Су-37

Перехватчик Су-13

Эту машину обозначали на чертежах как проект «ТК». Работа над созданием чертежей была завершена в начале весны 1948 года. На эту машину конструкторы планировали установить двигатели отечественного производства марки РД-500. Конструкция фюзеляжа, крыльев и всех остальных агрегатов была полностью такая же, как и у фронтового аппарата Су-13. Основным внешним отличием было то, что эта машина имела более длинную носовую часть корпуса, в которой была размещена система РЛС под названием «Торий».

Кабина пилотов была полностью герметична и имела вентиляцию. Что касается вооружения, то данная машина была оснащена двумя пушками типа Н-37С. Они могли произвести только 80 выстрелов. Данный проект был полностью готов, но он даже не был передан на утверждение.

Инновации, которых не было в предыдущих моделях истребителей:

  • Самолет Су-13 был оснащен более качественным и эффективным катапультируемым креслом, которое имело большую скорость вылета пилота, и при этом конструкторами были учтены допустимые перегрузки для пилота.

  • Были установлены тормозные щитки, которые называют «крокодилами».

  • Самолет был оснащен новейшей системой парашютного торможения.

  • Истребитель Су-13 был оснащен стартовыми пороховыми ускорителями, которые позволили сократить дистанцию разбега при взлете.

  • На каналах управления машины были установлены бустеры, которые позволили значительно уменьшить силу, применяемую пилотом для управления аппаратом.

  • Для рационального использования пространства в самолете были установлены новые на то время мягкие баки для топлива. Это позволило незначительно снизить общую массу конструкции машины.

Преимущества и недостатки Су-37

Размещение вооружения на внешней подвеске, а не во внутренних отсеках, делает самолеты Су-27М и Су-37 хорошо заметными на экранах радаров

Говорить о преимуществах и недостатках «Терминатора» можно только условно, ведь этот самолет был, в сущности, экспериментальным.

Тем не менее нельзя не отметить следующих положительных качеств:

  1. Непревзойденная маневренность — заслуживает отдельного описания;
  2. Высокие характеристики бортового оборудования, практически соответствующие требованиям к истребителям пятого поколения;
  3. Удобное управление самолетом;
  4. Большое количество вариантов вооружения. Истребитель, в отличие от исходного Су-27, стал действительно многоцелевым, не теряя при этом высочайших лётных характеристик.

Из недостатков необходимо выделить в первую очередь довольно значительную радиолокационную заметность самолета. Правда, по сравнению с исходным Су-27, её всё же удалось понизить, но соперничать по данному критерию с американскими F-22 истребитель заведомо не способен. Еще один минус – это отсутствие в составе вооружения ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. На момент появления Су-37 их просто не имелось в наличии.

Испытания аппарата Су-15

Первая рабочая машина была готова в январе 1949 года. При первом же полете в этом месяце конструкторы смогли увидеть ряд проблем с управлением машиной. Они касались гидравлики, плохой эффективности работы элеронов на невысоких скоростях, а также был большой момент пикирования при выпуске парашютного тормоза. А на больших скоростях, которые почти достигали скорости звука, машину трясло, и отмечались большие вибрации. Конструкторы долго не могли выяснить причины появления тряски. Для выявления проблемы на самолет была установлена специальная пишущая аппаратура, которая провела запись и анализ полета. Было выяснено, что машину трясло только при определенных скоростях − от 570 км/ч до 825 км/ч, а на низших или высших скоростях большая тряска не была выявлена.

В конце весны 49 года были определены все характеристики самолета Су-15. Но испытания были достаточно затянуты, и для ускорения этого процесса был задействован еще один пилот. Заводские испытания Су-15 так и не были закончены, поскольку данная машина была потеряна 3 июня 49 года в результате катастрофы, причины которой точно неизвестны и на сегодняшний день. На момент крушения самолет уже выполнил 38 полетов из 42 запланированных на испытаниях.

История разработки многоцелевого истребителя Су-37 «Терминатор»

В 80-е годы прошлого века в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки почти одновременно развернулись работы по созданию истребителей пятого поколения. Эти новые самолеты должны были обладать как минимум тремя ключевыми характеристиками:

  1. Минимальной отражающей поверхностью, позволяющей «прятаться» от вражеских радаров и «сбивать с толку» управляемые ракеты;
  2. Крейсерской сверхзвуковой скоростью полета;
  3. Сверхманевренностью, дающей возможность мгновенно развернуть самолет.

С самого начала было вполне понятно, что создание машины с такими ТТХ станет крайне сложной задачей. И если конструкторы Московского машиностроительного завода имени А.И. Микояна приступили к её решению сразу же, что в дальнейшем привело к созданию прототипа МиГ 1.44, то в опытном конструкторском бюро Сухого предпочли идти шаг за шагом, отрабатывая новые технологии одну за другой.

Су-27М (он же Су-35) – самолет, предельно близкий по конструкции к Су-37

В рамках такого подхода, к 1988-му году был построен опытный самолет, получивший название Су-27М. Даже далёким от авиации людям было несложно заметить его отличие от базовой модели – истребитель обладал передним горизонтальным оперением, похожим на маленькие «дополнительные» крылья. Такая аэродинамическая схема обеспечивала заметное улучшение маневренных характеристик.

«Исходный» Су-27 и без того вполне обоснованно считался лучшим в мире самолетом по этому критерию, но успокаиваться на достигнутом советские авиаконструкторы были не намерены.

Следующим шагом в развитии самолета стало оснащение его двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Такая силовая установка даёт истребителю возможность буквально «развернуться на месте» и выполнять фигуры высшего пилотажа, неподвластные практически никакому другому летательному аппарату.

Су-27М, оборудованный силовой установкой с УВТ, получил обозначение Су-37, и в дальнейшем был известен именно под этим названием. Этот сверхманевренный истребитель был построен в 1993 году всего в одном экземпляре. К сожалению, российские ВВС в то время не могли и мечтать о закупках новых машин. В конце 2002 года самолет погиб во время выполнения испытательного полета, что привело к окончательному закрытию программы по его созданию.

Эксплуатация Су-37

Экспериментальный образец истребителя впервые поднялся в воздух 2 апреля 1996 года. Самолет пилотировал Евгений Фролов. Вместе со своим коллегой Игорем Вотинцевым они в течение нескольких месяцев выполнили 12 полетов. Еще в этот первый период испытаний машину, размещенную на аэродроме в Жуковском, показали журналистам, однако, значительного внимания она не привлекла, поскольку внешне почти не отличалась от уже известного Су-27М (тогда он обозначался как Су-35).

Первая демонстрация маневренных возможностей машины прошла в Фарнборо в сентябре того же 1996 года. Иностранных специалистов заинтересовали при этом не только эффектные воздушные кульбиты, но и автоматические системы, предотвращающие ошибки при пилотировании и выход самолета на опасные режимы полета.

Истребитель Су-37 на аэродроме

К сожалению, информации о реальных испытательных полетах Су-37 довольно мало, в основном все сведения о его эксплуатации относятся ко всякого рода авиационным выставкам и показательным выступлениям. В частности, одна из первых нештатных ситуаций возникла в июне 1997 года во время авиасалона в Фарнборо, когда при выполнении завершающего полета отказала система уборки шасси. К аварии это не привело: лётчик благополучно посадил самолет, а причина неисправности была обнаружена и быстро устранена.

Во время последнего полета машина была оснащена обычными двигателями, без УВТ. Из-за этого первоначально сообщалось, что разбился Су-35, но впоследствии ситуация прояснилась.  После этого программа Су-37 была окончательно закрыта, а усилия конструкторов сосредоточили на создании других моделей.


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

История

Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.

В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.

После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.

Особенности конструкции перехватчика Су-15

Данная машина была изготовлена как цельнометаллический среднеплан с реданной схемой конструкции. Корпус аппарата имел полумонококовую конструкцию и был разделен на две части: переднюю и хвостовую. Они соединялись с помощью болтового крепления.

В передней части самолета были размещены практически все системы, а именно: РЛС, кабина пилотов, воздухозаборник, опора передней стойки шасси, баки для топлива, передний двигатель и вооружение. Воздухозаборник лобовой конструкции обеспечивал подачу воздуха к переднему и заднему двигателю. Сверху воздухозаборника был размещена антенна для БРЛС под названием «Торий». Из-за расположения воздухозаборника конструкторам пришлось сместить расположение кабины пилотов влево от центральной оси самолета. В задней части корпуса был расположен еще один двигатель и тормозные щитки.

Силовая установка Су-15 была представлена двумя турбинными двигателями типа РД-45Ф. Воздух к двигателям подавался по воздушным каналам, которые были совмещены с корпусом аппарата. В обслуживании они были достаточно удобны, поскольку были оснащены множеством люков и съемных щитков.

Крыло имело угол стреловидности в 35 градусов. Оно было сконструировано из двух консолей, а сама обшивка крыла крепилась непосредственно к корпусу самолета. В консоль крыльев входил такой набор составляющих частей: лонжерон, стингеры, нервюры, дополнительные стенки, литые носки и, конечно же, обшивка. Механика крыла состояла из элеронов и закрылок.

Что касается шасси машины, то оно было представлено тремя стойками, которые при полете убирались в корпус самолета. При складывании стоек шасси ниша закрывалась створками, а сами опоры были зафиксированы замками. Передняя стойка имела одно управляемое колесо, а две задние имели по два колеса. Все колеса системы шасси были оснащены тормозами. Кроме того, самолет имел парашютное торможение. Все это привело к сокращению дистанции остановки при посадке аппарата.

Сверхманёвренный и малозаметный

Как отмечают разработчики, по своим характеристикам Су-35С превосходит существующие российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+.

Разработанная в ОКБ «Сухого» машина предназначена для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех типов целей. Помимо этого, в её задачи входит поражение наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.

Технически Су-35С — глубокая модернизация истребителя Су-27. В ходе усовершенствования была значительно повышена эффективность его работы. Отмечается, что в конструкции самолёта использованы самые удачные решения, применённые ранее при создании самолётов семейства Су-27/Су-30.

Как отмечают эксперты, Су-35С объединяет в себе качества современного истребителя и тактического самолёта. Это означает, что, помимо сверхманёвренности и большой дальности полёта, он также располагает широкой номенклатурой вооружений, развитой системой радиоэлектронной борьбы и пониженной радиолокационной заметностью.

Также по теме

«Одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт Су-35

Минобороны РФ получило сотый по счёту многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35С. Об этом сообщила Объединённая…

Достоинствами Су-35С также называют радиолокационные и оптико-электронные системы большой дальности, которые повышают эффективность истребителя в дальнем воздушном бою, возможность одновременного сопровождения большого числа целей и участия в групповых действиях с автоматизированным обменом информацией и распределением целей.

Кроме того, у Су-35С есть единая интегрированная информационно-управляющая система интеллектуальной поддержки лётчика, которая обеспечивает взаимодействие между экипажем и системами комплекса бортового оборудования. Истребитель может атаковать управляемыми снарядами, не заходя в зону ПВО, и одновременно функционировать в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

Максимальная масса боевой нагрузки Су-35С составляет 8 т, предельная скорость на высоте крейсерского полёта — 2,25 М, потолок высоты — 18 км, а максимальная дальность без дозаправки — 3,6 тыс. км.

Су-35С может оснащаться управляемыми ракетами типа «воздух — воздух» (РВВ-АЕ, РВВ-СД, РВВ-МД и Р-73Э) и «воздух — поверхность» (Х-31ПД, Х-31А, Х-29ТЕ(Л), Х-59МК), различными модификациями корректируемых бомб типа КАБ-500 и КАБ-1500, авиационными бомбами калибра 100, 250, 500 кг и неуправляемыми реактивными снарядами. Также на нём установлена авиапушка ГШ-301.

  • Многоцелевой истребитель Су-35С, переданный пилотажной группе «Русские витязи»

По словам генерал-майора, заслуженного лётчика РФ Владимира Попова, Су-35С по своим боевым характеристикам вплотную подошли к самолётам пятого поколения.

«На сегодняшний день у нас есть машины, близкие по тактико-техническим характеристикам к самолётам пятого поколения, но они официально числятся в группе 4++. К ним можно отнести Су-35С. Он очень близок к нашему перспективному истребителю пятого поколения Су-57», — рассказал RT эксперт.

Боевое крещение истребитель получил в ходе операции российских ВКС по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В данный момент Су-35С активно поставляется в ВКС России. Только в 2020 году Вооружённые силы получат 20 истребителей.

История

В январе 1986 года по решению военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над всепогодной, способной действовать в любое время суток, модификацией Су-25Т, получившей обозначение Су-25ТМ (заводское — Т8ТМ). На новую машину предусматривалась установка нового БРЭО и расширенная номенклатура вооружений. От разрабатываемой машины требовалось надёжное преодоление ПВО противника и эффективное применение оружия в зоне нахождения цели. А также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

В начале 1990-х годов два планера Су-25Т: Т8М-1 и Т8М-4 были переоборудованы соответственно в Т8ТМ-1 и Т8ТМ-2. Первый полёт на опытном самолете Т8ТМ-1 совершил 4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Анатолий Александрович Иванов.

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь. Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т , так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов. Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК «Штурмовики Сухого») куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.

Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.

В 1993 году на авиационном заводе в Улан-Удэ была начата подготовка для серийного производства самолётов Т8ТМ (Су-25ТМ). Используя оставшийся производственный задел от Су-25УБ завод выпустил предсерийный самолёт Т8ТМ-3 который совершил первый полёт 15 августа 1995 года. С этого же года машина получила новое официальное название — Су-39. Однако финансовый кризис и сокращение расходов на оборону не позволили начать производство серийных машин.

В 1995 году в ОКБ «Авиаавтоматика» была начата разработка системы управления оружием, которая получила обозначение СУО-39П. Лётные испытания нового оборудования в ГЛИЦ МО начались 21 октября 1998 года (машина Т8ТМ-4, первый полёт 25 марта 1998 года).

Серийно Су-39 никогда не выпускался и на вооружение ВВС России не поступал.

Существовал проект доработки Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако практически все Су-25Т, находившиеся в ВВС России, списаны или находятся в нелётном состоянии.

Описание самолёта Су 37

Компоновка самолёта – это интегральный триплан с малой устойчивостью, включающий в себя переднее расположение горизонтального оперения с традиционной аэродинамической схемой. Увеличенная относительная толщина крыла разрешает разместить в его кессонах большой запас топлива. Новые сплавы из алюминия и лития, большой процент применения композитных материалов делают конструкцию планера прочной и лёгкой.

Су 37 зимняя маскировка

В каждой консоли ПГО установлен гидравлический привод с электрическим управлением, отклоняющий дифференциально стабилизатор на заданный ЭДУ угол в пределах от + 10 до – 50 градусов. ПГО не только улучшает устойчивость и управляемость на больших углах атаки, что дало возможность избавиться от тряски, но и способно сместить аэродинамический фокус самолёта к передним значениям для придания машине статической неустойчивости для повышения безопасности полёта в условиях большой турбулентности на малых высотах.

Запас топлива увеличили, разместив дополнительные баки в килях, соответственно возрос взлётный вес машины и конструкторы упрочнили шасси, сделав более мощные основные стойки и установив на переднюю опору два колеса. Самолёт оснастили убирающейся штангой дозаправки в воздухе, увеличили запас кислорода, установили контейнер с запасом пищи и воды, разместили оборудование для утилизации отходов – сделали всё, чтобы машина была пригодна к полётам на дальние расстояния.

Силовая установка из двух двигателей АЛ-31ФП имеет цифровую электронную систему управления по тангажу, совмещённую со всей системой управления самолётом. По тангажу и рысканию машина контролируется через систему управления вектором тяги отдельно от каждого двигателя.

Цифровая электродистанционая система управления самолётом поддерживает отклонение всех рулевых поверхностей и вектора тяги, контролируя автоматически выдерживание всех перегрузок и полётного режима.

В кабине пилотов установлены четыре жидкокристаллических дисплея, выдающих всю информацию о полёте и навигационной обстановке на свои экраны и широкоугольный коллиматорный экран на лобовом стекле. Новая машина управляется боковой ручкой с малым ходом и тензометрическим рычагом управления двигателя.

Бортовое радиолокационное оборудование самолёта с фазированной решёткой и РЛС заднего обзора позволяет обнаружить противника на дальности до 100 км, вести сразу 15 целей и управлять одновременно шестью ракетами класса «воздух – воздух». Элементы искусственного интеллекта, входящие в комплекс БРЭО обеспечивают попадание в цель независимо от её размера. Подключение БРЛС и оптико-локационного оборудования к нашлемному прицелу пилота дали новые возможности ведения воздушного боя.

су 37 фото

Возможности

Благодаря техническим решениям, примененным в конструкции, у Су-37 есть следующие возможности:

  • автоматизация всех этапов боевого применения и полёта;
  • групповые автоматизированные действия по целям, находящимся на земле и в воздухе;
  • обстрел целей, находящихся на земле, при этом, не залетая в зону противовоздушной обороны средней и малой дальности;
  • способность нанесения предупреждающих ударов по воздушному противнику любого класса, включая малозаметные самолёты;
  • дозаправка в воздухе благодаря убирающейся штанге топливоприемника;
  • полет на малых высотах, огибая рельеф;
  • алгоритмическая защищённость и многоканальность прицельных и информационных систем;
  • защита от оптико-электронных и радиоэлектронных средств противника.

Описание конструкции истребителя

Переднее поворотное горизонтальное оперение – основное внешнее отличие самолетов Су-27М и Су-37 от базовой модели

Аэродинамическая схема самолета Су-37 – интегральная. Это значит, что подъемную силу создаёт вся нижняя поверхность самолета — как консоли крыла, так и фюзеляж. Основное отличие от Су-27 – наличие переднего поворотного горизонтального оперения (ПГО). Такой вариант называют иногда продольным трипланом – крыло, ПГО и стабилизаторы составляют единую линию.

Имеется и ряд других отличий планера от базовой модели:

  1. Диаметр и объем носовой части истребителя увеличены. Это позволило оснастить машину более мощной радиолокационной станцией;
  2. Выросла относительная толщина крыла, что, в частности, дало возможность увеличить запас топлива на борту;
  3. Изменена конструкция килей. Их частью стали дополнительные баки-кессоны, сделанные из углепластика.

Если Су-27 имел аналоговую электродистанционную систему управления, то на Су-37 она полностью цифровая. В кабине истребителя установлены четыре многофункциональных индикатора с цветными жидкокристаллическими экранами. Кроме того, имеется универсальный широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Управление истребителем осуществляется при помощи расположенного на правой консоли джойстика, заменившего традиционную «ручку».  В этом отношении самолет отличается не только от базовой модели, но и от Су-27М.

«Промежуточный» вариант кабины Су-37. Впоследствии в центре были установлены еще два МФИ. На переднем плане – ручки катапульты

В состав целевого оборудования включены станции радиотехнической и инфракрасной разведки, а также средства активного подавления радаров противника и постановки помех в оптическом диапазоне. Кроме того, самолет мог использовать для ведения переговоров в воздухе не только радиостанции, но и спутниковую связь.

Силовая установка истребителя – это два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31ФП, каждый из которых развивает на форсаже тягу в 12 500 кгс, что соответствует характеристикам АЛ-31Ф (устанавливался на «базовом» Су-27). Основная «изюминка» модификации ФП – это управляемый вектор тяги, который может отклоняться в вертикальной плоскости в диапазоне от -15 до +15 градусов. Впоследствии такими двигателям оборудовались тяжелые истребители Су-30.

Вооружение истребителя

Боевые возможности Су-37, получившего неофициальное название «Терминатор», во многом определяются его бортовым оборудованием. Истребитель оснащался радиолокационной станцией, способной обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 400 километров, а наземные цели – на дистанции в 200 километров. Имеется особая система защиты от помех. Кроме того, заметно улучшены характеристики оптико-электронного локатора, сопряженного с тепловизором, увеличена дальность обнаружения и сопровождения целей, в том числе и в задней полусфере.

Ракета «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-АЕ — «главный калибр» истребителя Су-37. Поражает не только самолеты, но и ракеты «воздух-воздух», выпущенные противником

В целом бортовое оборудование позволяло одновременно «держать на прицеле» до 15 самолетов противника и одновременно атаковать ракетами как минимум шесть из них. Программный комплекс способен переходить в автоматический режим работы, самостоятельно обнаруживая и идентифицируя цели. На самые опасные из них наводятся ракеты, а решение о запуске принимает пилот.

В состав вооружения могли входить следующие виды авиационных средств поражения:

  1. Ракеты «воздух-воздух» увеличенной дальности Р-27РЭ и Р-27ТЭ. Способны поражать воздушные цели на дистанции до 130 км;
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Могут поражать высокоманевренные цели на расстоянии в 80 км (поздние модификации – до 110 км);
  3. Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (РВВ-МД). Могут запускаться в заднюю полусферу. Дистанция полета – 20 км (поздние модификации – до 40 км);
  4. Противорадиолокационные ракеты Х-31 и Х-58;
  5. Противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35;
  6. Аэробаллистические ракеты Х-15;
  7. Ракеты «воздух-поверхность» Х-25, Х-29 и Х-59;
  8. Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы и бомбовые кассеты калибром до 1 500 кг;
  9. Неуправляемые ракеты различных моделей.

Ракета Х-31 «Криптон». Выпускается в противорадарном и противокорабельном вариантах. Су-37 был способен применять обе модификации

Вместо ракет или бомб на подвеску можно было поставить контейнер со специализированным дополнительным оборудованием, например, станцию радиоэлектронной борьбы или прицельный комплекс. Программное обеспечение допускало использование в том числе и иностранных электронных устройств.

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

История создания истребителя Су-9

К разработке Су-9 конструкторы бюро приступили еще в начале 1944 года по инициативе руководства страны. Машину данного типа удалось создать за счет разработок конструктора А.М. Люлькина, который в то время активно вел исследования по изготовлению нового турбореактивного двигателя типа С-18. Именно этот двигатель и планировали поставить на самолет Су-9. К большому сожалению, данный двигатель был разрушен еще при первых испытаниях. Поэтому в ОКБ Сухого начали ориентироваться на немецкие двигатели подобного типа, которые были добыты в сражениях.

Осенью 45 года был утвержден проект самолета под кодовым названием «Л», на который был установлен двигатель типа Jumo-004, снятый с подбитого немецкого самолета. Первоначально данная машина должна была служить как качественный истребитель, но в дальнейшем она была оснащена бомбардировочным вооружением.

Самолет изготовлен по типу цельнометаллического среднеплана, оснащенного шасси из трех стоек, которые убирались в корпус машины во время полета. Носовую часть самолета оборудовали для установки вооружения. Кроме того, здесь был размещен один топливный бак, а другой размещался позади пилота. Общая вместительность баков машины составила 2,3 тонны топлива.

Крылья имеют форму трапеций, на которые крепятся турбинные двигатели типа Jumo-004. Кабина пилотов со всех сторон оснащена достаточно толстой броней, которая может защитить пилотов от прямого попадания 12-миллиметрового снаряда.

По государственному заказу Сухой должен был изготовить две машины такого типа со следующими характеристиками:

  • скорость должна составлять 805 км/ч и это возле земли;

  • на высоте в 3 километра аппарат должен был двигаться со скоростью в 880 км/ч;

  • также Су-9 должен проходить расстояние в 880 км без дозаправки;

  • потолок по высоте полета планировался в 12,5 километра.

Первый прототип был готов осенью 46 года, а еще через месяц Су-9 доставили на аэродром для начала летных испытаний. Они проходили достаточно долго из-за проблем с двигателем и доводкой всех основных систем, закончились только через год. Основным изменением конструкции в этот промежуток времени была установка кресла для катапультирования, которое также было взято с немецкой машины и доработано нашими конструкторами, что повысило его эффективность.

Широкой публике Су-9 был представлен на параде в городе Тушино летом 46 года. Этим же летом машина была направлена на государственные испытания. Они были завершены в декабре 47 года, при этом машина была усовершенствована. Изменения коснулись конструкции стартовых ускорителей и системы парашютов для торможения. Это улучшило характеристики аппарата, а именно была сокращена дистанция разбега и пробега.

Государственная комиссия отметила отличные летные характеристики в сравнении с аналогичными моделями и легкость управления, послушность машины. Кроме того, Су-9 был менее прихотлив в наземном обслуживании. Данную машину можно было использовать как самолет-перехватчик за счет оснащения новой системой РЛС, которая имела обозначение «Торий».

Несмотря на все достоинства и инновации, которые были воплощены конструкторами в данной машине, самолет типа Су-9 так и не использовали для серийного производства. Это было в основном из-за затягивания время чиновниками, а потом и вовсе прекращения финансирования данного проекта в 1948 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector