Сухой су-33

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Самолет Су-33 фото

Кдекабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

Самолет Су-33 внутри

Установлено два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф. Также самолет может дозаправляться в воздухе. Если установить систему УПАЗ-1, то он сам способен заправлять в воздухе другие самолеты. Навигационная система ПНК-10 обеспечивает вычисление координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты на основе данных спутников. Бортовая РЛС позволяет предупредить о сканировании самолетом противника. В самолете используется система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.

Су-33 стал первым отечественным серийным самолетом, способным сесть на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальнобойным истребителем корабельного базирования в  мире.

Самолет Су-33 характеристики

Су-33УБ

Самолет типа СУ-33УБ является учебно-боевой машиной, которая оснащена реактивными двигателями. Самолет создан специально для палубного базирования на авианосцах. Данная машина относится к четвертому поколению истребителей.

Особенности вооружения Су-33

Управляемое ракетное вооружение включает в себя ракеты «воздух-воздух»:

  • УР средней дальности Р-27Э и Р-27 с радиолокационными полуактивными головками самонаведения;
  • УР с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т и Р-27 ЭТ;
  • ракеты ближнего боя Р-73.

Для нанесения ударов по морским и наземным целям применяют неуправляемое вооружение. К нему относятся ракеты С-8, С-13, С-25-ОФМ, а также осколочно-фугасные и фугасные бомбы калибром до 500 кг, зажигательные баки ЗБ-500.

Пушечное вооружение представлено одноствольной пушкой ГШ-301, калибром 30-мм и боекомплектом в 150 снарядов.

Технические характеристики пушки:

  • эффективная дальность стрельбы воздушные/наземные цели, м — 800/1200;
  • скорострельность — 1600-1800 выстрелов в мин;
  • начальная скорость снаряда — 60 м/с.

Для подвески оружия используют 12 пилонов, 8 из них находятся на консолях крыл (по 2-а на законцовках и на неподвижных частях и 4 на складывающихся), по 2 — на средних частях мотогондол и между гондолами двигателей.

Вооружение боевой машины Су-33 управляется системой СУВ-23К, которая позволяет предварительно обнаружить, вести и поражать наземные, воздушные и морские целей в любых метеоусловиях и в любое время суток. В комплектацию СУВ входят: электронно-оптическая прицельная система ОЭПС-27К, прицельный радиолокационный комплекс РЛПК-27К, системы объективного контроля и единой индикации, запросчик системы распознавания.

Истребитель корабельного базирования может нести и такое вооружение, как тяжелая противокорабельная управляемая ракета «Москит» 3М80, которое устанавливается под фюзеляжем между гондолами двигателей на специальном катапультном устройстве. Масса полного комплекта вооружения — 6500 кг.

Четвертое поколение: мастер высшего пилотажа Су-27

Высокоманевренный истребитель Су-27, впервые взлетевший в 1977 году, по праву признан одним из лучших отечественных боевых самолетов. Этот истребитель четвертого поколения стал визитной карточкой отечественных ВВС.

Официально на вооружение Су-27 принят 23 августа 1990 года. К тому моменту «двадцать седьмой» уже успел установить ряд мировых рекордов по скороподъемности. В том числе в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.

Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивил весь мир. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже он устроил самую зрелищную иностранную премьеру Су-27, продемонстрировав новую фигуру пилотажа, которую прозвали в его честь – «Коброй Пугачева». Фигуры высшего пилотажа, выполненные на Су-27, продолжают поражать зрителей престижных авиасалонов мира. С 1991 года на истребителях Су-27 выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские витязи».

Самолет Су-27

Высокая маневренность Су-27 стала возможной благодаря в том числе новой электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Ее наличие, кстати, считается одним из основных отличий машин четвертого поколения.

Высокие летные характеристики «двадцать седьмого» во многом обусловлены применением двигателей нового поколения АЛ-31Ф конструкции ОКБ им. Люльки. Этот двигатель до сих пор считается одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, истребители Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.

Trivia

  • The Su-33 was originally going to appear in Ace Combat 04: Shattered Skies according to an early pre-release report from GameSpot, but was ultimately cut from the final game.
  • In Ace Combat 6, the player’s Su-33 can take off from the catapults of Emmeria’s Nimitz-class carriers, despite the Su-33 not being configured to launch from a catapult in reality. Unlike most Western carrier-based aircraft, which utilize the CATOBAR (Catapult Assisted Take-Off But Arrested Recovery) configuration, the Su-33 utilizes the STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) configuration used on Russia’s Admiral Kuznetsov-class carrier (as seen in Ace Combat: Assault Horizon), meaning that it takes off under its own power via a ski jump. This means that technically, while the Su-33 could land on a Nimitz, it would not be able to take off via catapult.
    • This difference was likely ignored for convenience purposes, as creating two different aircraft carrier models for such a small part of the game was probably seen as a waste of resources by the development team, considering there is only one STOBAR plane in AC6’s roster as opposed to the four CATOBAR aircraft (F-14D, F/A-18F, Rafale M, and the CFA-44).
    • To bypass this potential issue, a catapult connecting bar was modeled on the front landing gear (not present in real life), which would allow the aircraft to, in theory, connect to a catapult launch truck and perform a catapult-assisted takeoff. This modification remained present in future titles, and allows the Su-33 to utilize Osean aircraft carrier launch catapults in Ace Combat 7: Skies Unknown
  • In Ace Combat 6, the Su-33 is seen being able to carry the R-77/RVV-AE Adder, but in reality, it is unable to carry the medium range air-air missile. It is limited to using older infrared or SARH R-27R/T and ER/ET Alamos.

Примечания

  1. C 1989 года главным конструктором назначен К. Х. Марбашев.
  2. Фактически строевая эксплуатация самолёта началась ещё до формального принятия его на вооружение.
  3. В некоторых источниках приведена высота самолёта в 5,9 м, что равно исходному самолёту. Известно, что высоту килей на Су-27К пришлось уменьшить в 1987 году, чтобы самолёт проходил в ангар, поэтому реальная высота корабельного самолёта должна быть менее 5,9 м.
  4. В некоторых источниках приводится цифра сухого веса в 18500 кг.
  5. Полная заправка внутренних баков и ракеты «воздух-воздух»; с такой массой самолёт взлетает с ближних (1-й и 2-й) стартовых позиций ТАКР при ходе корабля от 7 узлов.
  6. Приведено максимальное разрешённое значение; с полной заправкой внутренних баков и 6500 кг боевой нагрузки Су-33 имеет массу 32200 кг. С такой массой самолёт взлетает с дальней (3-й) стартовой позиции ТАКР при ходе корабля от 15 узлов.
  7. Приведена тяга на форсаже в чрезвычайном режиме; обычная форсажная тяга составляет 12500 кгс, а максимальная бесфорсажная тяга каждого двигателя составляет 7670 кгс (74,5 кН).
  8. На раннем этапе проектирования (1972-1977 годы) предполагалось существенно дополнить вооружение палубных самолётов семейства Су-27К за счёт противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а также оснастить штурмовую версию самолёта новым ПрНК «Пума».
  9. Уменьшение габарита в сложенном виде требовалось из-за конкуренции с более компактным МиГ-29К, чтобы на палубе и в ангаре корабля могло бы размещаться не меньшее число Су-33.
  10. К тому времени первый опытный образец (Т10К-1) был потерян в аварии, поэтому в ЛКИ на корабле участвовал только экземпляр Т10К-2. Следует отметить, что его посадка на палубу 1 ноября 1989 года была первой посадкой самолёта обычного типа на авианосец в истории отечественного флота вообще; первенство же во взлёте обычного самолёта с корабля в тот же день было закреплено за МиГ-29К.
  11. Каждый экземпляр установочной партии получил обозначение от Т10К-3 по Т10К-9; номер Т10К-0 ранее получил нелётный образец для статических испытаний, а лётные Т10К-1 и Т10К-2 составляли опытную серию.
  12. При официальном принятии на вооружение самолёт получил новое обозначение Су-33 вместо прежнего Су-27К.
  13. В ряде источников указывается цифра в 25 серийных машин, однако по серийным номерам известно, что строилось как минимум 6 серий по 5 единиц (4, 5, 6, 7, 8 и 9 серии), причём из 9-й серии был выкуплен флотом всего один самолёт (достроенный в 1997 году самолёт зав. №09301, получивший бортовой номер 88 красного цвета). Пять серий по 5 единиц плюс один самолёт как раз дают цифру в 26 построенных самолётов. Возможно, ещё в одной из серий, кроме 9-й, также были закончены не все 5 самолётов.
  14. Не считая двух нелётных экземпляров для наземных испытаний.
  15. Если РВП видит по индикатору, что самолёт на глиссаде не выдерживает посадочный угол — то либо предупреждает лётчика, либо, если тот не успевает исправить положение, отправляет его на повторный заход. Подобный трёхцветный индикатор с той же целью установлен снаружи на всех палубных самолётах США.
  16. 279-й ОКИАП стал «истребительным» именно благодаря перевооружению на Су-33, до того основу матчасти полка составляли палубные штурмовики вертикального взлёта Як-38, и он имел название «штурмового» (279-й ОКШАП).
  17. Причиной аварии был отказ гидросистемы.
  18. Переобозначен как образец Т10КУБ-1, борт.№ синий 21.
  19. Причиной аварии был отказ системы управления.
  20. Причиной признали ошибку пилотирования.
  21. Самолёт разбился в демонстрационном полёте при выполнении предельных режимов.
  22. Авария произошла из-за ошибки пилотирования при выполнении фигуры «Кобра».
  23. Во время похода в северной Атлантике при посадке произошёл обрыв троса, самолёт рухнул в океан и затонул на глубине 1100 м; лётчик успел катапультироваться.

Особенности конструкции самолета Су-33УБ

Схема корпуса продумана как интегральный триплан, который отличается великолепными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику данной машины с аэродинамикой самолета Су-33, то новая машина имеет показатели выше на 10%. За счет повышения аэродинамических качеств удалось уменьшить расход топлива на 20%.

При конструировании данной машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали все же были изготовлены из сплавов алюминия. Так, из алюминиевых сплавов изготовлены крылья самолета, что значительно повышает их живучесть в боевых условиях. Кроме того, данная конструкция достаточно легкая, но надежная. Применение легких сплавов и композиционных материалов позволило снизить общую массу машины до массы одноместных истребителей. На самолете использовано большое количество бронированных преград, которые повышают живучесть аппарата.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели ТРДДФ, но при дальнейшей модификации они могут быть заменены на более новые и эффективные установки. Под крылом самолета расположена система ПТБ. Данная модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.

Креном и тангажом самолета управляет новая автоматическая система типа ЭДСУ. Она способна проводить контроль всех аэродинамических поверхностей, флаперонов, закрылков, оперения хвоста, а также управлять работой двигателей. За счет этого оборудования сокращается время на балансировку и значительно увеличивается сила подъема машины.

Первым истребителем отечественного производства, который был оснащен системой генерирования кислорода в кабине пилотов, стал именно самолет Су-33УБ. Данная система обеспечивает кабину пилотов и азотом, это значительно снизило зависимость самолета от наземного обслуживания.

Что касается БРЭО, которым оснащен самолет, то оно отвечает требованиям 5-го и 6-го поколения. Данная система имеет размеры и массу значительно меньше, чем предыдущие ее версии, и при этом способна выполнять больше функций при меньшей затрате времени. На самолете имеется многоканальный комплекс, который проводит мониторинг всех систем и предоставляет пилотам полную информацию об обстановке в воздухе.

Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оборудован тепловизорами и лазерными дальномерами, которые могут заметить цель и указать расстояние до нее.

Еще одной положительной особенностью конструкции можно назвать применение в кабине пилотов системы «темной кабины». В машине типа Су-33УБ было сокращено количество управляющих органов, что позволило упростить управление машиной для обучения. Кабина пилотов оснащена цветными дисплеями, на которые выводится полная информация о работе систем и о состоянии вокруг самолета. Проектировалась также система прицельного индикатора на лобовом стекле самолета. Что касается облуживания аппарата, то оно значительно упростилось в сравнении с предыдущими версиями истребителей.

Учебный истребитель класса Су-33УБ был изготовлен только в одном экземпляре. Сначала планировалось поставить данный проект на серийное изготовление. Даже был заказ от китайских ВВС на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.

Лётно-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж. чел: 1
  • Длина,см: 2118
  • Размах крыла, см: 1470; с подвешенными ракетами на законцовках — 1494,8; со сложенным крылом: 740
  • Размах заднего горизонтального оперения, см: 990; со сложенными стабилизаторами — 740
  • Высота, см: 572
  • Площадь крыла, м²: 67,84
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Угол стреловидности по передней кромке, градус: 42,5
  • База шасси, см: 587
  • Колея шасси, см: 444
  • Масса пустого, т: 19,6
  • Масса снаряжённого, т: 20,44 – две Р-73 и две Р-27Э
  • Масса взлетная нормальная: с полной заправкой, т: 29,940; с частичной – 26
  • Масса взлетная максимальная, т: 33
  • Масса топлива, т: 9,4; основной вариант заправки – 5,35
  • Объём топливных баков, л : 12100
  • Посадочная нормальная масса, т: 22,4
  • Посадочная предельная масса, т: 26
  • Двигатель: тип — двухконтурный турбореактивный с форсажной камерой. Модель — АЛ-31Ф серии 3. Масса, т – 1,52. Тяга, кгс: на форсаже: 2 × 12500 (122,6 кН), максимальная: 2 × 7670 (74,5 кН), чрезвычайный режим: 2 × 12800 (125,5 кН). Степень двухконтурности: 0,571.

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли: 1300 (М=1,09), на высоте: 2300 (М=2,17)
  • Посадочная скорость, км/ч: 235—250
  • Дальность полета, км: у земли: 1000, на высоте: 3000
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км, мин: 120
  • Практический потолок, км: 17
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой – 441, с частичной – 383. При максимальной взлётной массе — 486
  • Тяговооружённость на форсаже: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой —  0,84, с частичной — 0,96. При максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина пробега, м: 90, при использовании аэрофинишёра
  • Длина разбега, м: 105, при использовании трамплина
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 или 8,5 g.

6.3 Вооружение

  • Пушечное: пушка ГШ-30-1 калибра 30 мм, 150 снарядов
  • Боевая нагрузка, т: вариант В-В: 3,2 – шесть ракет Р-73 или восемь Р-27Э, максимальная: 6,5
  • Узлов подвески вооружения: 10. Бомбы — бомбовые кассеты, свободнопадающие различного назначения: восемь по 500 кг – РБК-500, ФАБ-500, ЗБ-500 либо двадцать восемь по 250 кг – РБК-250, ФАБ-250 и так далее, либо тридцать две по 100 кг. Ракеты «воздух-воздух»: две Р-73, две Р-27Т/ЭТ, четыре-шесть Р-27Р/ЭР. Неуправляемые ракеты: четыре по 266 мм С-25-ОФМ-ПУ либо двадцать (4 × 5) на 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л либо восемьдесят (4 × 20) на 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1.

6.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: РЛПК-27К. Антенна — тип: Н001К, диаметр: 1075 мм. Общее число одновременно сопровождаемых целей – десять. Дальность обнаружения воздушной цели с эффективной площадью рассеяния — 3 м²: вдогон — 40 км, навстречу — 100 км. Зона обзора, градус: по азимуту: ±60, по высоте — ±50.
  • ОЭС: ОЭПС-27К. Тип — ОЛС-27К (46Ш). Поле обзора, градус — 120×75. Зона обзора, градус: по азимуту — ±60, по высоте — -15°/+60. Угол обзора, градус: 3×3, 20×5, 60×10. Диапазон измеряемых дальностей, км – 6. Дальность сопровождения воздушной теплоконтрастной цели, км: вдогон — 100, навстречу — 40.
  • Нашлемная система целеуказания: Щель-3УМ-1.

Конструкция

При создании Су-33 была применена нормальная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой. Воздухозаборники находятся под центропланом. У трапецевидного крыла есть развитые наплывы, благодаря чему оно плавно сопрягается с фюзеляжем и образует с ним единый несущий корпус. Турбореактивные двухконтурные двигатели, оснащенные форсажными камерами располагаются в разнесенных мотогондолах, это уменьшает их взаимное влияние.

4.1 Воздухозаборники

Воздухозаборники в Су-33 регулируются, из-за чего он может летать со скоростью, превышающую, свыше, чем в два раза, звуковую. Они располагаются над наплывами крыла и оборудованы защитными решетками, что не дает попадать посторонним предметам в двигатель во время взлетов и посадок. Защитные устройства поднимаются, когда шасси выпускается и опускаются при его убирании.

4.2 Особенности

Истребителю Су-33 присущи все плюсы Су-27, вместе с тем он имеет следующие особенности:

  • Способен эффективно поражать надводные цели.
  • Может взаимодействовать с радиоэлектронными корабельными системами.
  • Системы и конструкция защищены от коррозии с целью обеспечения большого срока использования в морском климате.
  • При заходе на посадку на палубу используется пилотажно-навигационное оборудование.
  • В целях увеличения компактности, в целях увеличения общего количества на палубе и в ангарах авианосцев, горизонтальное оперение и консоли крыльев могут складываться.
  • Благодаря механизации, возросшей площади и ПГО, произошло усовершенствование несущих свойств крыльев во время взлетов и посадок.
  • Чтобы можно было осуществлять посадки при вертикальных скоростях и больших перегрузках усилились установка посадочного гака и стойки шасси.
  • В целях возможности совершения второго круга при посадке и короткого взлета с палубы по причине незацепления за аэрофинишер, стала больше тяговооруженность.
  • Имеется убираемая штанга, чтобы можно было дозаправиться в небе, возможна установка подвески УПАЗ-1К в целях дозаправки другого самолета, а также, чтобы было больше время патрулирования и боевой радиус.
  • Возросло общее количество подвешиваемых в одно и то же время ракет класса «воздух-воздух» в целях увеличения боевого потенциала в одном боевом вылете.

Во время рабочего проектирования в конструкцию самолета были внесены некоторые важные изменения, главным из которых стало переднее горизонтальное оперение, которое нужно было для статической продольной неустойчивости истребителя. Дело в том, что он мог потерять ее из-за смещения центра масс и во время увеличения массы радиолокационной станции почти на двести килограммов. Когда шли испытания Т-10-24 с передним горизонтальным оперением, оказалось, что благодаря ему увеличилась подъемная сила планера. В результате его стали применять во всех модификациях Су-27.

Проекты и модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Су-27К Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
Су-27К Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
Су-27КИ Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153 «Орёл», а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
Су-27КПП Проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
Су-27КРЦ Проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
Су-27КТ/Су-27КТЗ Проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
Су-27КУ Проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
Су-27КШ Проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153 «Орёл», а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
Су-28К Проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
Су-28КРЦ Проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-28К.
Су-29К Проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
Су-33 Обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Су-27КУБ/Су-33УБ Проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.

Летно-технические характеристики

  1. Пилотирование осуществляет один человек.
  2. Длина — 21 м.
  3. Высота — 5,7 м.
  4. Размах крыльев — 14,7 м.
  5. Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.
  6. Площадь крыльев — 67,8 квадратного метра.
  7. Сила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.
  8. Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.
  9. Основа шасси СУ-33 — 5,9 м.
  10. След шасси — 4,44 м.
  11. Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.
  12. Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.
  13. Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.
  14. Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.
  15. Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.
  16. Объем баков с топливом – 1 кубометр.
  17. Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.
  18. Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.
  19. Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.
  20. Тяга (форсированная) — 125 кг/м.
  21. Тяга (модернизированная) — 135 кг/м.
  22. Вес двигателя – 1,5 тонны.
  23. Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.
  24. Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.
  25. Максимальная дальность полета (у поверхности) — до 1000 километров.
  26. Максимальная дальность полета (в зените) — до 3000 километров.
  27. Время барражирования (удаление до 255 километров) — 2 часа.
  28. Высота полета (предельная) — 17 километров.
  29. Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.
  30. Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.
  31. Взлетный разбег – 105 метров.
  32. Посадочный пробег – 90 метров.

Примечания[править]

  1. ↑ Фомин А., 2003, стр. 70,71
  2. ↑ Фомин А., 2003, стр. 80-81.
  3. ↑ Фомин А., 2003, стр. 73-74.
  4. ↑ Фомин А., 2003, стр. 91-97.
  5. Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  6. Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  7. Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  8. The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 225. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  9. ↑ Фомин А., 2003, стр. 190-204.
  10. Фомин А., 2003, стр. 77, 89, 190-220.
  11. Gordon Y., 2007, p. 453.
  12. Авиация и время №3, 2004 год, стр. 12
  13. Фомин А., 2003, стр. 121.
  14. The Military Balance 2016, c.196, январь 2016

Список построенных Су-33

Изображение Экземпляр Бортовой номер (заводской номер, серийный номер) Примечания
Опытные
Т10К-0 с/н 01-01 Построен для статических испытаний.
Т10К-10 с/н 03-05 Построен для статических испытаний.
Т10-20КТМ 20 Габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33
Т10К-1 37 Первый лётный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987 года. Потерян 27 сентября 1988 года в результате отказа. Лётчик Н. Садовников успешно катапультировался.
Т10К-2 39 Второй лётный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В. Г. Пугачёвым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г. В настоящий момент остов самолёта находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском.
Установочная партия
Т10К-3 с/н 02-01 Первый полёт 17 февраля 1990 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
Т10К-4 59 (з/н 49051002502, с/н 02-02) 1990 г. В 1995-1999 годах был переоборудован в Т10КУБ-1.
Т10К-5 69 (з/н 49051002603, с/н 02-03) 1990 г. Постоянный участник МАКС. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском
Т10К-6 79 (з/н 49051003301, с/н 03-01) 1991 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
Т10К-7 89 (с/н 03-02) 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины. Позднее самолёт был продан Китаю, где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15).
Т10К-8 99 (с/н 03-03) 1991 г. 11 июля 1991 года в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т. Апакидзе успешно катапультировался.
Т10К-9 109 (з/н 49051003604, с/н 03-04) 1991 г. В настоящий момент находится на стоянке ЛИИДБ ОКБ Сухого в г. Жуковском в разукомплектованном состоянии.
Серийные машины
60
61
62
64
65 (з/н 49051006105, с/н 06-05) Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Лётчик В. Кузьменко погиб.
66
67 Потерян ввиду аварии 3 декабря 2016 года. Лётчик катапультировался.
68
70 (з/н 49051004103, с/н 04-03) Разбился 17 июля 2001 года в результате ошибки пилотирования. Лётчик Т. Апакидзе погиб.
71
72
73 Разбился 11 мая 2000 года в результате ошибки пилотирования. Лётчик П. Кретов успешно катапультировался.
76
77 (з/н 49051005101, с/н 05-01)
78
79
80
81
82 (з/н 49051007504, с/н 07-04) Утонул 5 сентября 2005 года в результате обрыва аэрофинишёра при посадке на палубу. Лётчик Ю. Корнеев успешно катапультировался.
83
84
85
86
87
88 (з/н 49051009301, с/н 09-01)

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Происшествия

Всего с момента первого полёта Су-33 произошло 8 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением лётчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.

11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Лётчик полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
26 декабря 1994 года авария Су-33 № нет (08-05), КнААПО Потерян во время планового испытательного полёта на КнААПО в результате ошибки пилотирования.

17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-й АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.

11 мая 2000 года при выполнении плановых полётов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал Военный лётчик 1-го класса полковник Павел Кретов. Лётчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.

17 июля 2001 года во время авиашоу, посвящённом дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России, генерал-майор Тимур Апакидзе. После показательного полёта на пилотаж с выполнением фигур максимальной сложности, самолёт упал и сгорел, лётчика эвакуировали спасательные службы, но ранения были не совместимы с жизнью и по дороге в госпиталь пилот умер.

5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Лётчик успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишёра (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.

3 декабря 2016 год при посадке на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишёра самолёт 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (бортовой № 67 (красный)) выкатился за пределы палубы, лётчик катапультировался. Руководитель полётов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал пилоту разрешение на посадку, и последний приступил к выполнению манёвра. Истребитель зацепил трос крюком-гаком и начал снижать обороты двигателя. Он проделал путь примерно в 50 м, после чего трос оборвался, и, вместо того чтобы остановиться на палубе, Су-33 продолжил движение. Включить форсаж и совершить попытку захода на второй круг пилот уже не успевал. Через несколько секунд руководитель полётов отдал пилоту команду катапультироваться, что он немедленно и сделал. Сам самолёт рухнул с палубы в море. В качестве основной причины аварии комиссия Минобороны рассматривает именно человеческий фактор: специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя было превышено почти на полметра от предельно допустимого (4,7 м вместо 4,2 м). Обрыв троса мог произойти из-за брака, допущенного на производстве, однако эту версию отвергают на Пролетарском заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию), производящем аэрофинишёры взлётно-посадочного комплекса «Светлана-2»: их представитель утверждает, что тросы, установленные на «Адмирале Кузнецове», прошли весь полагающийся цикл испытаний, в том числе на разрыв

«Важно понимать последовательность: либо трос не выдержал нагрузки из-за ошибки, допущенной при приземлении, либо трос оборвался, что и привело к аварии, но судя по параметрам самолёта в момент приземления, даже полностью исправный трос такой нагрузки бы не выдержал — налицо ошибка пилотирования». Официальный представитель Минобороны РФ от комментариев отказался, пообещав предоставить их сразу по окончании работы комиссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector