M10 wolverine

На одном шасси с М4А2

История того, как Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА) впервые познакомилось с GMC M10, немного комична. Первой информацией об этой машине стала не разведывательная сводка, а письмо, посвящённое вопросам эксплуатации средних танков M4A2. 15 марта 1943 года заместитель начальника инженерного управления Наркомата внешней торговли полковник Хряев направил в ГБТУ письмо. В нем указывалось, что американский эксплуатационный центр разослал циркуляр об особенностях пользования блокировочными кнопками главного фрикциона. В руководство по эксплуатации танка M4A2 вкралась ошибка, что приводило к авариям. Именно в этом письме впервые упоминался «танк-истребитель М-10».

​ GMC M10 на НИИБТ Полигоне, сентябрь 1943 года. Хорошо видны крепления для дополнительной брони, которая, впрочем, так и не вешалась

К тому моменту из существования GMC M10 американские военные секрета не делали. О том, что подобные машины находятся на вооружении американской армии, майор Бараев, помощник военного атташе в США, сообщил ещё в 1 марта 1943 года. Но более поздний доклад Хряева поступил в ГБТУ быстрее. Согласно сообщению Бараева, машину разработали в расчёте на её универсальность, то есть с предусмотренной возможностью выполнять задачи, типичные для танков. Для этого на её броне имелись специальные крепления, на которые навешивалась дополнительная защита. Это действительно так, хотя в реальности дополнительную броню на серийных машинах так и не устанавливали.

Также с помощником военного атташе американцы поделились и информацией о боевом применении GMC M10. Согласно докладу, первые 10 машин отправились в конце 1942 года в Северную Африку. Бои с их участием показали, что самоходная установка получилась удачной. Предполагалось, что она будет принята на вооружение не только частями истребителей танков, но и всеми бронетанковыми частями армии США.

Она же спереди

На деле первый настоящий боевой дебют GMC M10 состоялся чуть позже. 23 марта 1943 года в ходе сражения у Эль-Геттара в Тунисе эти машины сыграли важную роль, заодно показав явное превосходство над полугусеничными истребителями танков GMC M3. Американцы не лукавили, когда говорили о том, что машина получилась удачной. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что GMC M10 стала самой массовой американской САУ.

Вид на машину сзади

Большого интереса эти машины в руководстве ГБТУ КА не вызвали. Правда, в докладе Бараева указывалось, что огневая мощь 76-мм пушки, установленной на GMC M10, примерно равна мощи немецкой 88-мм зенитной пушки. Этот пункт в докладе был даже подчёркнут. Что неудивительно: как раз весной 1943 года были проведены испытания трофейного немецкого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, которые показали неутешительные результаты. Советская танковая артиллерия против этого танка оказалась почти бессильной. Таким образом, срочно потребовались средства борьбы с «Тигром».

Ещё одним аргументом в пользу американской САУ стало то, что она строилась на одной базе с уже привычными Medium Tank M4A2, которые стали поступать в СССР с конца 1942 года.

На этом фото видна установка тента, который крепился в походном положении

К вопросу поставок самоходных установок этого типа вернулись в начале июня 1943 года. Согласно докладной записке наркома внешней торговли А.И. Микояна Сталину, мнения о закупках самоходной артиллерии у ведомств разошлись. Яковлев, возглавлявший Главное артиллерийское управление (ГАУ), считал приоритетной задачей закупки GMC T48, а остальные машины хотел приобрести только для ознакомления. Возглавлявший ГБТУ КА Федоренко предлагал закупить широкий ассортимент самоходной артиллерии, но GMC M10 в этом списке не оказалось. Отдельное мнение было у Воронова, командующего артиллерией Вооружённых Сил СССР. Именно он предложил закупить 50 «трёхдюймовых пушек на шасси среднего танка М-10». В итоге решение оказалось компромиссным. Две такие машины было решено взять на пробу, и в случае успеха испытаний планировалось заказать партию из 50 штук.

ТТХ M10 RBFM

Финальные ТТХ были объявлены в версии 1.5

Одной из особенностей машины стала башня полного вращения с открытой рубкой.

Огневая мощь

Разовый урон 115 единиц одно из минимальных значений для ПТ-САУ 5 уровня. Бронепробитие базовым снарядом 130 мм, что уже чуть лучше, чем у большинства одноклассников. Отдельного внимания заслуживает высокая пробиваемость специальным (голдовым снарядом) 170 мм. Точность орудия 0,35 и быстрое сведение 1,73 сек. дополняются комфортными углами вертикального наведения -10…+30°.  Быстрая перезарядка в 2,9 сек. позволяет производить в минуту 20 выстрелов, что дает суммарно около 2321 единиц среднего урона в минуту и является лучшим показателем среди противотанковых САУ 5 уровня.

Характеристика боекомплекта

Боезапас состоит из 54 снарядов.

Снаряд Бронебойный Подкалиберный (голдовый) Осколочно-фугасный
Бронепробитие (мм) 130 170 38
Скорость полета (м/с) 792 1037 853
Цена 96 2800 68

Живучесть

Запас прочности 360 единиц и это хороший показатель для ПТ-САУ 5 уровня. А вот бронированием машина не может похвалиться:

  • корпус 38.1 / 19.1 / 19.1 мм.
  • башня 57.2 / 25.4 / 25.4 мм.

Таким образом, рассчитывать на броню не приходится. Иногда можно будет что-то отбить маской орудия против низкоуровневых противников. НЛД благодаря HD модели танка защищено своеобразным «ковшом», который будет действовать как экран и повышает шанс рикошета.

Открытая рубка вынуждает опасаться противников на фугасах и особенно артиллерии, которая при метком попадании может прописать «ваншот».

При массе в 30 тонн танк оснащен двигателем мощностью 410 л.с., поэтому удельная мощность составляет 13,67 л.с./т, что позволяет разгоняться до 48 км/ч. Это больше, чем у прокачиваемого француза S35 CA, но меньше, чем у большинства других ПТ-САУ. Базовый обзор 370 метров один из лучших показателей не только среди «одноклассников», но и вообще на 5 уровне. А вот дальность связи маленькая 438 метров, что является одним из минимальных показателей для этого уровня. В качестве компенсации за отсутствие брони машина получила хороший коэффициент маскировки.

Боевое применение

T34

Американская доктрина ведения боя предполагала использование истребителей танков для борьбы с вражескими танками, тогда как собственные танки предназначались для поддержки пехоты в бою. M10 была самой многочисленной противотанковой САУ американской армии во Второй мировой войне. Дебют машины в Северной Африке был довольно успешен, поскольку её трёхдюймовая пушка M7 могла без проблем с дальней дистанции поражать броню большинства немецких танков, имевшихся тогда на североафриканском театре военных действий (ТВД). Однако тяжёлое и тихоходное шасси не соответствовало принятой тогда в США доктрине истребителей танков, которая требовала использования в этом качестве очень лёгких и быстрых машин. Поэтому в начале 1944 года M10 в частях стала дополняться более быстрой и более легкобронированной противотанковой САУ M18 Hellcat. В ходе высадки в Нормандии пушка M10 оказалась неэффективной против лобовой брони многочисленных немецких танков «Пантера», поэтому осенью 1944 года она начала замещаться улучшенным вариантом противотанковой САУ M36 Jackson. Однако оставшиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны. На тихоокеанском ТВД M10 армии США использовались как обычные танки непосредственной поддержки пехоты и были непопулярны среди экипажей в этой роли. Японская тактика борьбы с американской бронетехникой путём использования пехоты с гранатами и прочими противотанковыми средствами в предельно ближнем бою делала открытую сверху M10 гораздо более уязвимой, чем полностью закрытый танк.

M10 в Италии в 1945 году

Около 54 САУ M10 были поставлены в СССР по Ленд-лизу. В частности этими машинами был оснащён 1223-й самоходно-артиллерийский полк, входивший в состав 29-го танкового корпуса, 5-й гвардейской танковой армии. Данный полк участвовал в наступлении 3-го Белорусского фронта под Оршей в июне 1944 года, а также 1239-й самоходно-артиллерийский полк16-го танкового корпуса, 1-го Белорусского фронта. Этими машинами также комплектовались части «Свободной Франции», одна M10 под названием «Сирокко», управляемая французскими моряками, прославилась тем, что подбила немецкую «Пантеру» прямо на площади Согласия в Париже. В Великобритании M10 обозначались как 3-in. SP, Wolverine и сражались в Италии и Франции. Некоторое количество машин было перевооружено на гораздо более эффективную 17-фунтовую противотанковую пушку и получило обозначение 17-pdr. SP. Achilles.

Открытая сверху башня M10 делала машину уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к пехотным атакам, особенно в городских боях и в лесу, когда простая ручная граната могла быть легко заброшена внутрь машины. К концу войны бронирование M10 уже стало недостаточным против новых немецких танковых и противотанковых пушек. Однако самым большим недостатком M10 была крайне низкая скорость поворота башни ввиду отсутствия какой-либо механизации этого процесса. Башня поворачивалась только вручную, и на совершение ею полного оборота требовалось около двух минут времени. Кроме того, вопреки писаной доктрине применения, американские истребители танков израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных, что показывает полный крах этой доктрины — машины в основном использовались в роли танков, которые они должны были бы на бумаге поддерживать.

M10 RBFM в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.

Боевая эффективность

Достоинства:
  • отличный обзор;
  • высокая скорострельность и очень высокий урон в минуту;
  • хорошая точность орудия для своего уровня;
  • лоб корпуса под углом может держать выстрелы орудий уровнем ниже;
  • наличие башни.
Недостатки:
  • малый запас прочности;
  • открытая башня;
  • малая скорость поворота башни;
  • малое количество снарядов;
  • низкая скорость заднего хода;
  • малая дальность радиосвязи.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ40

БП9

ОФ5

Оборудование
  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Маскировочная сеть уменьшит заметность неподвижной машины.
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижной машины.
Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата базы или добивания противников с малым запасом прочности.

Оценка M10 RBFM

  • Воин — за скорострельное орудие с неплохой точностью и бронепробитием.
  • Защитник — за среднюю скорость можно вернуться на базу и сбить захват.
  • Поддержка — за высокую скорострельность и невысокий разовый урон.
  • Разведчик — за отличный обзор на своём уровне.
  • Дозорный — за отличный обзор на своём уровне.

История изменений

Основная статья: История изменений M10 RBFM

История изменений

Обновление 1.5
  • Введёна на основной сервер в качестве акционной французской ПТ-САУ V уровня.
  • Впервые можно было получить в рамках события «День Д» с 24 мая по 7 июня 2019 г.
Обновление 1.9
  • Боезапас изменён с 54 до 65 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 23%.
  • Прочность изменена с 360 до 470 единиц.

История создания

САУ G6 и буксируемая гаубица G5

В 1960-х на вооружении Южно-Африканских сил обороны находились британские буксирумые гаубицы G1 и G2, и канадская САУ Sexton. Во время военной интервенции ЮАР в войну в Анголе, в ходе артиллерийских дуэлей с советскими офицерами-артиллеристами выяснилось, что данные артсистемы существенно уступают по своим характеристикам советской буксируемой гаубице Д-30 и пушке М-46. Принятая впоследствии на вооружение буксируемая гаубица G5 хотя и обладала хорошей огневой мощью, но её мобильность не устраивала южноафриканских военных. Было принято решение создать САУ не уступающую по мобильности БМП с колёсной формулой 6 × 6 «Ратель», стоящей на вооружении Южно-Африканских национальных сил обороны с конца -х гг.

G6 была разработана южноафриканской компанией LIW, подразделением корпорации Denel Land Systems, по заказу армии ЮАР. Южноафриканские военные заказали высокомобильную САУ, способную совершать марш-броски на расстоянии до 1000 км от мест постоянной дислокации, в том числе по пересеченной местности.

Разработка первой южноафриканской САУ, получившей название G6 «Носорог», началась в конце 1970-х годов. Первый опытный образец появился в году, а первые серийные САУ начали поступать в войска в году.

Выбор колёсного шасси был обусловлен особенностями рельефа местности Южной Африки, а также требованиями военных иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками ЮАР.

Гаубица САУ унифицирована с буксируемой гаубицей G5, находившейся на тот момент в производстве южноафриканской корпорации Denel Land Systems. Колесное шасси САУ производится компанией Reumech ОМС, ныне подразделение корпорации BAE Systems.

Модификации

  • 3-in. Gun Motor Carriage T35 (прототип) — ходовая часть от ранних средних танков M4A2 «Шерман».
  • 3-in. Gun Motor Carriage T35E1 / 3-in. GMC M10 (3-in. SP, Wolverine) — с дизельным двигателем (около 5000 шт.).
  • 3-in. GMC M10A1 — с карбюраторным двигателем Ford GAA (около 1700 шт.).
  • 17-pdr. SP. Achilles — 3-in. GMC M10, вооружённая 17-фунтовой пушкой Mk V, такой же как на танке Шерман Файрфлай и других британских машинах. Этот вариант внешне можно идентифицировать по дульному тормозу на орудии и большему противовесу сзади башни.

    • Перевооружённые дизельные M10 стали 17-pdr. SP. Achilles IC.
    • Перевооружённые карбюраторные M10A1 стали 17-pdr. SP. Achilles IIC.
  • Full-Track Prime Mover M35 — безбашенный тягач M10A1 для буксируемых тяжёлых орудий.

История создания

До начала Второй мировой войны американское военное командование серьёзно недооценивало роль танков. В связи с успешным применением танков во время блицкрига в Польше и Франции, вопрос противотанковой борьбы встал для американцев чрезвычайно остро. После недолгих дебатов возобладала точка зрения генерала Макнейра, что борьбу с вражескими танками должны взять на себя специализированные противотанковые подразделения, соответствующим образом оснащённые. Подобная доктрина была удобна тем, что не требовала изменений в структуре, тактике и оснащении уже существующих сухопутных войск. Предполагалось, что противотанковые подразделения будут перебрасываться туда, где они необходимы, и будут создавать мощную противотанковую оборону на танкоопасных направлениях, предотвращая танковые прорывы концентрацией противотанковых средств. Считалось, что такая методика более эффективна против германской стратегии танковых ударов, чем традиционная противотанковая оборона.

Для того, чтобы обеспечить подобный манёвр противотанковыми средствами, нужно было оснащать команды истребителей танков соответствующей их задачам техникой, главными требованиями к которой становились мощное вооружение, способное эффективно бороться со всеми типами вражеских танков, а также высокая стратегическая и тактическая мобильность, позволяющая быстро перебрасывать истребители танков на угрожаемые участки.

Поскольку потребность в истребителях танков была весьма насущной, работы развернулись сразу по нескольким направлениям. Наибольшую мобильность, дешевизну и простоту обеспечивала схема с колёсным или полугусеничным шасси, реализованная в 37-мм GMC M6 и в 75-мм GMC M3, но в этом случае не удавалось установить достаточно мощное орудие, а также обеспечить приемлемую защиту экипажа. Поэтому были сформулированы требования к противотанковым САУ на шасси лёгких и средних танков.

Работы по созданию истребителя танков на шасси среднего танка начались в декабре 1941 года, и первым прототипом стала опытная САУ T24, представлявшая собой зенитное орудие M3, установленное в открытой рубке на шасси среднего танка M3. После постройки нескольких тестовых образцов, в том числе и с зенитным орудием M1918, проект был закрыт в апреле 1942 года, поскольку не удовлетворял требованиям военных в мобильности, и, кроме того, не имел вращающейся башни.

На замену в январе 1942 года пришёл проект T35, представляющий собой установку орудия T12, разработанного для тяжёлого танка M6, на шасси среднего танка M4A2 (с облегчённым бронированием), в башне кругового вращения. Орудие монтировалось в установке, заимствованной от M6, литая башня была открытой в верхней и задней части. Кроме того, по требованиям военных был разработан альтернативный вариант T35E1, получивший новую верхнюю часть корпуса, имеющую наклонное бронирование. Изготовленные образцы также получили новую сварную цилиндрическую башню, также имевшую наклонное бронирование. Крыша башни прикрывала только её переднюю часть.

Так как тесты показали преимущество наклонного бронирования, для стандартизации в качестве истребителя танков M10 был рекомендован прототип T35E1. При стандартизации в июне 1942 года M10 получил новую сварную башню пятиугольной формы. Орудие, стандартизованное как M7, получило новую установку принципиально иной конструкции.

Обучение экипажа

Экипаж танка состоит из пяти человек, без совмещенных специализаций, поэтому каждый выполняет свою роль. Нюанс заключается в том, что экипаж прокачиваемых ПТ-САУ Франции состоит из четырех человек, поэтому придется качать нового танкиста — радиста. Рассмотрим оптимальный вариант выбора навыков для M10 RBFM:

Шестое чувство нужно изучить как можно быстрее, потому что в боях с 6-7 уровнями велик риск отправиться в ангар сразу после засвета.

Маскировка значительно повысит хорошую незаметность машины, что очень важно для засадной  ПТ-САУ. Радиоперехват прибавит к обзору 11,1 метра, а орлиный глаз 7,4 метра

Радиоперехват прибавит к обзору 11,1 метра, а орлиный глаз 7,4 метра.

Изучив плавный поворот башни вести прицельный огонь из засады станет немного проще. Плавный ход повысит вероятность попасть по противнику находясь в движении, а виртуоз сделает машину более поворотливой, что не позволит быстрым СТ или ЛТ вас закрутить.

При высокой скорострельности навык снайпер значительно увеличит вероятность нанесения критического урона технике противника.

Бесконтактная боеукладка один из важнейших навыков заряжающего. Втором профильным перком следует изучить отчанный, когда запас прочности танка будет менее 36 единиц (а с учетом боев против 4-5 уровней такой расклад вполне вероятен), то скорость перезарядки увеличится на 9,1%.

Изобретатель немного исправит ситуацию с плохой дальностью связи, повысив ее на 87,6 метра.

Боевое братство требует освоения на 100% всеми членами экипажа, чтобы получить эффект +5% к навыкам. Лучше всего изучить его через сброс навыков, отображенных на втором уровне, так почти все они действуют с момента изучения.

Оборудование для M10 RBFM

Выбор дополнительных модулей диктуется особенностями конструкции машины и ТТХ. В данном случае имеет смысл улучшать сильные стороны M10 RBFM. Учитывая, что в нашем распоряжении ПТ-САУ с башней и УГН 360°, то нет необходимости поворачивать каждый раз корпус, что идеально для такого оборудования:

  • стереотруба — повысит обзор на 92,5 метра в неподвижном состоянии, тем самым доведя этот показатель до максимального значения;
  • маскировочная сеть — в неподвижном состоянии повысит незаметность машины;

Так как скорость сведения очень быстрая, то можно смело повышать скорострельность:

орудийный досылатель среднего калибра — повысит на скорость перезарядки на 10% и тем самым увеличит средний урон в минуту.

На технику с открытой рубкой невозможна установка улучшенной вентиляции.

Модификации

  • G6 —- базовый вариант (длина ствола 45 калибров)
  • G6 M1A3 — экспортная версия (длина ствола 45 калибров)
  • G6-52 — новейшая модификация, впервые продемонстрированная в году; имеет две версии и следующие особенности:

    • длина ствола 52 калибров;
    • боевая масса выросла до 49 т;
    • экипаж сокращён до 3-5 человек;
    • заряжание гаубицы полностью автоматическое, благодаря чему скорострельность выросла до 8 выстр./мин;
    • боекомплект увеличен до 48 снарядов (40 в автомате заряжания башни и 8 в немеханизированной боеукладке в корпусе САУ);
    • САУ способна поразить цель одновременно 5-6 снарядами на расстоянии 25 км в режиме «огневой шквал» (англ. multiple rounds simultaneous impact или MRSI). В этом режиме снаряды летят по разным траекториям, что достигается изменением от выстрела к выстрелу углов бросания и начальной скорости и, как следствие, изменением полетного времени конкретного снаряда до цели. Это обеспечивает максимально высокую вероятность поражения.за счет поражения одной цели группой снарядов, выпущенных по различным траекториям. В этом режиме одно орудие может заменять взвод, а иногда даже и целую артиллерийскую батарею, использующую старую схему ведения огня. 
    • время перехода САУ в боевое положение снижено с 60 до 30 сек;
    • углы наведения орудия по горизонтали увеличены до 360°;
    • система защиты от средств массового поражения входит в стандартное оснащение;
    • версия «JBMOU» с зарядной каморой объёмом 23 литра — отвечает требованиям НАТО по унификации «JBMOU» (Joint Ballistic Memorandum of Understanding). Дальность стрельбы ОФС увеличена до 33 км, базовым активно-реактивным ОФС — 42 км, V-LAP (активно-реактивный ОФС с улучшенной аэродинамикой) — 58 км;
    • версия «Extended Range» с зарядной каморой объёмом 25 литров — более дальнобойная, но не отвечает требованиям НАТО по унификации «JBMOU»; дальность стрельбы ОФС увеличена до 38 км, базовым активно-реактивным ОФС — 50 км, V-LAP (активно-реактивный ОФС с улучшенной аэродинамикой) — 67 км.
  • T6-52 — версия с башней от G6 смонтированная на танковом шасси.

Общие сведения

САУ-6 на базе Тритон 007 предназначена для управления приточной камерой с водяным калорифером нагрева и охлаждения. Основой САУ-6 является микропроцессорный контроллер нового поколения «Тритон». Новый контроллер снабжен жидкокристаллическим индикатором и русскоязычным меню. Аварийные сообщения и параметры работы приточной установки отображаются на русском языке. Имеется возможность подключения одного или нескольких контроллеров к ПК, что позволяет в режиме реального времени наблюдать за работой приточных установок. САУ-6 осуществляет контроль входных параметров, их обработку и выдачу управляющих сигналов на исполнительные механизмы. Входными параметрами САУ-6 являются датчики температуры наружного и приточного воздуха, датчика температуры обратной воды, датчика температуры воздуха в помещении, датчика засорённости воздушного фильтра, датчика работы вентилятора. Исполнительными механизмами САУ-6 являются привод клапана наружного воздуха (жалюзи), двигатель вентилятора, привод регулирующего крана нагревающего калорифера, привод регулирующего крана охлаждающего калорифера. В САУ-6 смонтирован магнитный пускатель на 10А, что позволяет напрямую подключать двигатель вентилятора, без использования силового САУ-6а. САУ 6 обеспечивает работу системы в трех режимах: автоматическом, дежурном, ручном.

История производства

Производство M10 на заводе Fisher Tank Arsenal

Производство M10 началось в сентябре 1942 года Fisher Tank Arsenal. Через два месяца, в октябре 1942 года, был заключён договор с Ford Motor Company на производство варианта на шасси танка M4A3, получившего армейское обозначение M10A1. Причиной стала нехватка шасси M4A2, которое использовалось для производства M10.

В процессе производства оба варианта подвергались незначительным модернизациям, связанным, в частности, с проблемой уравновешивания изначально не слишком удачно спроектированной башни. Эта неуравновешенность очень сильно затрудняла развороты башни, в том случае если САУ находилась не на горизонтальной поверхности.

Первоначальным решением стало использование расширителей гусеничных траков в качестве импровизированных противовесов. Расширители подвешивались на заднюю стенку башни на заводских креплениях, которые стали монтировать, начиная с осени 1942 года. Также проблему уравновешивания попытались решить установкой крупнокалиберного пулемёта на задней части башни.

После того, как было выпущено 650 M10 и M10A1 без противовесов, в январе 1943 года башни стали оснащаться сварными заводскими противовесами. Всего таких САУ было выпущено 2850 штук. Это не стало окончательным решением проблемы, потому что противовесы были признаны слишком тяжёлыми.

В результате, в июне 1943 года M10 и M10A1 получили новую удлинённую башню с литыми противовесами улучшенной конструкции, которые были вынесены дальше от центра вращения и облегчены. Всего было выпущено 3200 САУ с новыми башнями.

С декабря 1943 года был внедрён новый дизайн сидений наводчика и командира, походные фиксаторы орудия и башни, был также перенесён неудобно расположенный маховик механизма поворота башни. В мае по требованию армии САУ получили комплект оборудования для стрельбы с закрытых позиций, состоящий из указателя азимута и угла возвышения орудия.

Год производства M10 M10A1
1942 611 28
1943 4382 1385 (+300 без башни)

Производство прекратилось в декабре 1943 года в связи с появлением более совершенного истребителя танков M36 Jackson.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Материал на Warspot
  • Записи боев на M10 Wolverine
В сети Интернет
  • M10 // Википедия
  • M10 // Оружие войны

Техника США

Лёгкие танки I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Средние танки II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Тяжёлые танки V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
ПТ-САУ II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
САУ II T1 HMC • III T18 HMC • III M7 Priest • IV T82 HMC • IV M37 • V M41 HMC • VI M44 • VII M12 • VIII M40/M43 • IX M53/M55 • X T92 HMC

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector