нельзя назвать совсем уж безосновательным, так как в Средние века средний рост мужского населения Европы действительно был несколько ниже, чем сейчас. Хотя, по утверждениям некоторых ученых, в раннем Средневековье люди были практически такими же рослыми, как и мы. Но во времена классического Средневековья и начала Нового времени их средний рост был все же меньше, чем у нас.

Причина банальна — качество и количество питания, а также климатические изменения и различные болезни. Но, тем не менее, нужно понимать, что как раз рыцари питались лучше остальных, так как имели больше возможностей, чем крестьяне и горожане.

Если сравнивать рыцарей с современными людьми, то да, они скорее всего были в среднем чуть ниже. Но если сравнивать с людьми того времени — то они вполне могли возвышаться над окружающими полуголодными крестьянами на полголовы.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» – одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Келли Фрэнсис, Швабе Рэндольф. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей / Пер. с англ. Т. Е. Любовской. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.
  • Коннолли П. [coollib.com/b/151630/read Греция и Рим. Энциклопедия военной истории] / Пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-04-005183-2.
  • Окшотт Эварт. Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времен до конца Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 704 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4069-2.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Шпаковский В. О. Англоязычная историография рыцарского вооружения. 1975-2000. — Пенза: ИИЦ ПГУ, 2003. — 244 с.

ÐинÑÑное дело


â Ðа одном из ÑÑÑниÑов в УкÑаине неÑдаÑно Ñпал Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ, коÑоÑÑй ÑпоÑкнÑлÑÑ Ð½Ð° галопе, â ÑÑÑемена бÑоÑил и пÑиземлилÑÑ Ð½Ð° гаÑÐ´Ñ Ð¼ÐµÑа, а бÑл в одной колÑÑÑге. Ðа дÑÑгом ÑÑÑниÑе в колено попали меÑом, лаÑÑ Ð½Ð° ноге не ÑпаÑли, иÑог â ÑазÑÑв ÑвÑзок и повÑежден мениÑк. С ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ð½Ðµ воÑÑ.

â ÐÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑÑеÑ â одноÑÑÑнÑй Ð¼ÐµÑ Ñ ÑиÑоким клинком, â СеÑгей Ðавлов показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð½Ðµ, как пÑавилÑно «ÑабоÑаÑÑ» ÑÑим оÑÑжием.

Примечания

  1. ↑ Бахтерец // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. Горелик М. В. Монголо-татарское вооружение второй половины XIV — начала XV вв // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. — М., 1983.
  3. Бобров Л. А. Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV — XVII вв.) // Para bellum. — СПб., 2003. — № 17.
  4. Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIII—XV вв. — Л.: Наука, 1976.
  5. Акты Русского государства 1506–1526. — М., 1975. — С. 199.. — Москва, 1975. — С. 199.
  6. Гордеев Н. В. Русский оборонительный доспех // Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. — М., 1954.
  7. Илл. 97. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Ратник в юшмане и в мисюрке. // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.
  8. Рассел Робинсон. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения = H. Russell Robinson. Oriental Armour / Перевод С. Фёдорова. — М.: Центрполиграф, 2006. — ISBN 5-9524-2225-X.
  9. Илл. 95. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Ратник в колонтаре с бармицей и шапке бумажной. // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.
  10. Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. — 1841—1862. — Т. 1.
  11. Банзаров Д.Б. О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений // Записки Санкт Петербургского Археологическо–Нумизматического общества.. — 1850. — № Т. 2.. — С. 356–357..
  12. Шереф ад–Дин Йедзи. Книга побед // Материалы по истории киргизов и Киргизии.. — 1972. — С. 242..
  13. Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV – первая половина XVIII в.).. — СПб., 2008. — С. 391.
  14. Денисова М.М. Русское оружие XI–XIX вв.. — Москва, 1953. — С. 63.
  15. О.В. Шиндлер. Классификация русских корпусных доспехов XVI века. — С. 454.
  16. О.В. Шиндлер. Классификация русских корпусных доспехов XVI века. — С. 458-459.
  17. Э.Г. Аствацатурян. Турецкое оружие в собрании Государственного исторического музея.. — СПб., 2002. — С. 72.
  18. А.В. Висковатов. Историческое описание одежды и вооружения российских войск.. — СПб., 1899. — С. 31-32.
  19. О.В. Шиндлер. Классификация русских корпусных доспехов XVI века. — С. 461.
  20. Кёнбонгап — кириллизация по системе Холодовича-Мазура, современная романизация — Gyeongbeongap (ср. Корё и en:Goryeo)

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Матерчатые доспехи

Матерчатый доспех (стёганка или линоторакс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простеганных слоев материи, был распространен у множества народов. Их использовали египтяне, греки, македоняне, ацтеки. Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены.

Конный воин султаната Багирми (Чад) в стеганом доспехе по описанию Диксона Денема. 1823 г.

Мексиканские ацтеки также использовали толстые хлопчатобумажные одежды в качестве доспехов. Их армия, сражавшаяся с испанскими конкистадорами, была одета в стеганые плотно подогнанные костюмы из слоев ваты в два пальца толщиной, называвшиеся «эскауипили» (ацт. ичкауипилли). Ацтеки переняли эту технологию у индейцев майя, которые изобрели разновидность доспехов — туники, подбитые ватой и пропитанные специальным рассолом. Испанские конкистадоры заимствовали подобные доспехи у майя после похода Эрнандеса де Кордобы на Юкатан в 1517 году.

Наибольший расцвет этого типа доспехов пришёлся на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия.

Следует упомянуть приказ монгольским воинам XII—XIII веков носить шёлковые рубашки на голый торс, как под доспехи, так и без них — этот способ уменьшал глубину ран от стрел и облегчал их удаление.

В Средневековье хороший, многослойный, стёганый доспех предоставлял достаточно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений, потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стёганой куртки поверх кольчуги надетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стеганые куртки в основном как поддоспешники (акетоны или гамбезоны), надевая их под латные и бригантные доспехи.

Защита в виде кафтана, набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары.

Воины Московского государства XVI-XVII веков использовали доспех, представлявший из себя кафтан с короткими рукавами, подбитый паклей, вымоченный в рассоле и простеганный пенькой, называвшийся тегиляем, название которого, по мнению известного оружиеведа-востоковеда М. В. Горелика, происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан».

Подобно западноевропейским гамбезонам и акетонам, русские набивные доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так, в XVI—XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр.

Лучники русской поместно-дворянской конницы в тегиляях. Иллюстрация из издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1556 года

Похожий принцип использовался и народами Кавказа. Валяная из шерсти бурка (по сути — валенок) практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту ещё более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако её легко можно было проткнуть — бурка пробивалась узким копьём, штыком или кинжалом со специально зауженным остриём.

Другим недостатком доспехов из валяной шерсти было то, что они были слишком толстые, тяжёлые и в них было жарко. Укрепить поверх неё другие доспехи было нельзя (хотя кольчуга могла быть надета и под бурку).

Переходным видом от матерчатого к металлическому доспеху были накидки, применявшиеся рядовыми воинами рыцарских орденов. В них на груди, иногда и на спине были вшиты металлические пластины (подобно тому, как это делается на некоторых современных бронежилетах).

Рыцари, которые странствуютПравить

Посвящение в Рыцари, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Не вполне понятно, всё ли посвященное в рыцари население Туссента входит в состав странствующих рыцарей и до какого возраста, и как рыцарю ввиду болезни или усталости сменить род деятельности. Вероятно, по традиции герцогства, после акколады новопосвященный рыцарь должен принять специфичный, опять же традиционный обет или клятву и отправиться странствовать, совершать подвиги и заниматься прочими присущими рыцарю делами, причем отвертеться от этой славной участи у него возможности, как, вероятно, и желания, нет – ведь традиции в Туссенте – это святое дело. Да и смысл его рыцарских обетов и присяги лучше всего выражаются именно на таком поприще.

В течение какого-то времени он несет свою службу, свободно перемещаясь по Туссенту и занимаясь теми подвигами, к которым более всего лежит его душа, а после достижения определенного возраста, статуса и известности в рыцарских, дворянских и правящих кругах он может, вероятно, ходатайствовать о высочайшем рескрипте, который бы снял с него обязанность странствовать и позволил «повесить меч на стену», переквалифицировавшись в сановника, офицера гвардии или просто вернувшись в собственное имение, если он того пожелает. В Туссенте в то же время количество ушедших на покой рыцарей стремится к нулю, да и даже в отставке они вынуждены соблюдать некие придворные церемонии.

В отличие от рыцарских орденов вроде Ордена Пылающей Розы странствующие рыцари Туссента не обладают какой-либо жесткой организационной структурой и принятым регламентом, поскольку их служба основывается на личной вассальной присяге и обычаях герцогства. Туссентское рыцарство обладает давними традициями, зачастую кажущимися нелепыми для чужестранцев, а также окружены ореолом рыцарской романтики с возвышенными представлениями о чести, добродетели и долге, что также, с точки зрения нордлингов и нильфгаардцев, зачастую делает их абсолютно несерьезной силой, не заслуживающей какого-либо внимания. Несмотря на это, в бою странствующие рыцари могут представлять немалую угрозу для противника, что подтверждается вполне успешным отражением бандитских налетов на Туссент, имевших место в истории герцогства не один раз, а также эффективной борьбой с монстрами и чудовищами.

Несмотря на то, что рыцари Туссента, как это принято считать, странствуют из благородных побуждений, известно, что за свою службу они, или по крайней мере некоторые из них, получают жалование в княжеском казначействе. Кроме того известно, что для рыцарей отсутствует запрет получать иные доходы кроме жалования и заниматься иной деятельностью, если это не мешает исполнению их обязанностей перед герцогством и герцогиней, а потому они не чураются наемных заказов, выполняя те или иные оплачиваемые поручения туссентских виноделов и купцов.

Снаряжение и службаПравить

У странствующих рыцарей, за исключением рыцарей винодельни Бельгаард, нет единообразного снаряжения и каждый из них подбирает ту экипировку, которая будет для него максимально удобна. Существует также мнение, что цвет одежды рыцаря отражает суть данного им обета – например, белый означает принесенный обет целомудрия. Как правило, рыцари предпочитают идти в бой закованными в полный латный доспех и верхом, используя в качестве оружия тяжелые копья в форме турнирных, двуручные мечи с контргардой и боевые молоты, и неся с собой щиты, украшенные их гербами. Несмотря на тяжесть доспеха, рыцари часто сражаются и пешими, в том числе и на турнирах.

Странствующие рыцари, концепт-арт

Рыцари не образуют крупные воинства и чаще всего путешествуют по Туссенту в одиночку, хотя и могут собираться в разъезды – небольшие летучие отряды из нескольких (4-5 и более) воинов по интересам, происхождению и взглядам на жизнь. Большую часть своей службы рыцари проводят либо в патрулях на границах и дорогах герцогства, либо в карательных экспедициях против банд разбойников и расплодившихся чудовищ, либо квартируясь на горных заставах на перевалах, ведущих в Туссент. Несмотря на романтику и беззаботность туссентского рыцарства, многие из них погибают в боях или не возвращаются из патрулей, тем самым обеспечивая своими жизнями вечный праздник и безопасность, которыми так славен их край.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

  • Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
  • Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
  • Шоссы — кольчужные чулки.
  • Рондаш — щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Пулепробиваемые…

Трансформировались фасон доспехов, размер пластинок, количество клёпок, но принцип изготовления оставался неизменным, хотя бригантные доспехи, бывало, весьма отличались по качеству. Рыцари заказывали себе дорогие бригантины с покрытием из благородной ткани: бархата, дорогого сукна, иногда даже шелка, с позолоченными или посеребренными пряжками и клёпками, с пластинами из хорошей стали. Простые воины, естественно, пользовались менее качественными и более дешёвыми доспехами. Со временем, из-за постоянного совершенствования лат и изобретения огнестрельного оружия, которое легко пробивало доспехи, от использования бригантин стали отказываться. Сохранившихся бригантин до наших дней дошло не очень много. Большинство из них было найдено на острове Готланд в Балтийском море, рядом с городом Визби. Археологи обнаружили около 20 различных видов этих доспехов. К сожалению, в основном от них остались только металлические части. Тканевые или кожаные основы и покрытия сгнили. Теперь о внешнем виде бригантин мы можем узнать, только глядя на иллюстрации к средневековым книгам или на статуи и надгробия.

Рыцарские добродетели

«Рыцари Христа» Яна ван Эйка

«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г.

Октав П. Л’Харидон (англ.)русск.. «Бой тридцати 1351 г.». 1857 г.

Альбрехт Альтдорфер. «Победа Карла Великого над аварами». 1518 г.

Превращение раннесредневековых milites в рыцарей «классического» Средневековья выражалось в обретении ими высокого социального достоинства и выработке элитарного самосознания. Всё это, несмотря на очевидное расхождение между действительностью и поэтическим её преображением, неизбежно сопровождалось процессом героизации и мифологизации рыцарского сословия, нашедшим своё отражение в «королевских зерцалах», генеалогиях знатных родов, рифмованных хрониках, рыцарских романах, chansons des gestes, поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров.

Под влиянием церкви и поэзии, которая фактически воспевала рыцаря как идеал воина, сформировались характеристики, присущие только настоящему рыцарю. Это мужественный, сильный настоящий воин, который придерживается рыцарской присяги, то есть: каждый день слушать обедню, быть бесстрашным, рисковать за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливого окружения и грязного заработка, для спасения невиновного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских занятий, почтительно служить императору в мирских делах, жить безупречно перед Господом и людьми, бороться против зла, быть щедрым, правдивым, держать слово, быть верным своему государю, любить отечество.

В разных странах существовали свои образцы для подражания, в средневековой Франции, к примеру, таковыми являлись герои Столетней войны Бертран Дюгеклен (1320-1380), Арно Гийом де Барбазан (1360-1431) и Жан ле Менгр Бусико (1366-1421), а также герой Итальянских войн Баярд (1473-1524), в Бургундии — чемпион турниров Жак де Лален, а в Германии — рыцари-миннезингеры XII-XIII веков Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и др., а также участники Реформации и Крестьянской войны Гёц фон Берлихинген (1480-1562) и Флориан Гайер (1490-1525).

Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца.

Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Поэтому многократно рыцари собирались в Крестовые походы с целью освобождения Святой Земли.

Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок.

Одной из самых романтических сторон Средневековья был феномен «прекрасной дамы». Это был настоящий «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Любовь стала служением «прекрасной даме», поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и её прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила её, и её красоту. И позже, в эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады.

Обычаи рыцарской любви были неторопливы. После нескольких месяцев ухаживания рыцарь получал право поцеловать руку своей дамы. Точно следуя принятым в обществе правилам, он постепенно продвигался по ступеням близости, завоевывая сердце своей избранницы. При этом успех у любимой женщины всецело зависел от степени его заслуг. В сословной системе средневековья имела значение не личность человека, а та роль, которую он играл в обществе, его функция. Такой же функцией была и женщина. И только в любви она была сама собой, только в любви рыцарь относился к ней как к женщине, к человеку. И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных человечных отношениях между людьми. Обожая женщину, они представляли её как воплощение лучших человеческих свойств — красоты, доброты, грации, ума, человеколюбия. В рыцарской любви к женщине торжествовал подход со стороны высших идеалов, которые в то время выработало человечество. Основными добродетелями, которыми должен обладать истинный рыцарь считались честь, мужественность, верность, щедрость, рассудительность, куртуазность, свобода.

Где встречаются различные ляпы[править]

Киноправить

  • «История рыцаря» — для безопасности съёмок взяли не кольчуги и вёдра той эпохи, в которой происходит действие фильма, а гораздо более поздние полные латы.
  • «Тринадцатый Воин» — викинги носят не кольчуги, а кирасы…

Видеоигрыправить

  • Mount & Blade: вроде бы, очень реалистичная игра, но…
    • Во-первых, между собой сталкиваются представители разных эпох, например, викинги в кольчугах и рыцари в тяжелых бригах. Поэтому из соображений баланса сторон некоторые явно не равные друг другу доспехи если не приравнены по характеристикам, то разница между ними здорово сглажена.
    • Во-вторых, даже в пределах одного войска уже из соображений визуального разнообразия внутри одного войска на трёх абсолютно равных по характеристикам воинах могут быть надеты ранняя брига (coat of plates, вторая половина XIII века), нечто неопределённое под сюрко (начало XIII века), а вести всю эту братию может король, одетый в белый доспех (конец XIV века). А на их конных латниках-ваффенкнехтах поздние приталенные бриги (XIV век) и опять нечто под сюрко, а на головах «таблетки» из XII века чередуются с шапелями из XIII.
    • Обоснуй: это вымышленный сеттинг (вселенная, параллельная нашей), здесь у каждого из мелких, но самобытных народов свои тараканы и замашки, а ведь между ними происходят еще и подражания друг другу, заимствования…
  • Chivalry: Medieval Warfare: доспехи представляют собой чисто визуальный образ и никак не связаны с характеристиками воина. Рядом могут находиться топфхельм (XIII век), красивые няшные фэнтезийные латы, напоминающие миланские (XV—XVI века), ламеллярная жилетка (ну максимум XI век)…
  • Тактическая RPG Legends of Eisenwald. Полный доспех отражен весьма реалистично, как и эффективность рыцаря на поле боя — противостоять полностью бронированной тушке можно только с помощью всяких хитростей-подлостей типа «много препятствий + арбалет». Ну, или другой бронированной тушки.
  • Серия игр Stronghold — в XI — XII веках ВСЕ рыцари, а так же многие правители носят на себе консервные банки (чего в это время быть никак не могло). Так же носят кирасы и пикинеры, и арбалетчики. Отражается это на огромном количестве хитов.

1 сезон

Призрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 1 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 2 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 3 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 4 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 5 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 6 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 7 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 8 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 9 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 10 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 11 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 12 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 13 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 14 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 15 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 16 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 17 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 18 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 19 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 20 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 21 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 22 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 23 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 24 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 25 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 26 серия

История рыцарстваПравить

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Вьетнам, Афганистан…

Но не стоит думать, что во время перерыва между войнами мысли о защите солдат и офицеров на поле боя не посещали головы военных конструкторов. Во многих странах проводились бесчисленные испытания различных видов бронежилетов. Их первые современные формы появились в американской армии в начале войны во Вьетнаме. При изготовлении этой индивидуальной «брони» стали применять не стальные пластины, а баллистическую ткань, которая складывалась в несколько слоёв и прошивалась. Поначалу такие бронежилеты были не очень удобны. Но в процессе разработки синтетических материалов качество заметно улучшилось. Вскоре после окончания вьетнамской войны на Западе возникли многочисленные виды средств индивидуальной защиты, которые различались по своему назначению. Были армейские и гражданские бронежилеты, бронежилеты для полиции. Отдельно совершенствовались конструкции бронежилетов для сапёров. В Советском Союзе развитие боевых «одежек» шло не таким успешным ходом. Правда, «броня» представителей силовых структур, таких как КГБ и МВД, мало чем уступала западным аналогам. Однако если говорить об армейских бронежилетах, наша страна сильно отставала от западного мира. Только в период Афганской войны были предприняты активные попытки разработать и улучшить бронежилеты, предназначенные для армии.

Япония

Японский кольчато-пластинчатый доспех.

Асигару в окаси татами-до(буквально в «одалживаемом» складном доспехе, то есть в дешёвых казённых доспехах принадлежащих феодалу)

Японским аналогом калантаря является складной доспех — из японской «бригантины», который в отличие от калантаря мог состоять не только из квадратных, но и из шестиугольных пластин. Другим отличием было то, что пластины в как правило были небольшими, а не крупными как в калантаре. Третьим отличием являлось то, что и пластины, и кольчуга в татами-до нашивались на суконную основу. Четвёртое отличие состояло из того, что для защиты от коррозии во влажном японском климате пластины татами-до обклеивались кожей и лакировались, а кольчуга просто лакировалась. И наконец пятым отличием был способ плетения японской кольчуги. При этом , в отличие от калантаря считался дешёвым и непрестижным доспехом. Так как в отличие от Руси, Ближнего Востока и Средней Азии, где основным доспехом была кольчуга, кольчуга с вплетёнными пластинами была доступна не всем. В Японии основным доспехом в эпоху междоусобных войн был ламинарный доспех из горизонтальных пластин, сплетённых шёлковым шнуром, а японская кольчуга особого плетения служила лишь для прикрытия щелей. От чего доспех из кольчуги, пусть даже и с вплетёнными металлическими пластинами, воспринимался как нечто суррогатное. И даже ламинарный доспех из кожи вместо металла (неотличимый по виду от доспеха из металла обклеенного лакированной кожей), считался престижнее из металла. Впрочем, исходя заранее из непрестижности , его нередко делали низкого качества и из тонких пластин, так что он мог уступать по прочности не только калантарю, делавшегося из прочных пластин и отнюдь не для бедных, но и даже хорошему кожаному доспеху.

Бригантина

В середине XIII века у западноевропейских воинов появилась новая защитная конструкция, названная впоследствии бригантиной. Она была несложной и в то же время очень эффективной: к тканевой или кожаной основе изнутри приклёпывались стальные пластины, что служило надёжной защитой от холодного оружия. Этот вид доспехов стал быстро завоёвывать популярность в средневековых армиях — и у рыцарей, и у простых солдат. Воины по достоинству оценили надёжность бригантины, её относительно лёгкий вес и простоту изготовления. В какой именно стране была изобретена и впервые вошла в употребление бригантина, сказать трудно. Предположительно, её родиной была Германия или Северная Италия, откуда этот средневековый бронежилет разошёлся по всей Европе. Наибольшая популярность бригантины и её массовое использование пришлись на XIV век, который можно смело назвать веком бригантных доспехов. Воины стали закрывать бригантной конструкцией не только корпус, но и руки и ноги. В течение всего XIV века и в начале XV форма и размер бригантины менялись в зависимости от моды и развития мастерства оружейников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector